Контрольная работа по "Стратегическому менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 16:41, контрольная работа

Краткое описание

Ответьте на теоретические вопросы:
1. Опишите комбинацию «Пяти П»
Оригинальную и достаточно компактную трактовку понятия «стратегии» дает Г. Минцберг. Он определяет «стратегию» через так называемую комбинацию пяти «П»: плана, паттерна, позиции, перспективы и приема

Оглавление

1. Задание №1 3
2. Задание №2 12
3. Задание №3 22
Список литературы 27

Файлы: 1 файл

Копия Стратегический менеджмент_09.10_ЧелГУ_Вариант 2.doc

— 190.00 Кб (Скачать)

 

содержание

с.

 

 

 

1. Задание №1

 

Ответьте на теоретические вопросы:

 

1. Опишите комбинацию  «Пяти П»

 

Оригинальную  и достаточно компактную трактовку  понятия «стратегии» дает Г. Минцберг. Он определяет «стратегию» через  так называемую комбинацию пяти «П»: плана, паттерна, позиции, перспективы  и приема.1

1.Стратегия  как План – некий вид сознательно  и намеренно разработанной последовательности  действий, которой придерживаются  в конкретной ситуации. У стратегии-плана  две существенные характеристики  – она создается заранее, до  начала действий и ее намеренно разрабатывают с определенной целью.

2.Стратегия  как Прием, который предпринимает  компания, чтобы обыграть своих  конкурентов в конкретной ситуации  или игре.

3.Стратегия  как Паттерн действий – устойчивые  характеристики поведения организации.  Согласно такому пониманию стратегия может быть как заранее продуманной, так и выстраивающейся по ходу развития событий, и представляет некую последовательность в поведении. В данном случае стратегия - это принцип поведения или следование некой модели поведения. Организации разрабатывают планы на будущее и выводят принципы поведения из своего прошлого. Таким образом, стратегию как план можно назвать намечаемой (предначертанной, заранее планируемой) стратегией, а стратегию как способ поведения – осуществляемой стратегией. Из опыта, очевидно, что заранее разрабатываемые стратегии не всегда превращаются в реализуемые. Но есть и третий случай - появление и развитие новой, стратегии, когда реализуется незапланированная модель поведения. Предпринимаемые шаги, один за другим, со временем выстраиваются в некую последовательность или принцип – паттерн действий.

4.Стратегия  как Позиция – заключается  в поиске наиболее выгодной  позиции компании на рыночном  ландшафте. При этом выгодная  позиция может расшифровываться  в разных терминах: имеющая лучший потенциал прибыльности, более защищенная от конкуренции, более соответствующая ресурсам и способностям компании и т.д.

5.Стратегия  как Перспектива – рассматривается  как разделяемое членами организации  видение/восприятие мира, которое  реализуется через их намерения и действия.

Все рассмотренные  определения стратегии взаимосвязаны, ни одно из них не может считаться  единственно верным. В каком-то смысле дефиниции самостоятельны, но по большому счету каждая из них немыслима  без остальных. Не все планы становятся принципами поведения, и не все паттерны возникают на основе плана. Некоторые хитрые уловки не поднимаются до уровня позиции, тогда как некоторые стратегии представляют собой нечто большее, чем просто позиция, но все же меньшее, чем перспектива. Каждое определение стратегии добавляет нечто важное к нашему пониманию, ориентирует нас на то, чтобы задавать новые фундаментальные вопросы относительно природы организации в целом.

Таким образом, стратегия - не просто представление  о том, как вести себя с противником или конкурентами на рынке (превалирующее в популярной литературе мнение). Вопросы стратегии заставляют нас обратиться к наиболее фундаментальным аспектам природы организации как инструмента коллективного восприятия и действия.

 

2. Сформулируйте сущность стратегии

 

Сущность стратегии  заключается в том, что она  представляет собой набор правил для принятия решений, которыми организация  руководствуется в своей деятельности. Различают четыре группы таких правил.

1. Правила, используемые  при оценке результатов деятельности организации в настоящем и в перспективе. При этом качественную сторону критериев оценки называют ориентиром, количественное содержание – заданием.

2. Правила, по  которым строятся отношения организации  с внешней средой, определяющие: какие виды продукции будут выпускаться, какие технологии она будет применять, куда и кому сбывать свои изделия, каким образом добиваться превосходства над конкурентами. Этот набор правил называется продуктово-рыночной стратегией или стратегией бизнеса.

3. Правила, по  которым устанавливаются отношения  и процедуры внутри организации.

Зачастую их называют организационной концепцией.

4. Правила, по  которым организация ведет свою  повседневную деятельность. Эти  правила еще называются основными  оперативными приемами.

 

3. Приведите примеры предмета и объекта СМ (2-4)

 

Объект стратегического менеджмента – это участник экономических отношений, на которого направлен данный вид управленческой деятельности. Выделяют три группы объектов стратегического менеджмента:2

  • организации;
  • структурные подразделения (стратегические хозяйственные подразделения);
  • функциональные зоны организации.

К предмету стратегического  управления можно отнести следующие  группы проблем:

1. Проблемы, прямо  связанные с генеральными целями  организации. Генеральные цели ориентированы в будущее и, как правило, направлены на повышение эффективности деятельности организации путем обеспечения взаимосвязи целей, ресурсов и результатов.

Поэтому решения  о создании новых или ликвидации старых производств, освоении новой продукции, технологии или новых рынков носят стратегический характер. Решения, относящиеся к экономии материальных, энергетических или трудовых ресурсов, имеют частный характер и не относятся к стратегическим.

2. Проблемы и  решения, связанные с каким-либо элементом организации, если этот элемент необходим для достижения целей, но в настоящий момент отсутствует или имеется в недостаточном объеме. В практике стратегического управления решение относится к стратегическим проблемам, если планируется разработка и выпуск новой продукции, приобретение нового для организации технологического оборудования, приглашение нового персонала (новых специалистов) и т.п.

3. Проблемы, связанные  с неконтролируемыми внешними  факторами. Проблемы стратегического управления чаще всего возникают в результате воздействия многочисленных внешних факторов. Поэтому, чтобы не ошибиться в выборе стратегии и направлении развития, важно определить, какие экономические, политические, научно-технические, социальные и другие факторы оказывают влияние на будущее организации.

Организация постоянного  мониторинга внешней среды –  важное условие эффективности и конкурентоспособности организации.

 

4. Перечислите принципы СМ. Раскройте один любой

 

Принципы стратегического  менеджмента – основные правила деятельности организации для достижения поставленных целей. К ним относятся:3

1. Единство направления. 

2. Научность. 

3. Выделение  доминанты развития.

4. Экономичность  и эффективность. 

5. Подчиненность личных интересов общим - интересы, одного работника или группы работников не должны превалировать над интересами организации.

6. Оптимальные  пропорции между централизацией  и децентрализацией.

7. Мотивация  персонала. 

8. Разделение 

9. Корпоративность 

 

5. Опишите построение стратегической пирамиды (уровни). Приведите примеры, когда используется 3 и 4 уровня

 

Например, в  диверсифицированной компании стратегии  разрабатываются на четырех организационных уровнях:

1. Корпоративная  стратегия (стратегия для компании  в целом).

2. Деловая стратегия  (стратегия для каждого отдельного вида деятельности компании).

3. Функциональная  стратегия (стратегия для каждого  функционального направления).

4. Операционная  стратегия (более узкая стратегия  для основных структурных единиц: заводов, торговых региональных представителей и т.д.

 

6. Что такое управленческий анализ? Как он осуществляется в организации?

 

Управленческий  анализ - это процесс комплексного анализа внутренних ресурсов и возможностей предприятия, направленный на оценку текущего состояния бизнеса, его сильных и слабых сторон, выявление стратегических проблем. Конечной целью управленческого анализа является предоставление информации менеджерам и другим заинтересованным лицам для принятия адекватных стратегических решений, выбора стратегии, которая в наибольшей степени соответствует будущему предприятия. По сути, управленческий анализ является второй частью SWOT-анализа, связанной с выявлением сильных и слабых сторон деятельности предприятия. Разделение стратегического анализа на две части (анализ внешней среды и управленческий анализ) связано с тем, что за их проведение должны отвечать разные службы предприятия. Если анализ внешней среды является функцией маркетинга, то проведение управленческого анализа строго не закреплено за функциональными службами предприятия. Пока только в коммерческих банках имеется специальная структура, частично отвечающая за управленческий анализ, - служба внутреннего аудита.

 

7. Опишите различия между микро и макросредами

 

Макросреда  включает общие факторы, которые  не касаются напрямую краткосрочной деятельности организации, но могут влиять на его долгосрочные решения.

Стратегическими факторами макросреды считаются  такие направления ее развития, которые, во-первых, имеют высокую вероятность реализации и, во-вторых, высокую вероятность влияния на функционирование предприятия. Изменения макросреды влияют на стратегические позиции организации на рынке, воздействуя на элементы микросреды. Поэтому целью анализа макросреды является отслеживание (мониторинг) и анализ тенденций/событий, неподконтрольных организации, которые могут повлиять на потенциальную эффективность ее стратегии.

Поскольку число  возможных факторов макросреды достаточно велико, то при анализе макросреды рекомендуется рассмотреть четыре узловых направления, анализ которых получил название PEST-анализ (по первым буквам английских слов political-legal – политико-правовые; economic – экономические; sociocultural – социо-культурные; technological –технологические факторы).4

Микросреда  организации представляет уровень  внешней среды, состоящий из компонентов, оказывающих непосредственное влияние на развитие организации. Прежде всего, это отрасль, в которой организация осуществляет свою деятельность. Поэтому анализ микросреды, можно назвать отраслевым анализом.

 

8. Опишите виды базовых стратегий развития бизнеса. Приведите примеры

 

П. Дойль выделяет четыре вида диверсификации, объединив  стратегии интегрированного и диверсифицированного роста:

1) интеграция  вперед по технологической цепочке,  когда компания «плывет вниз  по течению», то есть берет на себя обязанности и функции, ранее выполняемые третьей стороной, например предприятиями оптовой или розничной торговли;

2) интеграция  назад по технологической цепочке.  Движение «вверх по течению», организация или покупка предприятий,  ранее выполнявших функции поставщиков;

3) концентрическая  диверсификация. Компания находится  в поиске новых товаров или  рынков, имеющих определенные черты  сходства с выпускаемой ею  продукцией или освоенными рынками.  Обращение к новым видам деятельности, возможно, позволит снизить затраты или повысить эффективность работы;

4) диверсификация  по принципу создания конгломерата. В дан ном случае новые товары  или рынки не связаны с выпускаемыми  компанией товарами, имеющимися  технологиями или текущими рынками.  Этот вид диверсификации связан с наибольшим риском.

Очень часто  в литературе встречается стратегия  ограниченного роста. Этой стратегии  придерживается большинство компаний. Для нее характерно установление целей от достигнутого, скорректированных  с учетом инфляции. Стратегия ограниченного роста применяется в зрелых отраслях промышленности со статичной технологией, когда организация в основном удовлетворена своим положением. Организации выбирают эту стратегию потому, что это самый легкий, наиболее удобный и наименее рискованный способ действия.

Стратегия сокращения (последнего средства) реализуется  тогда, когда фирма нуждается  в перегруппировке сил после  длительного периода роста или  в связи с необходимостью повышения  эффективности, когда наблюдаются  спады и кардинальные изменения в экономике. В этих случаях фирмы прибегают к использованию стратегий целенаправленного и спланированного сокращения производства. Выбирается организациями реже всего. Для нее характерно установление целей ниже уровня, достигнутого в предыдущем периоде. К стратегии прибегают в тех случаях, когда показатели деятельности фирмы приобретают тенденцию к ухудшению и никакие меры не изменяют этой тенденции. Реализация данных стратегий зачастую проходит небезболезненно для фирмы. Однако необходимо четко осознавать, что это такие стратегии роста при определенных обстоятельствах невозможно избежать. Более того, порой это единственно возможные стратегии обновления бизнеса, так как в подавляющем большинстве случаев обновление и рост - взаимоисключающие процессы развития бизнеса.

 

9. Перечислите школы СМ, дайте характеристику любым двум

 

Существует  десять принципиально отличных систем знаний о стратегическом менеджменте, носящих названия «Школы стратегического  менеджмента»:

  1. Школа дизайна - формирование стратегии как процесс осмысления
  2. Школа планирования - формирование стратегии как формальный процесс
  3. Школа позиционирования - формирование стратегии как аналитический процесс
  4. Школа предпринимательства - формирование стратегии как процесс предвидения
  5. Когнитивная школа - формирование стратегии как ментальный процесс
  6. Школа обучения - формирование стратегии как развивающийся процесс
  7. Школа власти - формирование стратегии как процесс ведения переговоров
  8. Школа культуры - формирование стратегии как коллективный процесс
  9. Школа внешней среды - формирование стратегии как реактивный процесс
  10. Школа конфигурации - формирование стратегии как процесс трансформации

Информация о работе Контрольная работа по "Стратегическому менеджменту"