Маркетинг в туризме

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:12, реферат

Краткое описание

Реферат по менеджменту. специальность-гостиничный и туристический бизнес.
"Маркетинг в туризме и гостиничном бизнесе имеет свою специфику, обусловленную особенностями производства и потребления туристского продукта.
Прежде всего, следует определить:
- каков характер туристского производства;
- каковы потребности в его товарах и услугах, как они удовлетворяются;
- что представляет собой туристский и гостиничный продукт, из каких элементов он состоит;
- как формируются каналы сбыта продуктов...."

Файлы: 1 файл

менеджмент в туризме.doc

— 142.50 Кб (Скачать)

    Введение 

    Функции управления – это конкретный вид  управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами. Таким образом, одним из основных компонентов, составляющих содержание управления, являются функции. Следовательно, для выполнения той или иной относительно простой работы необходимо заранее определить, что нужно получить в итоге, как организовать дело, мотивировать и проконтролировать его выполнение. А это и есть функции управления. Хотя со временем технику управления и усовершенствовали, основополагающие управленческие функции все же остались сравнительно неизменными.

    Функции управления имеют специфический  характер, особое содержание и могут осуществляться самостоятельно. Они могут быть, как неразрывно связаны, так и не связаны между собой. Чаще всего они как бы взаимопроникают друг в друга. Например, информация, собранная посредством выполнения функции контроля, «говорит» менеджерам о том, как выполняются их планы (функция планирования). В то же время контроль должен быть надлежащим образом мотивирован и организован (функция мотивирования и организации). Иными словами, в системе управления все управленческие функции объединены в единый целостный процесс.

    Если  менеджер желает обеспечить «безоблачное»  будущее своему предприятию (организации), он должен постоянно выполнять все правленческие функции:

      - начинать нужно с планирования;

    - если работа спланирована, то она должна быть организована;

    - качество труда в большей степени зависит от побуждающих мотивов, предложенных менеджером;

    - чтобы определить точность выполнения планов, нужно проконтролировать процесс труда 

    Таким образом, функции управления можно  представить как виды управленческого труда, связанные с воздействием на управляемый объект. Существует несколько подходов к классификации функций управления. Для туристской индустрии важнее всего рассмотреть:

    - планирование,

    -  организацию,

    -  мотивацию

    - контроль.  

    Каждая  из этих функций менеджмента жизненно важна для организации. Вместе с тем планирование как функция управления обеспечивает основу для других функций и считается главнейшей из них, а функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выполнение тактических и стратегических планов организации.

        

         

1. Функция планирования 

    По  сути, в процессе планирования принимается решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать ее члены, чтобы достичь этих целей. Это подготовка сегодня к завтрашнему дню, определение того, что требуется и как этого добиться. План представляет собой сложную социально-экономическую модель будущего состояния организации. Стадии процесса планирования в основном универсальны

    Что же касается конкретных методов и  стратегии, то они существенно

различаются. Обычно организация формирует единый план для управления ее общей деятельностью, но в ее рамках отдельными менеджерами применяются для достижения конкретных целей и задач организации различные методы. Таким образом, составляется карта пути, по которому должна пройти организация за конкретный период времени.

    Единого метода планирования, который бы соответствовал каждой ситуации, не существует. Тип планирования и акцент, который делает менеджер в процессе планирования, зависит от его положения в организационной иерархии фирмы, процесс планирования осуществляется соответственно уровням организации. Так, стратегическое планирование (высший уровень) – это попытка взглянуть в долгосрочной перспективе на основополагающие составляющие организации; оценить, какие тенденции наблюдаются в ее окружении; определить, каким вероятнее всего будет поведение конкурентов. Главная задача планирования на этом уровне состоит в том, чтобы определить, как организация будет себя вести в своей рыночной нише.

    На  среднем уровне управления занимаются тактическим планированием, т.е. определяются промежуточные цели на пути достижения стратегических целей и задач. Тактическое планирование по своей сути сходно со стратегическим. Разница лишь в том, что если в организации, к примеру, три начальника различных подразделений, то каждый из них должен координировать или интегрировать свою деятельность с другими. И это должно быть отражено в плане. Поэтому их ответственность с точки зрения тактического планирования состоит в том, чтобы в основу планирования положить идеи, которые были рождены при стратегическом планировании.

    Планирование  осуществляется и на нижнем уровне организации. Оно называется оперативным  планированием. Это основа основ планирования. В оперативных планах, стандарты деятельности вписываются в такую систему, при которой каждый направляет свои усилия на достижение общих и главных целей организации.

    Однако  никто в одиночку не устанавливает  свои цели, не выбирает собственные пути их достижения. Каждый менеджер на основе оперативного плана разрабатывает повседневную краткосрочную тактику для того, чтобы обеспечить правильность всех действий, определить сильные и слабые стороны функционирования организации. Такой подход создает благоприятные условия для постоянного самосовершенствования личности.

    Все три типа планирования составляют общую систему, которая называется генеральным, или общим планом, или бизнес-планом функционирования организации.

        

    2. Принципы и техника планирования 

    Эффективность планирования как функции управления во многом зависит от того, какими принципами (руководящими правилами) руководствуются при составлении планов.

      Полнота планирования – при планировании должны учитываться все события и ситуации, которые могут иметь значение для развития организации.

       Точность планирования – при составлении планов используются современные методы, средства, тактики и процедуры, обеспечивающие точность прогнозов

        Ясность планирования – цель и меры планирования должны иметь простые и легкие при воспроизводстве формулировки, доступные всем членам организации.

       Непрерывность планирования – это не одноразовый акт, а непрерывный процесс.

        Экономичность планирования – расходы на планирование должны находиться в соразмерном отношении с получаемым от планирования выигрышем.

    Планирование  предполагает использование всех методов, тактик и процедур, которые менеджеры используют для планирования, прогнозирования и контроля будущих событий Все виды техники планирования варьируются от таких традиционных методов, как бюджетные методы, до более сложных –моделирование, разработка планов или отдельных его разделов на основе теории игр и проектов сценариев Использование такой техники планирования позволяет уменьшать неопределенность, повышает точность прогноза, помогает менеджерам

отслеживать или анализировать факторы, влияющие на план. 

    Один из наиболее распространенных инструментов, который используется при планировании, – это бюджетный метод. С его помощью можно наглядно представить приток и отток наличности, капитала и других ресурсов. Другой прием техники планирования – это анализ окупаемости. При помощи аналитических данных об окупаемости можно наиболее точно просчитать и соотнести затраты, доходы и производственные мощности. При простых проектах анализ окупаемости используется для прогноза количества единиц товара, которое должно быть продано, чтобы доходы сравнялись с расходами либо превысили их.

    Существует  и другая техника планирования, однако следует иметь в виду, что все методы планирования имеют одну общую цель – помочь менеджеру наиболее точно предсказать будущее в развитии организации, поскольку в управленческой жизни постоянно присутствуют случайности и неопределенное развитие событий

    Именно  поэтому организации и разрабатывают  долгосрочный план, в котором делаются попытки определить элементы решения альтернатив.

    С помощью функции планирования в определенной мере решается проблема неопределенности в организации Планирование помогает менеджерам лучше справиться с неопределенностью и более эффективно на нее реагировать. Поэтому следует помнить, что неопределенность – это одна из основных причин, по которой планирование может помочь организации лучше управлять в условиях неопределенности, более эффективно реагировать на изменения внешней среды.

        

    3. Планирование в туризме 

    Управление  системой туризма должно базироваться на стратегическом

  видении и предвидении. На основе видения, являющегося ведущей идеей менеджмента, разрабатывается политика туристской фирмы, которая

    представляет  общие цели и нормы отношений, обеспечивающие жизнеспособность и развитие этой структуры.

    Планирование  – это один из этапов процесса управления, на котором

    определяются  цели любой туристской структуры, а  также методы их достижения. В одних случаях фирма прекращает свое существование после достижения поставленных целей, в других ставятся новые, более значимые цели. Это указывает на то, что планирование не представляет собой какого-то одноразового действия. Это непрерывный процесс (одна из стадий процесса управления) изучения новых путей и методов совершенствования деятельности фирмы за счет выявленных возможностей, условий и факторов.

    Формирование  политики предприятия осуществляется чаще всего на высшем уровне управления. Все положения политики туристской фирмы представляются, как правило, в виде ведущего туристского образа. Ведущий образ содержит в себе долгосрочные цели, философию, политику (принципы взаимоотношений с различными заинтересованными группами), культуру предприятия и его законодательные права.

    Применительно к конкретному туристскому региону  речь должна идти прежде всего о его конкурентоспособности. Конкретно функция планирования включает в себя следующие виды работ:

    -  участие в разработке устанавливаемых управлениями туризма целей

развития  региона;

    -  текущий анализ конкурентоспособности места (рынок, прямые и

косвенные конкуренты, спрос, поставщики, отрасль);

    -  разработка стратегии конкурентоспособности региона, его особой позиции;

    -  претворение в жизнь стратегии конкурентоспособности региона –

оказание  консультаций туристским предприятиям, проведение

инновационного  менеджмента. 

    Таким образом, под планированием деятельности туристского предприятия следует понимать систематический, информационно обрабатываемый процесс качественного, количествен­ного и временного определения будущих целей, средств и методов, формирования, управления и развития предприятия.

        

         

    4. Функция организации 

    В любом плане всегда есть этап создания реальных условий для достижения запланированных целей. Организация как функция управления обеспечивает упорядочение технической, экономической, социально-психологической и правовой сторон деятельности любой организации Функция организации нацелена на упорядочение деятельности менеджера и исполнителей. Поскольку всю работу выполняют люди, функция управления как организация позволяет определить, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание из большого количества заданий и какие для этого потребуются средства. Если функция планирования отвечает на вопрос что (что включать в план? что предпринять? что предвидеть?), то функция организации ставит вопросы (кто и как будет реализовывать план организации?)

    Через организаторскую деятельность, через  распределение и объединение задач и компетенций, должно целенаправленно происходить управление отношениями в каждой организации. Таким образом, организация – это вторая функция управления. Из всего множества значений термина "организация" в смысле управленческой функции чаще всего используются два:

    -  организация – это структура системы в виде взаимоотношений, прав, целей, ролей, видов деятельности и других факторов, которые имеют место, когда люди объединены совместным трудом;

Информация о работе Маркетинг в туризме