Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 22:28, реферат
Слово "принцип" происходит от латинского «principium» - начало, основа. В принципах обобщаются все известные современной науке законы и закономерности, а также эмпирический опыт.
Интересы
фирмы, которую он представляет, должны
быть тесно увязаны с интересами
местных властей жителей
2. Принципы
управления на основе выделения различных
школ
Развитие управления как научной дисциплины не представляло собою серию последовательных шагов вперед. Скорее, это было несколько подходов, которые часто совпадали. Объекты управления – это и техника, и люди. Следовательно, успехи в теории управления всегда зависели от успехов в других, связанных с управлением областях, таких как математика, инженерные науки, психология, социология и антропология. По мере того, как развивались эти области знания, исследователи в области управления, теоретики и практики, узнавали все больше о факторах, влияющих на успех организации. Эти знания помогали специалистам понять, почему некоторые более ранние теории иногда не выдерживали проверки практикой, и находить новые подходы к управлению.
В
то же самое время мир становился
ареной быстрых перемен. Все более
частыми и значимыми
К настоящему времени известны четыре важнейших подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления. Подход с позиций выделения различных школ в управлении заключает в себе фактически четыре разных подхода. Здесь управление рассматривается с трех различных точек зрения. Это школы научного управления, административного управления, человеческих отношений и науки о поведении.
В
первой половине двадцатого века получили
развитие четыре четко различимые школы
управленческой мысли. Хронологически
они могут быть перечислены в
следующем порядке:
1. Школа
научного управления;
2. Административная
школа;
3. Школа
психологии и человеческих
Самые
убежденные приверженцы каждого
из этих направлений полагали в свое
время, что им удалось найти ключ
к наиболее эффективному достижению
целей организации. Более поздние
исследования и неудачные попытки применить
теоретические открытия школ на практике
доказали, что многие ответы на вопросы
управления были лишь частично правильными
в ограниченных ситуациях. И тем не менее,
каждая из этих школ внесла значительный
и ощутимый вклад в данную область. Даже
самые прогрессивные современные организации
до сих пор используют определенные концепции
и приемы, возникшие в рамкам данных школ.
Следует также учитывать, что приемы, которые
оказывались успешными в одних ситуациях
и в конкретное время, не всегда успешны
в других. И в рамках одной организации
можно найти элементы всех подходов.
2.1. Школа
научного управления (1885-1920гг.)
Основателем и основным разработчиком идей научного управления является Фредерик Уинслоу Тейлор. В отличие от многих специалистов, создающих управленческие теории, Тейлор не был ни ученым-исследователем, ни профессором школы бизнеса. Он был практиком: сначала рабочим, а потом менеджером. Начав с рабочего, он прошел по нескольким уровням иерархии и дорос до уровня главного инженера в сталелитейной компании.
«Учение Тейлора базируется на механистическом понимании человека, его места в организации и сущности его деятельности. Тейлор ставил перед собой задачу повышения производительности труда и видел её решение в рационализации трудовых операций на базе научной организации осуществления рабочим своей трудовой деятельности. Исходным для рационализации труда у Тейлора было изучение задачи, которое должно было давать информацию для построения рационального набора операций по решению данной задачи. Тейлор исходил из того, что рабочие по своей природе ленивы и не хотят просто так работать. Поэтому он считал, что рационализация, приводящая к росту прибыли, будет принята рабочим только тогда, когда и его доход будет также расти».
Тейлор был промышленным инженером, поэтому для него было совершенно естественным смотреть на управление как на машину. Следует отметить, что такой подход был всеобщим в то время. Он считал, что менеджеры должны думать, а рабочие – работать. Это приводило к появлению большого числа функциональных менеджеров и углубленной специализации на базе операционного разделения труда.
Основные принципы научного управления Тейлора состоят в следующем:
1. Разработка оптимальных методов осуществления работы на базе научного изучения затрат времени, движений, усилий и т.п.;
2.
Абсолютное следование
3. Подбор, обучение и расстановка рабочих на те рабочие места и задания, где они могут дать наибольшую пользу;
4. Оплата по результатам труда (меньшие результаты – меньше оплата, большие результаты – больше оплата);
5.
Использование функциональных
6.
Поддержание дружеских
Научное управление также тесно связано с работами Френка и Лилии Гилбрет и Генри Гантта. «Эти создатели школы научного управления полагали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения»[2]. Научное управление не пренебрегало человеческим фактором. Важным вкладом этой школы было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства. Предусматривалась также возможность небольшого отдыха и неизбежных перерывов в производстве, так что количество времени, выделяемое на выполнение определенных заданий, было реалистичным и справедливо установленным. Это давало руководству возможность установить нормы производства, которые были выполнимы, и платить дополнительно тем, кто превышал установленный минимум. Ключевым элементом в данном подходе было то, что люди, которые производили больше, вознаграждались больше. Авторы работ по научному управлению также признавали важность отбора людей, которые физически и интеллектуально соответствовали выполняемой ими работе, они также подчеркивали большое значение обучения.
Научное управление также выступало в защиту отделения управленческих функций обдумывания и планирования от фактического выполнения работы. Тейлор и его современники фактически признавали, что работа по управлению – это определенная специальность, и что организация в целом выиграет, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешнее всего. Этот подход резко контрастировал со старой системой, при которой рабочие сами планировали свою работу.
Концепция
научного управления стала серьезным
переломным этапом, благодаря которому
управление стало широко признаваться
как самостоятельная область научных
исследований.
2.2. Административная
школа в управлении (1920 – 1950гг.)
Авторы, которые писали о научном управлении, в основном посвящали свои исследования тому, что называется управлением производством. Они занимались повышением эффективности на уровне ниже управленческого. С возникновением административной школы специалисты начали постоянно вырабатывать подходы к совершенствованию управления организации в целом.
Тейлор и Гилбрет начинали
свою карьеру простыми
«Приверженцы классической
Анри Файоль (1841 – 1925гг.) почти
всю свою сознательную жизнь
проработал во французской
Рассматривая организацию как
единый организм, Файоль считал,
что для любой деловой
Считая, что управленческая деятельность может отличаться в зависимости от размера организации, уровня в управленческой иерархии и так далее, Файоль подчеркивал, что в то же время они обязательно должна включать в себя все пять указанных функций (планирование, организация, распорядительство, координация, контроль).
Файоль также разработал
1. Разделение труда (повышает квалификацию и уровень выполнения работы).
Специализация является естественным порядком вещей. Целью разделения труда является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству, при тех же усилиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия.
2.
Полномочия и ответственность
(право отдавать команды и
3.
Дисциплина (четкое и ясное