Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 16:15, курсовая работа
Современная, активно развивающаяся экономика диктует фирмам и организациям такие условия, в которых, чтобы не остаться за бортом прогресса и бизнеса, они вынуждены постоянно эволюционировать. Происходящие в обществе изменения настолько глобальны, что на этот раз уже не обойтись простой реорганизацией труда. Сегодня, чтобы соответствовать времени, его нормам и веяниям, предприниматели должны уметь заинтересовать потенциального клиента, привлечь его новым продуктом или услугой, удержать. Этот вызов оказываются способными
принять далеко не все предприятия.
ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................................4
1 СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА...........................6
1.1 Инновационные процессы........................................................12
1.2 Классификация инновационных процессов...........................17
2 ОСОБЕННОСТИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В УПРАВЛЕНИИ ИНОВАЦИЯМИ ……………………………………………………………………...19
2.1 Типы инновационного поведения компаний.........................20
2.2 Стратегии в сфере массового производств............................22
2.3 Стратегии инновационных организаций................................23
3 КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ..................................................26
4 ЦЕЛИ И ПОТЕНЦИАЛ............................................................................28
5 ПОНЯТИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА………………...30
6 РЕИНЖИНЕРИНГ И ИНОВАЦИИ…………………………………….31
7 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И ФУНКЦИИ
СПЕЦИАЛИСТОВ …………………………………………………………...35
8 ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ..........................................43
8.1 Межфирменная кооперация в инновационных
процессах…….…………………………………...46
8.2 Региональные инновационные структуры.......................50
9 ИННОВАЦИИ КАК ОБЪЕКТ ИНВЕСТИРОВАНИЯ ……………….53
9.1 Критерии инвестиционной привлекательности.............57
10 ИННОВАЦИОННЫЕ РИСКИ..............................................................60
10.1 Методы управления рисками.........................................65 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………..........................................................................................68 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..................................
инноватору небезразличны возможные варианты внедрения нововведения. Риск инновационной деятельности возникает тогда, когда существует более одного варианта реализации нововведения, и при этом варианты имеют различные оценки полезности с точки зрения инноватора. Если реализация нововведения возможна лишь единственным способом и не зависит ни от состояния внешней среды, ни от адаптивности организации - инноватора к нововведениям данного класса, ни от внутренних параметров самой инновации, то тогда нельзя судить ни об управлении риском вследствие безальтернативности инновационной деятельности, ни о существовании риска как такового. В этом случае вполне надежно срабатывают методы детерминированного управления. Как правило, задача управления риском не ставится, если речь идет о директивных инновациях.
Возможна ситуация, при которой существует не единственный способ реализации нововведения, но с точки зрения инноватора вес способы равнозначны. В этом случае также не имеет смысла говорить об управлении риском, поскольку сопоставление вариантов не позволяет выбрать наилучший. Теория управления инновационными рисками оперирует не только с категориями полезности, но и с категориями вероятностей, поскольку различные варианты реализации нововведений осуществимы в различной степени и с различными затратами.
Риск инновационной деятельности определяется как возможность неблагоприятного осуществления процесса и/или результата внедрения нововведения. При этом благоприятность или не благоприятность оцениваются в соответствии с теорией полезности.
Теория управления рисками оперирует также с категорией, обратной по своей
сущности риску. Этой категорией является шанс, который определяется как возможность благоприятного осуществления процесса и/или результата внедрения нововведения. Шанс и риск образуют полную группу событий:
Р (b) + Р ® = 1
Р (b) - вероятность риска (неблагоприятного исхода) инновационной деятельности;
Р ® - вероятность шанса (благоприятного исхода) инновационной деятельности.
Шанс занимает одно из основных мест среди категорий теории управления рисками, поскольку в конечном итоге именно оценка шанса заставляет инноватора принять решение о нововведения. Но если шанс существует, всегда находятся инноваторы, готовые воспользоваться им. Именно шанс является движущим мотивом инновационной деятельности. Под управлением риском в инновационной деятельности понимается совокупность практических мер, позволяющих снизить неопределенность результатов инновации, повысить полезность реализации нововведения, снизить цену достижения инновационной цели. Эти задачи входят в круг проблем, связанных с управлением инновациями и возлагаются на менеджеров инновационных проектов. Снижение неопределенности результатов инновационной деятельности достигается созданием базы данных об инновационных проектах и накоплением информации о реализованных инновациях. Но избыток информации о нововведении не снижает неопределенности. Для управления рисками в инновационной деятельности необходимо обеспечение релевантности информации, то есть достаточности для принятия решения. Если руководство предприятия решило выйти на новый для своей организации рыночный сегмент, то никакая самая совершенная информационная база о состоянии исходного сегмента не снизит неопределенности деятельности в новом секторе, вся накопленная информация окажется нерелевантной и непригодной для управления риском.
Рост полезности инновации напрямую связан с вариантностью реализации нововведения. Разработка вариантов осуществления инновационных проектов
является основной задачей теории управления инновациями. А поскольку число вариантов реализации инновации ограничено конечным множеством, вполне удовлетворительные результаты дают детерминированные методы выбора альтернатив. На этом основан, в частности, метод конкурсного отбора проектов.
Цикл управления рисками инновационной деятельности включает следующие этапы:
1. Идентификация и классификация рисков;
2. Анализ и количественная оценка рисков;
3. Разработка стратегии управления рисками;
4. Мониторинг инновационного
процесса и принятие
Задачи управления рисками в инновационной деятельности вытекают из стратегических целей инновационного развития, обеспечивая их реализацию. К числу основных целей управления рисками в инновационной деятельности относятся:
· прогнозирование проявления негативных факторов, влияющих на динамику инновационного процесса;
· оценка влияния негативных факторов на инновационную деятельность и на результаты внедрения нововведений;
· разработка методов снижения рисков инновационных проектов;
· создание системы управления рисками в инновационной деятельности.
10.1 Методы управления рисками
Управление рисками — управленческая деятельность, направленная на классификацию рисков, идентификацию, их анализ и оценку, разработку путей защиты от риска. Главным методологическим принципом управления рисками является обеспечение сопоставимости оценки полезности и меры риска за счет измерения обоих этих показателей в общих единицах измерения. Поскольку в основу теории управления рисками положены подходы теории вероятностей и математической статистики, то количественная оценка риска оперирует теми же понятиями, которые использованы в этих областях науки.
Распределение рисков осуществляется обычно между участниками проекта, чтобы сделать ответственным за риск участника, который в состоянии лучше всех рассчитать и контролировать риски и наиболее устойчивого в финансовом отношении, способного преодолеть последствия от действия рисков.
Диверсификация дает снижение портфельных рисков за счет разнонаправленности инвестиций. Доказано, что портфели, состоящие из рисковых финансовых активов, могут быть сформированы таким образом, что совокупный уровень риска портфеля будет меньше риска любого отдельного финансового актива, входящего в него. Простейшим примером является портфель, сформированный из 2-х ценных бумаг с — коэффициентами, совпадающими по модулю, но различающимися по знаку. В результате снижение курсовой стоимости одних бумаг практически полностью компенсируется ростом других, то есть независимо от ситуации на рынке стоимость портфеля остается стабильной, а инвестиции подвержены лишь систематическому риску. Сформированный подобным образом портфель имеет в целом риск ниже, чем каждый из образующих его финансовых активов. Диверсификация будет иметь незначительный эффект, если между финансовыми активами имеется большая корреляция. Возможные варианты диверсификации инвестиционного портфеля предполагают: сочетание финансовых активов, движущихся параллельно с рыночными индексами, и иных финансовых активов, имеющих противоположную (иную) тенденцию; присутствие иностранных ценных бумаг, так как экономики разных стран не всегда движутся синхронно и др.
Снижение неопределенности. Видовое разнообразие рисков и способов их выражения достаточно большое. Однако какова бы ни была форма выражения риска, обусловленного неопределенностью экономической ситуации, содержание его составляет отклонение фактически установленных данных от типичного, устойчивого, среднего уровня или альтернативного значения оцениваемого признака. Преодолеть фактически вероятностный исход конкретной характеристики в условиях рынка объективно невозможно. Минимизация риска, связанного с неопределенностью, как задача управления по эффективному размещению средств в активах организации, может решаться статистическим путем (путем сознательного формирования видовой структуры активов как единого целого с взаимопогащающимися внутренними колебаниями характеристик доходности этих активов). Правильно составить конкретный портфель активов, чтобы риск был минимальный, является главной задачей в управлении рисками.
Лимитирование обеспечивает установление предельных сумм расходов, продажи, кредита. Этот метод применяется банками для снижения степени риска при выдаче ссуд хозяйствующим субъектам, при продаже товаров в кредит, предоставлении займов, определении сумм вложения капиталов и т. п.
Хеджирование — эффективный способ снижения риска неблагоприятного изменения ценовой конъюнктуры с помощью заключения срочных контрактов (фьючерсов и опционов). Способ позволяет зафиксировать цену приобретения или продажи на определенном уровне и таким образом компенсировать потери на спот-рынке (рынке наличного товара) прибылью на рынке срочных контрактов. Покупая и продавая срочные контракты, предприниматель защищает себя от колебания цен на рынке и тем самым повышает определенность результатов своей производственно-хозяйственной деятельности.
Страхование как система экономических отношений, включает образование специального фонда средств (страхового фонда) и его использование (распределение и перераспределение) для преодоления путем выплаты страхового возмещения разного рода потерь, ущерба, вызванных неблагоприятными событиями (страховыми случаями). Для страхования обязательно наличие двух сторон: специальной организации, ведающей соответствующим фондом (страховщика), и юридических или физических лиц, вносящих в фонд установленные платежи (страхователей). Их взаимные обязательства регламентируются договором в соответствии с условиями страхования.
В зависимости от системы страховых отношений выделяют различные виды страхования: сострахование, двойное страхование, перестрахование, самострахование. При состраховании два страховщика и более участвуют определенными долями в страховании одного и того же риска, выдавая совместный или раздельные договоры каждый на страховую сумму в своей доле.
Двойное страхование подразумевает наличие нескольких страховщиков одного и того же интереса от одних и тех же опасностей, когда общая страховая сумма превышает страховую сумму по каждому договору страхования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Управление инновациями – это сложный, комплексный процесс, один из тех редких процессов, которые требуют от менеджера в равной степени и знаний и таланта. Потому что и без того и без другого невозможно управление созданием новых видов продуктов и услуг. Управление это опирается на огромное количество методов, взятых из совершенно разных областей знаний, что требует от менеджера недюжинных организаторских способностей. Необходимо свести воедино все аспекты жизнедеятельности предприятия, и свести успешно, с тем, чтобы можно было вывести на рынок нечто новое. Совсем немногого можно добиться, используя шаблонные шаги и решения, и,
наоборот, лучшие результаты будут достигнуты там, где есть место нетривиальным подходам к ведению инновационного бизнеса.
Инновационный менеджмент – все еще слишком сложный процесс, чтобы его весь классифицировать и описать, многое приходится делать на интуитивном уровне, и вот тут важен талант менеджера, его способности к творческому мышлению. Как показывает практика, такой менеджер может добиться гораздо более позитивных результатов, чем тот, который станет досконально следовать догмам.
За долгое время инновационной деятельности было разработано большое количество методик и принципов, которые помогают менеджеру в принятии тех или иных решений, связанных с управлением инновациями. Эти методики весьма обширны и многочисленны, они могут многое объяснить и помочь принять верное решение, однако, до сих пор самые верные решения все еще принимает человек.
Не следует недооценивать значение инноваций в нашей жизни, без них мы бы вряд ли могли наслаждаться всеми благами цивилизации сегодня, поэтому, я считаю, что чем лучше и эффективнее мы научимся управлять инновациями, тем быстрее и качественнее пойдет весь прогресс в целом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Глазьев С. Ю. «Теория
долгосрочного технико-
2. Гончаров В. В. «В поисках совершенства управления. Руководство для
высшего управленческого персонала», — М.: МНИИ, 2006 г.
3. Завлин П. Н., Казанцев А. К., Миндеди Л. Э. «Инновационный
менеджмент. Справочное пособие», — СПб.: Наука, 2006 г.
4. Медынский В. Г. «Инновационный менеджмент», — М.: Инфра-М, 2002г.
5. Балабанов И. Т. «Инновационный менеджмент», — СПб.: ИД Питер, 2001г.
6. Румянцева З. П., Саломатин Н. А. «Менеджмент организации. Учебное
пособие», — М.: ИНФРА-М, 2002 г.
7. Моисеева Н. К., Анискин Ю. П. «Современное предприятие:
конкурентоспособность, маркетинг, обновление: том 1», — М.: Внешторгиздат, 2007 г.
8. Поршнев А. Г. «Управление
инновациями в условиях
9. Гохберг Л. М. «Статистика науки и инноваций. Краткийтерминологический словарь», — М.: ЦИСН, 2003 г.
10. Бобрышев Д. М. «Управление
научно-техническими
11. Поршнев А. Г., Румянцева З. П., Саломатин Н. А «Управление
организацией», — М.: ИНФРА-М, 2007 г.
12. Шапиро В. Д, и др. «Управление проектами», — СПб: Два+Три, 2009 г.