Мероприятия по усилению конкурентной позиции компании “Эльдорадо ”

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 21:59, курсовая работа

Краткое описание

Главная задача данной курсовой работы состоит в том, чтобы определить мероприятия по усилению конкурентной позиции компании “Эльдорадо ”.
Основные задачи: ознакомиться с понятием конкуренция, выявить фактических и потенциальных конкурентов, определить число, вид и размер конкурирующих фирм, оценить конкурентное преимущество фирмы, разработать конкурентную стратегию и повысить конкурентоспособность предприятия.

Оглавление

Введение…………………………………..…………………………………стр.3-5

Глава 1: Конкуренция в условиях коммерческой деятельности…………стр.6-19

Сущность и содержание коммерческой деятельности…………….стр.6-7

Конкуренция на разных типах рынков……………………………..стр.7-11

Конкурентные стратегии предприятий…………………………….стр.11-19

Глава 2: Повышение конкурентоспособности предприятия…………….стр.20-30

2.1. Описание исследуемого проекта………………………………………стр.20-21

2.2. Анализ конкурентной среды фирмы………………………………….стр.21-22

2.3. Разработка конкурентной стратегии организации…………………..стр.22-23

2.4. Способы повышения конкурентоспособности предприятия……….стр.23-30

Заключение…………………………………………………………………стр.31
Список используемой литературы………………………………………..стр.32

Файлы: 1 файл

Конкуренция.doc

— 306.50 Кб (Скачать)

Олигополия (от греческого олиго — немногие и полео - продаю) - это рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм. (Так, например, в США имеется 9 фирм-продавцов жевательной резинки, на долю которых приходится 95% годовых продаж.) Ключевыми характеристиками рынка олигополистической конкуренции являются: незначительное число конкурентов, создающих сильную взаимосвязь; большая рыночная сила, схожесть товаров и ограниченность количества их типоразмеров. Характерной особенностью олигополистического рынка является взаимозависимость фирм - любой из олигополистов находится под существенным воздействием поведения остальных фирм и вынужден учитывать эту зависимость. Результаты функционирования фирмы-олигополиста зависят не только от ее собственной политики, но и от решений ее конкурентов. Если одна фирма ("Кока-кола") снизит цену на свою продукцию, то другая фирма, функционирующая в этой отрасли ("Пепси-кола"), будет вынуждена также снизить цену своей продукции.

Фирмы, функционирующие  на олигополистическом рынке, получают высокие прибыли потому что, как и в случае чистой монополии, вхождение в отрасль для фирм-аутсайдеров затруднено.

Монополистическая конкуренция  как одна из форм несовершенной конкуренции  несет в себе такие черты как: дифференциация продукции, выпускаемый  каждой фирмой товар чем-то отличается от изделий других компаний, малые размеры и многочисленность фирм, несовершенство информации. Формирование монопольного рынка характерно для отраслей, где конкуренция затруднена вследствие их технологических особенностей (инфраструктурные отрасли: транспорт, связь, энергетика).

Наличие монополии может  иметь как позитивное, так и  негативное влияние на предприятия. Позитивное — снижение удельных издержек за счет экономии на масштабе производства; технологический прогресс за счет высокой степени концентрации ресурсов, эффективной реализации интересов общества в отраслях, где нецелесообразно стимулирование конкуренции, и др. Негативное — нарушение основных прав конечных потребителей, так как они вынуждены приобретать товары по завышенным ценам при искусственно заниженном предложении.

1.3 Основные  конкурентные стратегии предприятия.

Конкурентная стратегия - это стремление компании занять конкурентную рыночную позицию в отрасли - то есть на главной арене, где сражаются  соперники. Конкурентная стратегия направлена на то, чтобы добиться устойчивой и выгодной позиции, позволяющей компании противостоять напору тех сил, которые определяют конкурентную борьбу в отрасли путем укрепления конкурентных преимуществ перед соперниками на рынке.

Два основных типа конкурентных преимуществ в сочетании с той сферой деятельности, в которой компания пытается добиться этих преимуществ, позволяют ей выработать три наиболее общих конкурентных стратегии, с помощью которых можно добиться уровня эффективности, превышающего средние показатели в индустрии: лидерство в минимизации издержек, дифференциация и фокусирование.

Главное, что следует  понять относительно наиболее общих  стратегий - это то, что каждая из этих стратегий по сути своей ориентирована  на получение определенных конкурентных преимуществ. 

Чтобы добиться этих преимуществ, компания должна сделать выбор, то есть решить, какого именно типа конкурентные преимущества ей необходимы и в каком масштабе компания будет добиваться этих преимуществ.

Минимизация издержек

Пожалуй, из трех наиболее общих стратегий минимизация издержек является самой очевидной и понятной. В рамках этой стратегии компания ставит своей целью наладить малозатратное производство товаров отрасли. Обычно у такой компании широкая сфера деятельности: компания обслуживает несколько сегментов индустрии, при этом захватывая по возможности и смежные отрасли. Источники преимуществ в области издержек могут быть весьма разнообразны, они варьируют в зависимости от типа отрасли. Это могут быть повышение эффективности за счет экономии на масштабе, собственных патентованных технологий, особых прав доступа к источникам сырья, а также многие другие факторы. Такие производители должны постоянно искать новые источники преимуществ в области затрат и извлекать из них максимальную выгоду.

Если компании удалось  добиться безусловного лидерства в  отношении сокращения издержек и  удерживать это преимущество в течение  долгого времени, эффективность  работы такой компании намного превысит среднерыночный уровень, но при условии, что компания сможет удерживать цены на свои продукты на среднем для данной индустрии уровне или на уровне, незначительно его превышающем. Компания — лидер в области снижения затрат благодаря этому преимуществу будет получать высокие прибыли даже при ценах, сопоставимых с ценами конкурентов, или при более низких, чем у конкурентов, ценах. Однако такая компания не должна забывать об основах дифференциации. Продукт компании должен оцениваться покупателями как сопоставимый с продуктами конкурентов или хотя бы вполне приемлемый, в противном случае компания, даже будучи лидером в минимизации издержек, будет вынуждена значительно снизить цены на товары, чтобы продажи достигли необходимых показателей. А это может свести на нет все выгоды, получаемые за счет благоприятной для сокращения издержек позиции.  Поэтому как бы компания ни полагалась на конкурентные преимущества в виде сокращения издержек, она все равно должна добиваться равенства или хотя бы приближенного равенства в основах дифференциации своих продуктов по отношению к продуктам конкурентов - только в этом случае компания сможет выйти на показатели эффективности, превышающие среднерыночный уровень.

Логика стратегии лидерства  в минимизации издержек обычно требует, чтобы компания стала единственным лидером, а не просто вошла бы в группу тех, кто стремится занять эту позицию. Многие компании, отказавшиеся признать этот факт, допустили тем самым серьезную стратегическую ошибку. Когда на позицию лидера в минимизации издержек имеется несколько кандидатов, соперничество между ними становится особенно ожесточенным, ведь каждый, даже самый небольшой, фрагмент рынка начинает иметь решающее значение. И пока одна из компаний не займет позицию лидера, «убедив» тем самым остальных конкурентов сменить стратегию, последствия этой борьбы для прибыльности (а также и для структуры индустрии в долгосрочной перспективе) могут стать весьма пагубными, и именно так обстояло дело с несколькими предприятиями нефтехимической промышленности. Таким образом, стратегия лидерства в минимизации издержек в основном базируется на приоритетном праве обладания определенным преимуществом - и компания вынуждена отказаться от этого права, если только в какой то момент она не получит возможности радикально изменить свое положение в отношении издержек благодаря крупным технологическим достижениям.

Дифференциация

Дифференциация - это  способность обеспечить компанию уникальной и большей стоимостью в виде нового качества товара, особых потребительских  свойств или послепродажного  обслуживания. Стратегии дифференциации уместны в тех случаях, когда потребности и вкусы покупателей слишком отличаются от покупателя к покупателю и поэтому не могут быть удовлетворены путем производства стандартной продукции.

Если компания хочет, чтобы за ее товары платили высокую цену, она должна быть действительно уникальной или восприниматься покупателями как уникальная. Но в отличие от стратегии лидерства в издержках реализация стратегии дифференциации не требует наличия в отрасли только одного лидера - в этом случае здесь может быть несколько компаний, успешно реализующих стратегию дифференциации, но при условии, что товары в данной отрасли имеют несколько параметров, которые особо ценятся покупателями.

В основе дифференциации могут лежать уникальные свойства самого продукта, особенности реализации, особые маркетинговые подходы, а также самые разнообразные прочие факторы. Например, в парфюмерно-косметической промышленности основой дифференциации чаще всего бывает имидж продукта и его размещение на прилавках универмагов.

В этом случае компания, чьи продукты благодаря этим атрибутам удовлетворяют определенные потребности покупателей, позиционирует себя некоторым уникальным образом, и наградой за эту уникальность становится готовность покупателей платить высокие цены за продукцию компании.

Компания, выбирающая стратегию  дифференциации, должна, постоянно  искать новые способы дифференциации — такие, с помощью которых  можно получать прибыли, превосходящие  расходы на саму дифференциацию. Но компания, идущая по пути дифференциации, не должна забывать и об издержках: любые, даже самые высокие наценки не приведут ни к чему, если компания будет занимать не выгодную по издержкам позицию. Таким образом, если компания выбирает в качестве стратегии дифференциацию, она должна стремиться к равенству или приближенному равенству издержек относительно своих конкурентов, сокращая расходы во всех областях, не имеющих прямого отношения к избранному направлению дифференциации.

Фокусирование

Третья общая стратегия  конкуренции - это стратегия фокусирования. Данная стратегия отличается от остальных: она основана на выборе узкой сферы конкуренции в рамках той или иной отрасли. Компания, избравшая стратегию фокусирования, выбирает определенный сегмент или группу сегментов отрасли и направляет свою деятельность на обслуживание исключительно данного сегмента или сегментов. Стратегия фокусирования существует в двух разновидностях. Фокусирование на издержках — это стратегия, при которой компания, работая в своем целевом сегменте, пытается получить преимущество за счет низких затрат. При фокусировании на издержках компания обращает в свою пользу различия в их структуре в различных секторах отрасли, тогда как при фокусировании на дифференциации компания получает выгоду за счет того, что в определенных сегментах рынка существуют особые группы покупателей с особыми потребностями.

 При фокусировании  на дифференциации компания осуществляет  дифференциацию в своем целевом  сегменте. Оба варианта стратегии  основаны на тех признаках,  которые отличают избранный целевой  сегмент от прочих сегментов данной отрасли.

Если выбранный компанией  целевой сегмент ничем не отличается от прочих сегментов, стратегия фокусирования  не принесет желаемых результатов. Например, в индустрии безалкогольных напитков компании Coca-Cola и Pepsi выпускают широкий ассортимент продуктов с различным составом и вкусовыми качествами, тогда как фирма Royal Crown решила специализироваться на производстве только напитка кола. Выбранный компанией сегмент уже хорошо обслуживается компаниями Coke и Pepsi — при том, что эти компании обслуживают еще и другие сегменты. Поэтому у компаний Coke и Pepsi имеется несомненное преимущество перед Royal Crown в сегменте рынка, представленном коласодержащими напитками, — и все благодаря тому, что они производят более широкий ассортимент продуктов.

Показатели эффективности  работы компании, избравшей стратегию  фокусирования, будут выше средних  по отрасли в том случае, если компания сможет добиться в своем сегменте устойчивого лидерства в минимизации издержек (фокусирование на издержках) или максимально дифференцировать в этом сегменте свой продукт (фокусирование на дифференциации). Сегмент окажется привлекательным с точки зрения его структуры. Структурная привлекательность сегмента является необходимым условием, так как некоторые сегменты в отрасли будут заведомо менее прибыльными, чем другие.

Филипп Котлер выделил  четыре вида конкурентных стратегий, исходя из доли рынка, занимаемой фирмой: стратегии лидера рынка, стратегии претендента на лидерство, стратегии последователя, стратегии обитателя ниши.

Стратегии лидера

Фирма-лидер - это фирма, которая занимает большую часть  доли рынка определенного продукта, доминирует на нем, по сравнению с  другими участниками рынка, причем это признают и ее конкуренты. Для  того чтобы оставить за собой доминирующее положение, лидеру нужно стремиться к расширению рынка в целом, находить новых потребителей, снижать цены за счет снижения издержек и т.д. Для такой организации любая стратегия оправдана, если она ведет к увеличению прибыльности, а связанный с нею риск — невелик. Такие компании, обычно, подают пример своим конкурентам, устанавливая и изменяя ценовую политику, расширяя долю рынка и т.д. (Лукойл, Газпром, Coca-cola,IBM, Xerox и другие.) При расширении рынка, как правило, победу одерживает лидер. Реализовать эту стратегию он может следующими способами: привлечение новых покупателей, новые способы применения продукта, увеличение интенсивности использования продукта. Это попытка убедить потребителей увеличить интенсивность пользования продукцией фирмы.

Стратегии претендентов на лидерство

Претенденты на лидерство - это агрессивно атакующая лидера и других конкурентов по фронту фирма, использующая все возможные и  невозможные стратегии и атаки. Претендент может вести ценовую  войну, снижать издержки производства, а, следовательно, и цены, производить престижные или необычные товары, расширять ассортимент продукции, разрабатывать новые продукты, совершенствовать каналы распределения, повышать уровень услуг или разворачивать блистательную рекламную кампанию. Существует множество примеров, когда компания, претендующая на лидерство, выбивала почву из-под ног фаворита и обходила его. Преимущество претендента заключается в том, что он руководствуется высокой целью и концентрирует свои ограниченные ресурсы на ее достижении.

Для начала претендент должен определить цели стратегии (многие фирмы  своей долговременной целью ставят расширение доли рынка) и объект атаки:

Информация о работе Мероприятия по усилению конкурентной позиции компании “Эльдорадо ”