Лидерство и стиль руководства

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 08:29, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Лидерство и стиль управления руководителя своими подчиненными во многом определяет успех организации, динамику развития фирмы.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 107.68 Кб (Скачать)

Демократический стиль – основывается на формировании руководителем, благоприятного морально - психологического климата, оказаний подчиненным помощи, привлечений их к принятию решений, широком применении поощрений.

Стиль, ориентированный  на задачу – руководитель главное  внимание уделяет обеспечению условий  решения задач любой ценой (распределяет задания, планирует, создает необходимые  материальные и организационные  условия выполнения работы).

Обычно  демократический стиль руководства  применяется в том случае, когда  исполнители хорошо, порой лучше  руководителя, разбираются в тонкостях работы и могут внести в нее много новизны и творчества. Лидер демократического стиля стремится к выработке конкретных решений. Управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений, и инициатив сотрудников, выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самими сотрудниками, руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, к учету их интересов, потребностей, особенностей. Является наиболее эффективным, он обеспечивает высокую вероятность правильных решений, высокие производительные результаты труда, активность работников, удовлетворенность людей своей работой и членство в коллективе, сплоченность коллектива.

Либеральный стиль – руководитель ставит перед исполнителями задачу, создает необходимые организационные условия для их самостоятельной работы, определяет ее правила и задает границы решения.

Руководитель  ставит перед исполнителями задачу, создает необходимые организационные  условия для работы, определяет ее правила и задает границы решения, сам же при этом отходит на второй план, оставляя за собой функции  консультанта, арбитра, эксперта, оценивающего полученные результаты. В случае сомнений и разногласий исполнителей принимает  окончательное решение. Подчиненные, избавленные от тотального контроля, самостоятельно принимают необходимые  решения и ищут в рамках предоставленных  полномочий пути их реализации. Такая  работа позволяет им выразить себя, приносит удовлетворение и формирует  благоприятный морально – психологический  климат в коллективе, порождает доверие  между людьми, способствует добровольному  принятию на себя повышенных обстоятельств. Лидер либерального стиля полностью  отстранен от дел коллектива. Стиль  характеризуется с одной стороны (высказыванием своих позиций), а  с другой стороны (минимум контроля).

Вследствие  чего результаты низкие, работники  не удовлетворены своей работой, руководителем, неблагоприятный психологический  климат, нет никакого сотрудничества, нет стимула добросовестно трудиться, возможно скрытые явные конфликты, идет расслоение на конфликтующие подгруппы.

В таблице 2 представлены все стили руководства, их сильные и слабые стороны.

Таблица 2 – Стили руководства.

Стиль

Авторитарный

Демократический

Либеральный

Природа стиля

Сосредоточение всей власти и ответственности  в руках лидера

Личное установление и  выбор средств их достижения

Делегирование полномочий с удержанием ключевых позиций у лидера.

Принятие решений разделено  по уровням на основе участия

Снятие лидером с себя ответственности  и отречение в пользу группы или  организации

Предоставление группе возможности  самоуправления в желаемом для группы режиме

Сильные стороны

Внимание срочности и порядку, предсказуемость результата

Усиление личных обязательств по выполнению работы через участие в управление

Позволяет начать дело так, как это  видится без вмешательства лидера

Слабые стороны

Сдерживается индивидуальная инициатива

Требуется много времени на принятия решения

Группа может потерять направление, без вмешательства лидера.


 

Совершенно очевидно, что изучение природы лидерства необходимо потому, что человек не может не общаться, не обмениваться информацией, не управлять другими людьми. Управление, как и коммуникации, свойственно человеческому бытию. Каждый из нас управляет сам собой и часто оказывается в ситуации, когда он должен принимать решения относительно других людей. Правильное понимание природы лидерства состоит, в том, чтобы действовать в соответствии с миссией организации для достижения ее целей.

Говоря  о природе лидерства в управлении необходимо упомянуть и о стилях управления. В каждой из функций управления могут быть использованы различные методы управленческого воздействия, выбирается как правило ведущий метод или гибко применяться один из них в соответствии с изменениями управленческой ситуации. В зависимости от применяемых методов управленческие отношения имеют различные формы своей реализации, что определяет в конечном итоге эффективность управления.

Управленческая культура – это  особый вид культуры, связанный с  деятельностью и воспроизводством ценной среды в общественной и  производственной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Современные модели лидерства

 

Выделяют  следующие модели лидерства:

    1. Модель атрибутивного лидерства опирается на теорию атрибуции, объясняющую связь между тем, что произошло, и тем, что люди считают причиной происшедшего. Этот подход исходит из того, что выводы лидера обусловлены реакцией лидера на поведение последних. Наблюдая за работой подчиненных, лидер получает информацию о том, как она выполняется. Он делает свои выводы о поведении каждого из работников и выбирает стиль своего поведения таким образом, чтобы адекватно реагировать на поведение подчиненного. Например, если лидер приписывает плохие результаты работы подчиненного, то за этим может последовать выговор. Если же лидер считает, что виной являются внешние по отношению к подчиненному факторы, например, резко возросший объем работы, то лидер постарается решить проблему по-другому. В рамках данного подхода лидер главным образом выполняет работу информационного процессора. Определение лидером причин поведения подчиненного базируется на трех составляющих: личность, сама работа, организационное окружение или обстоятельства. Этот поиск регулируется тремя типами информации о поведении подчиненного: отличительные особенности, последовательность и степень уникальности. Вторая связка отражает ответное лидерское поведение, являющееся следствием того, что, по мнению лидера, является причиной плохой работы.
    2. Модель харизматического лидерства. Имеются две противоположные позиции формирования имиджа лидера. Одна отрицает влияние лидера на организационную эффективность, а другая - ведет к лидерской харизме и попытке последователей приписать лидеру качества. Харизматическим считается тот лидер, который способен оказывать глубокое воздействие на последователей. Лидеры этого типа испытывают высокую потребность во власти, имеют сильную потребность в деятельности и убеждены в моральной правоте того, во что они верят. Потребность во власти мотивирует их в стремлении стать лидерами.
    3. Модель преобразующего лидерства предполагает наличие у лидера и последователей определенного поведения, пригодного для творческого решения проблемы в кризисной ситуации. Она признается необходимым для лидера влиять на последователей через привлечение их к участию в управлении. Атмосфера доверия развивает сильную взаимозависимость между лидером и последователями, возникает опасность того, что руководитель окружит себя соглашателями, либо руководитель пойдет на поводу у подчиненных.
    4. Модель «Основы эффективного лидерства» разрабатывалась в рамках единой государственной программы в течение пяти лет специальной комиссией под руководством вице-президента Горна. Перед программой ставились следующие задачи:
  • создание гибкой и надежной системы найма;
  • преобразование квалификационной системы;
  • улучшение системы исполнения решений;
  • совершенствование системы обучения и развития служащих;
  • обеспечение равных возможностей для работающих сотрудников;
  • формирование партнерских отношений между служащими и руководителями.

На рисунке 2 представлена общая  схема моделей лидерства.


 


 




 

 

Рисунок 2 – Модели лидерства

  1. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ООО НЭМЗ «ТАЙРА»

 

2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Тайра»

 

Общество с ограниченной ответственностью «Тайра» осуществляет свою деятельность с 1955 года.

Особенностью предприятия  является активное внедрение инноваций  в производство, действует специальная  программа замены изношенного и  устаревшего оборудования на современное высокопроизводительное. Уже сейчас производство оснащено металлообрабатывающими станками известных фирм Швейцарии, Италии, Германии, Финляндии, и процесс замены оборудования продолжается.

     Прилагаются  все силы и на внедрение  инноваций в систему управления. В 2009 году получен сертификат  системы менеджмента качества ISO2000. Особое  значение руководство  завода уделяет постоянному развитию  персонала, обучению и повышению  его квалификации.

     Серьезные  вложения  в средства производства, разработка и внедрение новых  технологий, работа с персоналом  – это те факторы, которые  обеспечивают постоянное обновление, расширение ассортимента, улучшение  параметров выпускаемого оборудования. Причем качество выпускаемой  продукции – одно из главных  требований, которое предъявляется  на всех этапах выпуска продукции.  Доказательством этого являются  многочисленные награды, дипломы  и грамоты, благодарственные письма за продукцию.

Исполнительным органом  ООО «Тайра» является генеральный директор. Генеральный директор руководит текущей деятельностью общества и решает все вопросы, которые не отнесены уставом и законом к компетенции общего собрания участников общества. Он действует от имени Общества без доверенности, в том числе представляет его интересы и совершает сделки.

Предприятие имеет линейно-функциональную организационную структуру управления. То есть, помимо линейных связей на предприятии  организовано функциональное взаимодействие между сотрудниками, находящимися на различных уровнях. Например, технические исполнители имеют несколько функциональных руководителей в зависимости от того, какой вопрос они решают в тот или иной момент времени. Так, линейным руководителем менеджера по сбыту является директор по коммерческим вопросам, но при решении вопроса по отгрузке товара покупателем он консультируется у заведующего складом и у главного бухгалтера (по вопросам взаиморасчётов).

Основным характеризующим деятельность предприятия показателем является величина получаемой прибыли. Общая оценка финансово-хозяйственной деятельности предприятия дана в таблице 4.

Рост в 2009 году товарооборота привёл к росту коммерческих расходов, а также расходов, не связанных с реализацией товара, что в конечном итоге вызвало ещё больший убыток по сравнению с 2008 годом. В 2010 году товарооборот снизился. Также снизилась себестоимость проданного товара. Но на фоне снижения данных показателей произошёл рост коммерческих расходов, причём их рост не связан с изменением объёмов реализации. Логически было бы предположить, что снижение объёмов реализации продукции должно вести к снижению общих затрат, но на предприятии наблюдается обратная картина – коммерческие расходы с каждым годом растут.

 

Таблица 4 – Общая оценка финансово-хозяйственной деятельности ООО «Тайра» в 2008 – 2010 годах

 

 

Показатели

2008 год

2009 год

2010 год

2010 год в % к 2008 году

1.Выручка от реализации  товаров, работ, услуг без НДС,  тыс. р.

27164

38210

21556

79, 36

2.Себестоимость реализации товаров

21133

30061

16232

76,81

3.Коммерческие расходы,  тыс. р.

4256

7223

4722

110.9

4.Прибыль от реализации, тыс. р.

1775

926

602

33,9

5.Сальдо доходов и расходов внереализационных операций, тыс. р.

-1582

-852

-

0

6.Сальдооперационных доходов  и расходов, тыс. р

-102

-902

-359

351,96

7. Балансовая прибыль,  тыс.р.

91

-828

243

267,03


 

Как положительный момент можно выделить рост балансовой прибыли в 2010 году. Это говорит о том, что не всегда большой объём товарооборота приносит большую прибыль. Необходимо постоянно изыскивать такой уровень товарооборота, при котором предприятие будет получать большую прибыль (оптимизация прибыли). Более того, причина роста прибыли – преднамеренная политика предприятия по оптимизации затрат и разумному сокращению.

Информация о работе Лидерство и стиль руководства