Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 18:58, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование мониторинга эффективности муниципального управления и выявление путей его усовершенствования на примере Самарской области. Для этого необходимо решить следующие задачи:
Раскрыть основные понятия «мониторинга», исследовать его виды
Рассмотреть управленческий вид мониторинга и выявить его функции
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального
образования
«Самарский государственный
Факультет экономики и управления
Кафедра экономики города и
муниципального управления
Специальность «Государственное
и муниципальное управление»
Мониторинг
эффективности муниципального управления
на примере муниципальных
Курсовая работа по дисциплине «Система государственного и муниципального управления»
Выполнила студентка
3 курса группа 18302. 10 Шишкина Екатерина Сергеевна
Научный руководитель
Профессор, доктор экономических наук Иваненко Лариса Викторовна
Работа защищена
«_» 2011 г.
Оценка
Зав. кафедрой д. ф. н.,
Сорочайкин А. Н.
Самара 2011
Содержание
Одной из приоритетных задач современного
этапа развития России является качественное
улучшение системы
Актуальность выбранной мной темы обусловлена следующими факторами:
Целью курсовой работы является исследование
мониторинга эффективности
Объектом курсовой работы является мониторинг как способ определения эффективности муниципального управления.
Предмет исследования: мониторинг эффективности муниципального управления на примере Самарской области.
При написании курсовой работы я опиралась на исследования следующих авторов: Рычихина Э. Н. [19], Нарышкин С.Е. [18], Д. С. Львова[17], Г.Ю. Ветров [15]
Эффективность экономики, качество управления, характер и содержание социальных коммуникаций, уровень развития человеческого потенциала находятся в сложной взаимозависимости. Особенно ярко это проявляется на уровне местного самоуправления, где данная взаимозависимость наиболее очевидна и сказывается на эффективности данного института публичной власти в целом. Важным этапом реализации методики управления, ориентированного на результат, является процесс мониторинга результативности. Можно выделить три основных момента:
Понятие «мониторинг» не имеет однозначного толкования, т.к. применяется практически во всех сферах научно-практической деятельности. Сложность формулировки определения понятия «мониторинг» связана так же с его принадлежность, как к теоретической, так и практической сфере. Мониторинг можно рассматривать и как способ исследования реальности, используемый в различных науках, и как способ обеспечения сферы управления различными видами деятельности посредством предоставления своевременной и достоверной информации.
Понятие «мониторинг» (от англ. Monitoring в переводе – отслеживание, на базе латинского корня - monitor – напоминающий, предостерегающий) стало общепризнанным как в науке, так и в других областях общественной практики. Мониторинг понимается как процесс систематического сбора и обработки информации, наблюдения за объектом, контроля, анализа, оценки и прогнозирования его состояния. Таким образом, диагностика ситуации систематически с определенной заданной периодичностью и использованием одинаковой системы индикаторов позволяет корректировать управление объектом или процессом, выявляя сходства или несоответствия с желаемым. Основная сфера практического применения мониторинга – это информационное обслуживание управления в предметных областях деятельности. Для того, чтобы лучше понять сущность изучаемой темы, я рассмотрела некоторые из существующих видов мониторинга.
Мониторинг может быть классифицирован по ряду оснований. В зависимости от оснований, можно выделить следующие его виды:
Вид мониторинга |
Основания для экспертизы |
Особенности |
Динамический |
Данные о динамике развития того или иного объекта, явления или показателя |
Самый простой вид мониторинга, для относительно простых систем, локального мониторинга (цен, доходов населения и пр.) или мониторинга физических объектов, этого подхода может оказаться достаточно, однако для сложных социальных систем этот способ не подходит. На первом месте в целях мониторинга стоит предупреждение о возможной опасности, а выяснение причин носят вторичный характер, в силу того, что причины достаточно прозрачны. |
Конкурентный |
Результаты идентичного обследования других подобных систем |
Изучение двух или нескольких подсистем большей системы проводится параллельно и одновременно, одним инструментарием, что дает основание делать вывод о величине эффекта на той или иной подсистеме. Кроме этого такой подход дает возможность оценить величину опасности, ее критичность. |
Сравнительный |
Результаты идентичного обследования одной или двух систем более высокого уровня |
Носит специфический для мониторинга характер, и не рассматривается при планировании экспериментов. Он заключается в том, что данные по системе сравниваются с результатами, полученными для системы более высокого уровня. |
Комплексный |
Несколько оснований для экспертизы |
Включает в себя как мониторинг решаемых задач, так и мониторинг используемых средств. Часто вырождается в исследование по плану единичного случая, со всеми вытекающими из этого последствиями |
Применительно к социальным системам можно выделить 3 вида мониторинга[16] в зависимости от поставленных целей:
Существуют и другие виды классификаций мониторинга:
В современных условиях развития общество предъявляет большие требования к управлению, стимулируя существенные изменения в управленческом процессе. Усиление внимания к мониторингу вытекает из необходимости учитывать скорость трансформации внешней среды, в том числе положения о противоречивом, но взаимосвязанном характере этих изменений. Управленческий мониторинг можно определить как процесс систематического отслеживания и сбора данных об объекте управленческой деятельности как системе и внешних факторах, влияющих на него, обработка полученных результатов, их сохранение, использование и распространение с целью эффективного воздействия субъекта управления на управляемый объект. Данное определение может быть проиллюстрировано в следующей схеме:
Управленческий мониторинг | ||||
Сбор |
Обработка |
Сохранение |
Использование |
Распространение |
Данные об объекте или явлении | ||||
| ||||
Внутренняя среда |
|
Информация о состоянии объекта |
|
Внешняя среда |
| ||||
Анализ |
Прогнозирование |
Планирование |
Мотивация |
Контроль |
Важной сущностной характеристикой управленческого мониторинга является то, что он должен проводиться не только сам систематически, но и представлять собой систему, включающую данные всех подсистем, входящих в большую систему, какой является организация. Именно системность мониторинговой деятельности позволяет выступать ему максимально эффективно и давать системе управления организацией необходимую информацию о состоянии системы в динамике, выявлять и прогнозировать возможные направления ее трансформации. Одной из немногих работ, где данному вопросу уделяется внимание, является монография под редакцией Д. С. Львова, где мониторинг определяется как процесс непрерывного наблюдения за внедрением намеченных мероприятий и анализа причин их невыполнения. Хотя в работе излагаются основные методические принципы проведения мониторинга целевых комплексных программ, а не стратегических планов, в целом подход представляет большой интерес. Авторы подчеркивают, что целью мониторинга является решение проблем на основе организованного контроля выполнения целевых комплексных программ в условиях заданных ограничений по времени и ресурсам [17]. По мнению Г.Ю. Ветрова - одного из ведущих специалистов в области оценки социально-экономического состояния городов России, а также мониторинга и оценки реализации муниципальных программ и стратегий - выбор индикаторов является ключевым условием успешного мониторинга реализации программы. Каждая муниципальная программа имеет цель (или несколько целей), достижение которой (которых) приурочено к определенному времени. Каждой цели программы должны соответствовать определенные индикаторы (один или несколько). Возможные (ориентировочные) значения целевых индикаторов программы определяются на основе прогноза, а фактические значения - на основе мониторинга[15].
Однако при проведении управленческого мониторинга часто встречаются следующие недостатки:
Таким образом, важность управленческого мониторинга определяется выполняемыми им функциями: