Механизм эффективной мотивации персонала (на примере ОАО «Магнит»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 10:46, курсовая работа

Краткое описание

Готовность и желание человека выполнять свою работу являются одними из ключевых факторов успеха функционирования предприятия. Путь к эффективному управлению персоналом лежит через понимание мотивации людей. Если хорошо понимать, что движет человеком, побуждает его к действиям, к чему он стремится, выполняя определенную работу, можно так построить управление персоналом фирмы, что люди будут сами активно стремиться выполнить свою работу наилучшим образом и наиболее результативно с точки зрения достижения организацией своих целей.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретическая основа формирования системы мотивации работников на предприятии 5
Сущность процесса и механизма мотивации 5
Основные теории мотивации 7
Проблемы формирования мотивационного механизма на предприятии 12
Глава 2. Анализ механизмов мотивации на примере ОАО «Магнит» 19
2.1. Краткая характеристика ОАО « Магнит» 19
2.2. Методы стимулирования персонала в ОАО «Магнит» 21
Глава 3. Разработка рекомендаций по созданию эффективной системы мотивации персонала в ОАО « Магнит» 30
3.1. Оценка уровня мотивации персонала ОАО « Магнит» 30
. Разработка системы эффективной мотивации 32
Заключение 41
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 106.11 Кб (Скачать)

 

Таблица 2.4. Факторный анализ фонда оплаты труда филиала ОАО «Магнит» за 2010-2011 гг.

Показатель

2010 г.

2011 г.

Изменение, +/-

Фонд оплаты, млн. руб.

0,41

0,90

+0,49

Численность работающих, чел.

7

10

+3

Среднегодовая заработная плата, тыс. руб.

58,57143

90,0000

+31,42857


 

Таким образом, фонд оплаты труда филиала ОАО «Магнит» за 2010-2011 гг. вырос на 490 тыс. руб. в результате:

- увеличения численности  работающих филиала:

+3*58,57143 = +175,7143 тыс. руб.;

- увеличения среднегодовой  заработной платы работающего:

+31,42857*10 = 314,2857 тыс. руб.

Совокупное влияние факторов составило +490 тыс. руб.

Приведенные данные свидетельствуют, что в оплате за труд в ОАО «Магнит» преобладает премиальная часть: ее доля в 2010 году в структуре фонда оплаты труда отсутствовала, т.к. на тот момент предприятие было убыточным, то есть практически отсутствовала элементарная мотивация стимулирования труда экономическими и социально-психологическими методами. А в 2011 году ситуация на торговом предприятии изменилась в лучшую сторону, появилась премиальная часть заработной платы, вознаграждение по итогам работы за год, а также несистемные выплаты из средств прибыли, доля премиальной части оплаты труда составила уже 33,3%.

В результате применения премирования в 2011 г. в ОАО «Магнит» зарплата персонала возросла в среднем на 20% (табл. 2.5).

 

Таблица 2.5. Анализ оплаты труда ОАО «Магнит» за 2010-2011 гг.

 

Должность

2010 год

2011 год

Изменение,%

оклад

премия

з/п

Оклад

премия

з/п

Товаровед

10000

-

10000

10500

1400

11900

+19

Бухгалтер-кассир

7000

-

7000

7100

1200

8300

+18,6

Ст. продавец

6000

-

6000

6000

1300

7300

+21,7

Продавец

5000

-

5000

5000

1100

6100

+22

Прожиточный минимум

2304

-

-

   

2602

+13


 

Рост зарплаты в ОАО  «Магнит» происходит большими темпами, чем рост величины прожиточного минимума.

Таким образом, проведенный  анализ условий оплаты труда и  премирования в ОАО «Магнит» показывает, что размер заработной платы сотрудников  организации поставлен в зависимость  от результатов их трудовой деятельности.

Однако стимулирование работников недостаточно, так как в организации  наблюдается высокая текучесть  кадров, причиной чего является то, что  работникам не хватает стимула карьерного роста. Организация не обеспечивает своим работникам карьерный рост.

За каждое нарушение трудовой дисциплины и технологии производства к работнику применяется санкция  в виде лишения премии или ее части. В настоящее время установленный  в организации стабильный размер вознаграждения персонала предотвращает увеличение текучести кадров и снижает затраты на поиск новых трудовых ресурсов.

в) Социально-психологический метод

С целью повышения мотивации  к труду, обеспечения материальной заинтересованности работников в улучшении  качественных и количественных результатов  труда, в организации применяется  премиальная система труда, предполагающая начисление премии к установленным  в трудовых договорах месячным (должностным) окладам при выполнении соответствующих  производственных показателей.

Специфика премирования различных  категорий персонала предусматривается  Положениями об оплате труда конкретных структурных подразделений.

Среди методов социально-психологического стимулирования, используемых на предприятиях следует также назвать оптимизацию  организации рабочего места, создание комнат отдыха, организация праздников.

В процессе изучения ОАО  «Магнит» нами был проведен опрос  общественного мнения сотрудников  организации, с помощью которых  были выявлены показатели (табл. 2.6).

В данном опросе участвовали 20 человек. В первой части опроса сотрудников просили назвать  качественные характеристики идеальной  работы. Были названы следующие: независимость  от других; разнообразие; возможность  видеть результат; возможность приносить  пользу обществу; хорошие отношения  с коллегами; высокий заработок: легкость работы; возможность творчества; отсутствие стресса; возможность роста; содержательная часть работы как самоцель.

 

 

 

 

 

Таблица 2.5. Результаты опроса общественного мнения сотрудников

 

Факторы, повышающие производительность

Число ответивших сотрудников

Возможность продвижения 

16/20

Хорошая з/плата 

20/20

З/плата, зависящая от качества работы 

16/20

Признание 

15/20

Работа, дающая возможность  развивать способности 

20/20

Высокая доля ответственности 

14/20

Интересная работа 

18/20

Работа, требующая творческого  подхода 

12/20

Факторы, делающие работу более приятной

 

Дополнительные льготы 

13/20

Справедливое отношение 

18/20

Информированность 

16/20

Гибкий график работы 

12/20

Хорошие отношения с начальством 

20/20

Работа с людьми, которые  нравятся 

20/20

Работа без напряжения и спешки 

18/20

Чистое, тихое рабочее  место 

12/20

Удобное расположение работы 

12/20


 

Выяснилось, что для женщин больше, чем для мужчин, важна  польза работы и социальные аспекты, для «серых воротничков» по сравнению  с «белыми» - высокий заработок и легкость работы.

На второй вопрос: «Назовите  черты работы, которой Вам менее  всего хотелось бы заниматься» получены следующие ответы: монотонность; вредные  для здоровья условия работы; стресс, неудобные рабочие часы; недостаток свободы; плохие отношения в коллективе; работа, которая не нравится; невозможность  видеть результат работы; низкий заработок; невозможность карьерного роста; бесполезная  для общества работа; недостаток творчества.

Наконец, менее 1% сказали, что им бы подошла любая работа.

Результаты проведенного исследования показали (табл. 2.6.), что деньги имеют важное значение для большинства служащих (100%), как из-за покупательской способности, так и из-за статуса, который имеет их владелец. Однако руководители оказывают себе и своим организациям плохую услугу, когда воспринимают деньги как единственное совершенное средство для удовлетворения всех потребностей, которые могут возникнуть у служащих.

Также, большое значение, для повышения производительности у работников имеет работа, позволяющая  развивать способности (100%).

Благоприятную рабочую обстановку создают хорошие отношения с  начальством и сослуживцами (100%).

Меньшее влияние на производительность (90%) оказывают факторы интересной работы, справедливое отношение и  работа без напряжения и спешки. Руководители, которые пытаются разработать  программу «обогащения работы», должны помнить шесть условий, необходимых для успеха их деятельности:

1. Люди должны регулярно  узнавать о позитивных и негативных  результатах своей работы.

2. Они должны сами составлять  расписание своей работы.

3. Им нужно предоставить  возможность психологического роста.

4. Они должны нести  определенную материальную ответственность.

5. У них должна быть  возможность открытого и приятного  общения с начальством на всех  уровнях управления.

6. Они должны отчитываться  за производительность на участке, который они контролируют.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОЗДАНИЮ ЭФФЕКТИВНОЙ  СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА  В ОАО « МАГНИТ»

 

3.1. Оценка уровня  мотивации работающих ОАО «Магнит»

 

Мотивационная деятельность ОАО «Магнит» представлена достаточно слабо. Самым главным мотивационным  звеном в организациях является директор, который отражает и направляет все  мотивационные процессы. В ОАО  «МАГНИТ» используются административные методы управления в форме обязательного  предписания (приказ, запрет и т.п.).

Помимо формальной организационной  структуры, которая определяет структуру  подчинения, прав, обязанностей, полномочий и ответственности, присутствует также  неформальная структура, которая не отражена в документах, но решает деловые  задачи и цели предприятия на основе человеческих отношений в коллективе. Также в коллективе сложилась  неформальная межличностная система  симпатий и антипатий, которая оказывает  непосредственное влияние на мотивацию  работников, а руководитель организации  выступает субъектом этой подсистемы.

Существующая работа премирования является одним из весомых мотивирующих фактором для работников ОАО «Магнит». Что касается должностных окладов  руководителя и специалистов в ОАО  «Магнит», то здесь присутствует окладная и тарифная система оплаты труда  согласно штатному расписанию.

В ОАО «Магнит» существуют профессиональные надбавки за индивидуальные профессиональные качества и квалификации работника, а также надбавки за качественное отношение к труду, но руководство  маркета их не использует.

Что касается премирования работников, то премирование за выполнение производственных показателей в  ОАО «Магнит» не показывает индивидуального вклада каждого работника, т. к. коэффициент трудового участия для продавцов и грузчиков одинаковы. Согласно этому коэффициенту и общего премиального фонда у продавцов и грузчиков сумма премии будет одинакова. Этот подход премирования не раскрывает индивидуальных способностей каждого работника и может также привести к конфликту.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

1. Мотивационный механизм, хотя и представлен широко, но  находится в зачаточном состоянии  и требует усилий и ресурсов  для ее разработки и внедрения.

2. Мотивационная политика  окончательно не разработана,  вследствие отсутствия в структуре  управления мотивирующего звена  и специалистов в области организации  и социологии труда.

3. В организации отсутствует  обратная связь, т.е. работник  не знает результатов своего  труда; руководитель неэффективно  решает служебные проблемы работника;  некорректно оценивает поведение  работника.

Эти факторы вызывают у  рядового работника чувство приниженности. Подрываются чувство гордости, уверенности  в себе, в стабильности своего служебного положения и возможности дальнейшего  продвижения.

Недостатки системы стимулирования персонала предприятий наиболее явно проявляются в летние периоды, когда наблюдается максимальный спрос на продукцию организации. В данные периоды коллектив ОАО  «Магнит» не справляется с требующимися объемами реализации, так как руководству  привлечь сотрудников к сверхурочной работе на добровольных началах не удается, а поиск новых сотрудников  для работы на непостоянной основе не представляется рациональным. Такая  ситуация возникает потому, что никаких  дополнительных благ, кроме обычной  оплаты они за сверхурочные работы иметь не будут. А в период повышенного  спроса заработная плата сотрудников  и так достаточно высока, и существующие на предприятии экономические методы уже не действуют. Они не заинтересованы в помощи организации. Эффективное стимулирование заинтересованности персонала в повышении результативности функционирования организации возможно лишь при эффективной корректировке системы мотивации персонала.

Целью управления сложившейся  экономической ситуацией должно стать увеличение заинтересованности персонала в повышении результативности функционирования предприятия для  извлечения максимальной прибыли в  периоды значительного увеличения емкости рынка и внедрения  новых форм административных, экономических  и социально-психологических методов  управления.

Рассмотрим еще одну проблему, существующую в настоящий момент в ОАО «Магнит». Традиционное формирование заработной платы по принципу «базовая ставка плюс процент от определенного  показателя» не подтверждает своей  эффективности и нуждается в  серьезном пересмотре.

Возможности карьерного роста  продавцов весьма ограничены, поэтому  к сотрудникам, проработавшим на этих должностях в течение нескольких лет, следует применять другие методы стимулирования.

Чтобы торговое предприятие  могло успешно функционировать  в условиях конкурентной борьбы, необходима эффективная отдача от каждого сотрудника.

 

3.2. Разработка  системы эффективной мотивации

 

В последние годы кадровые управленцы осваивают все новые  способы стимулирования. В ход  идет не только классическое экономическое  мотивирование в виде денежных бонусов  и высоких зарплат, но и неэкономические  способы стимулирования. К таким  способам относят организационные  и морально-психологические меры.

В целом можно сформулировать ряд правил осуществления эффективной  мотивации работников:

1. Мотивирование тогда  приносит результаты, когда подчиненные ощущают признание своего вклада в результаты работы, обладают заслуженным статусом. Обстановка и размер кабинета, участие в престижных конгрессах, функция представителя фирмы на важных переговорах, поездка за рубеж; неординарное обозначение должности - все это подчеркивает положение сотрудника в глазах коллег и посторонних лиц. Прибегать к этому методу стоит деликатно: частичное или полное лишение работника ранее предоставленного статуса приводит, как правило, к чрезвычайно бурным реакциям вплоть до увольнения.

2. Неожиданные, непредсказуемые  и нерегулярные поощрения мотивируют  лучше, чем прогнозируемые, когда  они практически становятся неизменной  частью заработной платы.

3. Положительное подкрепление  результативнее отрицательного.

4. Подкрепление должно  быть безотлагательным, что выражается  в незамедлительной и справедливой  реакции на действия сотрудников.  Они начинают осознавать, что  их неординарные достижения не  только замечаются, но и ощутимо  вознаграждаются. Выполненную работу  и неожиданное вознаграждение  не должен разделять слишком  большой промежуток времени; чем  больше временной интервал, тем  меньше эффект. Однако поощрения  руководителя должны в конце концов воплощаться в жизнь, а не оставаться в виде обещаний.

Информация о работе Механизм эффективной мотивации персонала (на примере ОАО «Магнит»)