Мировоззрение, образ жизни и здоровье менеджера

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 20:08, реферат

Краткое описание

Мировоззрение как система взглядов. Древняя мудрость гласит: «Есть люди, под чьим управлением гибнет всякое начинание. Есть люди, под чьим управлением свершается невозможное. Есть люди, которые могут различать одних от других». Эту мудрость следует понимать так, что для более или менее масштабного начинания, проекта особое значение, даже большее, чем знание и владение управленческим инструментарием, имеет мировоззрение руководителя.

Оглавление

1. Мировоззрение и эффективность деятельности менеджера
2. Образ жизни менеджера
3. Здоровье менеджера

Файлы: 1 файл

Лекция 6.docx

— 44.23 Кб (Скачать)

Зависимость поведения менеджера  от типа сознания. Более детальная классификация предполагает выделение групп людей, имеющих низший и высокий типы сознания, животный тип сознания. Люди с низшим типом сознания имеют направляемое «Я», основанное на эмоциях безопасности, постепенно переходящих в рациональную область психики. Это «Я» заставляет автоматически защищать сложившиеся обычаи и личные стереотипы поведения, мышления и т.д.

У человека с высоким уровнем сознания отрицательные эмоции замещены целостным и глубоким, в том числе интуитивным, пониманием, позволяющим вариантности войти в отношения взаимной поддержки и любви в широком смысле, в которых отсутствуют низменные личные и общественные стереотипы и шаблоны.

В основе жизни и деятельности лежит любовь всех (включая себя) и всего необусловлено.

Для животного типа сознания характерен относительно фиксированный стиль жизни, основанный на инстинктивном, генетически запрограммированном поведении.

По оценкам  американских психотерапевтов в  западном мире более 99 % людей имеют  низкий уровень сознания, характеризующийся  стремлением к достижению безопасности, острых ощущений, престижа, и, главным  образом, денег и власти. Борьба за все это держит людей в постоянной тревоге, подозрениях, злобе, враждебности, отнимает у них мир, удовлетворение и любовь, создает различного рода препятствия и неудобства в жизни. Эти несчастья создают не сами по себе деньги и власть, а психологическая  зависимость от них.

В материалах к парламентским слушаниям по проблемам региональной безопасности выделены следующие мировоззренческие  ориентации (строй психики): животная, зомби, демоническая, человеческая.

Животная мировоззренческая ориентация характеризуется такими чертами:

человеком управляют преимущественно инстинкты  и физиологические потребности;

индивид не стремится, не пытается и не может  сдерживать в себе животное начало;

разум служит, главным образом, удовлетворению животных инстинктов. Он абсолютизирует рациональное и отвергает интуицию (при этом разум может быть достаточно развитым, а его носитель — выдающимся профессионалом);

сосредоточенность исключительно на себе, видение себя центром Вселенной, чувствительность к окружающему миру чрезвычайно  низка.

Человек может быть низведен до уровня такой  мировоззренческой ориентации действием  так называемых вредных привычек — употреблением алкоголя, наркотиков, курением и т.д.

Кроме рассмотренных  уровней сознания существует еще мировоззрение зомби (иначе говоря, биоробота), для которого свойственны следующие основные черты:

человек запрограммирован сложившейся культурой. В практической деятельности он отрабатывает внедренную в его психику программу  поведения и не в состоянии воспрепятствовать активизации собственных негативных качеств извне другими по их произволу;

все внимание приковано исключительно к собственной  персоне; абсолютизация рационального  и пренебрежение интуицией; зомбирующие  программы гораздо более значимы, чем врожденные инстинкты. Как следствие, в некоторых привычных ситуациях  не проявляются инстинктивно-животные реакции на раздражители. Диктат инстинктов сдерживается более приоритетными  социальными программами, однако от воздействия инстинктов человек  все же не освобождается;

в некоторых  жизненных обстоятельствах психика  такого индивида отвергает те линии  негативного поведения, с которыми соглашается животный строй психики  либо строй психики, низведенный  до животного алкоголем, курением, наркотиками  и т.д.; в обстоятельствах, когда  традиционные управленческие решения  оказываются неэффективными, индивид  выпадает из процессов управления, поскольку в его психике безусловно предпочтение традиции перед новым  решением (парализуется способность  мыслить). Возрастает внутренняя конфликтность  личности за счет подавления противоречий между инстинктами и традициями культуры. Демоническая мировоззренческая ориентация имеет следующие основные признаки:

индивид имеет и взращивает в себе претензии  на сверхчеловеческое достоинство. Для него свойственна осознанно  или неосознанно завышенная самооценка;

диктат  животных инстинктов индивидом сдерживается, однако полного освобождения от них  не происходит;

жесткое управление со стороны традиций культуры в значительной мере преодолевается, но полного освобождения от них не происходит;

действует исходя из рационального мышления, однако пребывает в своеволии  индивидуализма;

чувствительность  к окружающему миру недостаточна, отсутствует способность взглянуть  на мир с иной точки зрения, не совпадающей с позицией собственного «Я». Это исключает возможность  осмысленного взгляда на самого себя;

следует собственному ограниченному разумению, в отрыве от интуиции, вне связи  с Божественным;

возрастает  внутренняя конфликтность личности вследствие существования противоречий не только между инстинктами и  традициями культуры, но и стереотипами демонизма.

Указанным трем типам мировоззренческой ориентации свойственны различные формы  эгоцентризма — сосредоточенности  на своем «Я». Эгоизм, своекорыстие, даже ценой блага других становятся определяющими принципами нравственного  поведения таких индивидуумов.

Человеческая мировоззренческая  ориентация означает следующее:


врожденные  инстинкты и рефлексы являются основой, на которой строится разумное поведение;

интуиция  предоставляет человеку информацию, которую возможно понять посредством  интеллектуальной деятельности;

интуиция  выше разума, разум выше инстинктов;

интуиция, разум и инстинкты сами находятся  в гармонии и обеспечивают пребывание человека в ладу с биосферой Земли, космосом и божественным;

уровень нравственности человека таков, что  ему дано различение ситуаций, когда  ошибки и неопределенность в информации приведут к сбоям (провалу, краху) в  управлении и когда они большого значения для эффективности управления не имеют;

хорошее настроение, положительные эмоции являются обычными для человека во всех жизненных  обстоятельствах;

наивысший приоритет в определении линии  поведения и в действиях человека имеет осознанное исполнение им «высшего промысла» в той мере, в какой  он его понимает.

В каждой области деятельности есть критическая  продолжительность процесса, по превышении которой люди становятся заложниками  неподвластных им обстоятельств, т.е. утрачивают способность к эффективному по отношению к избранным целям  управления. Для разных мировоззренческих  ориентации критическая продолжительность  процесса различна и она возрастает по мере повышения уровня мировоззрения  человека.

Результаты  деятельности (тем более управления) человека с более низкой мировоззренческой  ориентацией вписываются в результаты деятельности индивида с более высоким  мировоззрением. Вместе с тем на непродолжительном отрезке времени  результаты деятельности индивида с  более низкой мировоззренческой  ориентацией могут показаться ему  более предпочтительными.

Статистически предопределены проигрыши конфликтных  ситуаций между множествами носителей  каждого из типов мировоззренческой  ориентации. Носители животной ориентации проигрывают представителям всех иных видов мировоззрения. Зомби проигрывают  носителям демонического и человеческого  мировоззрений. Носители демонического  мировоззрения проигрывают представителям человеческого. Под проигрышем понимается не достижение поставленных целей управления, потеря устойчивости достигнутого результата либо обесценивание результата спустя некоторое время при рассмотрении конфликта на более широком частотном  диапазоне.

Человек с более низкой мировоззренческой  ориентацией не видит или извращенно понимает аспекты, свойственные продолжительному процессу. Даже достигнув результата, он не замечает его негативных последствий, таким образом, свое неизбежное

поражение в будущем он принимает за бесспорную победу, достигнутую уже в настоящем.

В ориентировочной  оценке собственного мировоззрения  поможет тест личностной установки (приложение 5).

Мировоззрение менеджера тесно связано с  образом его жизни, причем эта  связь двунаправленна: мировоззрение  отражается в образе жизни, в свою очередь, образ жизни способствует выработке и закреплению того или иного типа мировоззрения.

2. Образ жизни менеджера

Выбирая профессию, человек выбирает образ  жизни, формирующийся в единстве типичных сфер жизнедеятельности и  условий жизни. Основными сферами  жизнедеятельности человека являются труд, быт, общественная жизнь, культурная жизнь.

Что касается труда, то речь идет о его условиях, характере труда, свойственных профессии  менеджера трудовых отношениях, особых функциях и обязанностях, в частности, об ответственности руководителя за результаты и эффективность деятельности трудового коллектива и организации  в целом, о наиболее часто встречающихся  ситуациях (например, стрессовых).

Для характеристики образа жизни менеджера весьма важное значение имеет влияние профессиональной деятельности на быт. Благоустроенные  бытовые условия часто определяются стереотипами, переносимыми менеджером из профессиональной в бытовую сферу, а также нередко предоставляемыми ему различного рода льготами, имеющими значение для его быта — персональный автомобиль, личная охрана, предоставляемые  и оплачиваемые организацией жилье, разнообразные средства связи и  т.д.

Чем более  крупными коллективами и более масштабными  проектами руководит менеджер, тем  более значима его деятельность для общества. По мере продвижения  по карьерной лестнице все большую  часть своей жизни менеджер посвящает  общественным делам. Обычно все более  значимыми для него становятся социальный успех и положение в социуме. На определенном уровне управления авторитет  должности помогает ему быть более  эффективным в общественных делах: менеджер проявляет повышенную активность, участвуя в различного рода общественных организациях, возглавляя комиссии, общественные советы, фонды и т.д. К поведению, решениям и суждениям руководителя все в большей степени привлекается внимание участников трудового коллектива и средств массовой информации. Менеджер все в большей степени оказывается  на виду у широкой общественности.

Для культурной жизни руководителей свойственны, с одной стороны, все более  широкий по мере повышения уровня управле ния доступ к информации различной тематики, более широкие возможности знакомиться с достижениями культуры, посещая театры, музеи и т.д., а с другой — постепенно повышающийся уровень политизированности и вместе с тем нередко появляющаяся, тенденция к сужению сферы культурных интересов.


Как свидетельствуют  сохранившиеся памятники культуры, в древности при формировании корпуса управленцев главное  внимание обращалось на формирование особой субкультуры чиновников, их образу жизни. Так, в Древнем Египте при дворе фараона существовали школы подготовки чиновников (управленцев). «Особо школьные учителя следили  за моральным обликом будущих  чиновников. Считалось, что высокое призвание и профессия, которую они должны были получить в будущем, обязывают юношей вести достойный образ жизни (курсив авт.). Мало уметь играть на флейте, читать нараспев под псалтырь или петь под аккомпанемент гуслей. Надо еще уметь заставить себя не делать того, что тебе больше всего нравится, например, пить пиво или вино, веселясь в обществе девиц...

...Чиновник  древности — это, как правило,  человек ученый, воспитанный, образованный. Занимаясь вопросами приличествующего  поведения и хорошего тона  как знаков принадлежности к высшему классу (курсив авт.), школяры много времени посвящали религиозным и этическим проблемам. Они обсуждали проблемы благоустройства государства и общества, экономного ведения хозяйства, справедливого отношения к низшим классам, предотвращения недовольства и социального напряжения, законоведения и практической астрономии. Мудрые наставники учили их, как держать себя в обществе мудрейших людей, в гостях, в семье, с подчиненными, с начальством»1.

В современном  мире особую опасность для управления социальными процессами имеют так  называемые вредные привычки, прежде всего, употребление спиртных напитков и курение, а также иные негативные аспекты образа жизни руководителей. Дело в том, что управление более  или менее масштабными, продолжительными социальными процессами требует  непрерывной поддержки этих процессов  мыслительной, эмоциональной, физической деятельностью руководителя. От руководителя требуется сознательное отношение  к поддержке управляемых им процессов  своей деятельностью. Сознательность же означает пребывание руководителя в состоянии самообладания, не искаженном искусственным возбуждением и сохранения весьма тонкой естественной настройки  физиологии тела, энергетики, биополя  человека. Весьма важными являются положительное эмоциональное состояние,

концентрация, сосредоточенность руководителя на проблемах и задачах управления, которые должны поддерживаться непрерывно. Даже однократная уступка инстинктивному позыву (приступу ярости, желанию выкурить сигарету, выпить и т.д.) нарушает параметры  тонкой настройки энергетики и физиологии человеческого тела. Это изменяет эмоциональное состояние человека, исключает для него возможность  необходимой концентрации на задачах  управления, приводит к искажению  или прерыванию процессов обработки  управленчески значимой информации.

Информация о работе Мировоззрение, образ жизни и здоровье менеджера