Методы оценки персонала: достоинства и недостатки

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 20:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы стало рассмотрение методов оценки персонала. Определение их достоинств и недостатков. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить теоретические основы деловой оценки персонала;
2) рассмотреть понятия и задачи деловой оценки персонала;
3) выявить вопросы разработки методики оценки персонала;
4) определить значение оценки работников по результатам труда;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы деловой оценки персонала…………………………...5
1.1. Система деловой оценки персонала …………………………………5
1.2. Этапы оценки персонала……………………………………………...8
1.3. Современные методы и технологии деловой оценки персонала….14
2. Анализ системы управления и оценки персонала
в МДОУ «Детский сад «Незабудка» ...………………………………………….18
2.1. Краткая характеристика МДОУ «Детский сад «Незабудка»………18
2.2. Анализ численности и структуры персонала в МДОУ
«Детский сад «Незабудка»………………………………………………..20
2.3. Анализ состояния оценки персонала в МДОУ
«Детский сад «Незабудка»………………….…………………………….24
2.4. Рекомендации по совершенствованию оценки персонала в МДОУ
«Детский сад «Незабудка»………………………………………………..28
Заключение………………………………………………………………………..39
Список использованных источников и литературы……………………………42

Файлы: 1 файл

курсовик ирина.doc

— 459.00 Кб (Скачать)
 

     В ходе исследования качественного состава трудовых ресурсов анализируемого предприятия определилось, что наибольший удельный вес в МДОУ «Детский сад «Незабудка» имеют сотрудники возрастной категории от  30 до 40 лет, на втором месте возрастная группа от 20 до 30 лет. Что говорит о  том, что на данном предприятии относительно молодой состав кадров.

     Также положительным оказалось и то, что «львиную» долю занимают сотрудники, которые имеют высшее образование. Наибольший удельный вес занимают служащие со стажем от 1 до 5 лет. Поскольку изменения качественного состава персонала происходят в результате его движения, то этому вопросу при анализе уделяется большое внимание.

     Статистика  характеризует движение персонала  относительными и абсолютными показателями оборота.

     Абсолютными показателями движения персонала являются оборот по приему и оборот по выбытию [19, c. 18].

     Для характеристики движения кадрового  состава составим таблицу 4.

     Таблица 4

     Данные  о движении персонала в МДОУ «Детский сад «Незабудка»

Показатель 01.01.2007 г. 01.01.2008 г. 01.01.2009 г.
Численность персонала 96 95 94
Приняты на работу 33 22 15
Выбыли, в т.ч. 35 23 20
- по  собственному желанию 26 19 16
- уволены  за нарушение трудовой дисциплины 3 - -
- необходимый  оборот по выбытию 6 4 4
Коэффициент оборота по приему работников 0,34 0,23 0,16
Коэффициент оборота по выбытию работников 0,36 0,24 0,21
Коэффициент текучести кадров 0,3 0,2 0,17
Коэффициент постоянства кадров 0,65 0,76 -
 

     Из  таблицы 3. видно, что коэффициент  текучести кадров на протяжении трех лет снижается и остается относительно невысоким, что говорит о положительной динамике в движении персонала анализируемой организации.

     В литературных источниках нормативный  коэффициент текучести изменяется в пределах от 3% до 10% в год [20, c. 65]. Практики говорят о том, что нормативный коэффициент текучести может быть иным (иногда называются значения более 50% в год).

     Результативность  воспитательно-образовательной деятельности.

     Систематический  мониторинг   воспитательно-образовательной  деятельности воспитателей и специалистов детского сада позволяет добиваться высоких результатов, подтверждением чему являются данные систематического анализа выполнения воспитанниками основных разделов программы.

     Успешная  педагогическая деятельность позволяет  педагогам делиться опытом с педагогами других дошкольных учреждений, слушателями курсов повышения квалификации. Воспитанникам детского сада успешное усвоение программы позволяет принимать участие в различных мероприятиях муниципального  и  окружного  уровня.

       

     2.3. Анализ состояния оценки персонала в МДОУ «Детский сад «Незабудка» 

     Деловая оценка персонала в МДОУ «Детский Сад «Незабудка» проводится на основании  Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.

     Вышеуказанное Положение регламентирует порядок аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений независимо от ведомственной принадлежности (далее – образовательные учреждения), по должностям которых тарифно-квалификационные характеристики предусматривают наличие квалификационных категорий.

     Целью аттестации является определение соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников требованиям к квалификации при  присвоении им квалификационных категорий [21].

     Основными задачами аттестации являются:

     • стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих  работников;

     • обеспечение педагогическим и руководящим  работникам образовательных учреждений возможности повышения уровня оплаты труда.

     Основными принципами аттестации являются:

     • добровольность аттестации на вторую, первую, высшую квалификационную категорию  для педагогических работников и  на высшую квалификационную категорию  для руководящих работников;

     • обязательность аттестации руководящих  работников и лиц, претендующих на руководящую  должность, на первую квалификационную категорию;

     • открытость и коллегиальность, обеспечивающие объективное, гуманное и доброжелательное отношение к аттестуемым педагогическим и руководящим работникам.

     Во  исполнение постановления мэра «Об  утверждении Положения о проведении аттестации служащих», Мэрия г. Надыма издала Приказ «О проведении аттестации работников детского сада». На основании этого Приказа руководство администрации утвердило Постановление об аттестации и Положение о проведении аттестации служащих, с приложениями.

     Через организационно- контрольный отдел  проходит вся документация по аттестации педагогов, составляющая немалый объем. Однако, увидев отношение как аттестуемых, так и сотрудников, не подлежавших аттестации, я сделала вывод, что данная процедура носит в основном формальный характер в том смысле, что реальной оценке подвергаются лишь образовательный уровень и опыт работы (в плане соответствия должностным инструкциям), а уже потом внимание уделяется оценке реальной деятельности служащих, их сильных и слабых сторон в профессиональном и личностном плане. Но при этом следует заметить, что все сотрудники, их руководители, а также организаторы оценки признают необходимость и значимость аттестации. Если говорить о продвижении по служебной лестнице, то, по словам сотрудников отдела, это событие случается не чаще, чем раз в несколько лет. При этом формально существует кадровый резерв, однако при появлении вакантных должностей о нем почему-то «забывают».

     Большинство сотрудников МДОУ имеют высшее образование, многие имеют два высших образования, почти все окончили курсы повышения квалификации. Из этого следует, что в целом уровень образования и профессиональной подготовки служащих находится на высоком уровне.

     Стоит заметить, что во всем управлении наблюдается  авторитарный стиль руководства. В  принципе, данный факт во многом обусловлен спецификой самой организации - органа власти, поскольку вся система государственного управления построена иерархически - распоряжения передаются сверху вниз по вертикали, а снизу вверх поступает информация об исполнении полученных распоряжений и различного рода отчетность. Из-за этого недостаточно хорошо развита обратная связь в процессе выполнения работ, так как единственно важная вещь - сдать документы и отчеты в срок.

     Все выше перечисленное говорит о  том, что аттестация служащих в МДОУ проводится неэффективно, а сотрудники (в целом достаточно компетентные) признают этот факт также как необходимость лучшего проведения аттестации.

     В рамках исследования проведена беседу с заведующим детского сада. На взгляд автора, их мнение, как мнение наиболее компетентных работников в области кадрового управления, имеет большую значимость и должно отражать истинное положение вещей в МДОУ.

     Отвечая на 1 вопрос, отметили необходимость и значимость проведения аттестации, но при условии повышения ее эффективности. При ответе на 2 вопрос мнения разделились: заместитель начальника отдела ответила, что о слабостях и достоинствах работника больше всех знает его непосредственный руководитель и следовательно только он сможет дать справедливую оценку; начальник отдела думает, что наиболее надежную и достоверную оценку аттестуемому может дать группа экспертов – аттестационная комиссия, т.к. она все равно обладает необходимыми данными о работнике и лишена субъективизма в оценке. 3 в. – за весь период их работы было проведено, соответственно, 2 и 5 аттестаций, при этом обе утверждают (4 в.), что основные принципы и порядок проведения аттестаций не менялись за последние 10 лет. На вопросы 5 и 6 обе ответили одинаково: работники администрации относятся к аттестации как к необходимой и важной форме оценки их деятельности, а если иногда у работников возникает негативное отношение к аттестации, то потому что они не видят ее конкретных результатов. В конце интервью начальник организационно-контрольного отдела пожелала, чтобы в нормативно – правовых актах были учтены новые методические рекомендации по улучшению проведения аттестации, разработанные научными работниками, подобное «освежение» старых правил, по ее мнению, помогло бы. Заместитель начальника отдела, в свою очередь, заметила, что необходимо внести изменения в принципы критерии оценки личностных и профессиональных качеств муниципальных служащих.

      Основные проблемы аттестации

  • Несовершенство законодательства. Не четкое определение в законодательстве необходимости аттестации приводит к тому, что каждый (это относится и к организациям, и к руководителям, и к работникам) понимает назначение и цели аттестации по – разному.

     На  федеральном уровне действует ряд  законов, регулирующий аттестацию, при  этом многие субъекты РФ не приняли  к настоящему моменту законы, предусматривающие  единую систему квалификационных требований к педагогам дошкольных учреждений. Это затрудняет проведение аттестации служащих соответствующими органами муниципальных образований.

     Вообще, сегодня для метода правового  регулирования трудовых отношений  больше всего характерно сочетание  централизованного (государственного) и локального (местного) регулирования. Причем соотношение это изменяется все больше в сторону расширения локального регулирования, а централизованное нормативное устанавливает лишь минимальный уровень гарантий трудовых прав, который не может снижаться ни при каких условиях. Он может только повышаться [22, c. 46]. Это факт в лишний раз подтверждает необходимость усовершенствования местных нормативно – правовых актов, регулирующих трудовые отношения в целом, аттестацию служащих - в частности.

  • Некомпетентность руководителей и работников кадровых служб. В настоящее время зачастую руководителям и специалистам предприятий различных форм собственности недостает компетентности, управленческой культуры, психологической устойчивости, умения работать в кризисных и экстремальных ситуациях. Сформировавшиеся в прежних условиях управления и хозяйствования традиции, знания и опыт значительной части руководителей и специалистов стали существенным тормозом экономических и организационных нововведений.
  • Несовершенство основных критериев оценки. Недостаточная направленность самой технологии оценки на решение комплекса задач, связанных с развитием персонала, и на выявление резервов использования потенциала человеческих ресурсов.
  • Недостаточное использование результатов аттестации. Ничто так не убивает систему оценок, как то, что ее результаты не используются. А как показывает практика, результаты аттестации сказываются лишь на весьма ограниченном числе лиц – не более 3-5 % аттестуемых [23, c. 32]. Возможности аттестации используются далеко не в полной мере и это порождает следующие ниже проблемы.
  • Формальное отношение к аттестации аттестуемых и аттестационной комиссии.
 
 

     2.4. Рекомендации по  совершенствованию  оценки персонала  в МДОУ «Детский  сад «Незабудка»

     Оценка персонала в МДОУ «Детский Сад «Незабудка» проводится на основании Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.

     Вышеуказанное Положение регламентирует порядок  аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений независимо от ведомственной принадлежности, по должностям которых тарифно-квалификационные характеристики предусматривают наличие квалификационных категорий.

Информация о работе Методы оценки персонала: достоинства и недостатки