Коучинг как современный подход к обучению и развитию персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 19:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является упорядоченное изложение того, чем в действительности является коучинг, для чего он может быть использован в работе с персоналом, когда и в какой мере он может применяться, кто может использовать его эффективно, кто нет.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КОУЧИНГ. 6
1.1 КОУЧИНГ КАК НОВАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА. 6
1.2 ЧТО ТАКОЕ КОУЧИНГ? 10
1.3 ТЕРМИНОЛОГИЯ КОУЧИНГА 12
1.3.1 ДЛЯ ЧЕГО СЛУЖИТ КОУЧИНГ? 13
1.4 ФИЛОСОФИЯ КОУЧИНГА. 15
1.5 ДОСТОИНСТВА КОУЧИНГА. 17
ГЛАВА 2. КОУЧИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЗДАНИЯ ОБУЧАЮЩЕЙСЯ ОРГАНИЗАЦИИ. 18
2.1 ПОЧЕМУ НАДО ЗАБОТИТЬСЯ ОБ ОБУЧЕНИИ ПЕРСОНАЛА. 18
2.2 ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ. 20
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ И ОБУЧЕНИЕ. 24
3.1 ТРЕНЕРСТВО, КОНСАЛТИНГ, НАСТАВНИЧЕСТАО... КОУЧИНГ? 24
3.2 ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ. 27
3.2.1 О ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ. 27
3.2.2 ТЕОРИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ. 29
3.2.3 ЦИКЛ НАУЧЕНИЯ ПО КОБЛУ. 34
3.2.4 ПРЕДСТАВЛЕНИЕ МОДЕЛИ КОУЧИНГА ПО КОБЛУ. 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЯ 42

Файлы: 1 файл

Коучинг.doc

— 250.00 Кб (Скачать)

           Коучинг работает на уровне сознания и служит для расширения границ осознания действительности в ходе анализа поставленной задачи. Сбор всей необходимой информации для решения задачи и ее анализ производятся клиентом самостоятельно при содействии коуча. Для этого используются специальные техники, главная из которых - вопросные технологии коучинга.

         В процедуре коучинга гармонично сочетаются два принципа: принцип осознанности и принцип ответственности. В случае, когда человек действует в соответствии с принципами коучинга, он свободен. Свобода появляется именно тогда, когда человек полностью осознал свои желания и стремления; выяснил, где, в каком месте он находится на пути к осуществлению выбранной им цели; наметил пути, с помощью которых он может эту цель достичь, выбрал из всего многообразия намеченных путей свой единственный и стал действовать в соответствии с выработанным им планом для достижения конкретного результата.

         Основной  постулат коучинга заключается в том, что каждый человек (команда) способен найти оптимальные для себя пути достижения целей и выбрать оптимальный темп движения. Этот постулат применим и для организации в целом.

         Его ключевые задачи - это:

         1. Определение задач и целей (расстановка целевых ориентиров, приоритетов);

         2. Исследование текущей ситуации:(определение имеющихся ресурсов и ограничений)

         коуч: старается понять текущую ситуацию (проблему) задавая вопросы и активно слушая;

         сотрудник: исследует ситуацию и свое отношение к ней совместно с коучем.

         3. Определение внутренних и внешних  препятствий на пути к результату:

         коуч: старается понять, что мешает сотруднику в достижении цели, и помочь ему в осознании и исследовании препятствий;

         сотрудник: исследует свои внутренние и внешние препятствия.

         4. Выработка и анализ возможностей  для преодоления препятствий:

         коуч: задает вопросы и использует другие методы, провоцирующие сотрудника к поиску решений и преодолению ограничений;

         сотрудник: исследует возможности для преодоления препятствий.

         5. Выбор конкретного варианта действий  и составление плана:

         коуч: помогает сотруднику в анализе возможностей;

         сотрудник: анализирует возможности, выбирает конкретный вариант и составляет план действий.

         Коуч  и сотрудник договариваются о  том, что конкретно должно быть сделано к следующей встрече (определенному сроку).

         Итогом  всей работы является бизнес-план и  конкретные намеченные шаги с установленными сроками их достижения.  
     

         1.5  ДОСТОИНСТВА КОУЧИНГА. 

     
    • Улучшение продуктивности деятельности. Это главное, для чего применяется коучинг.
    • Развитие персонала. Лучшее обучение персонала.
    • Коучинг предполагает быстрое обучение «без отрыва от работы», причем этот процесс доставляет радость и удовольствие.
    • Улучшение взаимоотношений в коллективе.
    • Улучшение качества жизни. Улучшение взаимоотношений и связанный с этим успех изменяют к лучшему всю атмосферу на работе.
    • Лучшее использование мастерства и ресурсов людей. Коучинг откроет много не выявленных ранее талантов среди членов группы.
    • Многократно возрастают личная эффективность клиента и скорость его продвижения к цели.
    • Большая гибкость и адаптивность к изменениямОгромная конкуренция на рынке, технологические инновации, высокоскоростные глобальные коммуникации, экономическая неопределенность и социальная нестабильность создают эту потребность в течение нашей жизни Благодаря коучингу, человек развивает новые способности и навыки, которые увеличивают его эффективность.
 

      Глава 2.  КОУЧИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЗДАНИЯ ОБУЧАЮЩЕЙСЯ ОРГАНИЗАЦИИ 
       

         2.1  ПОЧЕМУ НАДО ЗАБОТИТЬСЯ  ОБ ОБУЧЕНИИ ПЕРСОНАЛА.

 

         Дефицит профессиональных кадров - уже объективная  ситуация в России. А в связи  с демографической ситуацией  кроме этого еще и уменьшается  трудоспособное население. Существующая система образования не формирует  навыки, необходимые работнику в рыночных условиях.

         Недостаток  знаний в области менеджмента, маркетинга, управления персоналом и прочего  может оказаться смертельным  для организации в современных  условиях. Поэтому особое значение для бизнеса имеет способность  организации привлекать или же растить высококвалифицированных специалистов.

         В этой ситуации можно сделать ставку на поиск и покупку профессионалов. Однако эти люди хорошо трудоустроены, и переманить их непросто. Привлекаемые со стороны профессионалы хорошо знают себе цену, ничем не обязаны компании и всегда могут согласиться на более выгодное предложение конкурента. А вот сотрудник, выращенный в стенах компании, имеет с ней более тесную связь. Вклад в обучение сотрудников нужно сочетать с политикой удержания специалистов, чтобы их не переманили организации, готовые предложить более выгодные условия работы выпестованным вами кадрам. Этого можно достичь, только создав такие условия, когда каждому сотруднику обеспечивается карьерный и профессиональный рост в рамках организации, когда каждый сотрудник видит четкие индивидуальные перспективы.

         В связи с вышеизложенным, необходимо говорить об самообучающих организациях как таковых.

         Важность  непрерывного образования подтверждают следующие основные факторы:

  • внедрение новой техники, технологии, производство современных товаров, рост коммуникационных возможностей создают условия для ликвидации или изменения некоторых видов работ. В связи с этим необходимая квалификация не может быть гарантирована базовым образованием;
  • мир превращается в рынок без границ с высоким уровнем конкуренции между странами. Страны, имеющие современную систему инженерного труда и программы непрерывного образования, лидируют в условиях этой конкуренции. Они имеют возможность в кратчайшие сроки ответить на любой “вызов” повышением производительности инженерного труда;
  • изменения во всех областях жизни — главный элемент современности. Непрерывные и быстрые изменения в технологии и информатике требуют непрерывного обучения персонала;
  • для фирмы более эффективно и экономично повышение отдачи от уже работающих сотрудников на основе их непрерывного обучения, чем привлечение новых работников.

         Производительность  труда повышается намного быстрее, если производится специальное обучение; оно помогает также экономить  значительную долю средств, расходуемых из-за некачественного выполнения работ.

         Обучение  необходимо исполнителю и в том  случае, когда меняется содержание его работы. Такие изменения могут  происходить по многим причинам.

         Изменения навыков, необходимых сотруднику, могут  быть связаны с расширением сферы его деятельности но мере роста квалификации, а также с перемещением или продвижением на новую должность.

         В ходе грамотной организации обучения важно устранить разрывы между  навыками, существующими в данный момент, навыками, необходимыми для выполнения данной работы в настоящий момент, навыками, необходимыми для выполнения данной работы в ближайшем будущем, и навыками, которые потребуются в будущем для выполнения новой работы. Именно эти разрывы можно заполнить в результате обучения.

         Если  руководство организации думает о внедрении новой технологии, изменении методов работы, введении новых структур, расширении деятельности предприятия или его слиянии  с другим, в любом случае необходимо тщательно спланировать обучение, требуемое  для того, чтобы обеспечить эффективность изменений. 
     
     
     

         2.2 ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ. 

         Обучение- это упорядоченный опыт научения, направленный на развитие способностей до уровня специфических умений, знаний или установок. Под способностями  подразумевается физический, умственный или психологический потенциал. Мы знаем, что основная роль руководителя заключается в достижении результатов посредством действий других людей. Однако руководитель сможет получить хорошие результаты только в том случае, если люди, которыми он управляет, обладают знаниями, умениями и соответствующим настроем, необходимыми для того, чтобы их усилия были эффективными.

         Когда подходящие люди приняты на работу, обучение становится основным фактором, обеспечивающим развитие их умений, навыков  и поведения, требуемых для хорошего выполнения работы.

     Цели  обучения с точек зрения работодателя и самого специалиста существенно  отличаются.

         Точка зрения работодателя. Немецкие специалисты В. Бартц и X. Шайбл считают, что с позиции работодателя целями непрерывного обучения являются:

  • организация и формирование персонала управления;
  • овладение умением определять, понимать и решать проблемы;
  • воспроизводство персонала;
  • интеграция персонала;
  • гибкое формирование персонала;
  • адаптация;
  • внедрение нововведений.

         Точка зрения наемного работника. Бартц и Шайбл определяют следующие цели непрерывного образования:

  • поддержание на соответствующем уровне и повышение профессиональной квалификации;
  • приобретение профессиональных знаний вне сферы профессиональной деятельности;
  • приобретение профессиональных знаний о поставщиках и потребителях продукции, банках и других организациях, влияющих на работу фирмы;
  • развитие способностей в области планирования и организации производства.
 

         Обучение  не является чем-то внешним по отношению  к основной функции организации, наоборот, оно играет объединяющую роль в достижении основных стратегических целей. Так как практически каждая организация действует в быстро меняющихся условиях, умения и знания людей, необходимые им в их деятельности, также меняются, причем все более быстрыми темпами.

         Как уже было отмечено выше, концепция  человеческого капитала рассматривает  расходы на профессиональное обучение персонала как инвестиции, приносящие реальную прибыль организации.

         Результаты  профессионального обучения, в свою очередь, могут быть выражены в виде:

  • роста прибыли;
  • роста объемов продаж;
  • роста производительности труда работников;
  • увеличения потенциала сотрудников и всего предприятия в целом;
  • снижения затрат на обеспечение функционирования предприятия и т.д.

         Исследователи утверждают, что сейчас более высокий  экономический эффект от вложений в  развитие персонала, чем от вложений в средства производства. Подсчеты показывают, что 1 долл., вложенный в развитие персонала, приносит от 3 до 8 долл. дохода.

         По  мнению главного экономиста Американского  общества содействия обучению и развитию, в 90-е гг. ХХ столетия рост экономики  за счет повышения обученности работников составит 2,1%, за счет роста населения - 0,4%, за счет увеличения капитала - 0,5%.

         Так в связи с развитием и становлением понятия обучающейся организации  и необходимости непрерывного образования  сотрудников особую актуальность приобретает тема коучинга.

         Становится  очевидно, что  развитие персонала  выгодно любой организации. Вложенные  в человеческие ресурсы инвестиции оправдывают себя всегда при разработке рациональной системы развития персонала.  И каждая организация может таким образом воспитывать у себя именно таких сотрудников, какие ей нужны. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Глава 3. РАЗВИТИЕ И ОБУЧЕНИЕ 
     
     

    3.1 ТРЕНЕРСТВО, КОНСАЛТИНГ, НАСТАВНИЧЕСТАО... КОУЧИНГ? 
     

Информация о работе Коучинг как современный подход к обучению и развитию персонала