Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 10:46, курсовая работа
Готовность и желание человека выполнять свою работу являются одними из ключевых факторов успеха функционирования предприятия. Путь к эффективному управлению персоналом лежит через понимание мотивации людей. Если хорошо понимать, что движет человеком, побуждает его к действиям, к чему он стремится, выполняя определенную работу, можно так построить управление персоналом фирмы, что люди будут сами активно стремиться выполнить свою работу наилучшим образом и наиболее результативно с точки зрения достижения организацией своих целей.
Введение 3
Глава 1. Теоретическая основа формирования системы мотивации работников на предприятии 5
Сущность процесса и механизма мотивации 5
Основные теории мотивации 7
Проблемы формирования мотивационного механизма на предприятии 12
Глава 2. Анализ механизмов мотивации на примере ОАО «Магнит» 19
2.1. Краткая характеристика ОАО « Магнит» 19
2.2. Методы стимулирования персонала в ОАО «Магнит» 21
Глава 3. Разработка рекомендаций по созданию эффективной системы мотивации персонала в ОАО « Магнит» 30
3.1. Оценка уровня мотивации персонала ОАО « Магнит» 30
. Разработка системы эффективной мотивации 32
Заключение 41
Список использованных источников
- уровень 4 - 40%
- уровень 5 - 10%.
Теория Маслоу получила дальнейшее развитие в теориях МакКлелланда и Герцберга.
В развитие классификации Маслоу Д. МакКлелланд вводит понятия потребностей власти, успеха и принадлежности (например, к определенному классу) или социальной потребности [5,75].
С его точки зрения,
в наши дни наибольшую
Рис. 1.2. Теория МакКлелланда
В основе теории Ф. Герцберга лежат следующие положения:
Рис. 1.3.Теория Ф. Герцберга
Процессуальные теории мотивации.
Основной вклад в
развитие процессуальных
Каждый «блок ожиданий»
в схеме отражает усилия
К процессуальным теориям можно также отнести теорию справедливости.
Рис.1.4. Теория ожидания
Она сводится к тому что, если человек считает свой труд недооцененным, он будет уменьшать затрачиваемые усилия. Справедливость оценки с позиции работодателя и с позиции работника может отличаться.
Теория справедливости в комплексе с теорией ожиданий представлена в модели Портера-Лоулери. Эта теория основана на том, что мотивация есть функция потребностей, ожиданий и справедливости вознаграждения. Один из самых важных выводов этой теории состоит в том, что результативный труд всегда ведет к удовлетворению работника.
Рис.1.5. Теория модели Портера-Лоулери
Согласно теории Макгрегора, подход к мотивации может быть выбран на основании отношения человека к труду. Выделяют два типа работников: X и Y.
Основные характеристики работника типа X:
Поэтому его нужно принуждать к работе путем наказания или поощрения.
Основные характеристики работника типа Y:
Поэтому его нужно побуждать к работе, а не принуждать.
В 1981 году У. Оучи разработал теорию Z, согласно которой человек не относится ни к типу X, ни к типу Y. Он относится к типу Z, т. е. в зависимости от сложившейся ситуации человек ведет себя как X или как Y, соответственно выбирается и способ мотивации.
Именно такие люди и стиль руководства наиболее приемлемы для достижения эффективной мотивации в рыночных условиях [11,11].
1.3. Проблемы формирования мотивационного механизма на предприятии
Разработка мотивационного механизма управления персоналом требует решения ряда задач:
- необходимость выявления факторов, определяющих структуру мотивационного механизма;
- конкретизация их сущности
в условиях определенной
- определение возможности
их самопроизвольного или
- выбор соответствующих
методов воздействия на
- выбор соответствующего
комплекса инструментов
- выработка принципиальных
функций данного комплекса;
- оценка эффективности мотивации.
Под элементами внешней и
внутренней среды понимается реальный
мир, в котором организация
Основные элементы внутренней среды:
- производство (объем, структура,
темпы производства, номенклатура
продукции, местонахождение
- персонал (структура, потенциал,
квалификация, численность,
- организация управления
(организационная структура,
- финансы и учет (финансовая
устойчивость и
Объем производства свидетельствует
об устойчивости и занимаемом положении
фирмы на рынке, и это оказывает
большое влияние на такую базовую
мотивационную потребность
Основное воздействие на факторы мотивации оказывает персонал фирмы, т.к. именно персонал является объектом исследования мотивации труда. Структура персонала и его потенциал по уровню образования, возрастному критерию, полу и другим демографическим признакам во многом характеризует, во-первых, потребности работников и, соответственно, мотивы, побуждающие их к труду, а во-вторых, политику руководства по удовлетворению этих потребностей наряду с достижением целей и задач фирмы [11,78].
Производительность труда
работников может существенно влиять
на удовлетворенность или
Стоимость рабочей силы - это основной фактор экономического стимулирования, т.е. заработная плата, то, что работник постоянно получает за свой труд.
От организации управления
зависит возможность достичь
эффективной мотивации и
Важное значение имеет уровень менеджмента, квалификация, способности и интересы высшего руководства. Руководители должны быть лидерами фирмы и стремится вывести ее на первую роль на занимаемом ею сегменте рынка. Также важна и внутрифирменная (организационная) культура, выражающаяся в определенных традициях и поведении сотрудников и руководства по отношению друг к другу.
Престиж и имидж фирмы воздействует на самовыражение и причастность к деятельности фирмы и ее работников [11,81].
Организация системы коммуникаций
с одной стороны влияет на социальные
потребности сотрудников в
Как внутренний фактор, акционерная
форма собственности
Под элементами внешней среды фирмы понимаются факторы, находящиеся вне организации, поскольку организация как открытая система зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, потребителей. Внешняя среда характеризуется следующими элементами:
- взаимосвязанность факторов
внешней среды - уровень силы,
с которой изменение одного
фактора воздействует на
- сложность внешней среды
- число факторов, на которые организация
обязана реагировать, а также
уровень значимости каждого
- подвижность среды - скорость,
с которой происходят
- неопределенность внешней
среды - соотношение между количеством
информации о среде, которой
располагает организация, и
Внешнюю среду подразделяют на среду прямого и косвенного воздействия. Среда прямого воздействия включает в себя факторы, которые непосредственно влияют на деятельность организации. Под средой косвенного воздействия понимают факторы, которые могут не оказывать прямого воздействия, но сказываются на ее функционировании. Среди элементов среды прямого воздействия важны следующие:
- акционеры (чем большая
доля акций находится во
- трудовые ресурсы (определяют
положение на рынке труда в
конкретной отрасли или в
- законы и учреждения
государственного
- профсоюзы (призваны
осуществлять социальную
Факторы косвенного воздействия не оказывают прямого воздействия на мотивацию труда, также как и на организацию в целом, но нельзя не отметить тот факт, что если состояние экономики кризисное, то руководство не будет активно стимулировать деятельность своих сотрудников, т.к. главная задача фирмы удержаться на рынке и иметь прибыль [4,54].
Научно-технический прогресс,
являясь с одной стороны
Социокультурные и политические изменения оказывают мотивационное воздействие не на сотрудников фирм, а на руководителей, которые также руководствуются в своей деятельности определенными мотивами. Это - мотиваторы высшего порядка: самоуважение, самовыражение, власть, успех, причастность и т.д.
Управление мотивацией труда должно основываться на принципах системного подхода и анализа, что означает охват всего кадрового состава предприятия, увязку конкретных решений в пределах подсистемы с учетом влияния их на всю систему в целом, анализ и принятие решений в отношении персонала с учетом факторов внешней и внутренней среды во всей полноте взаимосвязей [13,101].
Информация о работе Механизм эффективной мотивации персонала (на примере ОАО «Магнит»)