Международная организация труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 17:13, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе описывается не только общее представление об организации, но и попытался осветить её насущные проблемы и задачи на сегодняшний день, которые приобрели качественно иной характер за последние годы, из-за преобразования всей мировой экономики, что естественно отразилось, не лучшим образом, на трудящихся многих стран. МОТ, на мой взгляд, является одной из тех организаций, которые работают на благо всего человечества во имя достижения социальной справедливости, что делает наш мир ещё более цивилизованней и культурней.

Оглавление

Введение………………...…………………………………………...…4
1.1.Создание и развитие МОТ………………………………………...5
1.2. Структура и основополагающие документы Организации…….8
1.3.Международное Бюро Труда…………………………………….10
1.4.Деятельность МОТ, ее влияние на социальные отношения…...15
1.5.Методы работы и основные сферы деятельности организации.17
1.6.Основные сферы деятельности…………………………………..20
1.7. Государства, члены МОТ ……………………………………….32
1.8.Сотрудничество РФ и МОТ……………………………………...33
1.9.Взгляд МОТ в 21 веке…………………………………………….38
Заключение……………………………………………………………43
Список литературы………………………………………………..….45

Файлы: 1 файл

МОТ.docx

— 78.06 Кб (Скачать)

     Профсоюзная группа, однако, настойчиво ставили вопрос о принятии общего всеохватывающего и всеобязывающего международного акта по вопросам минимальной заработной платы. В результате в 1970 г. конференция приняла Конвенцию по этому вопросу.[10]

     В качестве примера можно рассмотреть Российскую Федерацию. В 2003 году контрольные органы МОТ рассматривали жалобы, предъявленные к Российской Федерации за несоблюдение ратифицированных конвенций. Большинство из этих жалоб поступило от организаций российских профсоюзов в связи с нарушением Конвенции № 95 об охране заработной платы. Задержки выплаты заработной платы приняли в стране массовый характер, в связи, с чем по жалобам профсоюзов были сформулированы замечания в адрес Правительства РФ. Однако в связи с отсутствием изменений в этой области по жалобе Международной организации работников образования и профсоюза работников народного образования и науки в Комитет по применению норм Международной конференции труда на ее 86-ю сессию (1998 г.) был приглашен правительственный представитель для отчета по данному вопросу. Комитет Конференции призвал Российскую Федерацию прекратить нарушения Конвенции № 95 и представить подробную информацию о принятых мерах. За последние годы суммы долгов по заработной плате, выплачиваемой за счет средств федерального государственного бюджета, существенно сократились, однако они остаются еще велики в основном, за счет собственных средств организаций. По данным Госкомстата России, на 1 июля 2003 г. суммарные долги по заработной плате составили 33,08 млрд. руб., или на 6% меньше, чем на 1 июля 2002 г. Бюджеты всех уровней недоплатили 3,95 млрд. руб., в том числе 0,48 млрд. руб. из федерального и 3,47 млрд. руб. из бюджетов субъектов Российской Федерации. По сравнению с прошлым годом бюджетные долги уменьшились на 23,3%. Наибольшая доля долгов - более 29 млрд. руб. - приходится на недоплаты предприятий и организаций негосударственного сектора экономики, что всего на 0,9 млрд. руб., меньше чем год назад // Российская газета, 2 августа 2003г..[1]

     Социальное обеспечение. В области социального обеспечения МОТ проводит большую работу. Прежде всего, это относится к нормотворческой деятельности. Более 30 концепций и почти 20 рекомендаций целиком относятся к данной проблеме. Кроме того, эти вопросы находят отражение и в других международных актах.

     Наиболее важным нормативным документом является принятая в 1952 г. Конвенция № 102 о минимальных нормах социального обеспечения. Этот нормативный акт впервые в международном праве утвердил принцип универсальности социального обеспечения, охватывающего все слои населения и все виды социального страхования и обеспечения.

     Конвенция, однако, не предусматривает обязательного охвата защитой всех трудящихся, нормы минимальных пособий в ней довольно низкие. Поэтому и следующих Конвенциях № 121, 127, 130, которые относятся к отдельным видам страхования, предусматривается обязательство стран добиваться более высоких уровней пособий, чем те, которые предусмотрены в Конвенции № 102.

     Вопросы социального обеспечения занимают большое место в программах технической помощи МОТ. Практически каждая развивающаяся страна получила помощь от советников МОТ по социальному обеспечению. В последние годы МОТ уделяет большое внимание развитию системы социального обеспечения в странах Центральной и Восточной Европы.            Многие развитые в экономическом отношении государства также использовали опыт МОТ при разработке национального законодательства в этой области.

     Социальная защита женщин, молодежи, инвалидов, трудящихся-мигрантов. Большинство международных трудовых норм и практическая деятельность МОТ применимы для всех трудящихся, но ряд категорий, наиболее уязвимых, Организация выделяет особо. Для женщин ее усилия направлены на то, чтобы гарантировать равенство возможностей и обучения, занятости, продвижения по работе, в оплате труда, а также, чтобы защитить их в связи с условиями труда, с учетом функций материнства. Эти вопросы находят отражение в уже упомянутых конвенциях № 100 и 111. а также в Концепции № 156(1981 г.) о трудящихся с семейными обязанностями.

     Ряд конвенций направлен на создание необходимых для женщин условий труда, особенно на вредных работах, их социальное обеспечение по беременности и родам. Последней конвенцией здесь является Конвенция № 183 (2000 г.) об охране материнства.

     Но дискриминация женщин еще остается практически во всех странах мира. Фактом является рост трудового участия женщин, в то время как трудовое участие мужчин находится на спаде. Однако глобализация и структурные изменения в экономике ведут к занятости женщин и сферах с низкими доходами и высоким уровнем нестабильности. Не обеспечивается равенство женщин в занятости и оплате труда. По данным МОТ в 1998г. уровень безработицы среди женщин был выше уровня безработицы среди мужчин в 48 странах из 70, по которым имеются данные о распределении безработных по половому признаку. Как заявил Генеральный директор МОТ на сессии МКТ в 1999 г., проблема социальной зашиты женщин «пока еще ограничивается заявлениями о равенстве и правах женщин и не идет дальше этого. Отражение этих вопросов в деятельности МОТ пока еще остается на самом первом этапе.

      Еще меньше сделано Организацией в деле зашиты такой уязвимой категории трудящихся, как молодежь. В абсолютном большинстве стран уровень безработицы среди молодежи существенно выше, чем среди взрослых. Мало принято МОТ международных трудовых норм. Они касаются только профессиональной подготовки, профориентации, медицинского освидетельствования и ночного труда подростков, хотя много внимания МОТ уделяет детскому труду, вернее его запрещению.

     Работа МОТ по социальной защите инвалидов исходит из того, что они должны иметь те же права на экономическое благосостояние, что и не инвалиды, возможность активно участвовать в общественной жизни и не должны быть оторваны от общества. Эти вопросы нашли отражение в Конвенции № 159 и Рекомендации № 168 (1983 г.) о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов. МОТ проводит десятки проектов оказания помощи странам в осуществлении этих международных трудовых норм. По данным МОТ около 60 стран воспользовались помощью и рекомендациями в этой области.

     Значительно больше внимания МОТ уделяет трудящимся-мигрантам. В конце века около 80 млн. человек (кроме республик бывших СССР и Югославии) трудятся или проживают за рубежом, кроме того, почти 20 млн. человек являются беженцами.

     На защиту трудящихся-мигрантов направлены четыре конвенции и четыре рекомендации МОТ. Конвенция № 97 (1949 г.) о трудящихся-мигрантах определяет для государств обязанность предоставлять иммигрантам то же обращение, без дискриминации, что и своим гражданам.

     Конвенция № 118 (1962 г.) о равноправии в области социального обеспечения: устанавливает в этой области принцип равноправия иностранцев с собственными гражданами. Последующие конвенции и рекомендации дополняют и развивают эти проблемы.

     Устранение детского труда. В отличие от молодежи МОТ с начала ее существования уделяла большое внимание детскому труду. По ее опеке только в развивающихся странах работают около 250 млн. детей, из них примерно 70 % подвергаются различным рискам и опасностям на рабочем месте. По вопросам детского труда принят целый ряд международных трудовых норм, определяющих минимальный возраст приема на работу, запрещающих детский труд в некоторых наиболее тяжелых и опасных отраслях и профессиях, обязывающих проводить медицинское обследование и т.п. Наибольшее значение имеют Конвенция № 138 и Рекомендации № 146.

Самыми последними являются Конвенция № 182 и Рекомендация № 190 (1999 г.) об устранении наиболее нетерпимых форм детского труда, таких как рабство, продажа детей и торговля ими, использование в вооруженных  конфликтах, проституция, участие в  производстве и торговле наркотиками  и т.п. С 1992 г. МОТ начала осуществление  Международной программы за устранение детского труда (ИПЕК) ИПЕК - Программа  МОТ, образованная в 1992 г. для борьбы с детским трудом, которая в настоящее время проводит работу в 75 странах мира с участием 26 доноров (стран и организаций). Постепенно ИПЕК расширила свою деятельность и стала осуществлять политику, направленную на все большие группы детей и семей в целых географических регионах, отраслях или секторах экономики, а ее проекты стали осуществляться на субрегиональном и региональном уровнях.

     Примером может служить деятельность МОТ и остальных организаций в Бразилии. Здесь работает около 4 миллионов детей от 5 до 17 лет. Работая в партнерстве с различными бразильскими агентствами и неправительственными организациями, МОТ находится в авангарде усилий по ликвидации детского труда в Бразилии. В девяностые годы прошлого века МОТ осуществляла различные проекты под эгидой своей международной программы по ликвидации детского труда (МПЛДТ), многие из которых финансировались Министерством труда США. Программа включает в себя проекты по борьбе с детским трудом в обувной промышленности, в производстве древесного угля и проекты в различных отраслях сельского хозяйства.

     За последние 11 лет, благодаря крупномасштабным усилиям правительства, МОТ, местных предприятий, корпораций и неправительственных организаций, число трудящихся детей сократилось на 50%.

     Одним из конкретных направлений деятельности в этой области являлось предоставление стипендий семьям в целях поощрения их для удержания в школе детей, которые повержены риску детского труда.

    Другие направления деятельности включают в себя инспектирование и правоприменение на уровне штатов, направленные на борьбу с детским трудом, а также программы, адресованные конкретным отраслям бразильской экономики и отдельным индустриям.

     Моряки, рыбаки и портовые рабочие. Многие рыбаки и моряки бороздят водные просторы всей планеты, бывают во многих странах. Это законно вызывает повышенную заботу МОТ об этой категории работников. Ею разработан для моряков подлинный трудовой кодекс, который на начало 1999 г. состоял из 42 концепций и рекомендаций. Они охватывают вопросы жизни, быта и социальной защиты трудящихся.

     Специальные морские сессии МКТ, подготавливаемые Паритетной морской комиссией МОТ, регулярно занимаются вопросами применения и расширения конвенций и рекомендаций о моряках. Последняя такая сессия состоялась в октябре 1999 г, Она приняла три конвенции и три рекомендации, в том числе Конвенцию № 178 об инспекции условий труда и быта моряков и № 180 о продолжительности рабочего времени моряков и укомплектованно-сти судов экипажами.

     В МОТ рассматривались жалобы на несоблюдение Россией ратифицированных конвенций. Так, профсоюз моряков обратился с жалобой на нарушение Правительством РФ положений Конвенций № 108 о национальных удостоверениях личности моряков. Рассмотрение этой жалобы специально созданным комитетом позволило сделать вывод о несоответствии российских нормативных актов положениям Конвенции № 108.

Комитет обратился с требованием  внесения соответствующего изменения. Правительство Российской Федерации  постановлением № 1508 от 1 декабря 1997 г. утвердило «Положение о паспорте моряка».

                                        

1.7. Государства — члены МОТ

• Австралия • Австрия  • Азербайджан • Албания •  Алжир • Ангола • Антигуа и  Барбуда • Аргентина • Армения  • Афганистан • Багамские Острова  • Бангладеш • Барбадос •  Бахрейн • Беларусь • Белиз  • Бельгия • Бенин • Болгария • Боливия • Босния и Герцеговина  • Ботсвана • Бразилия • Буркина-Фасо • Бурунди • Бывшая Югославская  Республика Македония • Венгрия  • Венесуэла • Вьетнам •  Габон • Гаити • Гайана •  Гамбия • Гана • Гватемала •  Гвинея • Гвинея-Бисау • Германия • Гондурас • Гренада • Греция • Грузия • Дания • Джибути  • Доминика • Доминиканская Республика • Египет •Заир • Замбия •  Зимбабве • Израиль • Индия  • Индонезия • Иордания •  Ирак • Исламская Республика Иран • Ирландия • Исландия • Испания  • Италия • Йемен • Кабо-Верде  • Казахстан • Камбоджа •  Камерун • Канада • Катар •  Кения • Кипр • Кирибати •  Китай • Колумбия • Коморские  Острова • Конго • Корея, Республика • Коста-Рика • Кот-д’Ивуар •  Куба • Кувейт • Кыргызстан •  Лаосская Народно-демократическая  Республика • Латвия • Лесото •  Либерия • Ливан • Ливийская  Арабская Джамахирия • Литва •  Люксембург • Маврикий • Мавритания • Мадагаскар • Малави • Малайзия • Мали • Мальта • Марокко  • Мексика • Мозамбик • Молдова, Республика • Монголия • Мьянма • Намибия • Непал • Нигер  • Нигерия • Нидерланды •  Никарагуа • Новая Зеландия •  Норвегия • Объединенные Арабские Эмираты • Оман • Пакистан •  Панама • Папуа-Новая Гвинея •  Парагвай • Перу • Польша • Португалия • Российская Федерация • Руанда • Румыния • Сальвадор •  Сан-Марино • Сан-Томе и Принсипи • Саудовская Аравия • Свазиленд • Сейшельские Острова • Сенегал • Сент-Винсент и Гренадины • Сент-Кристофер и Невис • Сент-Люсия • Сингапур • Сирийская Арабская Республика • Словакия • Словения • Соединенное Королевство • Соединенные Штаты Америки • Соломоновы Острова • Сомали • Судан • Суринам • Сьерра-Леоне • Таджикистан • Таиланд • Танзания, Объединенная Республика • Того • Тринидад и Тобаго • Тунис • Туркменистан • Турция • Уганда • Узбекистан • Украина • Уругвай • Фиджи • Филиппины • Финляндия • Франция • Хорватия • Центрально-африканская Республика • Чад • Чешская Республика • Чили • Швейцария • Швеция • Шри-Ланка • Эквадор • Экваториальная Гвинея • Эритрея • Эстония • Эфиопия • Югославия • Южно-Африканская Республика • Ямайка • Япония

 

1.8. Сотрудничество РФ и МОТ

     Членство в МОТ — одной из старейших и ведущих международных организаций — позволяет России изучать и применять международную практику урегулирования социально-трудовых споров, развивать социальное партнерство (правительство — профсоюзы — предприниматели), использовать рекомендации МОТ для совершенствования и регулирования рынка труда. Участие в деятельности МОТ помогает разрабатывать основанные на мировом опыте нормы трудового законодательства, содействует развитию предпринимательства, в том числе малых предприятий, решению проблем занятости.

Информация о работе Международная организация труда