Лидерство, принципы и опыт

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 15:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является – теоретическое и практическое изучение проблемы лидерства, изучить понятия, сущность и принципы лидерства. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Теоретическое изучение поставленной проблематике в курсовой работе.
Проведение исследования по изучению лидерских качеств и их влияния на выбор стиля руководства.

Файлы: 1 файл

МОЯ.docx

— 71.37 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ 

     Лидерство является ключевым фактором успеха во многих современных профессиях. Трудно себе представить успешного продавца торгового зала без умения привлечь внимание потенциального покупателя к  товару. Торговый агент не справиться со своими обязанностями, если не сумеет быстро наладить доверительный контакт  с новым клиентом. Менеджер не будет  эффективным руководителем без  умения неформального влияния на подчиненного. Большинство профессий  требуют той или иной степени  проявления лидерства.

   Одна  из важнейших истин такова: лидерство  есть лидерство независимо от того, куда вы движетесь или чем занимаетесь. Времена меняются. Технологии неудержимо рвутся вперед. Культурный контекст меняется в зависимости от страны и континента. Но истинное лидерство постоянно - посмотрите ли вы на граждан Древней Греции, на армии последних двух столетий или деловых людей сегодняшней  глобальной экономики. Лидерство - неопровержимо. Поэтому, независимо от многочисленных изменений, которые происходят в  современном мире, проблема лидерства  всегда оставалась, остается, и будет  оставаться актуальной. Т.е. не смотря на все изменения, которые происходят в истории, данная проблема выдержала  испытания временем.

   Необходимо  также отметить актуальность данной проблемы для всех менеджеров. Эффективный  руководитель должен представлять собой  интеграцию менеджера и лидера, так  как это поможет ему и его  организации преодолевать все трудности  и вывести организацию на совершенно новый уровень.

     В теории и практике менеджмента проблема соотношения эффективности управления и лидерства является одной из самых ключевых. Любой менеджер, обеспокоенный эффективностью своей  работы, должен стремиться стать лидером. Зачем? Почему? Что значит быть лидером? Ответы на эти вопросы дают ряд  наук: социальная психология, философия, педагогика, экономика. В классическом менеджменте лидерство - это способность  влиять на индивидуумов и группы людей, чтобы побудить их работать для достижения целей.

     Лидерство, как и управление, является до некоторой  степени искусством. До сегодняшнего дня вопросы о лидерстве остаются актуальными, поскольку ещё не дано каких-либо чётких и определённых ответов. Но различные модели и теории, которые  рассматривает данная работа, помогают осознать необходимость гибкого  подхода к руководству.

      Лидерство – комплексное понятие, которое включает в себя несколько составляющих:

   - ассоциация с человеческими качествами;

   - процессом, в котором «ведут  ведомых»;

   - результат деятельности человека.

     Также определяют лидера следующим образом: «Лидер – человек, играющий в группе ключевую роль в отношении направления, контроля и изменения деятельности других членов группы по достижению групповых целей. С точки зрения этих авторов, «Лидер организации – человек, эффективно осуществляющий формальное руководство и лидерство».

        Для управления важно и руководство, и лидерство. Лидер важен потому, что он постоянно функционирует на фоне меняющихся отношений внутри группы, оказывая постоянное влияние на людей, которые по отношению к нему выступают как «ведомые». Неофициальный лидер во многом помогает руководителю, успешно дополняя его работу. Лидерское влияние затрагивает изменения работников в поведенческой сфере, касается усиления или наоборот, нивелировки личных черт, мотивационной сферы и т.д. В хорошо организованных группах лидер чаще пользуется такими формами обращения к членам группы, как совет и просьба, и гораздо реже – наставлениями.

         Изучение проблемы лидерства необходимо для выработки методов эффективного руководства, отбора и формирования лидеров. Руководитель должен уметь ставить задачи, определять средства достижения цели и методы контроля. Успешное руководство в значительной мере зависит от умения руководителя управлять мнением коллектива. Руководитель всегда должен быть готовым к переоценке суждений и, если необходимо, соответствующему изменению стиля руководства.

     Очень немногие из тех, кто выбрал карьеру  руководителя, согласны оставаться долгие годы на одной и той же работе. Многие активно стремятся к продвижению  на должности с большей ответственностью. Руководитель, который выбрал определённый стиль лидерства и строго его  придерживается, поскольку этот стиль  хорошо зарекомендовал себя в прошлом, может оказаться неспособным  осуществлять эффективное руководство  в другой ситуации на более высоком  посту, где все его непосредственные подчинённые ориентированы на достижения. Руководитель, который хочет работать как можно более эффективно, получить всё, что можно от подчинённых, не может позволить себе применять  какой-то один стиль руководства  на протяжении всей своей карьеры. Скорее руководитель должен научиться пользоваться всеми стилями, методами и типами влияния, наиболее подходящими для  конкретной ситуации.

     Из  вышесказанного ясно, что проблемы руководства и лидерства в  организации на данный момент стоят  довольно остро, и поэтому большое  значение имеет изучение феноменов  руководства и лидерства

     В данной курсовой работе описываются  общепринятые теории лидерства, которые  составляют теоретическую основу для  практического применения в различных  организациях, где одним из важных вопросов является эффективное лидерское  управление.

    Целью курсовой работы является – теоретическое  и практическое изучение проблемы лидерства, изучить понятия, сущность и принципы лидерства. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Теоретическое изучение поставленной проблематике в курсовой работе.
  • Проведение исследования по изучению лидерских качеств и их влияния на выбор стиля руководства.

     Предметом курсовой работы является – изучение степени выраженности лидерских  качеств и их влияние на деятельность менеджера. 

1. Теоретические основы лидерства 
 

    1. Сущность  и определение понятия лидерства.
 

     Практика  показывает, что ни один фактор не обеспечивает большую выгоду и пользу для организации, чем эффективное лидерство. Лидеры нужны для определения целей  и задач, для организации, координации, обеспечения межличностных контактов  с подчиненными и выбора оптимальных, эффективных путей решения тех  или иных проблем. Очевидно, что организации, где наличествуют лидеры, могут достичь  всего этого гораздо быстрее, чем организации без лидеров.

     Слово лидер происходит от английского  lead (вести). Значит, лидер – это ведущий, идущий впереди. Лидер – член организации, обладающий высоким личным статусом, оказывающий сильное влияние на мнение и поведение окружающих его людей, членов какого-либо объединения, организации и выполняющий комплекс функций.

     Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных  им главным образом тем, что имеют  более динамичное и эффективное  руководство. В современном русском  языке под руководством, с точки  зрения собственника подразумевается  либо индивид (руководитель) или группа (руководящий состав), либо же процесс, то есть обладающий индивидуальными особенностями способ управления организацией. Синонимами слов руководство и руководитель являются слова лидерство и лидер.

     Природа лидерства может быть лучше понята, если его сравнить с собственно управлением. Быть менеджером и быть лидером в  организации – это не одно и  тоже. Менеджер в своем влиянии  на работу подчиненных и построении отношений с ними, прежде всего, использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство же, как специфический  тип отношений управления, основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее взаимодействии в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимодействия его участников. В отличие от собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения «начальник-подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер-последователь».

     Обычно  мы называем лидерами тех людей, которые  способны увлечь за собой, вовлечь в  общее дело, «зарядить» на результат. Человек, который умеет, используя  формальные рычаги власти, поставить  задачу, и проконтролировать ее исполнение, не является лидером. Использование  имеющихся ресурсов, постановка задач, контроль результатов, раздача поощрений  и наказаний – это навык  «формального» управления исполнением. Здесь не требуется личностной вовлеченности  в этот процесс, достаточно строго придерживаться технологии управления.

     В отличие от способности к управлению, лидерство – это умение найти  ресурсы в условии дефицита. Это  умение влиять, не имея формальных рычагов  власти. Это умение так общаться с людьми, что они сами ставят перед собой все более и  более сложные задачи и сами повышают эффективность их выполнения. Итак, лидерство-это в первую очередь  умение влиять неформально: силой своей  личности, характера, обаяния, силой  своей увлеченности и уверенности  в общем успехе.

     Так, если взять в качестве примера  директора завода, то по должности  он является менеджером. Должность  открывает ему дорогу к лидерству. Процесс влияния на людей с  позиции, занимаемой в организации должности называется формальным лидерством. Однако в своем влиянии на людей директор не может полагаться только на занимаемую должность. Наглядно это становится очевидным, когда выясняется, что один из его замов, имеющий меньше формальной власти, пользуется большим успехом в управлении в стрессовых и конфликтных ситуациях или при решении жизненно важных для предприятия проблем. Этот заместитель пользуется поддержкой, доверием, уважением, а может быть, и любовью коллектива за свою компетентность, рассудительность и хорошее отношение к людям.

     Быть  менеджером еще не означает автоматически  считаться лидером в организации, так как лидерству в значительной мере свойственна неформальная основа. Можно занимать первую должность  в организации, но не быть в ней  лидером. В вышеприведенном примере  в коллективе лидером скорее будет  считаться заместитель, чем его  непосредственный начальник – директор завода.

     Процесс влияния через способности и  умения или другие ресурсы, необходимые  людям, получил название неформального лидерства. Неформальный характер лидерской позиции в большей степени обусловлен использованием личностной основы власти и источников, ее питающих. Идеальным для лидерства считается использование эффективного сочетания обеих основ власти.

     Лидерству в значительной мере свойственна  неформальная основа. «Руководство, - пишет, в частности, Р. Л. Кричевский, - феномен, имеющий место в системе формальных (или, как еще говорят, официальных) отношений, а лидерство – феномен, порожденный системой неформальных (неофициальных) отношений. Причем роль руководителя заранее определена «на  табло» социальной организации, оговорен круг функций реализующего ее лица. Роль лидера возникает стихийно, в  штатном расписании учреждения, предприятия  ее нет… Руководство есть социальный по своей сущности феномен, а лидерство  – психологический».

     В ходе изучения проблемы лидерства учеными  было предложено много различных  определений данного понятия. Согласно Дж. Терри, лидерство-это воздействие  на группы людей, побуждающие их к  достижению общей цели. Р.Танненбаум, И.Вэшлер и Ф.Масарик определяли лидерство, как межличностное взаимодействие, проявляемое в определенной ситуации с помощью коммуникационного  процесса и направленное на достижение специфической цели или целей. Г. Кунц и С. О’Доннел считают, что лидерство  связано с воздействием на людей, преследующим достижением общей  цели.

     Сила  и принуждение при лидерстве  часто заменяются побуждением  и  воодушевлением. В результате лидерского подхода воздействие основывается на принятии людьми требований лидера без явного или прямого проявления власти. Способность лидера влиять на людей дает ему возможность использования власть и авторитет, получаемые от его последователей.

     Лидерство –это тип управленческого взаимодействия (в данном случае между лидером  и последователями), основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Из этого и других определений  лидерства следует, что лидерство  является функцией лидера, последователей и ситуационных переменных.

Информация о работе Лидерство, принципы и опыт