Методы отбора кадров

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 17:36, доклад

Краткое описание

Не секрет, что успех деятельности организации во многом определяется уровнем квалификации ее сотрудников, степенью сплоченности команды, работающей на одну идею. Поэтому подбор персонала дело первостепенной важности для любой фирмы, будь то завод-гигант или частная парикмахерская.
Обращение в рекрутинговую компанию (которых в последнее время в городе становится всё больше и больше) зачастую не дает желаемого эффекта. Фирма платит за каждого подобранного сотрудника большие деньги, а через некоторое время выясняется, что он не подходит по целому ряду параметров: не способен гармонично вписаться в коллектив или реальные его возможности совершенно не соответствуют заявленным и т.п.

Файлы: 1 файл

методы отбора персонала.docx

— 88.36 Кб (Скачать)

Как оценивается исполнение работы ?

Много ли переводов с одного отдела или участка в другой ?

Какова политика продвижения ?

Имеет ли предприятие программы  по обучению и повышению

 

квалификации ?

Как велика ответственность , которая ложится на новых

 

работников ?

Оказывается  ли  предпочтение  людям  закончившим

 

образование ? Какова политика компании в области

 

дополнительного образования ?

Каков имидж компании в  обществе ?

Каковы социальные гарантии ?

Помимо основной  цели  беседы  -  отбора  наиболее  подходящих  для

организации лиц , существует и другая цель - реклама .  Необходимо  внушить

собеседнику значимость данной организации . Это требование предъявляется ко

всем работникам службы персонала  при всех формах и методах отбора  персонала

. Уже на первых стадиях  встреч с людьми важно уделить  им должное внимание  ,

чтобы у них создалось  благоприятное  впечатление  о  компании  .  Для этого

необходимо , чтобы человек , занимающийся приёмом новых сотрудников ,  имел

навыки общения с людьми разных типов  .  Ему должно  нравиться общаться  с

людьми и оказывать  помощь   находящимся  в  затруднении  заявителям  .  При

недостаточной  квалификации  человека  ,  проводящего беседу  ,  она может

оказаться малоэффективной  и даже повлечь за собой  судебное  разбирательство

.

Вместе с тем , исследования выявили целый ряд проблем ,  снижающих

эффективность собеседований  как инструмента  отбора  кадров  .  Основа  этих

проблем имеет эмоциональный  и психологический характер . Так ,  например  ,

существует  тенденция  принятия  решения  о  кандидате  на  основе   первого

впечатления , без учёта сказанного в остальной части собеседования .  Другая

проблема заключается  в тенденции оценивать кандидата  в сравнении с  лицом  ,

с которым  проводилось  собеседование  непосредственно  перед  этим  .  Если

предыдущий   собеседник   выглядел   особенно   плохо   ,   то   последующий

посредственный кандидат будет выглядеть хорошо или даже очень хорошо .  Есть

у проводящих интервью и  такая тенденция , как оценка более благоприятно  тех

кандидатов внешний вид , социальное положение и манеры  которых в большей

мере напоминают их собственные .

В  результате  такого  метода  отбора  как  собеседование   удаётся

довольно   определённо   выявить   фактический   уровень    профессиональной

подготовки  претендента  и  соответствие  его  предстоящей  работе  .   Надо

отметить , что редко бывает , чтобы претендент  на  должность полностью её

соответствовал , поэтому собеседование также имеет целью выявить степень

несоответствия . Если степень несоответствия такова , что претендента можно

подучить на месте , то тогда он может быть принят на работу . В этом  случае

важно , что управляющий видит , какие он  берёт на  себя  обязательства по

этому доучиванию нового работника . Но более важно и то  ,  что принимаемый

на  работу  видит   своё   небольшое   несоответствие   ,   профессиональную

неготовность , и в связи с этим необходимость учиться и стараться в работе

. Необходимой ясности  в соответствии работника и  работы  не  бывает  ,  если

его принимают на работу только  по  документам  без  должной  проверки  .  В

результате это несоответствие , если  оно есть  ,  не  зафиксировано и не

определена его степень , доучивание не проводится , а в итоге страдает  дело

. Часто в таких случаях  работник начинает  оспаривать  перед  администрацией

своё несоответствие работе .

Не  все  собеседования  заканчиваются  положительным   решением   .

Проведённые социологами  опросы  менеджеров  по  персоналу  показали  ,  что

наиболее частые причины  отказа в приёме на работу  по  итогам  собеседования

были следующие :

Плохой внешний вид .

Агрессивная манера поведения , комплекс превосходства ,

 

властность .

Неспособность ясно выражать свои мысли , недостатки речи ,

 

плохая дикция , грамматические ошибки .

Отсутствие личных планов  служебной  карьеры  и четких

 

целей , пассивность и индифферентность  , незрелость .

Неуверенность в себе и  неуравновешенность , нервозность ,

 

неловкость .

Нежелание начинать работу  с  младших  должностей ,

 

намерение получить сразу  слишком много .

Чрезмерное внимание  к  денежному  вознаграждению ,

 

заинтересованность только в получении материальных благ .

Скрытость , уклончивость , увиливание от прямого ответа ,

 

неискренность .

Плохие отзывы  об  организациях  , в которых кандидат

 

работал раньше , и о их руководителях .

Бестактность , невежливость .

Непонимание общепринятых правил .

 

3.4 Тесты по найму .

 

Тестирование с целью  отбора подходящих людей для определённых целей

использовалось на протяжении многих веков . Одним из первых  примеров  можно

считать библейскую историю  о воинах Гедеона .

«И сказал Господь Гедеону : народа с тобой слишком много ...  веди

их к воде , там Я выберу их тебе ... И сказал Господь Гедеону  :  кто будут

лакать воду языком своим , как лакает пёс , того ставь особо , так же как и

тех всех , которые будут наклоняться на  колени  свои  и пить  ...» Таким

образом были отсеяны все  лишние воины ,  и Гедеон  получил 300  человек ,

которые пили , зачерпывая пригоршнями воду  ,  не  опускаясь на  колени  .

Именно с  этими  воинами  была  одержана  блистательная  победа  .[2]  Таким

образом тестирование вполне себя оправдало .

Например в США до принятия в 1964 г. Закона о гражданских правах 90

% компаний признавали , что используют тесты , к 1976 г. - только 42 % ,  но

в 1988 г. уже 84 % компаний сообщали , что включают тесты в свой  механизм

отбора кадров .[3]

Применяемые  при  отборе  тесты  предназначены  для  того  ,  чтобы

получить психологический  портрет кандидата , оценить его способности ,  а

также  профессиональные  знания  и  навыки  .   Они   позволяют   сравнивать

кандидатов между собой  или с эталонным , то есть идеальным кандидатом .  Как

правило , тесты разработаны психологами ,  но  ,  чтобы их  использовать  ,

совсем не обязательно  быть психологом .

Тесты используются для измерения  качеств человека, необходимых  для

результативного  выполнения  работы  .  Например  ,   для секретаря такими

способностями могут быть умение печатать на компьютере , стенографировать  ,

требуются и определённые личные качества . При приёме на работу  чаще  всего

используют тесты направленные на изучение :

профессиональных знаний и навыков ;

уровня развития интеллекта и других способностей ;

наличия и степени проявления определённых личностных

 

качеств .

Специалистам по персоналу  известны , как правило , тысячи различных

тестов . Из этого многообразия можно выделить основные .

Тесты выполнения отдельных  работ . Например , тест на  компьютерное

программирование для  программистов  ,  тест  на  вождение  для водителей ,

прослушивание для музыкантов ,  тесты по  машинописи  и т.  п.  Кандидатов

просят проделать определённую работу на  механизме  с которым им  придётся

работать  в  случае  принятия  на  работу  ,  а затем уже   регистрируется

количество и качество результата . Тесты такого рода наиболее достоверны .

Другой вид тестов связан с  искусственным  созданием  обстановки  ,

приближенной к реальной . Например , вождение машина на  тренажёре ,  тесты

на  психомоторные  способности  (время  принятия  решения  ,  поворотливость

пальцев , скорость движения конечностей и др.)  ,  тесты на  канцелярские

способности (проверяется  запоминание чисел  и  имён)  .  Сюда  же  относится

большая  группа  так  называемых  письменных  тестов  ,   используемых   для

измерения общего уровня умственного  развития и способностей . Их  существует

огромное множество . Например , тест  на  способности -  шкала Векслера  ,

состоящий из двух групп  заданий . Первая , словесная , включает  вопросы по

словарному запасу , общей информированности ,  арифметике  .  Вторая  группа

состоит из заданий , основанных на завершении рисунка , собирании предметов

и т. п. Широко также используется калифорнийский тест умственной зрелости  ,

а также тесты позволяющие  измерить различные личностные  параметры  человека

. Наиболее известны тест  Кэттела , выделяющий шестнадцать основных  качеств

претендента , Миннесотский многопрофильный личностный  тест  «семантический

дифференциал» , служащий для исследования  репрезентативности  эмоциональных

явлений  в  сознании  ,  тесты по  изучению   типа   нервной   деятельности

(темперамента) , акцентуации характера и другие .

Иногда  под  тестом  понимают  такое  испытание   ,  отличительными

чертами которого  является  фиксированность времени выполнения  задания и

единственность правильного  ответа . Такой тест предназначен для определения

уровня развития интеллекта и других  способностей  (например  ,   к устному

счёту) , навыков и т. п.

Особой разновидностью тестов являются  опросники  .  С их  помощью

оценивают свойства личности или интересы . Ответ характеризует отвечающего

. Опросники используются  для определения склонности к  тому  или  иному  виду

деятельности , например нравится ли данному человеку работать  в коллективе

, если  у  него  артистические   склонности  и  т.  п.  Опросники   эффективно

применяются в целях профориентации

Как правило , при тестировании  выполнение  заданий и ответы  на

вопросы  осуществляются  письменно   самими   кандидатами   ,   после   чего

оцениваются  и  интерпретируются  результаты  .  В   последнее   время   всё

популярнее становится использование  автоматизированных тестов ,  в основном

выполнение которых предлагается претендентам на компьютере  .  По  окончании

компьютер обрабатывает полученную информацию ,  производит  все необходимые

расчёты и выдаёт результат .

Своеобразным тестом на честность  является широко используемый в США

прибор , регистрирующий изменения в дыхании , кровяном давлении ,  пульсе  ,

реакции кожи и фиксирующий  эти изменения на бумаге . Речь идёт  о полиграфе

или так называемом детекторе  лжи . Человеку , к которому подключён полиграф

, задают различные вопросы  : нейтральные  ,  чтобы выявить его нормальное

состояние , затем очень острые , чтобы зарегистрировать  ответ ,  сделанный

под  давлением  .  Использование этого устройства  обходится   значительно

дешевле других методов проверки .  Однако  для работы  с полиграфом  нужны

квалифицированные специалисты , кроме того , с его помощью можно проверить

не всех людей . Некоторым очень легко солгать , и они обманывают полиграф  ,

другие  напротив  ,  очень эмоционально  реагируют на  простые вопросы и

выглядят на приборе лжецами .

Наиболее известны так  называемые проективные  тесты  .  Начало  они

Информация о работе Методы отбора кадров