Лидерство, принципы и опыт

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 15:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является – теоретическое и практическое изучение проблемы лидерства, изучить понятия, сущность и принципы лидерства. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Теоретическое изучение поставленной проблематике в курсовой работе.
Проведение исследования по изучению лидерских качеств и их влияния на выбор стиля руководства.

Файлы: 1 файл

МОЯ.docx

— 71.37 Кб (Скачать)

     Важно также отметить, что управленческое взаимодействие типа «лидер-последователь» не обязательно предполагает его  иерархический характер, как это  имеет место в случае отношений  «начальник-подчиненный». Лидерство, как  и власть – это потенциал, имеющийся у человека.

         Теперь определим понятия лидерства в управлении организацией.

     Основой лидерства является специфический  тип отношений управления, или  лидерский тип. Это отношения  «лидер-последователь». В целом лидерские  отношения отличает то, что последователи  признают лидерство составной частью группы/организации только тогда, когда  оно доказало свою компетентность и  ценность для них. Лидер получает свою власть от последователей, поскольку  они признают его в качестве лидера. Для поддержания своей позиции  лидер должен предоставлять им возможность  удовлетворять свои потребности, которые  не могут быть достигнуты по-другому. В ответ они удовлетворяют  лидерскую потребность во властвовании и возвышении над ними, а также  оказывают ему необходимую поддержку  в достижении организационных целей.

     Лидер становится привлекательным для  последователей благодаря, умению видеть то, что, в конечном счете, будет достигнуто в результате его и последователей усилий. Однако это не любая цель или любое состояние организации в будущем. В большей степени это то, что последователи хотят (неэффективное лидерство) или могут (эффективное лидерство) иметь.

     В передаче последователям видения в  такой форме, чтобы оно вселяло  в них энтузиазм и обязательства, лидеру может помочь использование  эффективной коммуникации. В современных условиях людей может побудить к действиям факт их непосредственного осознанного участия (через собственность или процесс) в решениях и их творческой реализации. Что предполагает наделение их соответствующими правами и полномочиями. Это означает, что лидер должен обладать способностью и умением делить свою власть с последователями, делать их частью общего дела, а не слепыми исполнителями. В современных условиях эффективное лидерство – это не железная или твердая рука, а высокая чувствительность к потребностям последователей, которая проявляется в развитии работников, во включении их в групповую работу, в оказании им помощи в достижении личных целей.

     Эффективное лидерство предполагает всесторонний самоанализ. Настоящие лидеры постоянно  задают себе вопросы типа: Что у  меня хорошо получается? В чем мои  сильные стороны? Чего мне как  лидеру не хватает? Над чем я еще  должен работать, чтобы быть лучше?

     Признается, что лидерскими способностями и  умениями можно научиться. Известно также, что лидерами становятся не сразу. Этому обычно предшествует определенный тип карьеры в организации  или в организациях, помогающий развить  эти навыки и умения. В ведущих  школах бизнеса существуют программы  развития лидерских качеств у  тех, кто собирается стать лидером.

     Сила  лидерского влияния прямо пропорциональна  степени принятия последователями  того, что лидер предлагает сделать. Власть и влияние являются главными в работе лидера.

     Теперь  рассмотрим то, как используется власть в рамках эффективного лидерства.

     Экспертная  власть может помочь лидеру вести  последователей за собой, если они поверили в то, что лидер имеет больше специальных знаний в определенной области, чем они. Однако в целом  экспертная власть имеет узкое применение, и возможность ее использования  обратно пропорциональна уровню, занимаемому лидером в организации.

     Другая  ситуация наблюдается в случае, когда  лидер пользуется властью примера, так как она является во многих случаях причиной признания и  последующего обожания (харизма) лидера последователями. Данный источник власти исходит непосредственно от последователей, и для этого лидеру необходимо «найти» своих обожателей, а не наоборот.

     Власть  информации в лидерском варианте связана с индивидуальными способностями  и умением лидера соединить на своем уровне несоединяемые внизу  концы информационных потоков.

     Принятие  решения как источник власти важно  для лидера на этапе его «последнего  слова», которого, как правило, ждут от него последователи. Эффективное  лидерство предполагает активное участие  последователей на всех остальных этапах принятия решения и высокий уровень  «решительности» у самого лидера.

     Вознаграждение  и принуждение как источники  власти в рамках эффективного лидерства  больше ассоциируются с возможностью быть, или не быть в одной упряжке с эффективным лидером, нежели чем с месячной премией или выговором.

     Все большее значение для достижения эффективного лидерства играет власть связей, реализуемая, в частности, путем  создания так называемых сетевых  структур, способствующих поддержания  эффективного лидерства на должном  уровне без количественного роста  организации. Лидер должен стремиться к эффективному сочетанию всех возможных  и имеющихся у него основ и  источников власти, так как это  является одним из главных условий  эффективного лидерства. 
 

    1.2. Значение лидера в управлении организацией. Лидер и менеджер. 
     

     Различие  между лидером и менеджером проводится по многим позициям. Эффективный менеджер не обязательно является эффективным  лидером, и наоборот. Их основные характеристики находятся как бы в разных измерениях.

     Менеджер  – это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший менеджер вносит порядок  и последовательность в выполняемую  работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей. Лидер воодушевляет людей, вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к  новому, пройти этап изменений.

Менеджеры имеют тенденцию занимать пассивную  позицию по отношению к целям. Чаще всего они по необходимости  ориентируются на кем-то установленные  цели и практически не используют их для проведения изменений. Лидеры, наоборот, сами устанавливают свои цели и используют их для изменения  отношения людей к делу.

     Менеджеры склонны разрабатывать свои действия в деталях и во времени, планировать  привлечение и использование  необходимых ресурсов для того, чтобы  поддерживать организационную эффективность. Лидеры добиваются этого же или большего путем разработки видения будущего и путей его достижения, не вникая при этом в оперативные детали и рутину.

     Менеджеры предпочитают порядок во взаимодействии с подчиненными. Они строят свои отношения с ними соответственно тем ролям, которые подчиненные  играют в запрограммированной цепочке  событий или в формальном процессе принятия и реализации решений. Это  во многом происходит от того, что менеджеры  видят себя определенной частью организации  или членами особого социального  института. Лидеры подбирают и держат людей, которые понимают и разделяют  их взгляды и идеи, отражаемые в  лидерском видении. Лидеры учитывают  потребности работников, воспринимаемые ими ценности и движущие ими эмоции. Лидеры склонны к использованию  эмоций и интуиции и всегда готовы вызвать у своих последователей сильные чувства, типа любви и  ненависти. Лидеры не связывают уважение к себе с принадлежностью к  определенной организации.

     Менеджеры обеспечивают достижение целей подчиненными, контролируя их поведение и реагируя на каждое отклонение от плана.

     Лидеры  строят свои отношения с подчиненными на доверии, мотивируя и вдохновляя их. Они кладут доверие в основу групповой, совместной работы.

     Используя свой профессионализм, различные способности  и умения, менеджеры концентрируют  свои усилия в области принятия решений. Они пытаются сузить набор путей  решения проблемы.

     Решения часто принимаются на основе прошлого опыта. Лидеры, в противоположность, предпринимают постоянные попытки  разработки новых и неоднозначных  решений проблемы. А самое главное, после того как проблема ими решена, лидеры берут на себя риск и бремя  выявления новых проблем, особенно в таких случаях, когда существуют значительные возможности для получения  соответствующего вознаграждения.

     Очевидно, что на практике не наблюдается идеального соблюдения этих двух типов отношений  управления. Исследования показывают, что значительная группа менеджеров во многом обладает лидерскими качествами. Однако обратный вариант встречается  в жизни реже. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. ЛИДЕРСТВО: ПСИХОЛОГИЯ, ПРИНЦИПЫ  И ОПЫТ 
 

           2.1. Психология лидера 

   Искусству быть лидером нельзя научить, ему  можно только научиться.

   (Гарольд  Дженин)

   Что делает человека эффективным лидером? Этот вопрос давно интересует ученых. Один из наиболее известных и простых  ответов дает теория великих людей. Ее сторонников можно встретить  среди историков, политологов, психологов и социологов. Теория великих людей (great person theory) утверждает, что человек, который обладает определенным набором  личностных черт, будет хорошим лидером  независимо от характера ситуации, в которой он находится. Абсолютным воплощением теории великих людей  является понятие харизматического лидера, перед которым преклоняются окружающие (от греч. charizma — дар, благодать  божья, милость богов).

   Если  эта теория верна, то должны существовать какие-то ключевые черты личности, делающие человека великим лидером и выдающимся руководителем. Что это: высокий  интеллект, харизма (обаяние), общительность, смелость? Или их сочетание? Что лучше: быть экстравертом или интровертом? Должен ли правитель быть абсолютно  безжалостным, как предлагал в 1513 году Никколо Макиавелли в своем  знаменитом трактате «Государь»? Или  лучшими руководителями являются высокоморальные  люди? А может, правильный ответ дал  великий Лао-цзы, написавший две  тысячи лет назад: «Страна управляется  справедливостью, война ведется  хитростью». Или же главное значение имеет не сама личность лидера, а  социальные характеристики окружения, в котором она формировалась: состав семьи, образование, прежние  занятия?

   Психологи, озаботившись данным вопросом, провели  множество специальных исследований. Ныне их количество уже измеряется сотнями. И что же? Да почти ничего! Некоторые довольно слабые зависимости  действительно можно найти. Но в  целом можно сказать, что сильных взаимосвязей не существует. Как ни удивительно, оказалось, что очень мало личностных черт напрямую связаны с лидерской эффективностью, и найденная взаимозависимость обычно бывает довольно слабой.

   Вот некоторые соотношения, обнаруженные между отдельными личностными характеристиками и лидерством.

   1. Лидеры обычно обладают чуть  более высоким интеллектом, чем  их «паства». Но не намного.  Претенденту на лидерство ни  в коем случае нельзя отрываться  от среднего интеллектуального  уровня его последователей. «Чересчур  умные» неминуемо отторгаются  толпой. Страшно далеки они от  народа... Высоколобый интеллектуал  может занять место ближайшего  помощника, мудреца, тайного советника  вождя, а в лучшем случае  — серого кардинала. Но «путь  на трон» ему чаще всего  заказан. Увы.

   2. Мотивация власти. Многие лидеры  движимы сильным желанием власти. У них сильна концентрация  на собственной персоне, забота  о престиже, честолюбие, избыток  энергии. Такие лидеры, как правило,  лучше социально подготовлены, проявляют  большую гибкость и способность  к адаптации. Властолюбие и  способность к интригам помогают  им длительное время оставаться  «на плаву». Но для них существует  проблема эффективности. Например, Бориса Ельцина обычно рассматривают  как лидера, обладающего чрезвычайно  сильным стремлением к власти. Ему удавалось править Россией  почти 10 лет. Однако вопрос, был  ли он для страны эффективным  руководителем, при этом остается  открытым.

   3. Исследование исторических записей  показало, что среди 600 известных  монархов наиболее знаменитыми  были либо очень высокоморальные,  либо исключительно аморальные  личности. Отсюда можно предположить, что есть два пути к знаменитости: надо или быть образцом морали  и добродетели или обладать  беспринципностью Макиавелли.

   4. Американский психолог Симонтон (Simonton) собрал информацию, касающуюся 100 личностных свойств всех президентов  США. Сюда входили характеристики  семей, в которых они росли,  образование, прежние занятия  и собственно черты личности. Только три из этих переменных: рост, размер семьи и количество книг, опубликованных президентом до того, как он вступил на эту должность, — коррелируют с эффективностью деятельности президента на своем посту (определяемой по оценкам историков). Симонтон установил, что президенты США, выросшие в небольших семьях, чаще оставались в истории как великие политические деятели. Например, Франклин Рузвельт, которого считают одним из самых выдающихся американских президентов, был единственным ребенком. Остальные 97 характеристик, включая и черты личности, согласно результатам данного исследования вообще никак не связаны с эффективностью человека в качестве лидера.

Информация о работе Лидерство, принципы и опыт