Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 15:07, лекция
Контроль качества продукции подразделяют на три вида: входной, межоперационный и выходной (приемочный). Их характеристики. ОТК проверяет также качество упаковки и правильность маркировки готовой продукции. Условной мерой качества товаров является их сорт.
Основные элементы системы контроля качества продукции представлены рядом общих подсистем, в число которых входят, прежде всего, подсистемы:
планирования;
инспекционного контроля; стимулирования и ответственности субъектов контроля качества.
Контроль качества продукции на предприятиях осуществляет отдел технического контроля (ОТК).
Контроль качества продукции подразделяют на три вида: входной, межоперационный и выходной (приемочный).
Входной контроль — проверка качества сырья и вспомогательных материалов, поступающих в производство. Постоянный анализ качества поставляемого сырья и материалов позволяет влиять на производство предприятий-поставщиков, добиваясь повышения качества.
Межоперационный контроль охватывает весь технологический процесс. Этот контроль иногда называют технологическим, или текущим. Цель межоперационного контроля — поверка соблюдения технологических режимов, правил хранения и упаковки продукции между операциями.
Выходной (приемочный) контроль — контроль качества готовой продукции. Цель выходного контроля — установление соответствия качества готовых изделий требованиям стандартов или технических условий, выявление возможных дефектов. Если все условия выполнены, поставка продукции разрешается.
ОТК проверяет также качество упаковки и правильность маркировки готовой продукции.
Входной, межоперационный и выходной контроль может быть выборочным, сплошным и статистическим.
Выборочный — контроль части продукции, результаты проверки которой распространяются на всю партию.
Сплошному контролю подвергается вся продукция (при неотработанном технологическом режиме).
Статистический контроль — предупредительный. Проводится по всему технологическому процессу с целью предупреждения возникновения брака.
Условной мерой качества товаров является их сорт.
Сорт — это качественная градация товара по одному или нескольким показателям, установленным нормативной документацией.
При приемочном контроле качества изделия подразделяют на сорта, обозначаемые цифрами (1, 2, 3 и т. д.) или словами (высший, отборный, экстра и т.д.). Некоторые товары (сложно-технические, мебель, изделия из пластмасс и др.) на сорта не делят, а различают как годные и негодные.
Градация товаров по сортам осуществляется по дефектам внешнего вида, реже по отклонениям от других свойств. Все дефекты внешнего вида подразделяют на допустимые и недопустимые. Изделия с недопустимыми дефектами бракуются.
Дефекты, определяющие сорт изделия, подразделяют по следующим признакам: происхождению, размерам и местоположению, возможности выявления, возможности исправления, степени значимости.
По происхождению— дефекты сырья, технологические, возникающие при хранении и транспортировании.
По размерам и местоположению — дефекты мелкие, крупные; местные, распространенные.
По возможности выявления — дефекты видимые (явные) и скрытые.
По возможности
исправления — дефекты
По степени значимости — дефекты критические, значительные и малозначительные.
При наличии критических дефектов использование товаров невозможно или недопустимо.
Степень снижения качества товара зависит от значимости, величины-, месторасположения и количества дефектов.
Количество, размер и местонахождение допустимых дефектов указываются в стандартах.
Определение сорта осуществляется по балловой и ограничительной системам. Сорт изделия устанавливают на промышленном предприятии контролеры ОТК. Чем выше сорт, тем выше качество товара.
При балловой системе каждый дефект или отклонение от номинального значения показателя свойства оценивают определенным количеством баллов с учетом их значимости и размера. Сорт определяют по сумме баллов.
При ограничительной системе для каждого сорта устанавливается перечень допустимых дефектов, их количество, размер, местонахождение
При расхождении с нормативами на данный сорт по видам, количеству и местонахождению дефектов товар переводят в низший сорт или брак
Несоответствие
товара нормативам хотя бы
по одному дефекту или
Особое место в
управлении качеством продукции
зани¬мает контроль качества. Именно
контроль качества как одно из эффективных
средств достижения намеченных целей
и важнейшая функция управления
способствует правильному использованию
объективно существующих, а также
созданных человеком предпо¬
Техническому контролю отводится заслуженно большая роль в современном производстве и управлении качеством продукции. От степени совершенства контроля качества, его технического оснащения и организации во многом зависит эффективность производства в целом.
В процессе контроля
осуществляется сопоставление факти¬чески
достигнутых результатов в
Система контроля качества продукции представляет собой совокупность взаимосвязанных объектов и субъектов контроля, используемых видов, методов и средств оценки качества изделий и профилактики брака на различных этапах жизненного цикла продукции и уровнях управления качеством.
Эффективная система
контроля позволяет в большинстве
случаев осуществлять своевременное
и целенаправленное воздействие
на уровень качества выпускаемой
продукции, предупреждать всевозможные
недостатки и сбои в работе, обеспечивать
их оперативное выявление и
Положительные результаты
действенного контроля качества можно
выявить и в большинстве
Основные элементы системы контроля качества продукции представлены рядом общих подсистем, в число которых входят, прежде всего, подсистемы:
• планирования;
• инспекционного контроля;
• стимулирования и
ответственности субъектов
Дополнительные элементы системы контроля качества продукции представлены рядом специальных и обеспечивающих подсистем. При этом выделяются следующие специальные подсистемы:
• профилактики брака и низкого качества в процессе разработки и производства продукции;
• испытаний продукции;
• сертификации продукции, работ, услуг, систем качества и производств;
• аттестации технологических процессов, рабочих мест и испол¬нителей производственных операций;
• государственного надзора за внедрением и соблюдением стандартов, метрологическим обеспечением производства и другими условиями и факторами выпуска продукции требу¬емого качества;
• самоконтроля качества в производстве (основных и вспомогательных рабочих, бригад, участков, цехов);
• стандартизации методов и средств контроля качества продукции;
• использование
вневедомственных форм контроля качества
(заказчиком, продавцами, потребителями
и др.). Эффективность системы
контроля качества продукции во мно¬гом
определяется эффективностью функционирования
подсистем, обеспечивающих правильное
и своевременное решение задач
контроля качества на различных уровнях
управления и стадиях жизненного
цикла изделий. В составе названных
подсистем необходимо выделять подсистемы
методологического, материально-технического,
технологического, кадрового, информационного,
метрологического, математического, правового,
финансового а организационного
обеспечения контроля качества.
Требования, предъявляемые к качеству товара, должны быть предусмотрены договором купли-продажи. Продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору. Если договор не содержит условия о качестве, продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется. Если же продавец при заключении договора был поставлен покупателем в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями.
При продаже по образцу или по описанию продавец обязан передать покупателю товар, который соответствует образцу или описанию.
Образец - это эталонное изделие, потребительские свойства (эксплуатационные характеристики) которого определяют требования к качеству товара, подлежащего передаче покупателю. Описание товара представляет собой определенный перечень потребительских свойств (эксплуатационных характеристик) товара, который передается покупателю. Описание товара может сопровождаться его фотографией, графическим изображением и т.п.
Если в соответствии
с установленным законом
Отмеченные положения
корреспондируют правилам определения
соответствия товара, предусмотренным
Венской конвенцией о договорах
международной купли-продажи
Таким образом, во всех случаях, в том числе и при отсутствии в договоре соответствующего пункта, в договоре (как правоотношении) всегда имеется условие, определяющее требование к качеству товара. В последнем случае это условие определяется диспозитивными нормами ГК (ст. 469). Важное значение имеют нормы о гарантии качества товара. Необходимо различать законную гарантию качества товара и договорную гарантию.
Законная гарантия имеется во всех случаях, если гарантия не предусмотрена договором. Сущность законной гарантии состоит в том, что товары должны соответствовать требованиям, предъявляемым к их качеству, в момент их передачи покупателю, если иной момент определения соответствия товаров этим требованиям не предусмотрен договором, и в пределах разумного срока должны быть пригодными для целей, для которых товары такого рода обычно используются.
В случае, когда предоставление продавцом гарантии качества товара предусмотрено договором (договорная гарантия), продавец обязан передать покупателю товары, которые должны соответствовать требованиям, предъявляемым к их качеству, в течение определенного периода времени, установленного договором (гарантийного срока).
От гарантии качества
товара следует отличать срок годности
товара, т.е. определенный законами, иными
правовыми актами, государственными
стандартами или иными
В случае предоставления продавцом покупателю договорной гарантии гарантийный срок должен исчисляться с момента передачи товара покупателю, если договором не будет предусмотрен иной начальный момент течения гарантийного срока.
Гарантийный срок на
комплектующее изделие
Течение гарантийного
срока прерывается в случаях,
когда товар не может быть использован
покупателем по обстоятельствам, зависящим
от продавца, например из-за недостатков
товара, вследствие непередачи вместе
с товаром его принадлежностей,
в том числе инструкции по эксплуатации
и другой необходимой документации.
Течение гарантийного срока может
быть возобновлено лишь после того,
как продавцом будут устранены
соответствующие
Если в течение
гарантийного срока покупатель обнаружит
недостатки в переданном товаре (комплектующем
изделии) и продавец по требованию покупателя
произведет его замену, на вновь
переданный товар (комплектующее изделие)
устанавливается гарантийный