Мероприятия по совершенствованию системы управления персоналом на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 11:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель – разработка плана мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом на предприятии.
В соответствии с целью определены следующие задачи:
- рассмотреть методические основы системы работы с персоналом, провести анализ отечественного и зарубежного опыта по исследуемой проблеме;
- дать организационно-экономическую характеристику предприятия;
- проанализировать систему управления персоналом на предприятии;
- определить направления совершенствования системы управления персоналом;
- разработать проект совершенствования системы управления персоналом, отразить его правовое обеспечение и дать оценку эффективности предложенных мероприятий.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………2
1-Теоретические основы мотивации труда…………………………………….5
Содержание понятия мотивации……………………………..……….5
Теории мотивации……..………………………………………………9
Методы мотивирования персонала…………………………..……22
2- Структурная характеристика деятельности организации.............................28
2.1 Структура персонала организации…………………………………….28
2.2 Виды труда и трудовой потенциал персонала……………………........32
3-Совершенствование технологии управления персоналом
Организации…………………………………………………………………..40
3.1 Методы формирования и поддержания организационной
Культуры…………………………………………………………………49
3.2 Предложения по совершенствованию системы мотивации…………..40
Заключение…………………………………………………………………...…56
Список использованной литературы…………………………………….……..57

Файлы: 1 файл

курсовая 2.docx

— 102.02 Кб (Скачать)

Очень непросто выявить, какие мотивы являются ведущими в мотивационном  процессе конкретного человека в  конкретных условиях.

1.2 Теории мотивации.

Содержательные теории мотивации.

Эти теории основаны на определении потребностей человека и их структуры. Потребность – это осознание отсутствия чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Первичные потребности заложены в человеке генетически, а вторичные вырабатываются в ходе познания и обретения жизненного опыта. Потребности можно удовлетворить вознаграждениями, т.е. тем, что человек считает для себя ценным. Причем выделяют внешние вознаграждения – заработная плата, премии продвижение по службе и внутренние – чувство успеха при достижении цели, получаемое от самой работы. Наиболее популярными содержательными теориями являются:

  • иерархия потребностей по А. Маслоу;
  • теория МакКлелланда;
  • двухфакторная теория Ф. Герцберга;
  • теория трех факторов К. Альдерфера.

Иерархия потребностей по А. Маслоу. В 1943 году американский психолог Абрахам Маслоу в своей классической работе «Теория человеческой мотивации» в общих чертах наметил целостную теорию мотивации, целью которой было выяснение того, какие мотивы и в какой зависимости от степени удовлетворения потребностей являются действенными. Основываясь главным образом на своем клиническом опыте, он считал, что мотивирующие потребности человека можно расположить в иерархическом порядке. Он полагал, что если потребности определенного уровня удовлетворены, они перестают играть роль мотивирующих факторов. Чтобы мотивировать человека к труду, необходимо активизировать следующий, более высокий уровень потребностей. Важным положением теории является то, что не сама потребность движет человеком, а ее неудовлетворенность. Так что историей движут неудовлетворенные люди. В соответствии с теорией, как только потребности более низкого порядка удовлетворены, они перестают мотивировать человека. Голодный человек будет стараться получить еду, которая находится в пределах досягаемости. Однако съев ее, человек не станет стремиться достать еще и потребуется мотивация на более высоком уровне потребностей.

В своей иерархии потребностей Маслоу выделил пять уровней:

1. Физиологические, витальные потребности.  Самый первый, базовый уровень  в иерархии – физические потребности,  соответствующие врожденным первичным  потребностям. Примерами могут служить  голод, жажда, секс, потребности  в жилище, одежде и сне.

2. Потребность в безопасности  или экзистенциальные потребности.  Этот уровень потребностей приблизительно  соответствует мотиву безопасности. Маслоу выделяет как эмоциональную, так и физическую безопасность. Весь организм может стать механизмом поиска безопасности. Потребности в безопасности можно разделить на физические (отсутствие угрозы жизни и здоровью) и экономические (отсутствие угроз экономическому положению). Как и в случае с физиологическими потребностями, если потребность в безопасности удовлетворена, она перестает быть мотивирующим фактором.

3. Потребность в любви. Третий, средний уровень потребностей, в  общем, соответствует потребностям  в любви и принадлежности. Как  и Фрейда, Маслоу обвиняют в неудачном выборе слов при определении уровней. Использование им слова «любовь» имеет много вводящих в заблуждение коннотаций, таких, например, как секс, который в действительности является физиологической потребностью. Возможно, более подходящими понятиями для обозначения этого уровня были бы «потребность в принадлежности» или «социальные потребности». Скорее всего, Маслоу использовал слово любовь в смысле, употребляемом в христианстве – бог это любовь.

4. Потребности в чувстве собственного  достоинства и потребности в  статусе. Эти потребности включает  более высокие потребности человека. Как составные этого уровня  могут рассматриваться потребности  во власти, достижениях и статусе.  Маслоу обращает особое внимание на то, что уровень признания включает как самоуважение, так и уважение со стороны других людей.

5. Потребность в самовыражении  или духовные потребности. Этот  уровень представляет кульминацию  всех низших, средних и высших  потребностей человека. Люди, добившиеся  возможности самовыражения, реализовали свой потенциал. Самовыражение тесно связано с концепцией «Я». В сущности, самовыражение является индивидуальной мотивацией человека к преобразованию восприятия самого себя в реальность.

Классифицированные по содержанию мотивы могут быть подразделены в  соответствии с их иерархической  структурной моделью на пять классов (ступеней) – так называемая «пирамида  потребностей». Потребности первой ступени Маслоу считает врожденными, потребности остальных уровней – приобретенными.

Маслоу писал, что средний гражданин удовлетворяет примерно: базовые потребности – на 85%, потребности в безопасности – на 70%, тогда как социальные потребности могут быть удовлетворены на 50%, потребность в признании – на 40%, а потребность в самовыражении – менее чем на 10%.

Работая с моделью Маслоу, надо помнить: вовсе не обязательно, что люди с равными доходами будут иметь одинаковые потребности. Совокупность человеческих потребностей тоже необязательно должна оставаться постоянной.

Теория потребностей МакКлелланда. Теория Дэвида МакКлелланда представляет собой как бы усеченный вариант модели мотивации Маслоу. Его модель мотивации делает основной упор на потребности высших уровней. Он исходил из того, что людям присущи три потребности власти, успеха и причастности.

Потребность власти выражается как стремление воздействовать на других людей.

Потребность в успехе удовлетворяется в процессе доведения работы до успешного завершения.

Потребность в причастности выражается в стремлении человека принимать участие в решении наиболее важных задач в организации.

Руководитель, располагая данными о преобладающих  потребностях своих подчиненных, должен избрать тот вариант мотивации, который в наибольшей мере будет  способствовать достижению цели как работника, так и организации. Например, если вы хотите мотивировать людей с потребностью успеха, вам необходимо ставить перед ними задачи с умеренной степенью риска или возможностью неудачи, делегировать им достаточные полномочия для того, чтобы развивать инициативу в решении поставленных задач, регулярно и конкретно поощрять их в соответствии с достигнутыми результатами.

Двухфакторная теория Ф. Герцберга. Фредерик Герцберг продолжил работу Маслоу и создал модель поддержания уровня мотивации – специфическую содержательную теорию мотивации трудовой деятельности. Для выяснения оснований удовлетворенности или неудовлетворенности работой, а также причин повышения и снижения производительности труда он разработал в 1950 году двухфакторную теорию мотивации. Он предположил, что: во-первых, удовлетворенность и неудовлетворенность работой представляют собой два независимых друг от друга измерения, которые можно изобразить на двух разных шкалах; во-вторых, имеется целый ряд «факторов» (условия / стимулы организации), влияющих на поле «удовлетворенность работой – нет удовлетворенности работой» (мотиваторы), и ряд других факторов, влияющих на поле «нет неудовлетворенности работой удовлетворенность работой» (гигиенические факторы).

Наиболее существенными мотиваторами являются, в частности, успех, признание, интересное содержание работы, возможности для профессионального роста, служебное положение, ответственность.

Наиболее существенными гигиеническими факторами являются: вознаграждение, социальные связи, условия труда, безопасность труда, семейная жизнь, отношения с коллегами, политика фирмы. Несмотря на очевидную ограниченность двухфакторной теории, мало кто сомневается, что Герцберг внес существенный вклад в изучение трудовой мотивации. Он расширил концепцию иерархии потребностей Маслоу и сделал ее более применимой к трудовой мотивации. Герцберг также обратил внимание на значение содержательных факторов, относящихся к работе, для мотивации трудовой деятельности, которыми ранее несправедливо пренебрегали; зачастую их и вовсе игнорировали. Метод проектирования рабочего места в рамках содержательного обогащения труда также является вкладом Герцберга в развитие менеджмента. Концепция обогащения труда детально рассмотрена в следующей главе. В целом Герцберг много сделал для лучшего понимания содержательных факторов работы и удовлетворенности, но, как и его предшественники, не достиг цели в разработке всеобъемлющей теории трудовой мотивации. Его модель охватывает лишь некоторую часть содержательной мотивации к труду; она не дает адекватного описания этого сложного процесса.

Теория трех факторов К. Альдерфера. Содержательные теории трудовой мотивации Герцберга и в особенности Маслоу получили развитие в работах Клейтона Альдерфера. Он сформулировал модель категорий потребностей, которая больше подтверждена имеющимися эмпирическими данными.

Клейтон Альдерфер выявил недочеты в иерархической теории потребностей Маслоу и, устраняя их, разработал собственную концепцию, известную как теория потребностей в ERG (existence, relatedness, growth). Альдерфер предлагает три основные потребности: существование, отношения, рост.

Первый уровень – потребности  существования – включает физические условия и материальные нужды, такие  как пища, вода, условия работы и  факторы безопасности и обеспеченности. Потребность в отношениях включает взаимоотношения человека с обществом (например, принятие в группу) как на работе, так и вне работы. Последний уровень, потребность в росте, сочетает чувство собственного достоинства и потребность в развитии своих способностей.

Одно из различий между теорией  потребностей Альдерфера и иерархической теорией потребностей Маслоу заключается в сокращении числа уровней потребностей с пяти до трех. Более существенное отличие состоит в том, что исследование Альдерфера не исходит из предположения, будто личность поднимается по иерархии потребностей в соответствии с законом прогрессии. Вместо этого, по теории Альдерфера, любой из уровней или все три уровня могут иметь существенное значение в каждый данный момент времени. Он также предполагает, в отличие от Маслоу, что чем меньше удовлетворяются потребности взаимосвязи (отношений с другими), тем более важными становятся потребности существования (физические / материальные). Альдерфер отличается от Маслоу утверждением, что чем меньше удовлетворяются потребности роста (самооценка и самореализация, или самовыражение), тем более важными становятся потребности взаимосвязи.

 

Таблица 1. Сравнительный анализ содержательных теорий мотивации

Теория

Теория

А. Маслоу

Теория МакКлелланда

Теория

Ф. Герцберга

Теория

К. Альдерфера

Сущность

Потребность самовыражения

Потребность в уважении

Потребность в принадлежности и  причастности (социальные потребности)

Потребность защищенности

Физиологические потребности

Потребность достижения успеха

Потребность власти

Потребность соучастия

Мотивирующие факторы:

признание, достижение, продвижение, самостоятельные полномочия, ответственность, интересная работа, профессиональное обучение и повышение квалификации

Потребности роста

Потребности связи

Потребности существования


 

Процессуальные теории мотивации

С помощью содержательных моделей  делаются попытки определить, что  мотивирует людей на рабочем месте (например, самореализация, ответственность  или рост); конкретизировать корреляционные механизмы мотивированного поведения. Процессуальные же теории, напротив, исследуют  когнитивные предпосылки, которые  затем реализуются в мотивации  или действиях, и, что более существенно, их взаимосвязь друг с другом. После  того как будут рассмотрены процессуальные теории, мы представим и проанализируем теории справедливости и атрибуции  как наиболее современные когнитивные  модели мотивации трудовой деятельности. Сущность процессуальных теорий поведения  личности человека проявляется в  том, что они рассматривают линию  поведения не только как функцию  его потребностей, но и как функцию  его восприятия и ожидания, связанных с определенным процессом, ситуацией. Наиболее популярные из них:

  • теория «ожидания-валентность»;
  • модель Портера-Лоулера;
  • теория подкрепления;
  • теория справедлтвости.

Теория «ожидания-валентность». (Мотивационная теория ожидания Врума). Эта теория давно известна как метод «кнута и пряника». Виктор Врум внес свой вклад, популяризовав эту идею в форме теории ожиданий. Остальные ученые, такие как Лиман Портер, Эдвард Лоулер и Ричард М. Стирс, расширили и усовершенствовали концепцию Врума.

Целью теории является выяснение устойчивости мотивированного отношения к  работе. Теоретические положения  в очень упрощенной формулировке состоят в следующем:

1) Под «валентностью» подразумевают  отношение (положительное или  отрицательное) к тем результатам,  которые приносят человеку те  или иные его возможные действия. С возрастающей привлекательностью  результата увеличивается и его  валентность. Степень, в которой  человек ожидает, что ему удастся  достичь желаемого результата (поставленной  цели), представляет собой показатель  математической вероятности успеха.

2) Существует определенная функциональная  взаимосвязь между силой мотивации,  с одной стороны, и валентностью  и вероятностью возможных степеней  достижения цели, с другой стороны.

3) Таким образом, сила мотивации  является функцией произведения  валентности и субъективно оцениваемой  вероятности достижения результата. Лицо, принимающее решение, выбирает тот вариант, при котором сила мотивации достигает максимума.

Информация о работе Мероприятия по совершенствованию системы управления персоналом на предприятии