Корпоративная культура в западных и казахстанских компаниях: сравнительный анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 14:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является раскрытие понятия и содержания корпоративной культуры, а также проведение сравнительного анализа корпоративных культур казахстанской и западной компаний.
Предметом изучения данной курсовой является непосредственно сама корпоративная культура.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы корпоративной культуры………………………..5
1.1. Понятие, сущность, задачи и функции корпоративной культуры………………...5
1.2. Классификация, структура и содержание корпоративной культуры……………..8
1.3. Влияние корпоративной культуры на эффективность деятельности компании..14
Глава 2. Анализ корпоративной культуры…………………………………………16
2.1. Технико-экономические показатели и характеристика корпоративной культуры и этики компании «КазМунайГаз»……………………………………………………..16
2.2. Технико-экономические показатели и характеристика корпоративной культуры компании «ExxonMobil»………………………………………………………………...23
2.3. Проведение сравнительного анализа корпоративных культур в «КазМунайГаз» и «ExxonMobil»…………………………………………………………………………….28
Глава 3. Рекомендации по улучшению нынешнего положения корпоративной культуры в компании………………………………………………………………….31
3.1. Выявление проблем корпоративной культуры в казахстанских компаниях……31
3.2. Формирование корпоративной культуры в казахстанских компаниях………….33
Заключение……………………………………………………………………………….36
Список использованной литературы…………………………………………………...38
Приложение…………………………

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 559.95 Кб (Скачать)

План

Введение…………………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические  основы корпоративной культуры………………………..5

1.1. Понятие, сущность, задачи  и функции корпоративной культуры………………...5

1.2. Классификация, структура  и содержание корпоративной культуры……………..8

1.3. Влияние корпоративной  культуры на эффективность деятельности  компании..14

Глава 2. Анализ корпоративной  культуры…………………………………………16

2.1. Технико-экономические показатели и характеристика корпоративной культуры и этики компании «КазМунайГаз»……………………………………………………..16

2.2. Технико-экономические показатели и характеристика корпоративной культуры компании «ExxonMobil»………………………………………………………………...23

2.3. Проведение сравнительного  анализа корпоративных культур  в «КазМунайГаз» и «ExxonMobil»…………………………………………………………………………….28

Глава 3. Рекомендации по улучшению нынешнего положения  корпоративной культуры в компании………………………………………………………………….31

3.1. Выявление проблем  корпоративной культуры в казахстанских  компаниях……31

3.2. Формирование корпоративной культуры в казахстанских компаниях………….33

Заключение……………………………………………………………………………….36

Список использованной литературы…………………………………………………...38

Приложение………………………………………………………………………………39

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Разработка эффективной  корпоративной культуры в казахстанских  компаниях является довольно актуальным вопросом по нескольким причинам:

1. при решении вопросов кадровой, мотивационной и социальной политики требуется формирование общих ценностей, единообразных и адекватных правил взаимодействия между всеми его участниками

2. со временем изменяются мотивационные факторы и личные потребности сотрудников, которые поднимаются на новый, более высокий уровень; одной зарплатой работника, как говорится, уже не удержишь - проявляются потребности в сопричастности, в принадлежности к коллективу, в самореализации

3. оптимальные и позитивные корпоративные правила взаимодействия существенно улучшают внутренние и внешние коммуникации, а это - до 70 % затрат времени, рабочей силы и других ресурсов предприятия

4. для объединения работников в команду единомышленников необходима идеология, т.е. общие цели, ценности, представления о том, как должен быть устроен «хороший» бизнес, от которого и собственник-работодатель, и наемный работник получают пользу и удовлетворение

5. корпоративная культура (как принятые и поддерживаемые всем коллективом взгляды на «добро» и «зло») - мощный внутренний конкурентный фактор, который повышает управляемость компании, помогает развиваться бизнесу, позволяет расти (личностно и материально) каждому сотруднику.

Основная цель корпоративной культуры, как явления, - помочь людям более продуктивно исполнять свои обязанности в организациях и получать от этого большее удовлетворение. А это в свою очередь приведет к улучшению показателей экономической эффективности деятельности организации в целом.

Целью данной курсовой работы является раскрытие понятия и  содержания корпоративной культуры, а также проведение сравнительного анализа корпоративных культур  казахстанской и западной компаний.

Предметом изучения данной курсовой является непосредственно  сама корпоративная культура.

Объект изучения – казахстанская компания «КазМунайГаз» и американская - «ExxonMobile».

Задачи курсовой работы:

1. Определение понятия и сущности корпоративной культуры

2. Определение влияние корпоративной культуры на эффективность деятельности компании

3. Описание корпоративных  культур компании «КазМунайГаз» и «ExxonMobile»

4. Проведение сравнительного  анализа данных корпоративных  культур

5. Выявление недостатков  корпоративной культуры в казахстанских  компаниях

6. Предложение путей формирования  корпоративной культуры в казахстанских  компаниях

В первой главе будут освещены теоретические аспекты понятия  корпоративной культуры. В первом параграфе будет отображено понятие, сущность, задачи и функции, которые  выполняет корпоративная культура. Во втором параграфе проведена классификация, структура и содержание корпоративной культуры. В третьем параграфе описано влияние корпоративной культуры на эффективность ведения бизнесом.

Во второй главе был  описан предмет изучения, т.е. корпоративная  культура казахстанской и американской компаний. В последнем параграфе проведен их сравнительный анализ, выявлены особенности корпоративной культуры компании «КазМунайГаз» по сравнению с «ExxonMobile».

В третьей главе проведен анализ имеющихся проблем корпоративной  культуры в разрезе всех казахстанских  компаний  и описаны пути формирования эффективной корпоративной культуры в Казахстане.

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  основы корпоративной культуры

1.1. Понятие, сущность, задачи и функции корпоративной  культуры

Корпоративная культура — совокупность моделей  поведения, которые приобретены  организацией в процессе адаптации  к внешней среде и внутренней интеграции, показавшие свою эффективность  и разделяемые большинством членов организации. Компонентами корпоративной  культуры являются:

    • принятая система лидерства;
    • стили разрешения конфликтов;
    • действующая система коммуникации;
    • положение индивида в организации;
    • принятая символика: лозунги, организационные табу, ритуалы.

По одной  из версий термин «корпоративная культура»  впервые применил (в прошлом веке) немецкий фельдмаршал и военный  теоретик Мольтке, характеризуя взаимоотношения в офицерской среде.1 По другой версии понятие «организационная культура» было введено в 20-е гг. прошлого века выдающимся советским ученым, руководителем Центрального института труда при ВЦСПС СССР, А. Гастевым.2 Эволюция зарубежных подходов к понятию корпоративной культуры представлена в таблице 1 (см. Приложение).

Российские  авторы приводят следующие определения  корпоративной культуры:

1) По Виханскому, организационная культура – совокупность норм, условий, ценностей, выбранных, созданных и разделяемых коллективом с целью внутренней интеграции и адаптации к внешним условиям.3

2) По Глухову, организационная  культура — это комплекс ценностей,  видений, ожиданий, верований, традиций  и норм поведения, принимаемых  большей частью членов организации.4

3) По  А. Н. Занковскому: «Корпоративная культура представляет собой приобретенные смысловые системы, передаваемые посредством естественного языка и других символических средств, которые выполняют репрезентативные, директивные и аффективные функции и способны создавать культуральное пространство и особое ощущение реальности» 5.

4) По  мнению Т. Ю. Базарова: «Корпоративная  культура — сложный комплекс предположений, бездоказательно принимаемых всеми членами конкретной организации, и задающий общие рамки поведения, принимаемые большей частью организации» 6.

5) Согласно  Н. Николаевой, корпоративная культура  – сложная, нелинейная, открытая, самоорганизующаяся система, обеспечивающая  мотивацию персонала и регулирование  деятельности предприятия с учетом  норм, ценностей, правил и методов  управления, разделяемых и применяемых  большинством его работников.7

Существует три подхода к понятию организационной культуры и ее природы:

  • Первый определяет ее как продукт «естественного развития» организации.
  • Второй, наоборот, что это «искусственное» изобретение, созданное людьми и являющееся результатом их рационального выбора.
  • Приверженцы третьего, наиболее распространенного подхода, считают, что организационная культура – это «смешанная», естественно-искусственная система, соединяющая в себе формально-рациональные и спонтанные жизненные процессы.8

Принципы корпоративной культуры можно определить следующим образом:

1) научность - использование  достижений научных дисциплин; 

2) системность в восприятии  объектов исследования и управления  и факторов, влияющих на поведение  объектов и элементы их культуры;

3) гуманизм – признание  наивысшей ценности личности;

4) представление корпорации  как части общества;

5) профессионализм исследователя.9

Стратегия компании может стать по-настоящему эффективной только в том случае, если сотрудники будут знать и разделять цели и задачи компании.10

Функции корпоративной  культуры:

1) воспроизводство лучших  элементов и ценностей культуры;

2) оценочно-нормативная функция; 

3) регламентирование и  регулирование поведения; 

4) познавательная функция  (познание и усвоение корпоративной  культуры, осуществляемое на стадии  адаптации работника);

5) смыслообразующая функция – влияние на мировоззрение работника;

6) коммуникационная функция; 

7) функция общественной  памяти;

8) рекреативная функция  - восстановление духовных сил  работника в процессе восприятия  элементов культурной деятельности  корпорации.11

Задачи корпоративной культуры:

1) Создание  ценностей;

2) Обучение  и развитие персонала; 

3) Укрепление  командного духа коллектива;

4) Преодоление  конфликтов;

5) Определение  роли каждого члена команды  в жизни коллектива;

6) Налаживание  и баланс различных типов коммуникаций;

7) Согласование  представления каждого члена  управленческой команды о компании  и тренинг личной эффективности;

8) Создание правил и норм поведения.12

Будучи  усвоенной и принятой персоналом, корпоративная культура трансформируется в совесть, долг и ответственность, которые управляют людьми изнутри. Носителем и транслятором корпоративной культуры является в первую очередь высший менеджмент компании. Ведь миссия и цели компании — это, прежде всего, миссия и цели ее владельцев.13

1.2. Классификация,  структура и содержание корпоративной  культуры

По характеру  взаимоотношений, по С. Ханди, различают следующие виды корпоративных культур:

  1. «Культура власти»

Значительную  роль играет лидер, полностью распоряжающийся всеми ресурсами. Организация характеризуется жесткой иерархической структурой, набор и продвижение персонала осуществляются по критериям личной преданности.

  1. «Ролевая культура».

Характеризуется строгим функциональным распределением ролей и специализацией участков. Этот тип организаций функционирует  на основе системы правил, соблюдение которых должно гарантировать ее эффективность, разделять работу и  власть, разрешать конфликты. Основным источником власти являются положение  в иерархической структуре.

3) «Культура задачи».

Данный  вид культуры сориентирован, в первую очередь, на решение задач, на реализацию проектов. Эффективность деятельности организаций с такой культурой  во многом определяется высоким профессионализмом  сотрудников и кооперативным  групповым эффектом. Большими властными  полномочиями в таких организациях обладают те, кто в данный момент является экспертом в ведущей  области деятельности и кто обладает максимальным количеством информации.

4) «Культура личности»

Организация с данным типом культуры объединяет людей для того, чтобы они могли  добиваться собственных целей. В этой культуре личность находится в центре; если есть некоторая структура и организация, она существует только для обслуживания и помощи личностям в этой организации, для содействия выполнения собственных интересов без какой-либо цели. Этот тип культуры обнаруживается не везде, однако, многие отдельные лица придерживаются некоторых его принципов.

Сравнительный анализ данных видов представлен  в таблице 2 (см. Приложение)

Выбор корпоративной  культуры компании зависит не только от личных пристрастий руководителя. Не менее важную роль играют конкретные условия деятельности предприятия  и этап его развития. Выбор также  во многом определяется сферой деятельности компании.14

По степени  общности на предприятии выделяют следующие виды корпоративных культур:

1) Доминирующая культура выражает основные (центральные) ценности, которые принимаются большинством членов организации.

Доминирующая культура (по Caтe) состоит:

• из разделяемых норм поведения;

• единства в толкованиях;

• материальных объектов;

• разговорных выражений;

Информация о работе Корпоративная культура в западных и казахстанских компаниях: сравнительный анализ