Международная организация труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 17:13, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе описывается не только общее представление об организации, но и попытался осветить её насущные проблемы и задачи на сегодняшний день, которые приобрели качественно иной характер за последние годы, из-за преобразования всей мировой экономики, что естественно отразилось, не лучшим образом, на трудящихся многих стран. МОТ, на мой взгляд, является одной из тех организаций, которые работают на благо всего человечества во имя достижения социальной справедливости, что делает наш мир ещё более цивилизованней и культурней.

Оглавление

Введение………………...…………………………………………...…4
1.1.Создание и развитие МОТ………………………………………...5
1.2. Структура и основополагающие документы Организации…….8
1.3.Международное Бюро Труда…………………………………….10
1.4.Деятельность МОТ, ее влияние на социальные отношения…...15
1.5.Методы работы и основные сферы деятельности организации.17
1.6.Основные сферы деятельности…………………………………..20
1.7. Государства, члены МОТ ……………………………………….32
1.8.Сотрудничество РФ и МОТ……………………………………...33
1.9.Взгляд МОТ в 21 веке…………………………………………….38
Заключение……………………………………………………………43
Список литературы………………………………………………..….45

Файлы: 1 файл

МОТ.docx

— 78.06 Кб (Скачать)

     Взаимодействие Российской Федерации с МОТ осуществляется в соответствии с регулярно подписываемыми Программами сотрудничества, определяющими его основные направления.

    МОТ оказывает России консультативную помощь в проведении экспертной оценки социально-трудового законодательства, внедрении в практику концепции социального партнерства, модульной системы подготовки рабочих кадров на производстве, совершенствовании службы занятости, социальной защиты и пенсионного обеспечения, разработке нового классификатора профессий, развитии статистики в сфере труда.

    Важным шагом на пути к сближению нашего законодательства с международными правовыми нормами стало подписание 8 февраля 2003 г. Президентом Российской Федерации Федерального закона «О ратификации Конвенции о запрете и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда (Конвенция № 182)». С принятием этого закона Россия стала участницей всех восьми основополагающих конвенций МОТ, регулирующих сферу социально-трудовых отношений.

    С 1959 г. в Москве действует отделение МОТ. В начале 90-х гг. оно было преобразовано в региональное бюро по странам СНГ. В сентябре 1997 г. между Правительством Российской Федерации и Организацией было подписано Соглашение о Бюро МОТ в Москве, предусматривающее формирование на его основе многопрофильной группы экспертов для оказания содействия в решении социально-трудовых проблем. Деятельность Бюро распространяется на 9 стран СНГ (за исключением Украины и Молдавии).

     Придание Бюро МОТ в Москве региональных функций имеет для России существенное практическое значение, поскольку этот статус позволяет ему более широко и с большей степенью самостоятельности заниматься организацией конкретных проектов технического содействия российским регионам, более эффективно координировать деятельность МОТ в России и странах СНГ.

     Россия активно участвует в работе Всемирной комиссии по социальному измерению глобализации, созданной по инициативе МОТ в 2002 г. (член Комиссии от России — В. И. Матвиенко). В сентябре 2004 г. в Санкт-Петербурге состоялось заседание Национального круглого стола, в котором участвовали представители деловых кругов, организаций охраны труда, государственных структур, законодательных органов власти и общественных организаций. Данный форум был приурочен к опубликованию доклада Всемирной комиссии «Справедливая глобализация: создание благоприятных возможностей для всех».

     МИД России, отвечая за внешнеполитические аспекты взаимодействия нашей страны с МОТ, координирует работу российских ведомств и общественных организаций на этом направлении. Представители МИД, Минздравсоцразвития, Координационного совета объединений работодателей России и Федерации независимых профсоюзов России участвуют в работе руководящих органов МОТ, в конференциях по актуальным вопросам трудовой и социально-экономической политики, проводимых в России Московским Бюро МОТ.

   Поддерживаются регулярные контакты с руководством МОТ. В 2002 г.   Генеральный директор Международного бюро труда (МБТ) Х.Сомавиа посетил Москву с официальным визитом, в ходе которого, в частности, встречался с Министром иностранных дел России И. С. Ивановым. Особое значение имела встреча Х.Сомавиа с заместителем Министра здравоохранения и социального развития А. Ю. Левицкой в Женеве во время 95-й сессии МКТ (июнь 2006 г.). В ходе этой встречи была подписана Программа сотрудничества между Российской Федерацией и МОТ на 2006—2009 гг., которая включила в себя такие направления, как совершенствование законодательства, развитие социального диалога, решение вопросов нелегальной миграции и др. В рамках данной программы в мае 2007 г. состоялся визит в Женеву Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике во главе с Председателем Комитета А. К. Исаевым.

Организация оказала содействие при подготовке встречи министров  труда «восьмерки» в Москве в  октябре 2006 г. Был, в частности, подготовлен информационный документ МБТ «Экономический рост и достойный труд: усиление взаимосвязи».

     Россия заинтересована в использовании законодательного опыта и исследовательского потенциала МОТ в целях содействия осуществлению российских экономических реформ. В то же время представляется целесообразным полностью отказаться от технической помощи МОТ и подключиться к участию во внебюджетном финансировании представляющих для нас интерес проектов, прежде всего на пространстве СНГ.

    Россия внимательно следит за работой контрольных органов МОТ и сотрудничает с ними. В мае-июне 2005 г. в связи с поступившими жалобами российских профсоюзов на заседаниях Комитета МКТ по применению конвенций и рекомендаций и Комитета Адмсовета по свободе объединения состоялось рассмотрение ситуации с выполнением Россией конвенций МОТ № 87 и 98 (о свободе объединений и праве на ведение коллективных переговоров). Контрольные органы МОТ пришли к заключению о наличии некоторых проблем с практикой применения трудового законодательства в России и высказали ряд рекомендаций.

     В настоящее время, несмотря на благоприятную, в целом, ситуацию, сохраняется ряд конвенций, о выполнении которых России следует своевременно предоставлять отчеты с целью избежания вынесения обсуждения этих вопросов на более высокий уровень. К таким конвенциям относятся следующие:

     Вышеупомянутые № 87 и № 98 (среди рекомендаций МОТ — необходимость снятия запрета на забастовки работников почтовой и железнодорожной служб, предоставление более полной информации относительно мер, принятых по отношению лиц, виновных в дискриминации профсоюзов);

Конвенция № 95 «Об охране заработной платы» (требуется реализация постоянного контроля и усиления уголовного и административного наказания за нарушения в данной области);

Конвенция № 100 «О равном вознаграждении» (МОТ интересует статистика по уровню заработной платы мужчин и женщин в частном и государственном секторах экономики);

Конвенция № 111 «О дискриминации в области труда и занятости» (рекомендуется пересмотреть список о запрете женского труда в 38 промышленных секторах);

Конвенция № 122 «О политике в области занятости» (МОТ запросил дополнительную статистику по уровню занятости, а также относительно мер правительства для обеспечения полной занятости);

Конвенция № 138 «О минимальном возрасте» (рекомендация по дополнительной защите несовершеннолетних, работающих без оформления трудового договора);

Конвенция № 182 «Об искоренении наихудших форм детского труда» (необходимость принятия срочных мер для пресечения торговли детьми и наказания виновных).

Придавая большое значение контрольным функциям МОТ, Россия в  то же время исходит из того, что  рассмотрение подобных вопросов следует  вести максимально объективно, не политизируя дискуссию, в строгом  соответствии с мандатом Организации  и установленными процедурами.

 

1.9. Взгляд МОТ в XXI веке

     В последние годы МОТ много работает нал перспективными вопросами, над тем, с чем придет организация в XXI век. Началом активной деятельности в этом направлении можно считать подготовку и проведение юбилейной (в связи с 75-летием) сессии Международной конференции труда в 1994 г. На ней Генеральный директор выступил с докладом «Ценности, которые мы защищаем, перемены, к которым мы стремимся» - в нем предприняты усилия бросить взгляд в будущее и поразмыслить об ответственности, ждущей МОТ завтра.

     В докладе, прежде всего, дается оценка изменяющемуся миру. Первостепенное значение уделяется развалу коммунистического блока. Отмечается, что МОТ возникла в эпоху, когда в России сформировалось общество с коммунистической идеологией, поэтому история МОТ, по крайней мере частично, объясняется влиянием этой идеологии к мире, противоборством двух систем. Это противоборство научило органы МОТ быть выдержанными в словах и осторожными в своих действиях.

     Прекращение отношений противоборства дает теперь возможность МОТ преодолеть рефлексы осмотрительной осторожности и больше заниматься противоречиями между предпринимателями и трудящимися, которые ранее несколько затушевывались или даже сознательно смягчались. Но противоборство двух систем умело использовалось многими странами третьего мира для получения поддержки и помощи, которая теперь постоянно сокращается.

     Другим важным изменением в мире является резкое ускорение процесса глобализации экономики. Это проявляется в росте объемов между народной торговли товарами и услугами (во всех регионах темпы экспорта превысили темпы роста ВВП), в увеличении иностранных инвестиций, взаимодействии финансовых рынков и особенно в возросшей роли многонациональных компаний. Последними вне стран своего происхождения реализуется товаров на сумму, значительно превышающую величину экспорта товаров и услуг в мире «В совокупности многозональные компании контролируют приблизительно треть производительного потенциала частного сектора в мире».

     Следующее изменение характеризуется тем, что в последние несколько лет и впервые в истории МОТ рыночная экономика стала моделью для всех стран. Наконец, важным изменением является то, что сам мир труда претерпел глубокую трансформацию. Технологические нововведения, новые методы управления на предприятиях, развитие демократии, действия самих государств и МОТ ведут к тому, что мир труда мало напоминает тот мир труда, который был во время создания МОТ. За эти годы произошли большие социальные сдвиги, но возникают новые социальные проблемы, усиливается и без того глубокое неравенство между государствами и между людьми. Нищета и безработица являются хроническими болезнями нашей планеты, и ни одно государство не гарантировано от таких бедствий. Все это ставит перед МОТ новые вопросы и проблемы. Они возможно не так уж новы, но они предстают в новом свете и с невиданной доселе остротой.

     В глазах многих МОТ воплощает в себе идеал социальной справедливости. Но в этом организацией пройдена еще малая толика пути. Сейчас первосте-пенное значение в деятельности МОТ приобретает социальный аспект. Крах социалистической системы и процесс глобализации экономики спровоцировали, среди прочего, настоящий взрыв внимания к социальной среде. Проблемы, ждущие своего решения, затрагивают теперь гораздо более широкий круг стран, групп или определенных категорий населения, Социальные проблемы, которые раньше нередко игнорировались, возникают в той или иной мере в каждой стране. В этой связи имеются намерения наработки и провозглашения доктрины МОТ в отношении социальных мер.

     Что касается нормотворческой деятельности МОТ, то она нуждается в том, чтобы вдохнуть в нее новую жизнь. За годы деятельности организации созданы конвенции и рекомендации практически по всем основным социально-трудовым проблемам, но эта деятельность требует серьезной перестройки. Данной проблеме была в основном посвящена сессии МКТ в 1947 г., на которой обсуждался доклад Генерального директора «Нормотворческая деятельность МОТ в эпоху глобализации». В докладе говорилось, что актуальные современные социально-трудовые проблемы «открывают одновременные новые и исключительные шансы для нормотворческой деятельности МОТ, так как она оказывается в самом центре тревог и забот, которые будут характерны для XXI века». Мнение же о том, что нормотворческая деятельность может исчерпать себя, столь же иллюзорна, как и пророчества о концах света. Отмечалось, что Организация способна совершить некий качественный скачок в своей нормотворческой деятельности.

     В докладе поставлены задачи повышения целенаправленности норм с целью усиления их воздействия, предусматривается более широкий выбор тем, более широкие критерии отбора, усиление контроля за выполнением норм, особенно наиболее важных, базисных. Конференция внесла поправку в Устав, определяющую возможность отмены Конвенции, считающейся устаревшей, чего раньше не было. Выдвинута идея: на основе норм МОТ создать в начале века Международный трудовой кодекс, что помогло бы МКТ отметить с блеском свое вхождение в третье тысячелетие.

     Сделан вывод о том, что рекомендация не должна больше рассматриваться как бедная родственница конвенции. Дело в том, что в последние годы все рекомендации были связаны с конвенциями, дополняли и разъясняли их. Если среди рекомендаций, принятых с 1951 по 1970 г. 55 % были автономными, то есть не связанными с конвенциями, то из 17 рекомендаций, принятых с 1985 по 1991 г. не было ни одной автономной. Как уже говорилось, 86 сессия Международной конференции труда в 1998 г. приняла Декларацию МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда и механизм ее реализации, которая существенно повышает роль основополагающих норм МОТ для всех стран-членов.

     Трехстороннее представительство - трипартизм - было и остается отличительной особенностью МОТ. В докладе Конференции говорилось, что одной из основных задач МБТ является содействие развитию организаций предпринимателей и трудящихся в странах, избравших демократический путь развитии и рыночную экономику. При этом роль государства в трехсторонних отношениях должна быть сильной и эффективной во всех странах.

     Проблемы и перспективы, вхождения МОТ в новый век продолжали обсуждаться на последующих сессиях МКТ и заседаниях Административного совета.

     На 87-й сессии Международной конференции труда летом 1999 г. Генеральный директор выступил с докладом «Достойный труд». В нем и в бюджете Организации на 2000--2001 гг. наиболее полно определены задачи на начало нового века. По поводу Декларации, в докладе отмечается, что она служит для Организации более надежной, чем когда-либо ранее, основой для развития, дает техническому сотрудничеству возможность проявить в полной мере свой потенциал в рамках МОТ,

     В области занятости поставлена задача обеспечения экономически активного населения достойной работой, то есть не только создания необходимого количества рабочих мест, но рабочих мест приемлемого качества. Однако нельзя забывать и о росте безработицы и неполной занятости во многих странах. Глобализация и структурная перестройка экономики создают как большие новые возможности, так и большие проблемы в области занятости.

Информация о работе Международная организация труда