Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 21:08, контрольная работа
Задание 1. Элементы системы организационного поведения
Задание 2 «Социальная система»
Задание 3 «Анкета для подбора кадров»
Задание 4 «Ситуационное усиление поведения»
Задание 5 «Конфликты в нашей жизни»
Система семьи — это семейные отношения и путь, с помощью которого люди воспроизводят, обучают и вводят в общество своих детей. В семье дети впервые вырабатывают образцы поведения, необходимые им для выполнения в будущем различных ролей в организации (например, отношения по статусу, возрасту, полу и т.п.)
Система образования — это то, как молодые и новые члены общества обеспечиваются информацией, знаниями, навыками и ценностными ориентирами. Так, например, в одних культурах больше учат через то, что не надо делать, а в других — наоборот.
Экономическая система — это способ, с помощью которого общество производит и распределяет товар и услуги. При этом имеют место групповой, коллективный и индивидуальный подходы.
Политическая система — это то, что преимущественно используется для поддержания порядка и существующей власти. Это могут быть атрибуты племенного и даже родового подхода, а могут быть элементы развитой демократии.
Религиозная система — это внематериальные, духовные средства обеспечения смысла и мотивации в действиях людей. Эта система определяет мораль и преобладающие ценности в обществе, на которые ориентируются функционирующие в этом обществе организации.
Система социализации — это сеть и принципы социального группирования, создаваемые людьми в данном обществе.
Система здоровья — это способ, с помощью которого культура предотвращает и исцеляет заболевания, а также проявляется забота о жертвах бедствий и инцидентов.
Система отдыха — это пути социализации людей и использования своего свободного времени. Некоторые культуры уделяют значительное внимание занятию людьми спортом, культивируются различные виды активного отдыха. В ряде культур имеет место акцентирование внимания во время отдыха на народные танцы и пение, на посещение зрелищ и т.д.
Все перечисленные составляющие непосредственным образом оказывают влияние на формирование определенной национальной культуры (рис. 10.12), которая чаще всего принимается во внимание при формировании культуры организации, действующей в данном обществе.
Рис. Системный подход к
изучению национального в
4.2. Модель Хофстеда.
Большой популярностью пользуется подход к изучению национального в организационной культуре, разработанный Г. Хофсти-дом и основанный на пяти переменных [8]:
• дистанция власти;
• индивидуализм;
• мужественность;
• стремление избежать неопределенности;
• долгосрочность ориентации.
Так, под первой переменной, названной дистанцией власти, понимается степень неравенства между людьми, которую население данной страны считает допустимой или нормальной. При этом низкая степень характеризуется относительным равенством в обществе, а высокая — наоборот.
Вторая переменная
характеризуется индивидуализмо
Третья переменная также имеет два полюса: мужественность и женственность, отражающие то, как люди данной культуры относятся к ценностям типа «настойчивость» и «самоуверенность», «высокий уровень работы», «успех и конкуренция», которые ассоциируются почти везде в большей мере с ролью мужчины. Эти ценности отличаются от «нежных» ценностей типа «жизненные удобства», «поддержание теплых личных отношений», «забота о слабых и солидарность», ассоциируемых преимущественно с ролью женщины. Речь идет о преобладании в обществе образцов поведения, присущих либо представителям мужского, либо женского пола. Роль женщины отлична от роли мужчины во всех странах, но в «жестких» обществах это различие больше, чем в «нежных».
Четвертая переменная получила название «стремление избежать неопределенности» и может быть определена как степень, с которой люди данной страны оказывают предпочтение структурированным ситуациям в противоположность неструктурированным. Структурированными являются ситуации с ясными и четкими правилами того, как следует себя вести. Эти правила могут быть формализованы, а могут поддерживаться традициями. В странах с высокой степенью стремления избегать неопределенности люди имеют тенденцию проявлять большое волнение и беспокойство, лихорадочность в работе или «авральность». В противоположном случае люди ведут себя и работают более спокойно и систематично. В странах с высокой степенью стремления избегать неопределенности преобладает мнение, что все «не наше и непривычное» представляет опасность. При низкой степени стремления избегать неопределенности все «не свое и непривычное» вызывает познавательное любопытство.
Пятая переменная измеряется долгосрочной или краткосрочной ориентацией в поведении членов общества. Долгосрочная ориентация характиризуется взглядом в будущее и проявляется в стремлении к сбережениям и накоплению, в упорстве и настойчивости в достижении целей. Краткосрочная ориентация характеризуется взглядом в прошлое и настоящее и проявляется через уважение традиций и наследия, через выполнение социальных обязательств.
4.3. Модель Лэйн и Дистефано.
Разработанная Г. Лэйн и Дж. Дистефано [9] модель определения влияния национального на организационную культуру строится на шести переменных, определяемых как проблемы, с которыми общество сталкивается на протяжении своей истории. Антропологами установлено, что различные общества по-разному справляются с этими проблемами. В модели эти разные пути названы «вариациями в ценностных ориентациях».
Шесть переменных рассматриваемой модели включают:
• отношение человека к природе;
• ориентацию во времени;
• веру о природе человека;
• ориентацию на деятельность;
• отношения между людьми;
• ориентацию в пространстве.
Вариации указанных переменных приводятся в табл. 10.6.
Таблица 10.6.
Матрица «культурных» переменных и их вариаций в разных
Культурах (по Лэйн и Дистефано)
Переменные |
Вариации в изменении переменных | |||
Отношение человека к природе |
Подчинение природе |
Гармония с природой |
Господство над природой | |
Ориентация во времени |
Жить прошлым |
Жить настоящим |
Жить будущим | |
Вера о природе человека |
Человека нельзя изменить |
Человека можно изменить | ||
Человек изначально «плохой» |
Человек изначально «нейтральный» |
Человек изначально «хороший» | ||
Ориентация на деятельность |
От работы важно получать удовлетворение |
В работе важен ее процесс |
В работе важен ее результат | |
Отношения между людьми |
На основе иерархических связей |
На основе групповых связей |
На основе индивидуальных связей | |
Ориентация в пространстве |
Как частичка общества |
Смесь умеренного индивидуализма с принадлежностью к системе |
Как отдельное частное лицо |
Модель предполагает, что каждая из указанных переменных и ее «национальная» вариация имеют непосредственную связь с теми или иными характеристиками и вариациями их состояния в рамках организационной культуры, преобладающей в данном обществе.
Так, вера о природе человека заключается не в понимании того, как один индивид думает о другом, а в том, во что индивид верит, рассматривая возможности человека. Например, можно ли изменить человека или нет. Или являются ли люди изначально плохими, хорошими или теми и другими.
В организации
ценностные ориентации в отношении
природы человека могут, согласно модели,
измеряться через следующие
Характеристики «культурной» переменной «вера о природе
человека» и их вариации в разных организационных культурах
Характеристи ки |
Вариации характеристик | ||
Система контроля |
Жесткая, основанная на подозрительности |
Умеренная, основанная на опыте |
Гибкая, основанная на информации |
Стиль управления |
Автократический, прямое руководство |
Умеренный, консультативное руководство |
Демократический , участие в управлении |
Организационный климат |
Противостояние, заключение контракта/ согласия |
Компромисс, уступки |
Сотрудничество, неформальные связи |
Наиболее очевидным, с точки зрения влияния природы человека на организационную эффективность, является система контроля. Ориентация на изначально «плохое» в природе человека служит основой жесткой системы контроля, предполагающей подозрительное отношение к людям. Другие ориентации («нейтральное» и «хорошее») в отношении природы человека будут воспроизводить соответственно более гибкие системы контроля.
4.4. Модель Оучи.
Широко известная сегодня организация типа «Z» (см. вводную главу), описанная У. Оучи, представляет собой попытку показать, как соединение преимуществ двух достаточно различных культур (японской и американской) «рождает» эффективный вариант культуры американской деловой организации.
Свое исследование У. Оучи построил на сравнительном анализе семи переменных организационной культуры:
• обязательства организации по отношению к своим членам;
• оценка выполнения работы;
• планирование карьеры;
• система контроля;
• принятие решений;
• уровень ответственности;
• интерес к человеку.
Обязательства по отношению к работникам. Согласно У. Оучи, все три типа организации высоко ценят низкий уровень текучести кадров. Увольнения применяются только в безвыходном положении.
Однако то, как поддерживается эта культурная ценность, различает эти три типа организации. Если в Японии в этих целях чаще используется система пожизненного найма, то американские фирмы традиционно ориентируются на краткосрочный найм, предоставляя индивиду свободу выбора. Хотя на практике большинство американских рабочих и служащих строят свою жизненную карьеру, меняя небольшое количество компаний.
Модель организации типа «Z» У. Оучи
«Культурные» переменные |
Характеристики в японских компаниях |
Характеристики в американских компаниях типа «Z» |
Характеристики в типичных американских компаниях |
Наем |
Пожизненный |
Долговременный |
Кратковременный |
Оценка и продвижение |
Качественное и медленное |
Качественное и медленное |
Количественное и быстрое |
Карьера |
Широкоспециализированная |
Умеренноспециали-зированная |
Узкоспециализированная |
Механизм контроля |
Неясный и неформальный |
Неясный и неформальный |
Ясный и формальный |
Принятие решения |
Групповое и консенсусное |
Групповое и консенсусное |
Индивидуальное |
Ответственность |
Групповая |
Индивидуальная |
Индивидуальная |
Интерес к человеку |
Широкий |
Широкий |
Узкий |
Оценка выполнения работы. Все три типа организации проводят эту работу, используя как количественные, так и качественные измерители. Однако временной лаг и его влияние на карьеру имеют различия. Так, в «чисто» американской фирме ценится быстрое продвижение, основанное на оценке работы с помощью множества количественных измерителей.
Планирование карьеры. Количество выполняемых в процессе прохождения карьеры функций значительно отличает японского и американского менеджера. «Третий» путь предлагает разнообразить карьеру менеджера в рамках трех — пяти функций.
Система контроля. Без контроля не обходится ни одна организация. Однако каждая организация решает это по-своему. Если типичная американская фирма имеет четкую, ясную и достаточно формальную систему отчётности, то для «идеальной» модели предлагается в основном японский подход, когда контроль осуществляется через неформальные и менее структурированные механизмы. Одним из наиболее эффективных механизмов является организационная культура.
Принятие решений. Предпочтение отдается японскому варианту, когда решения в организации принимаются на уровне группы и на консенсусной (все в основном согласны и принимают решения к исполнению) основе.
Уровень ответственности. Не в пример преимуществам группового консенсусного решения, модель У. Оучи предлагает для американской фирмы типа «Z» сохранять ответственность на индивидуальном уровне. В этом случае предполагается, что две разные культурные ценности (групповое решение и индивидуальная ответственность) должны ужиться друг с другом. Решается это во многих случаях через механизм участия в управлении, сохраняющий традиционно последнее слово в решении за менеджером. Американская индивидуальность при этом не страдает.
Информация о работе Контрольная работа по "Менежменту в организации"