Кружки качества на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 13:48, реферат

Краткое описание

Кружок качества представляет собой: небольшую группу (не менее 3 и не более 12 человек) самостоятельно работающую (но не работающую в рамках единой административной системы предприятия) выполняющую работу по контролю качества (работу, касающуюся качества, безопасности, стоимости и т.д.) на одном рабочем месте (руководитель и подчиненный составляют одно целое).

Файлы: 1 файл

Цели и задачи кружков качества (1).docx

— 23.47 Кб (Скачать)

Московская  Международная Высшая Школа Бизнеса  МИРБИС (институт)

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по Управлению Качеством

на тему:

«Кружки качества на предприятии»

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Каменева В.А.

Группа 4-09

Научный руководитель: К.Э.Н. Ершова Н.А.

 

 

 

 

Москва 2012 

 

  1. Цели и задачи кружков качества.

 

 

Кружок качества представляет собой: небольшую группу (не менее 3 и не более 12 человек) самостоятельно  работающую  (но  не   работающую   в   рамках   единой административной системы предприятия) выполняющую  работу по контролю качества (работу, касающуюся  качества, безопасности, стоимости  и т.д.) на одном рабочем месте (руководитель  и  подчиненный  составляют  одно целое).

Основная идея работы кружков качества:

1. Кружки качества  вносят вклад в существенное  улучшение  и  развитие работы  предприятия.

2. Кружки качества  позволяют улучшить моральный  климат  среди  членов рабочей  группы, способствуют развитию чувства  собственного достоинства каждого  и создание отношений между  всеми членами кружка, основанных  на уважении и человечности.

3. Кружки качества  создают условия для повседневного  роста,  развития творческих способностей  человека.

Основные цели деятельности кружков качества.

  •       изыскивать  дополнительные  возможности   для   эффективного управления  со стороны мастеров и линейного  руководства нижнего уровня, способствовать  их саморазвитию;

  •      поднять уровень трудовой морали  рабочих  на  производстве  и создать атмосферу, в которой  усилится сознательное  отношение   каждого члена трудового коллектива  к качеству и к недостаткам  на производстве;

  •      функционировать как  “ядра”  общей  системы  управления,  что обеспечит  поддержку   и  внедрение   политики   обеспечения   качества продукции.

Главной целью всей  теоретической  и  практической  деятельности  по организации кружков  качества является, естественно, обеспечение  победы в конкурентной борьбе и повышение  прибылей фирмы.

  1. Организация работы кружков качества.

Решение об организации  кружков качества на  фирме  принимает  высшее руководство. Процесс организации  кружков состоит из нескольких этапов, из  которых  подготовительный  этап  оказывается  наиболее  трудным  и длительным.  От  того,  насколько  тщательно  проводится  планирование внедрения кружков  и  психологическая  подготовка  персонала,  зависит  эффективность дальнейшей работы кружков. На подготовительном этапе создается  специальный механизм  реализации программы внедрения кружков, весь персонал фирмы знакомят с  тематикой  кружков, определяют круг слушателей кружков  качества. Обычно на  фирме создается  комитет по кружкам качества численностью от 5 до  15  человек из представителей высшего и среднего  звеньев  управления,  инженерно технического персонала, профсоюзных деятелей. В  работу комитета входит определение  целей программы, выработка общей  политики  ее  внедрения, составление  необходимых документов, обеспечение  ресурсами,  выработка рекомендаций  по  дальнейшему  расширению  сферы  действия  программы, решение проблем, возникающих в ходе организации  кружков.

На   японских предприятиях  в  кружок  входят,  как   правило,   все   члены   одной производственной бригады. Функционирование таких  кружков  облегчается общностью  производственной задачи, пониманием проблем,  возникающих  в процессе работы. Оптимальное число  членов  кружка  –  6  человек.  Основная  работа  на   подготовительном   этапе   –   это   обучение организаторов и лидеров кружков (собственными силами и  с  привлечением внешних  консультантов)  основам   статистических   методов   контроля качества,  построению  ведения  контрольных  карт,  различным  методам анализа и решения  проблем. Основное внимание уделяется  изучению  «семи инструментов  контроля  качества».  

Кроме   технических   дисциплин программа обучения  содержит  социально-психологические  методы.  Сюда входят правила  коммуникаций,  ведения  дискуссий,  способы  повышения умения “слушать”, методы развития творческой  инициативы,  преодоления трудностей  и  изменения  негативных  личностных  установок,   решения конфликтов, избежания стрессов, методы мотивации  труда.  В  программу  входит  также  обучение  административным  процедурам,  т.  е.  умению правильно  вести инструктаж, составлять  повестку  дня,  организовывать работу совещания, вести протокол, оформлять результаты  работы  кружка для представления  их руководству.

Этап  внедрения и этап функционирования кружков качества.

 

Первые 4-6  месяцев  заседания  кружка  должны быть посвящены обучению  основам статистических методов контроля качества и различным  методам  решения возникающих   проблем.   В   дальнейшем   члены   кружков   собираются самостоятельно, без  наставника,  обсуждают  проблемы,  относящиеся  к обеспечению качества своей работы, находят их решение  и  представляют результаты на рассмотрение руководства. На  этом  этап  внедрения  можно  считать  законченным.   Начинается последний   этап – этап   обеспечения   долговременного   и    успешного функционирования кружков. Прежде всего, кружок должен иметь план работы на год с разбивкой  по месяцам.  Число  тем,  одновременно  разрабатываемых   в   кружке,   в зависимости от числа его членов колеблется  от 3 до 5. Перед  каждым членом кружка ставится определенная задача, и в личных  планах  членов кружка  фиксируются   поэтапные   сроки   ее   выполнения.

Организатор должен дипломатично влиять на работу кружка – выявление, анализ и решение  проблем. На первых порах он лишь  подсказывает  выбор проблемы. По  мере  накопления  опыта  члены  кружка  смогут  выявлять проблемы  самостоятельно.   При   этом   используется   метод   опроса организатором членов кружка, либо метод “мозговой атаки”.  Этот  метод дает наибольший эффект, если работа производится в обстановке  доверия и  дружелюбия,  отсутствия  критики  любой,  самой  “безумной”   идеи, принятие  всех  идей  и  их  последующего  обсуждения.  В   результате “мозговой атаки” составляют перечень  проблем,  которые  члены  кружка обдумывают  до  следующего  заседания,  где  проблемы  сортируются  на решаемые силами членов кружка и выходящие за пределы  их  компетенции.

Проблемы  располагают  по  приоритетности  и  выбирают  проблему   для решения,  о  чем  сообщают  непосредственному  начальству.   Следующий  этап – анализ  причин,  породивших  проблему.  Для  этого используется метод построения причинно-следственных диаграмм. Далее, с помощью диаграмм Парето,  причины  распределяются  по  их  важности  и вероятности. Затем с помощью  “мозговой  атаки”  выдвигаются  идеи  по устранению наиболее значимых проблем.

Управление  движением кружков качества.

В Японии, как правило, руководство деятельностью кружков  на фирме осуществляет совет руководителей,  избираемый  на  общем  собрании  членов  кружков сроком на 1  год. 

Для успешной работы в кружках качества подходит форма  морального стимулирования. Можно публиковать  фотографии отдельных выдающихся членов кружков качества на доске почета, рассказывать о работе кружков в  специализированных газетах учреждать  специальные премии, медали, почетные знаки,  которыми  награждать  отличившихся   рабочих.  

Проблемы  на пути создания кружка качества.

Активность  деятельности  кружка  качества   определяется степенью   проявления   руководителем   своих    функций. Причиной появления  плохих  кружков  качества является  неудовлетворительная   работа   руководителей   подразделений. Средний  управленческий персонал должен считать  кружки качества зеркалом, в  котором  отражается  его  собственная  работа.  Средний   руководящий  персонал в деятельности кружков  качества занимает недостаточно  активную позицию, его руководящие указания и советы  носят  слишком  неконкретный характер, в результате чего организаторы кружков  относятся  к  ним  без должного  внимания.  Для  активизации  деятельности   кружков   качества необходимо изменить отношение к ней всех категорий работников.

 

Деятельность  кружков качества в компании Toyota

 

Компания Toyota приступила к внедрению процедуры контроля качества с участием всего персонала (TQC) в 1961 году, В 1965 году она получила за это премию Деминга. Деятельность кружков качества начавшаяся в компании в 1964 году, вот уже более 40 лет поддерживается и развивается. С 1993 года началась работа обновленных кружков качества, а в 2004 году стартовала деятельность глобальных кружков качества. По состоянию на конец 2004 года в этой работе участвовало около 40000 человек, организованных в 4400 команд, действующих во всех японских подразделениях компании, причем упор сделан на развитие работы в организационно-технологических единицах.

Существует три цели деятельности кружков качества в компании Toyota. Первая цель – самореализация персонала в ходе повышения своей квалификации. Собственно, сама эта деятельность является средством самообразования, средством формирования работников высшего класса. Вторая цель – уважение человека, создание достойных условий работы в своей организационно-технологической единице, создание соответствующей структуры взаимодействия между начальниками и подчиненными, между коллегами. Третья цель – посредством работы в кружках качества влиять на развитие компании, совершенствование своей организационно-технологической единицы во всех ее аспектах. У каждого появляется возможность повышения своей квалификации. А благодаря созданию достойных человека условий сотрудник получает возможность не только развиваться духовно, но и совершенствовать качество своей функциональной работы.

Благодаря тому, что таких  кружков создается много, результаты их работы оказывают серьезное влияние  на развитие компании, на формирование сильных организационно-технологических  единиц. Нечего и говорить, что основой  работы этих кружков являются принципы участия всего персонала и  оптимальная структура взаимодействия.

Вот уже более 40 лет работают кружки качества, деятельность которых  в свое время началась с реализации желания простых работников первой линии внести свой вклад в работу по контролю качества. За это время  деятельность кружков качества принесла свои плоды фактически во всех сферах работы компании, причем, это не только повышение качества и снижение затрат, но и формирование работника высшего  класса, и формирование организационно-технологических  единиц с развитой системой повышения  квалификации. Укоренился и дух командной  работы, рожденный в ходе работы кружков качества, который является одним из важных факторов организационного развития и системы повышения  квалификации. Таким образом, работа кружков качества играет важную роль в производстве продукции в компании Toyota.


Информация о работе Кружки качества на предприятии