Мировоззрение, образ жизни и здоровье менеджера

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 20:08, реферат

Краткое описание

Мировоззрение как система взглядов. Древняя мудрость гласит: «Есть люди, под чьим управлением гибнет всякое начинание. Есть люди, под чьим управлением свершается невозможное. Есть люди, которые могут различать одних от других». Эту мудрость следует понимать так, что для более или менее масштабного начинания, проекта особое значение, даже большее, чем знание и владение управленческим инструментарием, имеет мировоззрение руководителя.

Оглавление

1. Мировоззрение и эффективность деятельности менеджера
2. Образ жизни менеджера
3. Здоровье менеджера

Файлы: 1 файл

Лекция 6.docx

— 44.23 Кб (Скачать)

Руководитель  выключается из управляемого им управленческого  процесса. Указанный процесс может  разрушиться или изменить свой характер в той мере, в какой он обусловлен деятельностью человека.

Периодическое воздействие алкоголя, табака, наркотиков и, тем более зависимость от них, разрушает физическое здоровье и  психику человека, искусственно низводит ее до животного строя. Часто выпивающий, много курящий, ведущий беспорядочную  половую жизнь руководитель не может  по своему физическому состоянию  реально войти в управление более  или менее продолжительными процессами, из которых и складывается деятельность любой организации. Тем более  такому руководителю недоступны процессы управления по достижению целей стратегического характера.

Важным  элементом образа жизни менеджера  является расширение кругозора, развитие, саморазвитие, повышение уровня образования  и культуры. Организации, как правило, поддерживают такого рода стремления менеджеров не только морально. Корпоративная культура обычно предусматривает, в частности:

широкие возможности для продвижения  по службе, в том числе, перемещение  по горизонтали на новый участок  для подготовки руководителя широкого профиля;

получение новых навыков на рабочем месте  при содействии более опытных  руководителей;

обучение  менеджеров в рабочее время; оплату обучения за счет компании;

участие менеджеров в различного рода тематических семинарах;

поощрение самообразования и самоподготовки; обязательное обучением управляющих  высшего и среднего рангов в учебных  центрах фирм, межотраслевых центрах (в частности, за границей);

субсидии, предоставляемые фирмой для приобретения работниками книг и иных учебных  материалов;

патронаж  библиотек и учебных заведений  со стороны высокопоставленных руководителей;

периодически  осуществляемую оценку уровня квалификации менеджера и его деятельности.

Важнейший элемент менеджмента зарубежных организаций, например в Японии, —  социальные программы, включающие медицинские  страховки, бесплатное общежитие, финансирование спортивных мероприятий, финансирование отдыха и развлекательных мероприятий, субсидии на питание в течение  рабочего дня, субсидии для приобретения товаров в магазинах компании, различного рода социальные пособия  для работников.


3. Здоровье менеджера

Самое высокое  искусство управления организацией оказывается бесполезным, если здоровье менеджера небезупречно и он вынужден постоянно обращаться к услугам  врача. В этой связи перед любой  организацией в числе других целей  первостепенное значение имеет охрана здоровья и жизни своих работников: они не должны подвергаться риску, обусловленному своей профессией и деятельностью  организации. Эта цель имеет три  следующих аспекта:

охрана  здоровья, прежде всего, предупреждение профессиональных заболеваний;

техника безопасности (безопасность труда);

внимание  к образу жизни работников и, как  следствие, его к влиянию на их здоровье.

На практике основное внимание уделяется проблемам  профессиональных заболеваний и  безопасности труда. На втором месте  по интенсивности изучения, но на первом по значимости — образ жизни. Дело в том, что образ жизни во многом, если не определяющим образом влияет как на появление профессиональных заболеваний, так и на травматизм (несчастные случаи на рабочем месте).

В свою очередь  профессиональные заболевания опасны не только сами по себе, они связаны  с моральными издержками для работника, его семьи и друзей, а также  с материальными потерями для  него самого, организации и государства.

Мировая практика показывает, что при всей универсальности рецептов здоровой жизни реально существует необходимость  особого подхода к сохранению и восстановлению здоровья руководителей. Ухудшению здоровья, возникновению  профессиональных заболеваний менеджеров способствуют преимущественно обстоятельства, характерные для их практической деятельности:

стрессовые  ситуации. Уровень постоянного стресса, в котором находится менеджер, нередко превышает посильную  для организма границу;

перегрузки  на работе, формирование у менеджера  психологии «трудоголика»;

нарушения режима труда и отдыха, принимающие  систематический характер;

малоподвижный образ жизни, сидячая работа; дефицит  времени для занятий физкультурой или полноценного отдыха;

постоянная  стимуляция организма с помощью  чая, кофе, табака и т.д.;

обилие  ситуаций общения, которые сопровождаются активным употреблением спиртного;

вынужденное участие в затяжных ужинах и обедах и, как следствие, переедание;

недостаточность времени, уделяемого семье. Неблагоприятные  условия труда менеджера и  его быта усугубляются сложной экологической  обстановкой (воздух загрязненный выхлопными газами и отходами производства, питьевая вода низкого качества).

Стрессовые  ситуации часто возникают на фоне повышенной ответственности менеджера, главным образом, в следующих  случаях:

недостаточности ресурсов организации для достижения ее целей, в частности, недоукомплектованности организации (подразделения), которым  руководит менеджер;

развития  конфликтов менеджера с подчиненными, вышестоящими руководителями или коллективом;

чрезвычайно интенсивного потока информации и недостаточных  навыков его обработки и усвоения менеджером;

ложных (негативных) стереотипов питания, поведения  менеджера и его взаимоотношений  с коллегами и партнерами;

психологической привязкой менеджера к социальным ценностям — престижу, статусу  в организации, карьере, власти, деньгам  и т.д., которые иногда оказываются  под угрозой объективно или виртуально — в соответствии с субъективными  представлениями менеджера;

неосведомленности менеджера о принципах здорового  образа жизни и о негативном влиянии  на здоровье различного рода нарушений  этих принципов;

некорректного поведения вышестоящего руководителя, неадекватности практикуемого им стиля  руководства.

Причины возникновения обстоятельств, негативно  влияющих на здоровье, коренятся в  сознании и подсознании менеджеров, в их представлениях и заблуждениях. Они связаны, в частности: с абсолютизацией ими социального успеха; с их неосведомленностью о здоровом образе жизни; с наличием у них ложных стереотипов питания, поведения, взаимоотношений с окружающими, прежде всего с коллегами, партнерами, подчиненными и вышестоящими руководителями;

с наличием у них вредных привычек (курение, употребление спиртного);

с их психологической привязкой  к деньгам, власти, престижу, социальному  статусу и т.д.;


с их общим  негативным взглядом на жизнь, на работу, свое окружение, результативность собственного управленческого труда, с преобладанием  у них отрицательных эмоций;

с повышенной склонностью жертвовать здоровьем  ради карьеры. Ухудшение здоровья менеджера  нередко связано с наличием у  него негативных личных качеств —  авторитаризм, неприятие критики, агрессивность, гневливость, раздражительность, высокомерие, самодурство, зазнайство, зависть, стремление к самоутверждению перед руководителями, находящимися на одном с ними уровне управления организации, подобострастность  по отношению к вышестоящему руководству  и др.

Еще одной  важной причиной ухудшения здоровья менеджера зачастую становится возникновение  у него негативных эмоциональных  состояний — «административного восторга» (ощущение своего всесилия перед  подчиненным), всезнайства, страха получить нагоняй перед вышестоящим руководством в связи с возможным невыполнением  плана по истечении установленного срока выполнения работ или по иным причинам, страх перед неблагоприятным  развитием событий, бессилия (ощущение своей неспособности повлиять на ситуацию), зависти к более молодым  и имеющим современное образование  либо более успешным с точки зрения карьеры менеджерам, страх не быть принятым коллективом, угнетенности в  связи с неопределенностью управленческой ситуации и недостаточностью информации для принятия решения, недовольства существующей организацией работы и  необходимостью принимать управленческие решения «в пожарном порядке», неудовлетворенность  и разочарование оценкой своего труда руководством, подчиненными, депрессивные состояния в связи  с предполагаемым отсутствием перспектив служебного роста, фрустрации и т.д., а также с чрезмерным прагматизмом в подходе к разрешению управленческих ситуаций.

Наиболее  часто встречающимися последствиями  для здоровья указанных негативных обстоятельств являются:

астенический  синдром (перегрузки на работе);

сердечно-сосудистые заболевания (постоянные стрессы);

заболевания опорно-двигательного аппарата (малоподвижный  образ жизни, сидячая работа);

заболевания поджелудочной железы, желудочно-кишечного  тракта (нарушение режима питания, раздражительность, агрессивность);

заболевания печени, нарушение ее функций, нарушение  работы желудочно-кишечного тракта (чрезмерное употребление алкоголя);

заболевания легких (курение);

истощение нервной системы (перегрузки, злоупотребление  кофе, стимулирующими препаратами).

Возможные пути предупреждения стрессов, профессиональных заболеваний и оздоровления для  менеджеров заключаются в соблюдении следующих основных принципов и  правил:

соблюдение  оптимального режима труда и отдыха;

правильная  организация деятельности подчиненных, снятие с себя не свойственных менеджеру  исполнительских функций;

регулярные  прогулки на свежем воздухе, применение закаливающих процедур;

рациональный  режим питания (сбалансированное питание, раздельное питание, вегетарианство, соблюдение определенного времени приема пищи, разумное ограничение объема потребляемой пищи и т.д.);

отказ от вредных привычек;

преодоление психологических привязок к деньгам, власти и т.д.;

развитие  позитивного взгляда на жизнь;

гармонизация  отношений с окружающими;

стремление  к безупречному исполнению служебного долга;

придание  созидательного характера всем даже казалось бы негативным управленческим ситуациям.

Забота  о здоровье работников является важным элементом менеджмента государственных  учреждений и коммерческих организаций  за рубежом. Ими предпринимаются  меры, направленные на укрепление здоровья работников. С другой стороны, уровень  здоровья существенно влияет на продвижение  работников по службе. Так, в целом  ряде зарубежных стран, в частности  во Франции, количество рабочих дней, пропущенных по болезни, учитывается  при определении «классности» чиновника (государственного управленца). В свою очередь, «классность» сильно влияет на уровень оплаты его труда.

Значение  здоровья, образа жизни работников и менеджмента в этой области  для деятельности организаций США  иллюстрируют следующие статистические данные. Фирмы США каждый год выплачивают  примерно 40 млрд долл. в качестве компенсации  работникам. В результате болезней и травм теряется более 500 млн  рабочих дней. Корпоративные расходы  на здравоохранение варьируют в  пределах от 1 200 до 6 000 долл. в год  на одного работника, в среднем составляя 2 400 долл. Эти расходы растут вдвое  быстрее инфляции. Расходы на замещение  преждевременно скончавшегося руководителя крупной корпорации составляют 1,5 млн  долл.

Компания  из числа 500 самых богатых фирм США  теряет в результате текучести менеджеров среднего и нижнего звена 6 500 долл. на человека, а в результате текучести  служащих — 4 000 долл. Четко прослеживается связь между высоким уровнем  текучести кадров и плохим состоянием здоровья работников; 800 тыс. человек ежегод но умирают от болезней, связанных с курением, неправильным питанием, сидячим образом жизни и алкоголизмом. Курящие не выходят на работу на 40 % чаще, чем некурящие, что выливается в миллионы потерянных рабочих дней ежегодно.


Крупные компании США имеют тренировочные  базы стоимостью в миллионы долларов, штатных профессиональных консультантов. Составляются программы, включающие в  себя анализ образа жизни на основе анкетирования, семинары, оздоровительные  курсы, в том числе и во время  отдыха в отелях, выпуск ежемесячных  бюллетеней и иные меры пропаганды здорового образа жизни.

Кратко  сформулировать правила здорового  образа жизни можно следующим  образом:

  1. Я люблю свою работу.
  2. Я принимаю меры предосторожности, в частности, пристегиваюсь ремнем безопасности, когда еду в автомобиле.
  3. Мой вес отличается от идеального не более чем на два килограмма.
  4. Я знаю три метода ослабления стресса, не включающие употребление наркотиков и алкоголя.
  5. Я не курю.
  6. Я сплю каждую ночь по шесть — восемь часов и просыпаюсь отдохнувшим.
  7. Я занимаюсь физическими упражнениями, по меньшей мере, три раза в неделю (включая 20—30-минутные упражнения на выносливость, например, быструю ходьбу, бег, плавание или езду на велосипеде, а также упражнения на развитие силы и гибкости).
  8. Я не употребляю спиртного.
  9. Я знаю свое кровяное давление.
  10. Я придерживаюсь разумных правил питания (каждый день завтракаю, ограничиваю себя в соли, сахаре и жирах, потребляю достаточное количество клетчатки и ем не слишком часто).
  11. Я обладаю хорошей системой социальной поддержки.
  12. Я поддерживаю положительную психологическую установку.

Практика  показывает, что реализация подобного  рода программ, направленных на ведение  здорового образа жизни, дает весьма положительные результаты. Работники  становятся более энергичными и  полными энтузиазма, им становится легче справляться со стрессом и  напряжением на работе. Повышается их производительность труда, существенным образом сокращается число невыходов  на работу, снижаются расходы на медицинское обслуживание. Улучшается моральный климат в коллективах, в частности, взаимоотношения работников и руководства компаний. Как следствие, повышается эффективность управления и деятельности организации, улучшается ее общественный имидж, растет прибыль.

Информация о работе Мировоззрение, образ жизни и здоровье менеджера