Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:01, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть существующие в организациях материальные стимулы и определить их роль в повышении мотивации работников.
Для достижения цели мной были поставлены следующие задачи:
Проанализировать научную и периодическую литературу по вопросу системы стимулирования труда на предприятии;
Дать классификацию существующим стимулам;
Проанализировать практику применения материальных стимулов в России;
Рассмотреть возможные варианты систем оплаты труда;
Предложить способы совершенствования материального стимулирования.
Введение 3
1. Материальные стимулы и их роль в мотивации в рыночной экономике 5
1.1 Материальные стимулы: понятие, виды 5
1.2 Характеристика материальных денежных стимулов 9
1.3. Характеристика материальных неденежных стимулов 15
2. Практика применения материального стимулирования в России 18
2.1 Анализ распространенности материальных стимулов на предприятиях 18
2.2 Премирование на российских предприятиях и его роль в повышении мотивации к труду 21
2.3 Социальный пакет в системе материального стимулирования 23
3. Совершенствование материального стимулирования 28
3.1 Совершенствование систем оплаты труда 28
3.2 Совершенствование социального пакета 31
Заключение 33
Литература 35
Заинтересованная в
Например, в компании «3М Россия» в результате проведенной разъяснительной работы через год после начала функционирования пенсионной программы к ней присоединились более 80 % сотрудников, имеющих право на участие в ней. Примечательно, что возраст более 50 % персонала компании не превышает 35 лет.
Однако не всегда предлагаемые компанией льготы удовлетворяют персонал. К примеру15, на одном из уральских предприятий руководство оплатило часы занятий в спортзале для всех членов коллектива, а потом оказалось, что занимаются там только три человека. Другой пример. Центральный офис предложил своим предприятиям в регионах в качестве льготы медицинское страхование. Оказалось, что такая льгота не востребована, потому что поликлиник, предоставляющих такие услуги, в отдаленных районах просто нет.
Результаты опроса, проведенного на сайте www.profy.ru среди российских работников в I-м квартале 2008 года, показали, что более половины сотрудников (56% всех опрошенных) на тот момент предпочитали оплату фирмой дополнительного образования. А предоставление мобильного телефона, дающего сотруднику возможность постоянно быть на связи с руководством, оценили как привлекательную льготу только 4% респондентов (табл. 4)
Таблица 4
Какие льготы ценят работники российских организаций, по данным www.profy.ru за 2008 г.
Название услуги |
% работников, предпочитающих эту услугу |
Оплата обучения/переподго- товки |
56% |
Медицинская страховка |
18% |
Служебный автомобиль |
12% |
Возможность занятий спортом |
10% |
Мобильный телефон |
4% |
В корпорации «Парус» провели опрос персонала по их предпочтениям в выборе социальных льгот из общего пакета. В качестве видов льгот были предложены следующие16:
Наибольшее количество персонала корпорации отдало предпочтение профессиональному обучению, спорту и здоровью.
В качестве одного из решений
проблемы неудовлетворенности
Гибкая программа
В большинстве случаев выбор ограничен общей стоимостью пакета: работнику дается определенный годовой лимит, который он по собственному усмотрению должен распределить среди представленных в предложенном списке выплат и услуг. Во многих программах работники могут выбирать выплаты и услуги, стоимость которых превышает установленный лимит, оплачивая это превышение из собственного кармана. Иногда, если работник не полностью использует свой лимит, он может получить неиспользованную сумму в виде денежного эквивалента.
Главным показателем эффективности социального пакета на предприятии не столько увеличение экономических показателей, сколько повышение лояльности персонала.
Экономические мотивы поведения людей основаны на получении материальных благ за выполнение определенной работы. Поскольку в России достаточно низкий уровень доходов населения, то большая часть потребностей, по крайней мере, низшего порядка, удовлетворяются с помощью денег, основным источником которых является заработная плата. Совершенствование оплаты труда управленческих работников, специалистов и служащих должно быть направлено в первую очередь на повышение мотивации работников. Поэтому выбор наиболее оптимальной системы оплаты труда - одна из важнейших задач менеджмента. В зависимости от текущей стратегии развития, системы оплаты труда должны эволюционировать, чтобы помогать бизнесу достигать намеченных результатов.
В современных условиях изменяются подходы к оплате труда, оплачиваются не затраты, а результаты труда - признание рынком продукта труда в качестве товара. Каждый руководитель из всего разнообразия форм оплаты труда (тарифная система, контрактная система, комиссионная система и т.д.) выбирает тот вариант, который в наибольшей степени соответствует конкретным условиям производства (характеру выпускаемой продукции, конкретному технологическому процессу, уровню управления, рынку сбыта, объему спроса и т.д.).
Денежное вознаграждение заставляет людей трудиться эффективнее при условии, что работник придает ему большое значение, что она напрямую связана с результатами труда, и если работник уверен в наличии устойчивой связи между получаемым материальным вознаграждением и производительностью труда.
Влияние системы материального стимулирования, действующей в организации, на мотивацию и рабочее поведение персонала в значительной степени опосредовано тем, насколько справедливой она воспринимается работниками, насколько непосредственно, по их мнению, оплата труда связанна с рабочими результатами. Поощрения также должны восприниматься как справедливые другими членами рабочей группы, чтобы они не почувствовали себя обойденными и не начали бы работать хуже.
Разработка и внедрение
Совершенствование оплаты труда в современных условиях ориентировано на следующие критерии17:
Совершенствование оплаты труда ведется по двум уровням: совершенствование способов формирования фонда оплаты труда и реформирование организации оплаты труда. Реформирование организации оплаты, в освою очередь, развивается по таким направлениям, как:
Эффективная система стимулирования труда должна придерживаться следующих принципов:
По мнению многих менеджеров по персоналу, проблемой номер один для российских компаний является непрозрачность формирования окладов. Многие работодатели, чтобы не создавать условий для возникновения проблем, которые появляются как следствие сравнения сотрудниками своих зарплат с зарплатами других работников, придерживаются политики неразглашения информации о вознаграждениях, когда никто не знает, кто сколько получает.
Важнейшим условием мотивирующей силы материального стимулирования является конкурентоспособность на рынке труда той оплаты, которую организация предлагает сотрудникам за их работу. Для того чтобы принимать взвешенные решения о размерах компенсаций, предлагаемых сотрудникам компаниями, надо иметь полную информацию о том, что предлагают своим людям другие компании.
Стремление построить эффективную систему стимулирования труда постоянно наталкивается на то, что сотрудники, на которых она направлена, склонны оценивать, насколько она справедлива и обоснованна с точки зрения учета индивидуального вклада. Способность системы оплаты четко разделять сотрудников на категории, с учетом их вклада или успешности в работе определяет уровень доверия к ней и ее мотивирующий эффект.
Руководству необходимо постоянно
помнить о важности поддержания
на высоком уровне осведомленности
сотрудников, о политике в области
оплаты труда и социальной защиты.
Недостаточное внимание руководства
к информированию работников относительно
действующей системы
Основной вывод: каждое предприятие должно использовать ту систему оплаты труда, которая отвечает и соответствует целям, как самой организации, так и работникам.
В современных условиях предприятие, которое хочет быть лидером на рынке по качеству производимых товаров и предлагаемых услуг, должно разрабатывать социальную политику в отношении своих сотрудников, которая должна быть ориентирована на успех предприятия на рынке. Социальный пакет играет немаловажную роль для сотрудников, его наличие формирует благоприятную обстановку внутри компании и хороший имидж компании на рынке.
Чтобы социальный пакет был более эффективным, он должен соответствовать следующим требованиям:
Социальный пакет должен быть разработан индивидуально в каждой конкретной организации, для каждого отдела или даже для конкретной должности, так чтобы расширение соцпакета мотивировало работников повышать производительность труда и карьерный рост работников.
В последнее время все большее развитие получают гибкие социальные пакеты. Они имеют ряд преимуществ:
И персонал, и работодатели положительно оценивают гибкие программы: работники — объясняя это более высокой степенью удовлетворения своих потребностей и свободой выбора, работодатели — отмечая рост мотивации персонала, повышение его лояльности к организации, более эффективный контроль над расходами на льготы (табл. 5)
Таблица 5
Преимущества гибких программ льгот
Для работников |
Для компании |
|
|
Главным показателем эффективности социального пакета на предприятии не столько увеличение экономических показателей, сколько повышение лояльности персонала.