Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 20:13, курсовая работа
Целью данной работы стало рассмотрение методов оценки персонала. Определение их достоинств и недостатков. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить теоретические основы деловой оценки персонала;
2) рассмотреть понятия и задачи деловой оценки персонала;
3) выявить вопросы разработки методики оценки персонала;
4) определить значение оценки работников по результатам труда;
Введение……………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы деловой оценки персонала…………………………...5
1.1. Система деловой оценки персонала …………………………………5
1.2. Этапы оценки персонала……………………………………………...8
1.3. Современные методы и технологии деловой оценки персонала….14
2. Анализ системы управления и оценки персонала
в МДОУ «Детский сад «Незабудка» ...………………………………………….18
2.1. Краткая характеристика МДОУ «Детский сад «Незабудка»………18
2.2. Анализ численности и структуры персонала в МДОУ
«Детский сад «Незабудка»………………………………………………..20
2.3. Анализ состояния оценки персонала в МДОУ
«Детский сад «Незабудка»………………….…………………………….24
2.4. Рекомендации по совершенствованию оценки персонала в МДОУ
«Детский сад «Незабудка»………………………………………………..28
Заключение………………………………………………………………………..39
Список использованных источников и литературы……………………………42
Т.к. в данном учреждении проводится только аттестация персонала, а понятие оценка персонала намного шире, разработаны рекомендации по совершенствованию деловой оценки персонала в МДОУ «Детский Сад «Незабудка»
Управление кадровым потенциалом педагогов в настоящее время требует совершенствования. Одним из механизмов совершенствования должна стать оценка эффективности деятельности с применением современных кадровых технологий.
Для достижения поставленной цели предложено использовать оценку результативности труда.
Оценка результативности труда — одна из функций по управлению персоналом, направленная на определение уровня эффективности выполнения работы руководителем или специалистом. Она характеризует их способность оказывать непосредственное влияние на деятельность какого-либо производственного или управленческого звена [24, c. 355].
С целью повышения эффективности их труда, осуществления целенаправленной кадровой политики в области материального и морального стимулирования сотрудников, проведения аттестации, организации служебного продвижения и повышения квалификации предпринята оценка результатов труда и деловых качеств работников. Для этого используется интегральный коэффициент, комплексно учитывающий такие показатели, как профессиональные и личностные качества, уровень квалификации, сложность работ и результаты труда [25, c. 86].
Исходные
данные для расчета комплексной
оценки результатов труда и деловых качеств
работников ясельной группы приведены
в табл. 5.
Таблица 5
Исходные
данные для расчета комплексной
оценки результатов труда и деловых качеств
персонала ясельной группы
N
п/п |
Должность,
Ф.И.О. |
Степень достижения признаков, определяющих профессиональные и личностные качества | Уровень
образования |
Стаж
работы по специальности
(лет) |
Степень проявления признаков, определяющих результаты труда | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 1 | 2 | 3 | ||||
1 | Заведующая детским садом Косоротова Т.Н. | 1,25 | 1,25 | 1,0 | 1,25 | 1,0 | — | высшее | 12 | 1,25 | 1,0 | 1,25 |
2 | Зам. Заведующей детским садом Полкина О.А. | 1.25 | 1,25 | 1,25 | 1,25 | 1,0 | 1,0 | высшее | 8 | 1,0 | 1,25 | 1,25 |
3 | Воспитатель 1 категории Алексеева А.И | 1,25 | 1,25 | 1,0 | 1,0 | 1,25 | 1,0 | высшее | 9 | 1,25 | 1,25 | 1,0 |
4 | Воспитатель 1 категории Имкина Н.Ф. | 1,25 | 1,0 | 1,25 | 1,25 | 1,0 | 1,25 | высшее | 15 | 1,0 | 1,25 | 1,25 |
5 | Воспитатель 2 категории Зарубина П.А | 1,25 | 1,25 | 1.0 | 1,25 | 1,0 | 1,0 | высшее | 3 | 1,25 | 1,0 | 1,0 |
6 | Помощник воспитателя Ефимчук Н.Н | 1,0 | 1,0 | 1,25 | 0,75 | 1,0 | 1,0 | незаконченное высшее (V курс) | 3 | 1,0 | 1,0 | 0,75 |
7 | Помощник воспитателя Лукина И.Н. | 1,0 | 1,0 | 0,75 | 0,75 | 1,0 | 0,75 | среднее специальное | 2 | 1,0 | 0,75 | 1,0 |
Оценка деловых качеств работников основана на факторах, характеризующих: а) самого работника, обладающего определенными знаниями, навыками, способностями; б) вид и содержание трудовых функций, которые он фактически выполняет; в) конкретные результаты его деятельности. Оценка производится на основе комплексного (интегрального) показателя, который может быть получен путем объединения двух частных оценок. Первая определяет показатели, характеризующие работника, т.е. степень развития профессиональных и личностных качеств работника (П) и уровень квалификации (К), а также их количественные измерители; вторая — показатели, характеризующие выполняемую работу, т.е. позволяет сопоставить результаты труда работников (Р) с учетом уровня сложности выполняемых ими функций (С) [26, c. 289].
Комплексная
оценка (Д) определяется по формуле:
Таблица 6
Оценка признаков, определяющих профессиональные и личные качества
руководителей
№п/п | Признаки профессиональных и личных качеств | Удельная значимость признака в общей оценке деловых качеств | Оценка признаков с учетом удельной значимости | ||
0,75 | 1,0 | 1,25 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Профессиональная компетентность – знание законодательных актов, руководящих и нормативных документов, широта профессионального кругозора | 0,27 | 0,2 | 0,27 | 0,34 |
2. | Способность оперативно и самостоятельно принимать обоснованные решения и отвечать за них, умение быстро и правильно реагировать на возникающие ситуации, аргументировано отстаивать свою точку зрения, оперативно принимать меры, направленные на ликвидацию или предупреждение наметившихся отклонений | 0,23 | 0,17 | 0,23 | 0,29 |
3. | Способность практически организовать работу коллектива и направлять ее на осуществление поставленных задач (умение планировать и распределять работу между подчиненными, координировать и контролировать работу) | 0,13 | 0,1 | 0,13 | 0,16 |
4. | Способность воспитывать у работников чувство ответственности за порученное дело, стимулировать творческую инициативу, направленную на повышение эффективности труда, рост квалификации, освоение новых технологий; умение создать в коллективе благоприятный морально-психологический климат; способность направлять и учить подчиненных, поддерживать дисциплину, проявлять систематическую заботу о них | 0,12 | 0,09 | 0,12 | 0,15 |
5. | Способность работать в экстремальных условиях, выполнять работы, требующие аналитической оценки в процессе принятия и выработки нестандартных решений | 0,25 | 0,19 | 0,25 | 0,31 |
Таблица 7
Оценка признаков, определяющих профессиональные и личные качества
специалистов
№п/п | Признаки профессиональных и личных качеств | Удельная значимость признака в общей оценке деловых качеств | Оценка признаков с учетом удельной значимости | ||
0,75 | 1,0 | 1,25 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Профессиональная компетентность – знание законодательных актов, руководящих и нормативных документов, широта профессионального кругозора; умение работать с документами | 0,34 | 0,25 | 0,34 | 0,42 |
2. | Сознание ответственности за последствия своих действий, принимаемых решений | 0,17 | 0,13 | 0,17 | 0,21 |
3. | Способности четко организовывать и планировать выполнение полученных заданий, умение рационально использовать рабочее время, сосредоточиться на главном | 0,12 | 0,09 | 0,12 | 0,15 |
4. | Способность выполнять
должностные функции |
0,1 | 0,07 | 0,1 | 0,12 |
5. | Творческий подход к решению поставленных задач, активность и инициатива в освоении новых компьютерных и информационных технологий, способность быстро адаптироваться к новым условиям и требованиям | 0,1 | 0,07 | 0,1 | 0,12 |
6. | Способность сохранять высокую работоспособность в экстремальных условиях | 0,17 | 0,13 | 0,17 | 0,21 |
Каждый элемент комплексной оценки характеризуется своим набором признаков и имеет соответствующую шкалу для их количественного измерения.
Расчет оценки профессиональных и личных качеств работника (П)
Для определения показателя (П) производится оценка проявления каждого из признаков (табл.6, табл.7) с учетом их удельной значимости, определяемой экспертным путем, отдельно для руководителей и специалистов.
Каждый признак профессиональных и личных качеств (для руководителей n=5, для специалистов n=6 имеет 3 уровня проявления и оценивается по принципу отклонения от среднего значения. При соответствии конкретного признака среднему уровню его количественная оценка =1.0, ниже среднего=0.75, выше среднего=1.25 [27, c. 108].
Оценка всей совокупности признаков производится путем суммирования оценок признаков, умноженных на их удельную значимость:
(9)
Где, i – порядковый номер признака;
j – уровень проявления признака;
aij – количественная мера признака у работника;
Xi – удельная значимость признака в общей оценке.
Проведем расчет оценки профессиональных и личных качеств работников ясельных групп МДОУ «Десткий сад «Незабудка»:
1) П1 =0,34+0,29+0,13+0,15+0,25=1,16
2)
П2 = 0,42+0,21+0,15+0,12+0,1+0,17=
3)
П3 = 0,42+0,21+0,09+0,07+0,12+0,17=
4)
П4 =0,42+0,17+0,15+0,12+0,1+0,21=
5)
П5 = 0,42+0,21+0,09+0,12+0,1+0,17=
6)
П6 =0,34+0,17+0,15+0,07+0,1+0,17=
7)
П7 =0,34+0,17+0,09+0,07+0,1+0,13=
Расчет оценки уровня квалификации работника (К)
Для оценки К принимается единый набор признаков для всех категорий работников: уровень специального образования и стаж работы по специальности.
По уровню образования все работники распределяются на 2 группы:
1
группа – имеющие среднее
2
группа – имеющие высшее или
незаконченное высшее
В зависимости от стажа работы по специальности работники распределяются на 4 группы по каждому уровню образования (табл.14)
Оценка уровня квалификации определяется:
где ОБ – оценка образования (ОБ=1,2)
СТ – оценка стажа работы по специальности
3 – постоянная величина, соответствующая сумме максимальных оценок (ОБ+СТ)
Таблица 8.
Оценка уровня квалификации
Номер группы по стажу | Оценка стажа | Стаж работы по специальности у работников, имеющих образование, годы | |
1 группа-
среднее специальное |
2 группа- высшее
или незаконченное высшее | ||
1 | 0,25 | до 1 | до 1 |
2 | 0,5 | от 1 до 5 | от 1 до 5 |
3 | 0,75 | от 5 до 10 | от 5 до 10 |
4 | 1 | свыше 10 | свыше 10 |
Проведем расчет оценки уровня квалификации работников ясельных групп МДОУ «Детский сад «Незабудка»:
1) К1= (2+1)/3=1
2) К2= (2+1)/3=1
3) К3= (2+1)/3=1
4) К4=(2+0,75)/3=0,92
5) К5=(2+0,5)/3=0,83
6) К6=(2+0,5)/3=0,5
Расчет оценки сложности выполняемы работ (С)
Для оценки С по каждому признаку (характер работ, их разнообразие, степень самостоятельности при их выполнении, масштаб и сложность руководства, дополнительная ответственность) установлены значения по степени усложнения работ (табл.9) [29, c. 55].
Информация о работе Методы оценки персонала: достоинства и недостатки