Контрольная работа по "Стратегическому менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 19:06, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной контрольной работы является изучение влияния основ стратегического менеджмента на эффективность деятельности организаций.
Для осуществления цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить теоретические аспекты этапов разработки стратегии организации;
2) определить характеристику стратегий для фирм, действующих в отраслях, находящихся в стадии стагнации и спада;
3) решить предложенный тест.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ…………………………………………………………………4
2. ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАТЕГИЙ ДЛЯ ФИРМ, ДЕЙСТВУЮЩИХ В ОТРАСЛЯХ, НАХОДЯЩИХСЯ В СТАДИИ СТАГНАЦИИ И СПАДА……………………………………………………….9
3. ТЕСТ……………………………………………………………………12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………17

Файлы: 1 файл

контрольная...docx

— 43.47 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ…………………………………………………………………4

2. ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАТЕГИЙ ДЛЯ ФИРМ, ДЕЙСТВУЮЩИХ В ОТРАСЛЯХ, НАХОДЯЩИХСЯ В СТАДИИ СТАГНАЦИИ И СПАДА……………………………………………………….9

3. ТЕСТ……………………………………………………………………12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………17

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Чрезвычайно быстрые изменения деловой среды российских предприятий, связанные с развитием конкуренции, информационных технологий, глобализацией бизнеса и многими другими факторами, обусловливают возрастание важности стратегического менеджмента.

Стратегический менеджмент как концепция управления фирмой позволяет взглянуть на организацию как на единое целое, объяснить с общесистемных позиций, почему некоторые фирмы развиваются и процветают, а иные переживают стагнацию или им грозит банкротство, т.е. почему происходит постоянное перераспределение ролей основных участников рынка.

Как научная дисциплина стратегический менеджмент постоянно развивается, до сих пор нет однозначного взгляда на многие его составляющие. Кроме того, практика стратегического менеджмента достаточно индивидуальна, поэтому его трудно изучать и преподавать.

Целью данной контрольной работы является изучение влияния основ стратегического менеджмента на эффективность деятельности организаций.

Для осуществления цели необходимо решить следующие задачи:

1) изучить теоретические аспекты этапов разработки стратегии организации;

2) определить характеристику стратегий для фирм, действующих в отраслях, находящихся в стадии стагнации и спада;

3) решить предложенный тест.

Структура контрольной работы. Данная контрольная работа состоит из введения, двух вопросов, теста, заключения и списка использованных источников.

 

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ

 

Разработка стратегии организации – это разработка миссии компании, определение целей, формирование путей для их достижения.

Для того, что бы стратегия была успешной, необходимо тесно увязать ее с возможностями рынка и угрозами внешней среды. Разработчику стратегии приходится постоянно учиться новым приемам и методам конкурентной борьбы в своей отрасли. Существует четыре основных пути для управления процессом формирования стратегии в организации главный стратегический подход, когда главный управляющий сам выступает в качестве архитектора стратегии; подход «делегирование полномочий»; совместный подход и инициативный подход. Все подходы имеют сильные и слабые стороны и могут привести к успеху или провалу. Это зависит от того, насколько хорошо идет управление тем или иным подходом, от мастерства при выборке стратегии и от суждений людей, вовлеченных в процесс.

Существуют следующие этапы разработки стратегии организации:

1) определение миссии  и целей фирмы;

2) выбор стратегии;

3) реализация стратегии;

4) контроль и оценка  выполнения стратегии.1

Процесс определения миссий и целей фирмы включает три основных процесса. Первый состоит в формировании миссии фирмы, который в концентрированном виде выражает предназначение фирмы, смысл ее существования. Она отражает не только продуктивное назначение фирмы, но и выражает общественную, социальную необходимость ее деятельности. Миссия - это емкое, краткое и четкое определение направлений деятельности организации, которая характеризует положение фирмы в обществе и мотивирует ее сотрудников.

Определяют определенные факторы, влияющие на формулирование миссии: традиционные, такие как, ориентация на эффективность, функциональность и новые – ориентация на предвидение, интегрированность, перекрестные функции.2

Далее осуществляется формирование долгосрочных целей. Цели обычно связывают с конкуренцией в долгосрочной перспективе и с созданием соответствующих конкурентных преимуществ. Завершающим этапом является формирование краткосрочных целей организации, которые должны вытекать, корреспондироваться с долгосрочными целями фирмы.

Определение стратегических альтернатив является следующим этапом процесса стратегического управления, который занимает ключевое место. Здесь на основе оценки действия всех факторов внешней и внутренней среды определяется позиция предприятия на рынке, выявляются стратегические задачи, альтернативные способы их решения. Стратегическая задача это проблема, связанная с предстоящим событием вне организации или внутри нее, которая может повлиять на способность организации достигать поставленные цели. Задачи имеют конкретное измерение и временную привязку.

Стратегический выбор должен быть основан на четкой концепции развития организации, а сама формулировка - однозначной и ясной, так как выбранная стратегия на длительное время ограничивает свободу действий руководства и оказывает глубокое влияние на все принимаемые им решения. Поэтому выбранная альтернатива тщательно исследуется и оценивается. При этом должны приниматься во внимание многочисленные факторы: риск, опыт прошлых стратегий, влияние владельцев акций, фактор времени и т.д.

На выбор стратегии оказывают влияние многочисленные и разнообразные факторы:

1) вид бизнеса и особенности отрасли, в которой работает организация. В первую очередь, здесь принимается во внимание уровень конкуренции со стороны организаций, производящих одинаковую или заменяющую продукцию и поставляющих ее на одни и те же рынки.

2) состояние внешнего окружения. Стабильно оно или подвержено частым изменениям? На сколько предсказуемы эти изменения?

3) характер целей, которые ставит перед собой организация; ценности, которыми руководствуются при принятии решений высшие менеджеры или владельцы организации.

4) уровень риска. Риск является реальным фактором жизнедеятельности организации. Слишком высокая степень риска может привести организацию к краху. Поэтому перед руководством всегда стоит вопрос, - какой уровень риска для организации является допустимым?

5) внутренняя структура организации, ее сильные и слабые стороны. Сильные функциональные зоны организации способствуют успешному использованию открывающихся новых возможностей. Слабые стороны требуют постоянного внимания со стороны руководства при выборе стратегии, ее реализации, что бы избежать потенциальных угроз и успешно конкурировать с другими организациями.

6) опыт реализации прошлых стратегий. Этот фактор связан с «человеческим фактором», с психологией людей. Он может носить как позитивный, так и негативный характер. Опыт позволяет, с одной стороны, избежать повторения прошлых ошибок, а с другой - ограничивает выбор.

7) фактор времени. Этот фактор при принятии управленческих решений играет важную роль. Он может способствовать успеху или неудаче организации. Даже самая прекрасная стратегия, новая технология или новый товар не приведет к успеху, если они будут заявлены на рынок не вовремя. А это может привести организацию к большим потерям или даже к банкротству.3

Многофакторность выбора стратегии во многом предопределяет необходимость разработки нескольких стратегических альтернатив, из которых и осуществляется окончательный выбор. Стратегические альтернативы - набор различных частных стратегий, позволяющих достичь стратегические цели организации, во всем их многообразии, в рамках выбранной базовой стратегии и ограничений на использование имеющихся ресурсов. Каждая стратегическая альтернатива предоставляет организации разные возможности и характеризуется разными затратами и результатами.

Определение миссии, постановка целей развития, формулировка стратеги на основе анализа стратегических позиций, исследование внутренних и внешних факторов и действий, которые могут привести к достижению и развитию конкурентных преимуществ, составляет содержание стратегического планирования.

Далее переходят к реализации стратегии. На данном этапе осуществляется реализация ранее принятых решений, всей стратегии. Стратегическое управление смещается в сторону практических мероприятий - распределения работ, ответственности за составление планов, графиков, способов выполнения работ. Организация меняет свой облик: вносятся изменения в сложившуюся систему ценностей, организационную структуру и др.

Существует несколько составляющих успешного выполнения стратегии:

1) своевременное и качественное доведение цели, стратегии и планов до работников фирмы для достижения понимания и вовлечения в процесс выполнения стратегий;

2) разработка системы стимулов реализации стратегии;

3) деятельность руководства по организации выполнения стратегии, выделение необходимых ресурсов;

4) проведение необходимых стратегических изменений в фирме, позволяющих ей адаптироваться к внешней среде. Проведение изменений в организации создает условия, необходимые для реализации выбранной стратегии. Без стратегических изменений даже самая обоснованная стратегия может оказаться неэффективной.

Процедура контроля обеспечивает обратную связь с процессом реализации стратегии.

Основными задачами контроля является:

1) обеспечение стратегического контроля необходимой информацией;

2) установление системы показателей, по которым осуществляется контроль;

3) формирование механизма сравнения и оценки результатов, анализ причин отклонений;

4) проведение соответствующей корректировки при отклонениях в процессе реализации стратегии.4

Стратегическое управление осуществляется посредствам разработки и принятия стратегических решений. К их числу следует отнести все решения, затрагивающие основные стороны деятельности предприятия, ориентированные на перспективу и принимаемые в условиях неопределенности. Стратегические решения имеют ряд отличительных особенностей:

1) инновационный характер;

2) направленность на перспективные цели и возможности;

3) сложность формирования при условии, что множество стратегических альтернатив не определено;

4) субъективность оценки;

5) необратимость и высокая степень риска.5

Стратегические решения - это решения о реконструкции предприятия, внедрения новой продукции и технологии, выходе на новые рынки сбыта, приобретение и слияние предприятий, а так же приобретение организационных изменений (переход к новым формам взаимодействия с поставщиками и потребителями, преобразование организационной структуры и т.д.).

Главная цель стратегического управления - развитие потенциала и поддержание стратегической способности предприятия к выживанию и эффективному функционированию в условиях нестабильной внешней среды.

Таким образом, сущность стратегического управления состоит в формировании и реализации стратегии развития организации на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений в ее деятельности с целью поддержания способности к выживанию и эффективному функционированию в условиях нестабильной внешней среды.

 

2. ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАТЕГИЙ ДЛЯ ФИРМ, ДЕЙСТВУЮЩИХ В ОТРАСЛЯХ, НАХОДЯЩИХСЯ В СТАДИИ СТАГНАЦИИ И СПАДА

 

Практически любая отрасль может попасть в полосу спада, за исключением отраслей, важных для жизнедеятельности людей (типа коммунального обслуживания, здравоохранения). Важнейшим при выработке стратегии является вопрос о том, можно ли предсказать спад, каковы его причины и является ли он временным. Если выясняется, что перспективы малоутешительны, необходим поиск рыночных ниш или сегментов сохранившегося устойчивого спроса.

Стагнация — это этап жизненного цикла организации, характеризующееся застоем производства и торговли на протяжении длительного периода. А стадия спада - период резкого снижения объема продаж и прибыли. 6

Выбор оптимальной стратегии при спаде зависит от анализа пяти составляющих: перспектив рынка, взаимосвязи с другими направлениями бизнеса, интенсивности конкуренции, позиции фирмы, барьеров выхода из отрасли.

Многие фирмы действуют в отрасли, где спрос растет более медленными темпами, чем в среднем в промышленности, а иногда даже наблюдается его падение. Хотя в данной ситуации наиболее очевидными являются стратегия "сбора урожая", обеспечивающая получение максимального объема наличных средств за короткий период времени, продажа фирмы или прекращение ее деятельности, компании, прочно стоящие на ногах, все же могут добиться в этих отраслях хороших результатов.

Компании, конкурирующие в отраслях, находящихся в стадии медленного роста или спада, должны принять суровую реальность продолжающегося застоя и направить свои усилия на формулировку целей, соответствующих существующим возможностям рынка. Показатели, характеризующие движение наличности и рентабельность инвестиций, более приемлемы, чем абсолютные показатели роста, хотя рост объема продаж и долю рынка необходимо учитывать. Сильные компании в состоянии увеличить объем продаж за счет слабых конкурентов, а уход последних с рынка или их слияние с другими фирмами позволят оставшимся захватить большую долю рынка.

Компании, которые преуспели в стагнирующих отраслях, придерживаются в основном следующих стратегий:

1) ориентация на стратегию фокусирования путем выявления, создания и разработки растущих рыночных сегментов. Рынки в стадии стагнации или падения спроса, как и все другие рынки, состоят из множества сегментов. Часто один или более сегментов растут быстрыми темпами, в то время как отрасль в целом переживает застой. Проницательный предприниматель, который первый сконцентрирует свое внимание на самом выгодном сегменте, не только избежит спада в продажах и доходах, но и достигнет конкурентных преимуществ на целевом сегменте;

Информация о работе Контрольная работа по "Стратегическому менеджменту"