Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:01, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть существующие в организациях материальные стимулы и определить их роль в повышении мотивации работников.
Для достижения цели мной были поставлены следующие задачи:
Проанализировать научную и периодическую литературу по вопросу системы стимулирования труда на предприятии;
Дать классификацию существующим стимулам;
Проанализировать практику применения материальных стимулов в России;
Рассмотреть возможные варианты систем оплаты труда;
Предложить способы совершенствования материального стимулирования.
Введение 3
1. Материальные стимулы и их роль в мотивации в рыночной экономике 5
1.1 Материальные стимулы: понятие, виды 5
1.2 Характеристика материальных денежных стимулов 9
1.3. Характеристика материальных неденежных стимулов 15
2. Практика применения материального стимулирования в России 18
2.1 Анализ распространенности материальных стимулов на предприятиях 18
2.2 Премирование на российских предприятиях и его роль в повышении мотивации к труду 21
2.3 Социальный пакет в системе материального стимулирования 23
3. Совершенствование материального стимулирования 28
3.1 Совершенствование систем оплаты труда 28
3.2 Совершенствование социального пакета 31
Заключение 33
Литература 35
Пример 1. На предприятие ЗАО «Экран-ФЭП до 2007г. действовала повременная оплата труда. Для оплаты труда рабочих на предприятиях промышленности используются 8-разрядная тарифная сетка.
При повременной форме
оплаты заработок рабочего определяется
его квалификацией и
Введение данной системы оплаты труда повлияло и на работу всего предприятия. В таблице 2 показаны изменения за последние два года.
Таблица 2
Показатели рентабельности
Показатели |
2007 |
2008 |
Отклонение |
Темпы роста |
Рентабельность продаж, % |
11,6 |
49,2 |
37,6 |
424 |
Рентабельность затрат, % |
22,1 |
96,7 |
74,6 |
438 |
Фондорентабельность, % |
0,06 |
0,33 |
0,27 |
550 |
Прибыль в расчете на один кв. м. торговой площади, тыс. руб. |
0,16 |
1,06 |
0,9 |
663 |
Прибыль в расчете на одного торгового работника |
1,7 |
15,9 |
14,2 |
935 |
Это говорит о том, что в 2008 г., деятельность предприятия была эффективнее, чем в 2007 г.
Пример 2. В компании ОАО «ВымпелКом» используется повременно-премиальная система оплаты труда, которая дает возможность варьировать ее составляющие для различных категорий персонала. В качестве примера можно привести две системы оплаты труда: сотрудников отдела продаж и отдела административной поддержки. У первых переменная составляющая, зависящая от индивидуальных результатов, будет больше, чем у вторых. Аналогично, чем выше должностной уровень сотрудника и чем большее влияние он оказывает на бизнес, тем выше премиальная часть его дохода, зависящая от результатов деятельности всей компании.
Многие российские компании занимаются активным внедрением системы грейдов. В основе системы лежит метод Эдуарда Хэя, разработанный еще в 50-х годах прошлого столетия. Суть метода состоит в оценке работ, выполняемых на каждой из позиций на основе трех групп факторов, которые считаются наиболее существенными. При этом в чистом виде грейдинговая система встречается не часто. Каждая компания предпочитает модифицировать ее под себя, решая, таким образом, собственные цели и задачи.
Пример торговая компания ОАО «Афанасий»12. Штат компании – 25 человек. Назначили пять грейдов. Максимальное количество баллов, которые могла получить должность – 1000. Должности оценивались по трем факторам: профессиональные знания, ответственность и творческий потенциал. В результате получено следующее распределение оклада по грейдам (табл. 3)
Таблица 3
Номер грейда |
Оценка в баллах |
Мин. оклад, руб. |
Макс. оклад, руб. |
Должности |
1 |
980-789 |
37 083 |
46 060 |
Генеральный директор |
2 |
711-602 |
28 294 |
33 417 |
Коммерческий директор, главный бухгалтер |
3 |
579-495 |
23 265 |
27 213 |
Супервайзер, региональный представитель |
4 |
446-284 |
13 348 |
20 962 |
Торговый представитель, мерчандайзер, бухгалтер, специалист по кадрам |
5 |
201-135 |
6 345 |
9 447 |
Грузчик, оператор, водитель |
Бонусная часть заработной платы рассчитывается отдельно.
Цели, которые достигла компания
Другой пример. В компании “Вымпелком” введена грейдовая система, включающая 11 грейдов (11-й уровень — у генерального директора). Определяющим фактором является влияние данной должности на операционную деятельность компании. Например, для должности инженера выстроена внутренняя шкала зарплат: минимум составляет 70% от рыночной цены, максимум — 130%. Сколько будет получать инженер в “Вымпелкоме” — 70% или 130%, зависит от его образования, квалификации, соглашения, которые составляются и подписываются раз в год и определяют принципы начисления, сумму, порядок выплат, возможности увеличения заработной платы. Данный инструмент является мощным стимулом для сотрудника, так как его заработная плата становится прозрачной и управляемой. Соглашение заключается тремя сторонами: сотрудником, его вышестоящим непосредственным руководителем и представителем отделения управления персоналом.
Одна из основных целей создания системы мотивации — сориентировать людей на максимально эффективное решение задач, стоящих перед компанией. Соответственно систему стимулирования нужно увязать со стратегическими целями компании. Это можно сделать при помощи системы ключевых показателей деятельности — KPI (key perfomance indicators).
Широко распространена в сфере торговли бонусная система оплаты труды и комиссионные. Бонусная система оплаты труда представляет собой суммирование тарифной ставки сотрудника с бонусом, который рассчитывается в виде процентной ставки от полученной прибыли предприятия. Процент от выручки определяет и утверждает руководитель организации.
Главной положительной чертой, приведенных примеров, является увязка заработной платы с результатами труда работника, а также стимулирование работника повышать уровень образования, квалификации, поскольку от этого зависит его доход. Новые системы оплаты труда позволяют более объективно оценить трудовой вклад конкретного работника, и выдать соответствующую ЗП.
Большинство схем премирования, используемых российскими компаниями, многокомпонентны: в одной фирме могут уживаться как сложные бонусные программы, так и простейшее премирование по результатам текущей деятельности. Для разных категорий сотрудников в одной организации могут применяться совершенно разные премиальные системы. Для специалистов разрабатывается одна, для рабочих – другая, для топ-менеджмента – третья. Так, премирование текущей деятельности удобно для сотрудников, чья личная эффективность напрямую не влияет на показатели компании (например, бухгалтеров). Для сотрудников «центров прибыли» (топ-менеджеров, ведущих специалистов, сейлз-менеджеров) больше подходят бонусные схемы или премирование за достижение высоких результатов.
В компании «ВымпелКом» по итогам аттестации определяется размер ежегодной премии и повышения зарплаты, а также составляется план развития. Марина Новикова, директор по персоналу компании, считает, что «эти результаты позволяют нам понять, насколько подразделения компании соответствуют установленным требованиям (более 50% должны получить хорошие оценки)»
Многие компании концентрируют внимание на выявлении и поощрении своих наиболее ценных сотрудников.
В некоторых компаниях установлены премии:
Премии Санкт-Петербургской IT-компания Digital Design начисляются по сумме баллов: кроме причастности к успешному проекту, они даются за работу со стажером, участие в проведении экспертизы, тестировании и проч.
В некоторых компаниях премия выплачивается за производство новой продукции. Так, в фирме Siemens для всех отделений установлено, что не менее 25% объема продаж должно приходиться на новую продукцию, которая не производилась пять лет назад. Схожая программа действует и в компаниях 3М и «Хьюлетт-Паккард».
Требования к системе премирования:
Практика предоставления социального пакета в российских организациях сложилась относительно недавно, будучи ранее прерогативой представительств западных компаний, работающих на нашем рынке, особенно сетевых транснациональных корпораций, практикующих системы единых стандартов управления персоналом.
В настоящее время соцпакет воспринимается как стандартная составляющая системы мотивации персонала и одно из базовых требований, предъявляемых квалифицированным кандидатом к предполагаемому месту работы. Некоторые компании имеют широкий социальный пакет, как например, ОАО «АВРОРА» (Приложение 3), другие узкий, а в некоторых его вообще нет. Это зависит от бюджета компании и других факторов.
К традиционным средствам
косвенного материального стимулирования
на российских предприятиях относятся:
медицинское страхование и
Чтобы удержать ценных сотрудников, многие компании прибегают к льготному кредитованию. Согласно исследованию компании “АНКОР” (июль 2007 г.), такая льгота была предусмотрена в социальном пакете 24% иностранных и 47% российских фирм14.
При этом кредитование в основном было нацелено на повышение лояльности и удержание сотрудников.
Например, в «Райффайзенбанке» сотрудникам партнерских компаний ипотечные кредиты могут выдавать под 8% годовых, тогда, как в обычной ситуации ставка равняется 11%. Похожая ситуация и с потребительским кредитованием. Иногда сотрудники получают деньги и вовсе беспроцентно. Так поступают, например, в компании “Квартет”. Компания выдает ссуды на срок до двух лет. Размер ссуды колеблется от 30 000 до 300 000 руб. Генеральный директор фирмы “Квартет” Юрий Баранов уверен, что беспроцентные ссуды повышают лояльность сотрудников.
В «Голден Телеком» хорошего специалиста пытаются удержать, давая кредиты на покупку квартиры. В российском отделении компании 3M кредиты используют прежде всего как подъемные для покупки жилья. Их предоставляют талантливым менеджерам из других регионов, в которых компания остро заинтересована.
Многие крупные российские компании размещают на своей территории магазины и службы быта (химчистка, пункт проявки и печати фотографий, кулинария, железнодорожная и авиакасса и др.), что позволяет сотрудникам решать многие бытовые проблемы во время перерыва на обед. Такая система действует и в компании «ВымпелКом», имеющей большое число провайдеров, соглашения о сотрудничестве с которыми дают возможность сотрудникам пользоваться специальными ценами на их услуги. В здании компании расположен офис дружественного бюро путешествий. Здесь же можно заказать билеты в театр, бесплатно проявить фотопленки, воспользоваться услугами химчистки и так далее.
Программа «Сервис 2000» компании «Би Лайн».
Программа «Сервис 2000» предлагает сотрудникам ряд бытовых услуг прямо на рабочем месте. Сотрудники с удовольствием пользуются услугами туроператоров, химчистки, риэлторов-консультантов, театральной кассой прямо в офисе. Сейчас в рамках программы «Сервис 2000» идет презентация строительных компаний. Существует договор о корпоративных скидках с компаниями, занимающимися строительством жилья. Контроль со стороны корпорации «Би Лайн» защищает сотрудников от возможного мошенничества в этой сфере. Планируются не только презентации строительных компаний, но и выезд заинтересованных сотрудников компании на строительные площадки.
В рамках программы сотрудникам предлагаются услуги фитнес-центра со значительными корпоративными скидками. Кроме того, используются возможности фонда социального страхования, а это разнообразные путевки по всей России. Недавно компания начала программу по оказанию стоматологической помощи в области протезирования.