Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 14:54, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является раскрытие понятия и содержания корпоративной культуры, а также проведение сравнительного анализа корпоративных культур казахстанской и западной компаний.
Предметом изучения данной курсовой является непосредственно сама корпоративная культура.
Введение…………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы корпоративной культуры………………………..5
1.1. Понятие, сущность, задачи и функции корпоративной культуры………………...5
1.2. Классификация, структура и содержание корпоративной культуры……………..8
1.3. Влияние корпоративной культуры на эффективность деятельности компании..14
Глава 2. Анализ корпоративной культуры…………………………………………16
2.1. Технико-экономические показатели и характеристика корпоративной культуры и этики компании «КазМунайГаз»……………………………………………………..16
2.2. Технико-экономические показатели и характеристика корпоративной культуры компании «ExxonMobil»………………………………………………………………...23
2.3. Проведение сравнительного анализа корпоративных культур в «КазМунайГаз» и «ExxonMobil»…………………………………………………………………………….28
Глава 3. Рекомендации по улучшению нынешнего положения корпоративной культуры в компании………………………………………………………………….31
3.1. Выявление проблем корпоративной культуры в казахстанских компаниях……31
3.2. Формирование корпоративной культуры в казахстанских компаниях………….33
Заключение……………………………………………………………………………….36
Список использованной литературы…………………………………………………...38
Приложение…………………………
План
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические
основы корпоративной культуры……………………
1.1. Понятие, сущность, задачи
и функции корпоративной
1.2. Классификация, структура
и содержание корпоративной
1.3. Влияние корпоративной
культуры на эффективность
Глава 2. Анализ корпоративной культуры…………………………………………16
2.1. Технико-экономические показатели
и характеристика корпоративной культуры
и этики компании «КазМунайГаз»……………………………………………
2.2. Технико-экономические показатели
и характеристика корпоративной культуры
компании «ExxonMobil»………………………………………………
2.3. Проведение сравнительного
анализа корпоративных культур
в «КазМунайГаз» и «ExxonMobil»………………………………………………
Глава 3. Рекомендации
по улучшению нынешнего положения
корпоративной культуры в компании……………………………………………………
3.1. Выявление проблем
корпоративной культуры в
3.2. Формирование корпоративной культуры в казахстанских компаниях………….33
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………………….
Приложение……………………………………………………
Введение
Разработка эффективной корпоративной культуры в казахстанских компаниях является довольно актуальным вопросом по нескольким причинам:
1. при решении вопросов кадровой, мотивационной и социальной политики требуется формирование общих ценностей, единообразных и адекватных правил взаимодействия между всеми его участниками
2. со временем изменяются мотивационные факторы и личные потребности сотрудников, которые поднимаются на новый, более высокий уровень; одной зарплатой работника, как говорится, уже не удержишь - проявляются потребности в сопричастности, в принадлежности к коллективу, в самореализации
3. оптимальные и позитивные корпоративные правила взаимодействия существенно улучшают внутренние и внешние коммуникации, а это - до 70 % затрат времени, рабочей силы и других ресурсов предприятия
4. для объединения работников в команду единомышленников необходима идеология, т.е. общие цели, ценности, представления о том, как должен быть устроен «хороший» бизнес, от которого и собственник-работодатель, и наемный работник получают пользу и удовлетворение
5. корпоративная культура (как принятые и поддерживаемые всем коллективом взгляды на «добро» и «зло») - мощный внутренний конкурентный фактор, который повышает управляемость компании, помогает развиваться бизнесу, позволяет расти (личностно и материально) каждому сотруднику.
Основная цель корпоративной культуры, как явления, - помочь людям более продуктивно исполнять свои обязанности в организациях и получать от этого большее удовлетворение. А это в свою очередь приведет к улучшению показателей экономической эффективности деятельности организации в целом.
Целью данной курсовой работы является раскрытие понятия и содержания корпоративной культуры, а также проведение сравнительного анализа корпоративных культур казахстанской и западной компаний.
Предметом изучения данной курсовой является непосредственно сама корпоративная культура.
Объект изучения – казахстанская компания «КазМунайГаз» и американская - «ExxonMobile».
Задачи курсовой работы:
1. Определение понятия и сущности корпоративной культуры
2. Определение влияние корпоративной культуры на эффективность деятельности компании
3. Описание корпоративных культур компании «КазМунайГаз» и «ExxonMobile»
4. Проведение сравнительного анализа данных корпоративных культур
5. Выявление недостатков
корпоративной культуры в
6. Предложение путей
В первой главе будут освещены
теоретические аспекты понятия
корпоративной культуры. В первом
параграфе будет отображено понятие,
сущность, задачи и функции, которые
выполняет корпоративная
Во второй главе был описан предмет изучения, т.е. корпоративная культура казахстанской и американской компаний. В последнем параграфе проведен их сравнительный анализ, выявлены особенности корпоративной культуры компании «КазМунайГаз» по сравнению с «ExxonMobile».
В третьей главе проведен
анализ имеющихся проблем
Глава 1. Теоретические основы корпоративной культуры
1.1. Понятие, сущность,
задачи и функции
Корпоративная культура — совокупность моделей поведения, которые приобретены организацией в процессе адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, показавшие свою эффективность и разделяемые большинством членов организации. Компонентами корпоративной культуры являются:
По одной из версий термин «корпоративная культура» впервые применил (в прошлом веке) немецкий фельдмаршал и военный теоретик Мольтке, характеризуя взаимоотношения в офицерской среде.1 По другой версии понятие «организационная культура» было введено в 20-е гг. прошлого века выдающимся советским ученым, руководителем Центрального института труда при ВЦСПС СССР, А. Гастевым.2 Эволюция зарубежных подходов к понятию корпоративной культуры представлена в таблице 1 (см. Приложение).
Российские авторы приводят следующие определения корпоративной культуры:
1) По Виханскому, организационная культура – совокупность норм, условий, ценностей, выбранных, созданных и разделяемых коллективом с целью внутренней интеграции и адаптации к внешним условиям.3
2) По Глухову, организационная
культура — это комплекс
3) По А. Н. Занковскому: «Корпоративная культура представляет собой приобретенные смысловые системы, передаваемые посредством естественного языка и других символических средств, которые выполняют репрезентативные, директивные и аффективные функции и способны создавать культуральное пространство и особое ощущение реальности» 5.
4) По мнению Т. Ю. Базарова: «Корпоративная культура — сложный комплекс предположений, бездоказательно принимаемых всеми членами конкретной организации, и задающий общие рамки поведения, принимаемые большей частью организации» 6.
5) Согласно
Н. Николаевой, корпоративная культура
– сложная, нелинейная, открытая,
самоорганизующаяся система,
Существует три подхода к понятию организационной культуры и ее природы:
Принципы корпоративной культуры можно определить следующим образом:
1) научность - использование достижений научных дисциплин;
2) системность в восприятии
объектов исследования и
3) гуманизм – признание наивысшей ценности личности;
4) представление корпорации как части общества;
5) профессионализм исследователя.
Стратегия компании может стать по-настоящему эффективной только в том случае, если сотрудники будут знать и разделять цели и задачи компании.10
Функции корпоративной культуры:
1) воспроизводство лучших
элементов и ценностей
2) оценочно-нормативная функция;
3) регламентирование и регулирование поведения;
4) познавательная функция
(познание и усвоение
5) смыслообразующая функция – влияние на мировоззрение работника;
6) коммуникационная функция;
7) функция общественной памяти;
8) рекреативная функция
- восстановление духовных сил
работника в процессе
Задачи корпоративной культуры:
1) Создание ценностей;
2) Обучение и развитие персонала;
3) Укрепление командного духа коллектива;
4) Преодоление конфликтов;
5) Определение роли каждого члена команды в жизни коллектива;
6) Налаживание
и баланс различных типов
7) Согласование
представления каждого члена
управленческой команды о
8) Создание правил и норм поведения.12
Будучи усвоенной и принятой персоналом, корпоративная культура трансформируется в совесть, долг и ответственность, которые управляют людьми изнутри. Носителем и транслятором корпоративной культуры является в первую очередь высший менеджмент компании. Ведь миссия и цели компании — это, прежде всего, миссия и цели ее владельцев.13
1.2. Классификация,
структура и содержание
По характеру взаимоотношений, по С. Ханди, различают следующие виды корпоративных культур:
Значительную роль играет лидер, полностью распоряжающийся всеми ресурсами. Организация характеризуется жесткой иерархической структурой, набор и продвижение персонала осуществляются по критериям личной преданности.
Характеризуется строгим функциональным распределением ролей и специализацией участков. Этот тип организаций функционирует на основе системы правил, соблюдение которых должно гарантировать ее эффективность, разделять работу и власть, разрешать конфликты. Основным источником власти являются положение в иерархической структуре.
3) «Культура задачи».
Данный вид культуры сориентирован, в первую очередь, на решение задач, на реализацию проектов. Эффективность деятельности организаций с такой культурой во многом определяется высоким профессионализмом сотрудников и кооперативным групповым эффектом. Большими властными полномочиями в таких организациях обладают те, кто в данный момент является экспертом в ведущей области деятельности и кто обладает максимальным количеством информации.
4) «Культура личности»
Организация с данным типом культуры объединяет людей для того, чтобы они могли добиваться собственных целей. В этой культуре личность находится в центре; если есть некоторая структура и организация, она существует только для обслуживания и помощи личностям в этой организации, для содействия выполнения собственных интересов без какой-либо цели. Этот тип культуры обнаруживается не везде, однако, многие отдельные лица придерживаются некоторых его принципов.
Сравнительный анализ данных видов представлен в таблице 2 (см. Приложение)
Выбор корпоративной культуры компании зависит не только от личных пристрастий руководителя. Не менее важную роль играют конкретные условия деятельности предприятия и этап его развития. Выбор также во многом определяется сферой деятельности компании.14
По степени общности на предприятии выделяют следующие виды корпоративных культур:
1) Доминирующая культура выражает основные (центральные) ценности, которые принимаются большинством членов организации.
Доминирующая культура (по Caтe) состоит:
• из разделяемых норм поведения;
• единства в толкованиях;
• материальных объектов;
• разговорных выражений;