Мерчандайзинг и его управление в фармацевтической организации «Аптека 36,6»

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 11:22, курсовая работа

Краткое описание

• Не так давно, фармацевтические предприятия и организации нашей страны воспринимались как торговые учреждения в последнюю очередь. Аптеки были, прежде всего, местом, где по символическим ценам распределялся дефицитный продукт. Это положение изменилось с внедрением рыночной экономики.

Оглавление

Введение………………………………………………………….……..………..3
Глава 1: Понятие мерчандайзинга. ………………. …………………..………..4
1.1. Цели и задачи мерчандайзинга………………………….……………...........................................5
1.2. Регулирование торговой деятельности аптек в России………………...............................................................................................7
Глава 2:
2 Влияние маркетинговых исследований на повышение эффективности деятельности аптек 36,6………………………………………………………...9
2.1 Анализ проблем в деятельности аптек и, SWOT анализ………………..18
2.2 Анализ сложившейся ситуации на рынке и стратегическая цель аптеки «36,6»……………………………………………………………………………..22
2.3 Фармамаркет - форма работы сети аптек «36,6»………………………….27
Глава 3: Пути совершенствования управления продажами в аптеках «36,6». ………………………………………………………………………………….…29
3.1 Использование мерчандайзинга в аптеке 36,6………………………...….31
3.2 Системы комплексной автоматизации управления продажами и CRM-системы.
3.3 Анкета для посетителей аптеки«36,6».…………………………….............32
3.4 Советы и рекомендации.………………………………………………….....……………..35
Заключение ...…………………………………………………....….....................39
Список используемой литературы……………………………………………..40

Файлы: 1 файл

Мерчендайзинг.docx

— 106.29 Кб (Скачать)

В этом и заключается  существо такого профессионализма, который  не только становится надежным фундаментом  для передовых этических норм, но и представляет нерасторжимое  единство с ним.

Таким образом, обучение общению  должно занять одно из ведущих мест в системе подготовки и усовершенствования фармацевтических кадров, с тем чтобы у всех работников сформировалось профессиональное отношение к общению с потребителями ("королями" рынка). Иными словами, квалификация персонала в вопросе фармацевтической помощи населению не должна уступать узкоспециальной квалификации.

Стратегическая цель: Создать подлинно национальную сеть товаров для красоты и здоровья. Компания планирует управлять более 1000 аптек в крупных городах России с населением от 250 тыс. человек (около 10-15% доли рынка) и стать предпочтительным источником товаров для красоты и здоровья для 60 миллионов россиян.

Основу стратегии Компании составляют два элемента:

1. расширение географии  бизнеса в России;

2. постоянное совершенствование бизнесмодели.

Совершенствование бизнесмодели:

Покупатель

Предложение аптечной сети 36,6 покупателю сегодня - это высококачественные товары, конкурентные цены, широкий  ассортимент продукции, привлекательные  и удобно расположенные аптеки, а  также персональные целевые программы  для покупателей. Она будет продолжать улучшать предложение покупателю посредством  предоставления карт постоянного покупателя, снижения цен на товары, так чтобы  сделать их максимально доступными для всех слоев населения России.

Операции

Аптечная сеть 36,6 будет продолжать внедрение проектов, направленных на создание эффективной организации, а также разработку необходимых процедур и процессов для донесения и совершенствования нашего предложения покупателям. К подобным проектам относятся: категориальный менеджмент, выпуск товаров под собственной торговой маркой, специальные программы покупателя, наравне с системой мотивации персонала и другими проектами по операционной эффективности.

Персонал

Аптечная сеть 36,6 привлекает лучших сотрудников для реализации стратегических целей, при этом важная роль отводится созданию корпоративной культуры динамичной компании, призванной обеспечивать эффективное региональное развитие на основе унифицированных политики и стандартов работы с персоналом.

Финансы

Текущая операционная деятельность и управление инвестициями компании направлена на подготовку и реализацию проектов с высоким возвратом на вложенный капитал. Их рост будет сопровождаться поддержанием устойчивого равновесия между капиталом и привлеченными кредитами.

Верофарм

Верофарм -- ведущий российский производитель лекарственных средств, занимает 1 место по производству пластырей и онкологических препаратов. ЦМИ «Фармэксперт» оценивает Верофарм как самую быстрорастущую отечественную компанию, с ежегодным темпом роста -- 20%. Объем продаж Верофарма за 2009 год составил около 58,2 млн. долл.

Маркетинговая стратегия  заключается в увеличении доли рынка  за счет вывода на рынок портфеля продуктов  с высокой степенью дифференциации в наиболее привлекательных рыночных нишах при достижении максимального  экономического эффекта. Портфель продукции  составляет около 290 препаратов, в 2009 году было внедрено 15 препаратов. Ежегодно компания выводит на рынок около 25 новых препаратов.

Широкая сеть медицинских представителей, продвигающих продукцию через лечебные учреждения и аптеки во всех регионах России обеспечивает рост узнаваемости бренда и высокую лояльность покупателей.

Производство представлено 3 фармацевтическими заводами: в  Белгороде, Воронеже и Покрове; сертифицировано  ВОЗ по стандартам GMP в 2003 году и ISO 9001.

Бизнес-концепция

Уникальное предложение  покупателю является долгосрочным конкурентным преимуществом Компании и одним  из ключевых факторов роста. Эффективная бизнес-модель и уникальное предложение покупателю формируют доверие к этому брэнду.

Качество

Аптечная сеть 36.6 первой в России предложила своим покупателям  открытый формат торговли с красивым интерьером и приветливым персоналом. Покупатель не только имеет прямой доступ к товарам, информации о продукции, ее назначении и качестве, но и в  любой момент может обратиться за профессиональным советом провизора. Кроме того, строгий контроль за качеством поставляемой продукции позволяет уберечь нашего покупателя от подделок в аптеках 36,6. Для них важна уверенность покупателя в 36.6.

Выбор

Предлагая широкий ассортимент  в более чем 30 категориях товаров  для здоровья и красоты, они заботятся  о том, чтобы на полках было много  новинок и эксклюзивного товара, а покупатель имел возможность сделать  для себя стоящую покупку. С ростом продаж растут и их возможности улучшения  условий закупки. В свою очередь, это позволяет предлагать товары посетителям по конкурентным ценам. Разнообразие и выбор - это наша забота о покупателе.

Удобство

Аптечная сеть 36,6 открывает  аптеки в лучших местах на самых  оживленных улицах городов России. Часы работы аптек и персонала  установлены в зависимости от ритма покупательской активности. Каждый год все большее число покупателей  предпочитают делать покупки в аптеках 36.6, просто потому что это удобно, «по пути», и там можно легко  и быстро найти и купить все, что  нужно и хочется.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Таблица №4.

Операционные показатели

 

4 кв. 2009*

3 кв. 2009*

2 кв. 2009*

1 кв. 2009*

4 кв. 2008

3 кв. 2008

2 кв. 2008

1 кв. 2008

                 

Количество аптек

1019

1026

1036

1084

1127

1168

1192

1215

из них брендовых

565

546

543

561

572

574

566

566

                 

Продажи, тыс. $

119 765

111 791

125 053

140 327

184 983

206 144

220 113

229 595

                 
                 

Продажи / м2

1 881

1 746

1 923

2 082

2 667

2 874

3 017

3 076

Количество покупок (тыс.)

16 161

15 908

17 834

21 022

23 892

24 418

25 499

27 467


 

2.3Фармамаркет  - форма работы сети аптек «36,6».

В рамках рассматриваемой  темы полезно будет ознакомиться с конкретными примерами создания эффективной системы продаж. В  качестве такого примера рассмотрим опыт московской сети аптек «36,6». Это  предприятие одним из первых в  России применило такую новую  форму работы как фармамаркет.(см. Прил.) Идею фармамаркета была реализована в английской сети аптек «Boots», получила широкое распространение в США в форме аптечных супермаркетов - drugstores. Фармамаркеты отличают следующие принципы организации продаж: открытая форма торговли - это означает, что аптека организована по типу магазина самообслуживания. Товар (за исключением рецептурных препаратов) расположен на открытых прилавках непосредственно в торговом зале, и покупатели могут сами выбирать его.

Повышенное внимание к  информационной работе. В торговом зале всегда находятся консультанты, готовые ответить на вопросы покупателей, расположены информационные стенды и иные материалы, помогающие покупателям  определиться с выбором товара. Обязательное обучение персонала техникам эффективных  продаж. Сотрудники, находящиеся в  торговом зале выполняют не только функцию консультанта, но и функцию  продавца.

Расширение ассортиментного  ряда. В фармамаркетах продаются не только лекарственные средства и изделия медицинского назначения, но и косметика, диетическое питание и прочие сопутствующие товары вплоть до детских колясок. В США, например, фармамаркеты обычно делятся на три основных отдела: рецептурные препараты, дорогая косметика и парфюмерия, все остальное. В первых двух отделах торговля осуществляется через прилавок, в то время как в третьем используется система самообслуживания. Площади фармамаркетов больше площади стандартных аптек, введение этой системы требует больших затрат и оправдывает себя, как правило, для аптечных сетей, а не для отдельных аптек. Фармамаркеты ориентированы на получение прибыли путем максимального расширения объема продаж, и поэтому отличаются гибкой ценовой политикой, удлиненным режимом работы. Первым шагом на пути создания фармамаркета «36,6» было переоборудование торгового зала бывшей муниципальной аптеки для осуществления открытой формы торговли. За полгода работы по принципу фармамаркета объем продаж в этой аптеке увеличился в 1,5 раза. Если в московских муниципальных аптеках ассортимент состоит в среднем из 1,5 тыс. позиций, то в аптеках, работающих по принципу фармамаркета, - от 4 до 5 тыс. Соотношение лекарств и других товаров в фармамаркетах в стоимостном выражении примерно 55 и 45%, несмотря на то, что, например, имеющиеся в продаже детские коляски стоят намного больше самых дорогих препаратов.

Таким образом, сохраняется  социальная функция фармамаркетов, как и любой другой аптеки, которая заключается в приоритетности лекарственных средств при формировании ассортимента. При фармамаркетах «36,6» работают справочные службы, через которые можно сделать индивидуальный заказ на покупку редких препаратов с бесплатной доставкой в аптеку по месту жительства. Среди парафармацевтики наиболее продаваемыми, по данным ЗАО «Аптеки 36,6», являются лекарственные растения и чаи, перевязочные материалы, минеральные соки и воды, медтехника (в т.ч. шприцы), средства гигиены. Наибольшая площадь торгового зала в «36,6» - около 250 кв. м., режим работы с 8 до 22 часов без обеда и выходных, что очень удобно для жителей «спальных» районов, которые не всегда могут успеть купить необходимые им медицинские товары в рабочее время. Все перечисленные выше факторы позволяют значительно увеличить численность клиентов: если в лучших муниципальных аптеках города численность клиентов (т.е. покупателей, а не посетителей) составляет в среднем 15 тыс. чел. в месяц, то в фармамаркетах - более 20 тыс. чел. Кроме того, важным фактором для привлечения клиентов и увеличения товарооборота аптеки является ценовая политика. Как говорилось выше, фармамаркеты проводят гибкую политику в области цен, что связано с получаемыми ими скидками при оптовой закупке лекарственных средств. В упомянутой сети аптек, например, на продукцию, пользующуюся спросом, цены на 3% ниже, чем в среднем по Москве. Одной из составляющий успеха аптек нового поколения является высокий уровень обслуживания. Принципы работы фармамаркета предполагают обязательное обучение персонала культуре обслуживания клиентов. При этом обслуживание в аптечных маркетах значительно отличается от обслуживания в обычных супермаркетах: в аптеках продавец должен быть компетентным и внимательным консультантом, поскольку товар здесь - лекарство. Если сравнивать подходы в обслуживании в обычных аптеках и фармамаркетах, то основным отличием, помимо участия консультанта в выборе клиентом товара и его покупке, является отношение к посетителю не как к пациенту поликлиник и больниц, а как к человеку, который стремится сохранить свое здоровье. Гибкая ценовая политика, широкий ассортимент и профессиональность консультирования влияют на среднюю стоимость покупки, которая в фармамаркетах в среднем в 3 раза выше, чем в обычных аптеках.  Внедрение фармамаркета в России сопровождается большими трудностями. К ним относятся высокие затраты на помещения, необходимость создания аптечной сети, затраты средств и времени на обучение персонала и организацию работы, необходимость организации системы безопасности для защиты от хищений. Фармамаркет не допускает интуитивного подхода к управлению, характерного для большинства наших аптек. Решения должны приниматься на основе тщательных маркетинговых исследований. Мы взяли пример сети «36,6» в качестве примера того, как на основе научно обоснованного подхода можно реализовать и получить значительную прибыль от реализации сложного проекта.

Глава 3: Пути совершенствования  управления продажами в аптеках «36,6».

Провизор сочетает в себе две функции - помогать лечить и продавать. Задача как раз в том и состоит, чтобы их гармонизировать - достигнуть максимально возможного объема продаж, не нанеся вреда больному. Для достижения этой цели разработаны пошаговые алгоритмы позитивных действий. Однако, первая фаза - это установление доверительного контакта с клиентом, который приходя в аптеку, вправе рассчитывать на внимание и искренний интерес к себе. Нужно «сочувствовать телом». Жестами, мимикой покажите, что вы видите проблемы человека и они небезразличны вам. Бессознательно мы всегда подстраиваемся под собеседника. Избираем ту мимику и иные невербальные символы, которые позволяют ему в общении с нами чувствовать себя комфортнее. Иногда люди начинают использовать «схваченные» где-то мимику, жесты, голосовые интонации, слова. Профессионал, работающий с людьми, отличается тем, что может делать это осознанно. Людям нравится понимающее, «похожее» поведение. Со старушкой, скажем, вы начинаете говорить медленнее, чем обычно. Мы подстраиваемся под темп, ритм, громкость, интонации, даже тембр наших клиентов, чтобы достичь взаимопонимания и доверия. Второй шаг - сбор информации о клиенте. Задача провизора в режиме интервью ненавязчиво расспросить человека, что с ним происходит (при этом будет понятно, какое у него настроение). Что он обычно принимает, какие рекомендации давал доктор, что сейчас кажется клиенту самым важным. Мы выявляем его желания, проясняем его потребности - и здесь мы уже можем предлагать ему свой товар. Третий шаг - презентация лекарства. Здесь важен этический аспект продаж. Провизор должен давать клиенту возможность самостоятельного принятия решения. Такой подход и этичен, и юридически правомерен. В отличие от этого, продажи в системе сетевого маркетинга («Гербалайф» и т.п.) - это в чистом виде манипуляции сознанием клиента. Напор - купите, во что бы то ни стало. Продавец начинает командовать, подавляет волю. Вместо этого, ответственный продавец должен создать клиенту условия для того, чтобы он САМ принял решение. В этом элемент диалога, партнерских отношений, не лишенных, впрочем, и практической стороны: если вы при помощи изощренных психологических механизмов «всучите» клиенту не то лекарство, то он потом вернется с претензиями… Итак, психологический контакт установлен, информация о клиенте собрана, лекарство рекомендовано. Как все-таки убедить клиента приобрести его? Четвертая фаза ваших взаимоотношений с клиентом - это диалог. Существуют разные приемы. Как известно, покупая хлеб, мы покупаем чувство сытости, приобретая мебель - мы платим за комфорт в доме. И посетитель аптеки по большому счету хочет купить уж если не здоровье, то, по крайней мере - большую степень комфорта, чем у него есть сейчас. Дайте ему понять, что рекомендованное вами лекарство создано специально для того, чтобы повысить нынешнее качество его жизни. Тут важно помнить несколько правил. Русский язык очень богат и силен. Употребляя, например, отрицательные частицы «не», «нет», «но» вы настраиваете человека на проблемный лад. Кроме того, необходимо стремиться к тому, чтобы исключать речевые модели, включающие слово «должен». Лучше ориентироваться на модель «вы можете», предполагающую наличие вариантов. К примеру: «когда вы воспользуетесь этим средством, вы почувствуете…»; «чем дольше вы выбираете, тем быстрее примете решение…»; «как только вы прослушаете мои рекомендации, так сразу примете решение…». В заключение приведем три принципа, рекомендуемые специалистами при применении техник продаж. Первый - ситуативность. Следует действовать в зависимости от конкретной обстановки. Готовые схемы - это удобно, но со временем лишают нас возможности творчества. Второе - вариативность. Используйте лучшие приемы из своего арсенала. И, наконец, третье - креативность. Отходите от догм, выдумывайте новое.

Информация о работе Мерчандайзинг и его управление в фармацевтической организации «Аптека 36,6»