Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 18:58, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование мониторинга эффективности муниципального управления и выявление путей его усовершенствования на примере Самарской области. Для этого необходимо решить следующие задачи:
Раскрыть основные понятия «мониторинга», исследовать его виды
Рассмотреть управленческий вид мониторинга и выявить его функции
Очень важно, чтобы помимо показателей текущего функционирования муниципалитета, были представлены и показатели, отражающие стратегическое развитие муниципального образования. В первую очередь – наличия в муниципалитете стратегий социально-экономического развития и качество их реализации. Для разработки показателей эффективности и критериев их оценки следует широко привлекать местное сообщество, а также общественные организации и экспертов. Есть предложения по организации открытого конкурса на разработку подобных критериев с широким обсуждением предложенных на него продуктов, что могло бы стать самым эффективным шагом. При этом система оценки эффективности работы органов местного самоуправления должна быть многоуровневой. Первый, базовый и обязательный уровень, будет отражать качество предоставления населению важнейших услуг, развитие муниципального образования и уровень гражданской активности.
Следующий уровень оценки, которую добровольно смогут использовать наиболее активные муниципалитеты, может касаться эффективности муниципального менеджмента, учитывающей квалификацию муниципальных служащих, скорость прохождения документов и рассмотрения обращений граждан, введение собственных дополнительных стандартов и административных регламентов предоставления бюджетных услуги т.п. Высшим уровнем оценки и признания должны стать ежегодные процедуры выделения «лучших практик».
Для достижения наибольшей эффективности, необходимо, чтобы подавляющее большинство муниципальных образований участвовало в анализе (включая муниципальные образования первого уровня – поселения), следует обеспечить независимость экспертизы, а также ясность и прозрачность критериев.
В настоящее время от муниципальных органов все больше требуется количественная оценка управления, но измерить эффективность их деятельности можно лишь до определенного предела. Для преодоления этого противоречия может быть использовано управление по результатам как особый подход к управленческим задачам, возникший с усложнением их содержания и взаимосвязей. Это способ уменьшить число ошибок и роль случайности в отборе учитываемой информации, когда «полную» информацию об объектах и задачах управления практически невозможно собрать и проанализировать.
Управление по результатам является альтернативой детализированным алгоритмам действий и жесткому пошаговому контролю. Рассматриваемый подход наиболее удобен для управления развитием муниципальных образований. Этот процесс предполагает поиск новых путей, изменение сложившихся тенденций и, как следствие, более высокую степень неопределенности, обусловленную широким перечнем факторов внутренней и внешней среды.
При определении
предмета оценки эффективности управления
развитием муниципальных
В период с 21 июля по 4 сентября 2009 года экспертная группа аппарата правительства Самарской области, в которую, кроме представителей органов исполнительной власти, входили эксперты Высшей школы экономики (г. Москва), провела рабочие встречи в целях проверки данных, представленных в докладах глав местных администраций во всех муниципальные образованиях Самарской области. Оценка производилась на основании значений показателей по достигнутому уровню и динамике показателей социально-экономического развития муниципальных образований, в том числе показателей, необходимых для расчета неэффективных расходов местных бюджетов. Работа органов местного самоуправления оценивается более чем по тридцати показателям, касающимся здравоохранения, образования, жилищного и дорожного строительства, предпринимательской деятельности, благоустройства и санитарного состояния территорий. Учитывается также удовлетворенность жителей действующей муниципальной властью. [10]
Цель мониторинга определена тремя основными позициями:
Эффективность муниципального управления в рамках данной сферы деятельности оценивалась по следующему перечню показателей:
Установленная
для оценки эффективности в данной
сфере муниципального управления система
показателей характеризуется
В Самарской
области практически
В большинстве
муниципальных образований
Восьми муниципальным районам доля населения, не имеющего возможности использовать регулярное маршрутное сообщение с центром, составляет более 2%. Проблему транспортной доступности отдаленных и малонаселенных территорий можно решить как с использованием как традиционных (организации регулярных автобусных маршрутов), так и с применением альтернативных подходов (например, организация социального такси). Всем муниципальным образованиям следует учитывать тенденцию к сокращению объемов дотационных перевозок в связи с сокращением расходов, выделяемых на данные цели в расходной части местных бюджетов. В данных условиях сохранить функционирование маршрутной сети в полном объеме можно как за счет оптимизации структуры маршрутов, так и за счет использования пакетной схемы предоставления доступа перевозчикам.
Эффективность муниципального управления в рамках данной сферы деятельности оценивалась по следующему перечню показателей:
Значения данных показателей в целом по Самарской области являются крайне низкими, причем это характерно для большинства оцениваемых муниципальных образований (за исключением г.о. Кинель, Самара, Отрадный, Тольятти, а также м.р. Безенчукский, Кинель-Черкасский, Нефтегорский). Данное обстоятельство свидетельствует о крайне низком охвате, как жителей, так и субъектов малого бизнеса мерами стимулирования малого бизнеса и индивидуального предпринимательства, что несколько противоречит задачам антикризисной политики.
Повышение данных показателей можно ожидать при условии реализации активных мер содействия новым и уже функционирующим субъектам малого предпринимательства, включающим:
Реализация
программ финансовой поддержки как
действующих, так и вновь сознанных
субъектов малого бизнеса, должна остаться
приоритетом и предметом
Эффективность муниципального управления в рамках данной сферы деятельности оценивалась по следующему перечню показателей:
Все показатели, рассматриваемые в рамках оценки данной сферы деятельности органов местного самоуправления, характеризуются совместным влиянием как администрации муниципального образования (выступающей в роли поставщика услуг и объектов), так и участников рынка (выступающих в качестве заявителей, покупателей). Тем не менее, наличие внешнего влияния не следует воспринимать как снятие ответственности за оптимизацию значений показателей с администрации муниципального образования.