Коучинг как современный подход к обучению и развитию персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 19:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является упорядоченное изложение того, чем в действительности является коучинг, для чего он может быть использован в работе с персоналом, когда и в какой мере он может применяться, кто может использовать его эффективно, кто нет.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КОУЧИНГ. 6
1.1 КОУЧИНГ КАК НОВАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА. 6
1.2 ЧТО ТАКОЕ КОУЧИНГ? 10
1.3 ТЕРМИНОЛОГИЯ КОУЧИНГА 12
1.3.1 ДЛЯ ЧЕГО СЛУЖИТ КОУЧИНГ? 13
1.4 ФИЛОСОФИЯ КОУЧИНГА. 15
1.5 ДОСТОИНСТВА КОУЧИНГА. 17
ГЛАВА 2. КОУЧИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЗДАНИЯ ОБУЧАЮЩЕЙСЯ ОРГАНИЗАЦИИ. 18
2.1 ПОЧЕМУ НАДО ЗАБОТИТЬСЯ ОБ ОБУЧЕНИИ ПЕРСОНАЛА. 18
2.2 ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ. 20
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ И ОБУЧЕНИЕ. 24
3.1 ТРЕНЕРСТВО, КОНСАЛТИНГ, НАСТАВНИЧЕСТАО... КОУЧИНГ? 24
3.2 ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ. 27
3.2.1 О ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ. 27
3.2.2 ТЕОРИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ. 29
3.2.3 ЦИКЛ НАУЧЕНИЯ ПО КОБЛУ. 34
3.2.4 ПРЕДСТАВЛЕНИЕ МОДЕЛИ КОУЧИНГА ПО КОБЛУ. 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЯ 42

Файлы: 1 файл

Коучинг.doc

— 250.00 Кб (Скачать)

         Наставничество.

         Наставничество  это один из способов передачи опыта. Для того чтобы развить у индивида определенные навыки, можно предоставить ему более опытного наставника, который  обучит его определенным техникам и  методам работы, а впоследствии поможет решить все проблемы, возникающие в ходе работы.

         Принципы  наставничества:

    • возможность регулярного общения;
    • вместо готовых решений наставник предлагает только идеи и варианты;
    • наставник направляет подопечного и контролирует его действия;
    • согласование действий наставника и подопечного в решении проблемы

         В общем смысле наставничество - это  процесс помощи со стороны сотрудников, давно работающих в организации, молодым сотрудникам. В основном это можно свести к следующему: передача знаний, накопленных в организации, и усвоение норм поведения, принятых в компании.

         Исследователи указывают, что наставничество не только способствует повышению производительности труда, но и может принести предприятию, значительно большую прибыль, поскольку  сотрудники, прошедшие обучение под руководством наставника, более широко и творчески проявляют свои способности. Такое обучение развивает независимость и индивидуальные черты личности; каждый подготовленный сотрудник выдвигает свои идеи и отвечает за их реализацию; персонал быстрее приспосабливается к переменам, что способствует развитию культуры совершенствования, организация становятся более динамичной; обучение придает людям энергию, раскованность и уверенность в себе, повышает темп их жизни.

         Имеющиеся исследования показывают, что новые сотрудники, вступившие в успешные отношения наставничества-ученичества, способны больше узнавать о делах, проблемах и целях организации, чем люди, у которых наставников нет.

         Современное понимание наставничества действительно  очень близко соприкасается с коучингом. И в том и в другом случае и клиент и протеже сами занимаются формулировкой своих целей, исследуют реальность, принимают решение и следуют выбранным путем.

         Но  чем понятие «коучинг» отличается от «наставничества»? Наставники полагаются на продвижение уже существующих знаний или профессиональных навыков. Наставничество, охватывающее широкий диапазон проблем, является гораздо более общим процессом, нежели коучинг, относящийся к конкретному умению или сфере деятельности. Наставничество обычно способствует прогрессу в рамках специфической области или организации и помогает индивидуумам оценить корпоративную политику (в ее сетевом, профильном и организационных аспектах).

         Чаще  всего наставник занимает более  высокое положение, нежели ведомый  им человек. Наставник - это и ролевая модель, которая может стать ориентиром для ведомого на личностном уровне, и, несомненно, авторитет в определенной сфере.

         Преимуществом данного метода является возможность  обучения прямо на рабочем месте. Сотруднику не нужно ломать голову над тем, как перенести знания из теории на практику. 

         Тренинг.

         То, что нам необходимо для достижения результата, - это конкретный навык, тренинги для формирования навыка являются наилучшим решением.

     Под тренингом понимается мероприятие, цель которого – развить у его участника (ков)  определенные навыки. Тренинг обычно строится таким образом, что его участники могут взглянуть на свои проблемы со стороны. После этого составляется своеобразный план исправления ошибок. Такая форма работы дает обучающимся возможность развивать приобретенные навыки. Тренинг может проводиться внутри организации или за ее пределами.

         От  традиционных форм обучения тренинг  отличает минимальное количество теории с упором на практику.

         Можно сказать тренинг - это процесс, посредством которого некто учится новому умению или аспекту знания. В результате индивидуум овладевает инструментами для выполнения определенной работы, вследствие чего переходит от осознанного незнания к осознанной компетентности.

         Консультирование.

         Консультант обычно является специалистом в определённой области бизнеса или знаний. К консультанту, как правило, обращаются люди, нуждающиеся в помощи при решении  сложных и специфических проблем. В ходе консультирования проясняются причины возникших проблем и осуществляется рассмотрение прошлого личностного опыта в контексте событий, пришедших к настоящему положению вещей, в результате чего даётся экспертная позиция по данному вопросу.

         В отличие от традиционного консалтинга, коучинг смещает фокус внимания на будущее, и настоящее положение вещей. Задача коучинга - разработать маршрут движения к оговоренной заранее цели. Основная особенность коучинга - помощь клиенту в поиске собственного решения, а не решение проблемы за него. Коуч не должен быть экспертом в проблемной области. Но он обязательно эксперт в раскрытии собственных возможностей клиента.

         Находясь  на рабочем месте, человек в большинстве  случаев обратится к консультанту только при возникновении проблемы, в то время как к коучингу прибегают  и для повышения эффективности уже успешной деятельности, и для устранения недостатков работы.

         Отсутствие  экспертной позиции - один их ключевых принципов коучинга и главное  отличие от консультирования, психотерапии или NLP. Даже в NLP консультант обычно занимает позицию эксперта. Методика коучинга исключает этот подход.

         Коуч  изначально воспринимает клиента как  равного партнера, обладающего внутренним знанием в виде потенциала. Потенциал  – это то «зерно», те способности  и умения, которым предстоит раскрыться.

         (Отличая  коучинга от тренинга,  консультирования и наставничества см. в приложении таблица 1.) 
     

    3.2 ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ. 
     

          3.2.1  О процессе  обучения. 

         «Процесс» обучения показывает, что люди учатся на своем опыте и своих переживаниях, появляющихся случайно или изыскиваемых намеренно, в виде посещения лекционных курсов или открытых обучающих программ. Получив обучающий опыт, люди сознательно или бессознательно рефлексируют и поэтому делают выводы, побуждающие их в следующий раз планировать иные действия. Это, в свою очередь, приводит к получению нового опыта, и данный цикл начинается снова.

         Обучение  может описываться как процесс  приобретения и усвоения новых знаний и навыков. Также считается, что  оно представляет собой продолжительный  цикл, и приведенная ниже диаграмма  иллюстрирует процесс научения людей на своем личном опыте.  Этот процесс не имеет начала, середины или конца. В зависимости от ситуации обучения люди могут вступать в этот цикл в любой точке. Однако обучение будет наиболее эффективным, когда вы воспользуетесь возможностью пройти все стадии данного цикла.

         Опыт. Опыт - действительный опыт обучения. Он может быть: реактивным - что-то происходит с вами спонтанно; и проактивным - вы намеренно стремитесь получить этот опыт.

         Рефлексия. Безоценочный взгляд назад, на то, что происходило во время обучения. Эта жизненно важная стадия может достигаться достаточно быстро, без серьезного нарушения трудовой деятельности.

         Вывод. Процесс вывода заключений из мыслей и замечаний, сделанных на стадии рефлексии, с целью определения того, какие уроки вы усвоили на самом деле.

         План. Проверка уроков, усвоенных на предыдущей стадии, и планирование, призванное связать их с подобными ситуациями в будущем и способствовать применению полученных знаний и навыков.

         С другой стороны, развитие - это процесс перемещения с одного уровня выполнения деятельности на новый, совсем иной уровень компетентности. Таким образом, развитие предполагает потребность в четких стандартах качества и в точных методах измерения или оценки соответствия этим стандартам. 
     
     
     

         3.2.2 Теория компетентности.

         Согласно  данной теории, научение представляет собой четырехступенчатый процесс, подразумевающий переход от бессознательной  некомпетентности к бессознательной  компетентности. 
     
     
     

           
     

         Рис.2.  Процесс развития. 

         Бессознательная некомпетентность.

         При бессознательной некомпетентности вам неизвестно, что вы не знаете (или не умеете делать) что-либо. Вы находитесь на уровне «Я не знаю о том, что я  не знаю». Возможно, вы практически  не испытываете потребности или нужды в приобретении этого умения или знания и поэтому еще не осознали дефицит собственной компетентности, например: в раннем детстве ребенок при переезде на легковой машине из одного места в другое осознает факт путешествия, не понимает при этом, что он не умеет водить, и, таким образом, остается в неведении по поводу собственной некомпетентности. 
     
     

         Осознанная  некомпетентность.

         При осознанной некомпетентности вы приобретаете знание о своем «незнании». Обычно это происходит вследствие появления  потребности или желания совершить то или иное действие. Это стадия «Я знаю о том, что не знаю». Например: подросток, не умеющий водить машину, постоянно вынужден просить кого-нибудь, чтобы его подвезли, и остро переживает свою некомпетентность в вождении.

         Осознанная компетентность.

         Для того чтобы стать осознанно компетентным, вам нужно пройти через обучение (либо формальное, либо неформальное). Часто на этой стадии вы в точности копируете действия вашего учителя (если это вам позволяет память). В каждый момент времени вы осознаете то, что делаете, ибо вы «знаете, о том, что знаете». Например, успешно закончив курсы и получив права, 17-летний водитель в течение некоторого времени все еще будет шептать себе: «Зеркало, сигнал, поворот», испытанная потребность напоминать себе, как правильно вести машину.

         Бессознательная компетентность.

         При бессознательной компетентности ваши знания и умения использовались столь  часто, что стали «привычками». Выполняя соответствующие действия, вы уже  не испытываете нужды в продумывании каждого последующего шага, ибо алгоритм действия заложен в бессознательное (или подсознательное). Теперь вы можете сказать: «Я не знаю о том, что я знаю». Обладая многолетним опытом вождения, вы управляете машиной на «автопилоте». Представим, например, что вы учите вождению своего ребенка. Ведя машину, вы не осуществляете скрупулезного анализа своих действий, ибо они «впитались в ваше сознание».

         Действительно ли мы всегда должны проходить последовательно  все четыре стадии или имеются  исключения либо ускоренные варианты? Ребенок учится ходить и говорить, бросать и ловить, бегать и ездить на велосипеде, продвигаясь непосредственно от бессознательной некомпетентности к бессознательной компетентности. Позже, когда подросток учится водить автомобиль, эти четыре стадии ясно можно себе представить. С помощью инструктора по вождению подросток проходит стадии сознательной некомпетентности и сознательной компетентности. После экзамена он продолжает обучение, находясь в стадии сознательной компетентности и переходя на уровень бессознательной компетентности, когда вождение становится бессознательной компетентности, когда вождение становится более целостным. Вскоре он способен водить машину автоматически, сосредоточиваясь не на вождении, а на своих мыслях, разговоре или звуках музыки. Мастерство вождения продолжает улучшаться медленно в процессе накопления опыта.

         Обучение  может быть ускорено сознательным повторением  цикла. Это может быть сделано  двумя способами: либо, наняв инструктора, прийти к улучшению вождения через вторую и третью стадии, либо добиться этого в процессе самостоятельных тренировок. Первый путь предполагает, что мы самостоятельно не способны выявить, что мы делаем плохо и что нам следует делать иначе в будущем. Мы передаем ответственность за улучшение в нашем вождении другому лицу.

         При втором методе мы сохраняем эту ответственность. Отключив радио и посторонние  мысли, мы можем наблюдать или  осознавать различные аспекты своего стиля вождения. Если это сделано  сознательно, непредвзято и честно, то те приемы вождения, которые нуждаются в улучшении, проявятся сами собой. Это может быть резкое переключение передач, недооценка скорости и дистанции или напряжение в руках и плечах, приводящее к усталости. Сейчас мы находимся в стадии сознательной некомпетентности и, похоже, переходим в следующую стадию, делая сознательное усилие, чтобы выжимать сцепление более плавно, смотреть на тахометр или на спидометр и всегда соблюдать дистанцию между своим автомобилем и тем, что перед нами. В конечном счете, при сознательном повторении приходит привычка и наступает бессознательное умение.

Информация о работе Коучинг как современный подход к обучению и развитию персонала