Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 17:13, курсовая работа
В данной работе описывается не только общее представление об организации, но и попытался осветить её насущные проблемы и задачи на сегодняшний день, которые приобрели качественно иной характер за последние годы, из-за преобразования всей мировой экономики, что естественно отразилось, не лучшим образом, на трудящихся многих стран. МОТ, на мой взгляд, является одной из тех организаций, которые работают на благо всего человечества во имя достижения социальной справедливости, что делает наш мир ещё более цивилизованней и культурней.
Введение………………...…………………………………………...…4
1.1.Создание и развитие МОТ………………………………………...5
1.2. Структура и основополагающие документы Организации…….8
1.3.Международное Бюро Труда…………………………………….10
1.4.Деятельность МОТ, ее влияние на социальные отношения…...15
1.5.Методы работы и основные сферы деятельности организации.17
1.6.Основные сферы деятельности…………………………………..20
1.7. Государства, члены МОТ ……………………………………….32
1.8.Сотрудничество РФ и МОТ……………………………………...33
1.9.Взгляд МОТ в 21 веке…………………………………………….38
Заключение……………………………………………………………43
Список литературы………………………………………………..….45
Ратификация значительного числа конвенций создает благоприятные условия и более широкие возможности для их реализации на практике в различных формах государствами - участниками международных договоров.
Международное техническое сотрудничество. Оно осуществляется в основном путем направления экспертов МОТ для оказания помощи странам в решении самых разных социально-трудовых проблем.
Деятельность экспертов все больше становится составной частью национальных планов развития; она направлена на содействие полной занятости, развитие людских ресурсов, повышение жизненного уровня, совершенствование трудового законодательства, оказание помощи в развитии трипартизма, улучшение трудовых отношений, получение профессионально-технического образования, внедрение современных методов управления, улучшение условий труда и т.п.
Для содействия в решении этих задач в регионах, кроме того, создано 16 сводных консультативных групп специалистов, в том числе для стран Центральной и Восточной Европы в Будапеште и для Восточной Европы и Средней Азии в Москве. Деятельность последней распространяется на 10 государств, бывших союзных республик СССР.
Помимо работы экспертов техническая помощь включает поставки необходимого оборудования, предоставление стипендий для подготовки национальных кадров, как на местах, так и путем командирования в другие страны, организации различных семинаров, в основном для представителей развивающихся стран.
Исследования и публикации. Нормотворческая деятельность и техническое сотрудничество МОТ основываются на проведении систематических исследований. Они ведутся в основном департаментами МБТ, , Туринским центром (по вопросу образования).
МБТ как крупный международный издательский центр выпускает литературу на нескольких языках. Среди публикаций - доклады, подготовляемые для ежегодных сессий МКТ, различных специализированных совещаний и конференций. Много периодических изданий. На трех языках (английском, французском и испанском) издается журнал «Международный обзор труда». Журнал «Трудовой мир» выходит пять раз в год на многих языках; на русском языке он издается в Москве, распространяется бесплатно. Кроме того, изда-ются на английском языке: «Официальный бюллетень МБТ» публикующий документы МОТ, «Информация о законодательстве» -- сборник национальных законов о труде, «Ежегодник статистики труда» и «Бюллетень статистики труда». «Труд в мире» -- ежегодный доклад о положении дел в трудовой и социальных областях. «Рабочее образование» -- журнал в помощь профсоюзному образованию.
Кроме документов и периодических изданий выходят международные обзоры - исследования по различным вопросам, подготавливаемые департаментами МБТ, монографии, руководства по технике безопасности и гигиене труда, по курсам профсоюзного образования, учебники по управлению персоналом, справочники и т.п.
1.6. Основные сферы деятельности.
Сферы деятельности МОТ многообразны. Основными из них являются следующие:
Занятость и безработица, достойный труд. Борьба за полную и продуктивную занятость, предупреждение и сокращение безработицы были и остаются важнейшими задачами МОТ.
На Международной конференции труда в 1999 г. Генеральный директор говорил: «Первостепенная задача МОТ на сегодня заключается в том, чтобы женщины и мужчины имели возможность получить достойную и продуктивную работу в условиях свободы, равенства, экономической безопасности и человеческого достоинства» Доклад Генерального директора. Достойный труд. МБТ. Женева. 1999. с. 4..
Состоявшаяся в марте 1995 г. в Копенгагене Всемирная встреча на высшем уровне в интересах социального развития в принятой Декларации обязала присутствующих на ней глав государств и правительств «способствовать достижению цели полной занятости в качестве одного из основных приоритетов экономической и социальной политики и создавать для всех мужчин и женщин надежные и' устойчивые возможности зарабатывать себе на жизнь посредством свободно избранного производительного труда и работы».
В принятой программе действий содержится просьба к МОТ, которая, как отмечено, играет особую роль в области занятости и социального развития, внести свой вклад в осуществление этой Программы.
Значительная часть международных трудовых норм МОТ нацелена на решение этих задач. Среди них следующие:
1)Конвенция № 122 (1964 г.) о политике в области занятости предусматривает проведение активной политики содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости. Ее следует рассматривать совместно с Рекомендациями МОТ № 122 (1964 г.) и № 163 (1984 г.). В последних наиболее полно из всех нормативных документов МОТ рассмотрены проблемы занятости и возможные пути их развития.
2)Конвенция № 168 (1988 г.) и соответствующая ей Рекомендация № 176 о содействии занятости и защите от безработицы, подробно рассматривают наряду с вопросами содействия продуктивной занятости вопросы пособий по безработице и иной материальной помощи, безработным и членам их семей.
МОТ, естественно, сама не может создавать рабочие места. Это задача национальных властей, а ее роль -- наряду с законодательством помогать странам в создании общественного мнения, поощрении национальных дей-ствий и международного сотрудничества.
Руководствуясь международными трудовыми нормами и нередко при практической помощи Организации, многие страны приняли меры по улучшению функционирования рынков труда путем создания системы органов по трудоустройству и развитию возможностей профессиональной подготовки и переподготовки трудящихся, по материальной помощи безработным. Но эти меры в большинстве или даже во всех странах недостаточны для решения огромной проблемы безработицы, с которой сталкивается мир.
Важным этапом подхода МОТ к вопросам занятости и безработицы были разработка и провозглашение на юбилейной сессии Международной конференции труда (1969 г.) Всемирной программы занятости Всемирная программа занятости. Доклад Генерального директора для Международной конференции труда. Женева, 1969..
Само содержание Всемирной программы занятости и ход ее осуществления показали,- что она не решала, да и не могла решить острых проблем предотвращения и сокращения безработицы. Поэтому МОТ в последующие годы неоднократно возвращалась к этой проблеме.
На Международной конференции труда в 1994 г. Генеральный директор МБТ выступил с предложением регулярно обсуждать вопросы занятости на заседаниях Конференции. Реализуя это свое предложение на следующей сессии МКТ в 1995 г. он представил доклад «Стимулирование занятости» Международная конференция труда. 82-я сессия 1995 г. Стимулирование занятости. Доклад Генерального директора МБТ. Женева.. В докладе отмечается, что беспокойство по поводу проблем занятости и пессимизм в отношении перспектив их решения царят сегодня во многих странах мира. Проблема эта остается и в конце столетия. К 1999 г. были полностью лишены работы 150 млн. человек. Еще много больше людей занято было на случайных или временных работах или в условиях иных форм неполной занятости.
Профессиональная подготовка и переподготовка кадров. Важным и практически наиболее ощутимым направлением работы МОТ является помощь в профессиональной подготовке и переподготовке кадров странам-членам, особенно развивающимся. МОТ рассматривает эти вопросы более широко -- как проблему развития людских ресурсов, включая вопросы развития управления, профессиональной ориентации и профессиональной реабилитации.
МОТ предоставляет помощь и консультации правительствам по вопросам увязки усилий в области профессиональной подготовки с потребностями рынка труда, координации профессиональной подготовки с общим образованием, организации переподготовки кадров при структурных перестройках, вызванных экономическими и технологическими изменениями.
Позиция МОТ в области профессионального образования нашла отраже-ние в ряде конвенций и рекомендаций. Одним из первых нормативных актов в этой области является Рекомендация № 57 (1937 г.) о профессиональном обучении, где дано определение этого обучения, рассмотрены основы его организации и составления программ, рассмотрены допрофессиональная подготовка и профессиональное обучение до и в процессе работ по найму; о экзаменах и удостоверении обучающихся, о преподавательском персонале.
В 1975 г. была принята Конвенция № 142, дополненная Рекомендацией № 150 о развитии людских ресурсов. В статье I Конвенции говорится: "Каждый член организации принимает и развивает всесторонние и скоординированные политику и программы профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, тесно связанные с занятостью и, в частности, через государственные службы занятости».
Программы МОТ по профессиональному обучению ежегодно проводятся в десятках стран, в них заняты сотни советников и экспертов. Они распространяются на отрасли, где это особенно необходимо, а также на наиболее нуждающиеся в этом группы населения, в частности женщин, молодежь, мигрантов, инвалидов.
Права человека. Одним, из самых острых вопросов, которым много занимается МОТ, являются права человека.
Организация располагает целой системой контрольных органов, которые рассматривают нарушение прав человека в разных странах. Можно сказать, что вся деятельность МОТ имеет отношение к правам человека, защите права на труд и от принудительного труда, на нормальные условия труда, защиту от дискриминации, на свободу объединения в профсоюзы и т.п.
Права человека нашли отражение в конвенциях и рекомендациях МОТ. Важнейшими из них являются:
1)Конвенция № 87 (1948 г.) о свободе ассоциации и защите права на организацию;
2)Конвенция № 98 (1949 г.) о применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров;
3)Конвенция № 100 (1951 г.) о равном вознаграждении утверждает принцип равной оплаты мужчин и женщин за труд равной ценности:
4)Конвенция № 105 (1957 г.) об упразднении принудительного труда;
5)Конвенция № 111 (1958 г.) о дискриминации в области труда и занятости по признаку расы, пола, цвета кожи, религии, политических убеждений, национального или социального происхождения.
МОТ проводит значительную работу по упразднению дискриминации трудящихся, по каким бы то ни было признакам. При этом рассмотрению и критике подвергались многие страны, в том числе бывший СССР и другие социалистические государства, а также ФРГ, например, за дискриминацию трудящихся по политическому принципу в связи с ее законом «О запрете на профессии или США за дискриминацию трудящихся по признаку расы и запреты забастовок». Но особенно активно МОТ осуждала принцип расовой дискриминации в ЮАР. Организация, начиная с 1964 г. решительно выступала против апартеида. В том, что в ЮАР с правами человека произошли значительные изменения, есть, безусловно, доля вклада МОТ.
Совершенствование управления и развитие предприятий. В этой области МОТ оказывает помощь странам в осуществлении политики и программ по развитию предпринимательства и частных предприятий. Проводится работа по подготовке управленческих кадров в Международном учебном центре в Турине и по содействию этой работе в странах в целях повышения эффективности работы предприятий и их социальной отдачи.
Оказывается помощь в создании и укреплении предпринимательских организаций, их консультировании, обеспечении информацией, в финансовой и иной поддержке создания и развития малых и средних предприятий, ремесленных и надомных производств.
Как частным, так и государственным предприятиям оказывается помощь в повышении производительности труда и улучшении качества продукции путем применения более эффективных методов управления.
Эта работа определяется международными трудовыми нормами и принятыми в последние годы МКТ резолюциями по этим проблемам. Проводится она в основном путем предоставления консультаций и участия в выработке соответствующих программ по увеличению производства и повышению производительности, о стимулировании духа предпринимательства, о развитии малых и средних предприятий, о самозанятости и т.п.
Условия, безопасность и гигиена труда. Производственная и окружающая среда. Данная сфера деятельности охватывает широкий круг проблем. Они были предметом обсуждения на многих конференциях МОТ и нашли отражение в многочисленных конвенциях и рекомендациях. Деятельность МОТ в этой области направлена на улучшение общих условий организации и охраны труда, производственной сферы, техники безопасности и гигиены труда, на его гуманизацию и повышение удовлетворенности работой, а в последние годы также на охрану и улучшение окружающей среды.
В рассматриваемой сфере деятельности МОТ больше, чем в каких-либо других сферах, проводит исследования и дает публикации и информации.
Исследования проводятся по самым различным темам. За период своего существования МОТ стала координатором всех исследовательских работ в области охраны, гигиены труда и производственной среды, выполняемых как в отдельных странах, так и в других международных организациях.
На основе исследований и обобщения мирового опыта Организация разработала десятки типовых инструкций по данным проблемам. Они относятся либо к отдельным отраслям (горнорудная промышленность, лесное хозяйство, судостроение и судоремонт), либо к областям особого риска (радиация, бензол, шумы и вибрация).
Заработная плата. Первыми законодательными актами в этой области были Конвенция № 26 и Рекомендация № 30 о создании и применении процедуры установления минимальной заработной платы, принятые и 1928 г. Конвенция эта очень ограниченна. Она не обязывает, а лишь призывает правительства установить минимум заработной платы.
В последующие годы некоторые рекомендации по вопросам заработной платы включались в общие нормативные акты и не имели обязательного характера.