Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 10:46, курсовая работа
Готовность и желание человека выполнять свою работу являются одними из ключевых факторов успеха функционирования предприятия. Путь к эффективному управлению персоналом лежит через понимание мотивации людей. Если хорошо понимать, что движет человеком, побуждает его к действиям, к чему он стремится, выполняя определенную работу, можно так построить управление персоналом фирмы, что люди будут сами активно стремиться выполнить свою работу наилучшим образом и наиболее результативно с точки зрения достижения организацией своих целей.
Введение 3
Глава 1. Теоретическая основа формирования системы мотивации работников на предприятии 5
Сущность процесса и механизма мотивации 5
Основные теории мотивации 7
Проблемы формирования мотивационного механизма на предприятии 12
Глава 2. Анализ механизмов мотивации на примере ОАО «Магнит» 19
2.1. Краткая характеристика ОАО « Магнит» 19
2.2. Методы стимулирования персонала в ОАО «Магнит» 21
Глава 3. Разработка рекомендаций по созданию эффективной системы мотивации персонала в ОАО « Магнит» 30
3.1. Оценка уровня мотивации персонала ОАО « Магнит» 30
. Разработка системы эффективной мотивации 32
Заключение 41
Список использованных источников
Таблица 2.4. Факторный анализ фонда оплаты труда филиала ОАО «Магнит» за 2010-2011 гг.
Показатель |
2010 г. |
2011 г. |
Изменение, +/- |
Фонд оплаты, млн. руб. |
0,41 |
0,90 |
+0,49 |
Численность работающих, чел. |
7 |
10 |
+3 |
Среднегодовая заработная плата, тыс. руб. |
58,57143 |
90,0000 |
+31,42857 |
Таким образом, фонд оплаты труда филиала ОАО «Магнит» за 2010-2011 гг. вырос на 490 тыс. руб. в результате:
- увеличения численности работающих филиала:
+3*58,57143 = +175,7143 тыс. руб.;
- увеличения среднегодовой заработной платы работающего:
+31,42857*10 = 314,2857 тыс. руб.
Совокупное влияние факторов составило +490 тыс. руб.
Приведенные данные свидетельствуют, что в оплате за труд в ОАО «Магнит» преобладает премиальная часть: ее доля в 2010 году в структуре фонда оплаты труда отсутствовала, т.к. на тот момент предприятие было убыточным, то есть практически отсутствовала элементарная мотивация стимулирования труда экономическими и социально-психологическими методами. А в 2011 году ситуация на торговом предприятии изменилась в лучшую сторону, появилась премиальная часть заработной платы, вознаграждение по итогам работы за год, а также несистемные выплаты из средств прибыли, доля премиальной части оплаты труда составила уже 33,3%.
В результате применения премирования в 2011 г. в ОАО «Магнит» зарплата персонала возросла в среднем на 20% (табл. 2.5).
Таблица 2.5. Анализ оплаты труда ОАО «Магнит» за 2010-2011 гг.
Должность |
2010 год |
2011 год |
Изменение,% | ||||
оклад |
премия |
з/п |
Оклад |
премия |
з/п | ||
Товаровед |
10000 |
- |
10000 |
10500 |
1400 |
11900 |
+19 |
Бухгалтер-кассир |
7000 |
- |
7000 |
7100 |
1200 |
8300 |
+18,6 |
Ст. продавец |
6000 |
- |
6000 |
6000 |
1300 |
7300 |
+21,7 |
Продавец |
5000 |
- |
5000 |
5000 |
1100 |
6100 |
+22 |
Прожиточный минимум |
2304 |
- |
- |
2602 |
+13 |
Рост зарплаты в ОАО «Магнит» происходит большими темпами, чем рост величины прожиточного минимума.
Таким образом, проведенный
анализ условий оплаты труда и
премирования в ОАО «Магнит» показывает,
что размер заработной платы сотрудников
организации поставлен в
Однако стимулирование работников недостаточно, так как в организации наблюдается высокая текучесть кадров, причиной чего является то, что работникам не хватает стимула карьерного роста. Организация не обеспечивает своим работникам карьерный рост.
За каждое нарушение трудовой
дисциплины и технологии производства
к работнику применяется
в) Социально-психологический метод
С целью повышения мотивации к труду, обеспечения материальной заинтересованности работников в улучшении качественных и количественных результатов труда, в организации применяется премиальная система труда, предполагающая начисление премии к установленным в трудовых договорах месячным (должностным) окладам при выполнении соответствующих производственных показателей.
Специфика премирования различных
категорий персонала
Среди методов социально-
В процессе изучения ОАО «Магнит» нами был проведен опрос общественного мнения сотрудников организации, с помощью которых были выявлены показатели (табл. 2.6).
В данном опросе участвовали 20 человек. В первой части опроса сотрудников просили назвать качественные характеристики идеальной работы. Были названы следующие: независимость от других; разнообразие; возможность видеть результат; возможность приносить пользу обществу; хорошие отношения с коллегами; высокий заработок: легкость работы; возможность творчества; отсутствие стресса; возможность роста; содержательная часть работы как самоцель.
Таблица 2.5. Результаты опроса общественного мнения сотрудников
Факторы, повышающие производительность |
Число ответивших сотрудников |
Возможность продвижения |
16/20 |
Хорошая з/плата |
20/20 |
З/плата, зависящая от качества работы |
16/20 |
Признание |
15/20 |
Работа, дающая возможность развивать способности |
20/20 |
Высокая доля ответственности |
14/20 |
Интересная работа |
18/20 |
Работа, требующая творческого подхода |
12/20 |
Факторы, делающие работу более приятной |
|
Дополнительные льготы |
13/20 |
Справедливое отношение |
18/20 |
Информированность |
16/20 |
Гибкий график работы |
12/20 |
Хорошие отношения с начальством |
20/20 |
Работа с людьми, которые нравятся |
20/20 |
Работа без напряжения и спешки |
18/20 |
Чистое, тихое рабочее место |
12/20 |
Удобное расположение работы |
12/20 |
Выяснилось, что для женщин больше, чем для мужчин, важна польза работы и социальные аспекты, для «серых воротничков» по сравнению с «белыми» - высокий заработок и легкость работы.
На второй вопрос: «Назовите черты работы, которой Вам менее всего хотелось бы заниматься» получены следующие ответы: монотонность; вредные для здоровья условия работы; стресс, неудобные рабочие часы; недостаток свободы; плохие отношения в коллективе; работа, которая не нравится; невозможность видеть результат работы; низкий заработок; невозможность карьерного роста; бесполезная для общества работа; недостаток творчества.
Наконец, менее 1% сказали, что им бы подошла любая работа.
Результаты проведенного исследования показали (табл. 2.6.), что деньги имеют важное значение для большинства служащих (100%), как из-за покупательской способности, так и из-за статуса, который имеет их владелец. Однако руководители оказывают себе и своим организациям плохую услугу, когда воспринимают деньги как единственное совершенное средство для удовлетворения всех потребностей, которые могут возникнуть у служащих.
Также, большое значение,
для повышения
Благоприятную рабочую обстановку создают хорошие отношения с начальством и сослуживцами (100%).
Меньшее влияние на производительность (90%) оказывают факторы интересной работы, справедливое отношение и работа без напряжения и спешки. Руководители, которые пытаются разработать программу «обогащения работы», должны помнить шесть условий, необходимых для успеха их деятельности:
1. Люди должны регулярно
узнавать о позитивных и
2. Они должны сами составлять расписание своей работы.
3. Им нужно предоставить
возможность психологического
4. Они должны нести определенную материальную ответственность.
5. У них должна быть
возможность открытого и
6. Они должны отчитываться
за производительность на
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОЗДАНИЮ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ОАО « МАГНИТ»
3.1. Оценка уровня
мотивации работающих ОАО «
Мотивационная деятельность ОАО «Магнит» представлена достаточно слабо. Самым главным мотивационным звеном в организациях является директор, который отражает и направляет все мотивационные процессы. В ОАО «МАГНИТ» используются административные методы управления в форме обязательного предписания (приказ, запрет и т.п.).
Помимо формальной организационной структуры, которая определяет структуру подчинения, прав, обязанностей, полномочий и ответственности, присутствует также неформальная структура, которая не отражена в документах, но решает деловые задачи и цели предприятия на основе человеческих отношений в коллективе. Также в коллективе сложилась неформальная межличностная система симпатий и антипатий, которая оказывает непосредственное влияние на мотивацию работников, а руководитель организации выступает субъектом этой подсистемы.
Существующая работа премирования является одним из весомых мотивирующих фактором для работников ОАО «Магнит». Что касается должностных окладов руководителя и специалистов в ОАО «Магнит», то здесь присутствует окладная и тарифная система оплаты труда согласно штатному расписанию.
В ОАО «Магнит» существуют профессиональные надбавки за индивидуальные профессиональные качества и квалификации работника, а также надбавки за качественное отношение к труду, но руководство маркета их не использует.
Что касается премирования работников, то премирование за выполнение производственных показателей в ОАО «Магнит» не показывает индивидуального вклада каждого работника, т. к. коэффициент трудового участия для продавцов и грузчиков одинаковы. Согласно этому коэффициенту и общего премиального фонда у продавцов и грузчиков сумма премии будет одинакова. Этот подход премирования не раскрывает индивидуальных способностей каждого работника и может также привести к конфликту.
Исходя из вышесказанного,
можно сделать следующие
1. Мотивационный механизм,
хотя и представлен широко, но
находится в зачаточном
2. Мотивационная политика
окончательно не разработана,
вследствие отсутствия в
3. В организации отсутствует
обратная связь, т.е. работник
не знает результатов своего
труда; руководитель
Эти факторы вызывают у
рядового работника чувство
Недостатки системы
Целью управления сложившейся
экономической ситуацией должно
стать увеличение заинтересованности
персонала в повышении
Рассмотрим еще одну проблему, существующую в настоящий момент в ОАО «Магнит». Традиционное формирование заработной платы по принципу «базовая ставка плюс процент от определенного показателя» не подтверждает своей эффективности и нуждается в серьезном пересмотре.
Возможности карьерного роста продавцов весьма ограничены, поэтому к сотрудникам, проработавшим на этих должностях в течение нескольких лет, следует применять другие методы стимулирования.
Чтобы торговое предприятие могло успешно функционировать в условиях конкурентной борьбы, необходима эффективная отдача от каждого сотрудника.
3.2. Разработка системы эффективной мотивации
В последние годы кадровые
управленцы осваивают все новые
способы стимулирования. В ход
идет не только классическое экономическое
мотивирование в виде денежных бонусов
и высоких зарплат, но и неэкономические
способы стимулирования. К таким
способам относят организационные
и морально-психологические
В целом можно сформулировать ряд правил осуществления эффективной мотивации работников:
1. Мотивирование тогда приносит результаты, когда подчиненные ощущают признание своего вклада в результаты работы, обладают заслуженным статусом. Обстановка и размер кабинета, участие в престижных конгрессах, функция представителя фирмы на важных переговорах, поездка за рубеж; неординарное обозначение должности - все это подчеркивает положение сотрудника в глазах коллег и посторонних лиц. Прибегать к этому методу стоит деликатно: частичное или полное лишение работника ранее предоставленного статуса приводит, как правило, к чрезвычайно бурным реакциям вплоть до увольнения.
2. Неожиданные, непредсказуемые
и нерегулярные поощрения
3. Положительное подкрепление результативнее отрицательного.
4. Подкрепление должно
быть безотлагательным, что выражается
в незамедлительной и
Информация о работе Механизм эффективной мотивации персонала (на примере ОАО «Магнит»)