Мониторинг эффективности муниципального управления на примере муниципальных образований Самарской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 18:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование мониторинга эффективности муниципального управления и выявление путей его усовершенствования на примере Самарской области. Для этого необходимо решить следующие задачи:
Раскрыть основные понятия «мониторинга», исследовать его виды
Рассмотреть управленческий вид мониторинга и выявить его функции

Файлы: 1 файл

курс.doc

— 446.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального

образования

«Самарский государственный университет»

Факультет экономики и управления

Кафедра экономики города и

муниципального управления

Специальность «Государственное

и муниципальное управление»

Мониторинг  эффективности муниципального управления на примере муниципальных образований  Самарской области

Курсовая работа по дисциплине «Система государственного и муниципального управления»

Выполнила студентка

3 курса группа 18302. 10 Шишкина Екатерина  Сергеевна 

Научный руководитель

 Профессор, доктор экономических наук Иваненко Лариса Викторовна

 Работа защищена

«_» 2011 г.

Оценка 

Зав. кафедрой д. ф. н.,

 Сорочайкин А. Н.

Самара 2011

Содержание

Введение

Одной из приоритетных задач современного этапа развития России является качественное улучшение системы муниципального управления. Без ее решения невозможно достичь конкурентоспособности страны в быстро меняющемся мире, обеспечить на должном уровне потребности в общественных благах и услугах, улучшить результативность функционирования государственного аппарата. [18] Эффективность власти в стране определяется тем, насколько действенна и плодотворна власть на первичном, низовом уровне - в муниципальном образовании. Население судит о работе всей государственной машины по тому, как работает муниципальная власть, поэтому на современном этапе развития России эффективности муниципального управления уделяется особое внимание. Однако существуют некоторые противоречия между информационными потребностями органов управления и возможностями действующих систем их информационного обеспечения: разнообразные составляющие внешней и внутренней среды, влияющие на социально - экономическую систему, их подвижность не позволяют точно определить эффективность управления. Одним из возможных путей решения это проблемы является формирование управленческого мониторинга муниципального образования, но при этом и сам мониторинг требует определения эффективности его проведения.

Актуальность выбранной мной темы обусловлена следующими факторами:

  • во-первых, необходимостью уточнения теоретико-методологических и методических основ рационального использования мониторинга в социальном развитии муниципальных образований современного российского общества;
  • во-вторых, назревшими потребностями в разработке системы мониторинга управления муниципальными образованиями;
  • в-третьих, практическими запросами активизации мониторинговых технологий в управлении муниципальными образованиями с целью принятия сбалансированных и эффективных управленческих решений.

 

Целью курсовой работы является исследование мониторинга эффективности муниципального управления и выявление путей  его усовершенствования на примере Самарской области. Для этого необходимо решить следующие задачи:

  • Раскрыть основные понятия «мониторинга», исследовать его виды
  • Рассмотреть управленческий вид мониторинга и выявить его функции
  • Выявить существующие методики оценки эффективности муниципального управления
  • Выявить параметры и проблемы оценки качества муниципального управления
  • Исследовать мониторинг как инструмент обеспечения качества муниципального управления
  • Исследовать результаты мониторинга эффективности муниципального управления в Самарской области

Объектом курсовой работы является мониторинг как способ определения  эффективности муниципального управления.

 

Предмет исследования: мониторинг эффективности  муниципального управления на примере  Самарской области.

При написании курсовой работы я опиралась на исследования следующих авторов: Рычихина Э. Н. [19], Нарышкин С.Е. [18], Д. С. Львова[17], Г.Ю. Ветров [15]

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические аспекты мониторинга муниципального управления

Эффективность экономики, качество управления, характер и содержание социальных коммуникаций, уровень развития человеческого потенциала находятся в сложной взаимозависимости. Особенно ярко это проявляется на уровне местного самоуправления, где данная взаимозависимость наиболее очевидна и сказывается на эффективности данного института публичной власти в целом. Важным этапом реализации методики управления, ориентированного на результат, является процесс мониторинга результативности. Можно выделить три основных момента:

  • сбор информации о достигнутых результатах;
  • оценка и анализ полученных результатов путем сопоставления с плановыми значениями;
  • предоставление отчетности лицам, принимающим решения, для оценки эффективности и внесения необходимых корректировок.
    1. Понятие мониторинга и его сущность

Понятие «мониторинг» не имеет однозначного толкования, т.к. применяется практически во всех сферах научно-практической деятельности.  Сложность формулировки определения понятия «мониторинг» связана так же с его принадлежность, как к теоретической, так и практической сфере. Мониторинг можно рассматривать и как способ исследования реальности, используемый в различных науках, и как способ обеспечения сферы управления различными видами деятельности посредством предоставления своевременной и достоверной информации.

Понятие «мониторинг» (от англ. Monitoring в переводе – отслеживание, на базе латинского корня -  monitor – напоминающий, предостерегающий)  стало общепризнанным как в науке, так и в других областях общественной практики. Мониторинг понимается как процесс систематического сбора и обработки информации, наблюдения за объектом, контроля, анализа, оценки и прогнозирования его состояния. Таким образом, диагностика ситуации систематически с определенной заданной периодичностью и использованием одинаковой системы индикаторов позволяет корректировать управление объектом или процессом, выявляя сходства или несоответствия с желаемым. Основная сфера практического применения мониторинга – это информационное обслуживание управления в предметных областях деятельности. Для того,  чтобы лучше понять сущность изучаемой темы,  я рассмотрела некоторые из существующих видов мониторинга.

    1. Виды мониторинга

Мониторинг  может быть классифицирован по ряду оснований. В зависимости от оснований, можно выделить следующие его виды:

Вид мониторинга

Основания для экспертизы

Особенности

Динамический

Данные о  динамике развития того или иного  объекта, явления или показателя

Самый простой  вид мониторинга, для относительно простых систем, локального мониторинга (цен, доходов населения и пр.) или мониторинга физических объектов, этого подхода может оказаться достаточно, однако для сложных социальных систем этот способ не подходит. На первом месте в целях мониторинга стоит предупреждение о возможной опасности, а выяснение причин носят вторичный характер, в силу того, что причины достаточно прозрачны.

Конкурентный

Результаты  идентичного обследования других подобных систем

Изучение двух или нескольких подсистем большей  системы проводится параллельно  и одновременно, одним инструментарием, что дает основание делать вывод о величине эффекта на той или иной подсистеме. Кроме этого такой подход дает возможность оценить величину опасности, ее критичность.

Сравнительный

Результаты  идентичного обследования одной  или двух систем более высокого уровня

Носит специфический для мониторинга характер, и не рассматривается при планировании экспериментов. Он заключается в том, что данные по системе сравниваются с результатами, полученными для системы более высокого уровня.

Комплексный

Несколько оснований  для экспертизы

Включает в себя как мониторинг решаемых задач, так и мониторинг используемых средств. Часто вырождается в исследование по плану единичного случая, со всеми вытекающими из этого последствиями


 

Применительно к социальным системам можно выделить 3 вида мониторинга[16] в зависимости от поставленных целей:

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 


 

 

Существуют  и другие виды классификаций мониторинга:

  • по масштабу целей образования (стратегический, тактический, оперативный);
  • по этапам обучения (входной или отборочный, учебный или промежуточный, выходной или итоговый);
  • по временной зависимости (ретроспективный, предупредительный или опережающий, текущий);
  • по частоте процедур (разовый, периодический, систематический);
  • по охвату объекта наблюдения (локальный, выборочный, сплошной);
  • по организационным формам (индивидуальный, групповой, фронтальный);
  • по формам объект-субъектных отношений (внешний или социальный, взаимоконтроль, самоанализ);
  • по используемому инструментарию (стандартизованный, нестандартизованный, матричный  и др.)
    1. Управленческий мониторинг

В современных условиях развития общество предъявляет большие требования к управлению, стимулируя существенные изменения в управленческом процессе. Усиление внимания к мониторингу вытекает из необходимости учитывать скорость трансформации внешней среды, в том числе положения о противоречивом, но взаимосвязанном характере этих изменений. Управленческий мониторинг можно определить как процесс систематического отслеживания и сбора данных об объекте управленческой деятельности как системе и внешних факторах, влияющих на него, обработка полученных результатов, их сохранение, использование и распространение с целью эффективного воздействия субъекта управления на управляемый объект. Данное определение может быть проиллюстрировано в следующей схеме:

Управленческий мониторинг

Сбор

Обработка

Сохранение

Использование

Распространение

Данные об объекте  или явлении

Внутренняя среда

Информация  о состоянии объекта

Внешняя

среда

 

 

 

Анализ

Прогнозирование

Планирование

Мотивация

Контроль

Принятие решений

         

Эффективное функционирование и достижение целей


Важной сущностной характеристикой управленческого мониторинга является то, что он должен проводиться не только сам систематически, но и представлять собой систему, включающую данные всех подсистем, входящих в большую систему, какой является организация. Именно системность мониторинговой деятельности позволяет выступать ему максимально эффективно и давать системе управления организацией необходимую информацию о состоянии системы в динамике, выявлять и прогнозировать возможные направления ее трансформации. Одной из немногих работ, где данному вопросу уделяется внимание, является монография под редакцией Д. С. Львова, где мониторинг определяется как процесс непрерывного наблюдения за внедрением намеченных мероприятий и анализа причин их невыполнения. Хотя в работе излагаются основные методические принципы проведения мониторинга целевых комплексных программ, а не стратегических планов, в целом подход представляет большой интерес. Авторы подчеркивают, что целью мониторинга является решение проблем на основе организованного контроля выполнения целевых комплексных программ в условиях заданных ограничений по времени и ресурсам [17]. По мнению Г.Ю. Ветрова - одного из ведущих специалистов в области оценки социально-экономического состояния городов России, а также мониторинга и оценки реализации муниципальных программ и стратегий - выбор индикаторов является ключевым условием успешного мониторинга реализации программы. Каждая муниципальная программа имеет цель (или несколько целей), достижение которой (которых) приурочено к определенному времени. Каждой цели программы должны соответствовать определенные индикаторы (один или несколько). Возможные (ориентировочные) значения целевых индикаторов программы определяются на основе прогноза, а фактические значения - на основе мониторинга[15].

Однако при проведении управленческого мониторинга часто встречаются следующие недостатки:

  • поверхностный, обрывочный, формальный подход к сбору мониторинговой информации,
  • неумение использовать полученные данные в управлении и разработке стратегий развития и функционирования социально-экономических систем,
  • недостаточные умения в обобщении, сравнении, анализе данных руководителями на всех уровнях.

Таким образом,  важность управленческого мониторинга определяется выполняемыми им функциями:

  • наблюдение за состоянием организации на основе установленных системой показателей (индикаторов);
  • определение степени отклонения фактически полученных данных о деятельности организации от предусмотренных;
  • проведение диагностики с целью выявления состояния организации, причины появления проблем в управлении и на основе полученных данных об отклонениях или серьезных ухудшениях в состоянии и развитии сформировать основания для возможных путей ее решения;
  • предложение оперативных, своевременных управленческих решений по нормализации деятельности всей организации в соответствии с поставленными стратегическими целями и выработанными плановыми показателями;
  • позволяет осуществлять регулярную текущую корректировку целей и показателей развития организации в случае ее необходимости, включая стратегические.

Информация о работе Мониторинг эффективности муниципального управления на примере муниципальных образований Самарской области