Контрольная работа по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2015 в 15:30, контрольная работа

Краткое описание

Задание 1. Дайте понятие и раскройте содержание менеджмента. Сформулируйте основные черты и характеристики менеджмента. Дайте необходимые пояснения.

Файлы: 1 файл

Менедж вар 1.doc

— 208.00 Кб (Скачать)

Создание команды - одно из самых важных дел менеджера. Можно сказать, что команда - его основной инструмент работы. Недаром, меняя место службы, менеджер часто "перетаскивает" за собой и свою команду. Большое значение имеет психологическая совместимость членов команды. В ней не должно быть случайных людей. Возникновение ссор и раздоров в команде сильно снижает ее эффективность. Поэтому зачинщиков ссоры целесообразно удалить из команды, даже если их профессионализм весьма высок.

Менеджер управляет с помощью распоряжений, приказов, которые с помощью своей команды доводит до всех подчиненных и добивается их выполнения. Приказы и распоряжения могут быть письменные и устные, а также доведенные до адресата с помощью компьютера и электронной почты. Они должны однозначно восприниматься исполнителями, быть ясными, четкими и по возможности короткими. Иногда нужна вводная часть, разъясняющая необходимость данного приказа.

Координация

Одно из основных условий успешной деятельности организации - согласованность действий менеджеров этой организации. Они не только не должны противоречить друг другу, напротив, необходимо, чтобы они дополняли друг друга и вели к одной цели - цели фирмы, выраженной в долгосрочных и оперативных планах. Обратим внимание на важность эффективной организации потоков информации. Она должна быть достаточной, но не излишней.

Поэтому совершенно необходимы регулярные совещания менеджеров. Не так легко грамотно подготовить и провести совещание, добиться принятия полезных для работы фирмы решений. Необходимо заранее обеспечить участников необходимой информацией, организовать деловую дискуссию, подавлять основанную на эмоциях перепалку и одновременно не превращать заседание в монолог начальника, и т.д. Это - наука и искусство, которыми должен владеть менеджер. Надо иметь в виду, что хорошо разработаны и методы срыва совещаний, превращения их в пустое времяпровождение, а также методы организации коллективного принятия решений, выгодных кому-либо лично, но не фирме. Менеджер должен быть готов к активной борьбе с подобными поползновениями.

Контроль

На менеджере лежит обязанность контроля за выполнением принятых ранее решений, не только включенных в план, но и оперативных, текущих. Частично контроль осуществляется в ходе совещаний и визирования документов. Но этого недостаточно. При планировании собственной работы менеджеру следует предусмотреть регулярные проверки деятельности своих подчиненных, причем не только членов своей команды, но и всех остальных. Могут применяться как официальные отчеты и аттестации, так и неформальные беседы. Надо отметить, что беседа с менеджером, стоящим на иерархической лестнице на несколько ступенек выше, производит большое положительное воздействие на сотрудника. В Великобритании считается, что генеральный директор должен побеседовать с каждым сотрудником хотя бы раз в год. К сожалению, в России подобные собеседования не приняты.

В задачах контроля качества продукции выборочный контроль применяется, когда контроль является разрушающим, либо по экономическим соображениям.

Совершенно ясно, что полная проверка потребует такого объема рабочего времени контролеров, что его выделение в большинстве случаев нецелесообразно (бывают исключения, например, при уголовном расследовании). Поэтому представляется полезным использование при аудите выборочного контроля, при котором случайным образом (в смысле теории вероятностей) отбирается сравнительно небольшая доля документов, которая затем и анализируется. Для определения объема выборки, способа ее отбора, правил переноса выборочных результатов контроля на всю совокупность следует применять методы, разработанные в теории статистического контроля.

Необходимо учитывать, что предприятие создается и успешно функционирует только тогда, когда имеется широкий круг потребителей, или клиентов. Это дает возможность определить одну из основных целей предприятия - получение в свои руки новых клиентов, другими словами - создание новых рынков. Именно за счет этого создаются и обеспечиваются рабочие места и одновременно удовлетворяются потребности клиентов. При необходимости даже создаются новые потребности у потенциальных клиентов, являющиеся объективной основой дальнейшего существования делового предприятия. Следовательно, на предприятие на менеджмент возлагаются еще две очень важные функции - функция маркетинга и функция инновации.

Следует, впрочем, иметь в виду, что маркетинг - это не просто продажа производимых товаров. Данное понятие намного шире того, что мы имеем в виду под сбытом. Оно охватывает практически все сферы работы предприятия в той мере, в какой они влияют на реализуемость изготовленных товаров; от исследований и разработок до закупки сырья, производства) упаковки, транспортировки, продажи клиентам, обслуживания, поставки запчастей и т.п.

Иначе говоря, маркетинг не что иное, как работа предприятия в целом с точки зрения конечного результата, т.е. удовлетворение потребностей клиентов.

Еще одной важной функцией менеджмента являются инновации, разработка новых товаров и услуг, к тому же более высокого качества. Вряд ли можно считать удовлетворительным, если предприятие поставляет хорошие товары и предоставляет услуги по приемлемым ценам. Оно должно давать своим клиентам товары и услуги на более приемлемых условиях, чем его конкуренты, и более высокого качества, с этой точки зрения понятие "инновация" включает в себя не только чисто технические исследования и разработки, но и все изменения в стиле работы предприятия в лучшую сторону (разработка новых видов услуг, установление более низкой цены или других более выгодных для своих клиентов условий).

В наше время, когда общество начинает активнее заниматься решением вопросов охраны окружающей среды, в рамках инноваций руководству необходимо обращать особое внимание на повышение рентабельности использования материальных средств и уменьшение загрязнения окружающей среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 3. Сформулируйте перечень целей, необходимых для достижения общей цели организации-повышения производительности труда.

Для формулировки перечня целей можно использовать дерево целей, либо причинно-следственную диаграмму Исикавы.

Диаграмма, которую предложил один из крупнейших японских теоретиков менеджмента Каору Исикава (Ишикава), в разных источниках упоминается как «рыбий скелет» (схема, приведенная ниже), или «дерево проблем» - то же самое, но схема разворачивается на 90 градусов.

 

Рис. 5. Диаграмма Исикавы

 

На мой взгляд, это очень практичный инструмент для анализа причин, приводящих к определенному результату.

Работа с диаграммой Исикавы производится в несколько этапов:

  • Сбор всех факторов, причин, каким - либо образом влияющих на исследуемый результат;
  • После этапа сбора - производится группировка факторов по смысловым и причинно - следственным блокам;
  • Ранжирование этих факторов внутри каждого блока;
  • Анализ получившейся картины;
  • «Отбрасывание» факторов, на которые мы не можем влиять;
  • Игнорирование малозначащих и непринципиальных факторов.

 

Диаграмма Исикавы используется как аналитический инструмент, для отбора и нацеливания на наиболее важные причины, поддающиеся управлению.

Построим диаграмму Исикавы для решения вопроса о повышении производительности труда (напомним, что переворот данной диаграммы на 90 градусов – является деревом целей).

рис. 6 Диаграмма Исикавы, отражающая пути повышения производительности труда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 4. Постройте фрагмент организационной структуры управления предприятием, выполняющей указанные ниже функции управления. Дайте названия звеньям структуры, укажите какие функции они выполняют, кому подчиняются, с кем взаимодействуют. Определите к какому типу структур относится построенный фрагмент. Дайте необходимые пояснения.

Функции управления:

    1. общее (линейное) руководство
    2. техническая подготовка производства
    3. ремонтное обслуживание
    4. энергетическое обслуживание
    5. технико-экономическое планирование и прогнозирование
    6. бухгалтерский учет
    7. материально-техническое снабжение и сбыт
    8. хозяйственное обслуживание
    9. подбор и расстановка кадров
    10. управление капитальным строительством

Организационная структура представлена на рисунке 7.

Типы организационных структур управления

Организационная структура аппарата управления - форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ. Для выполнения функций подразделения их должностные лица наделяются определенными правами на распоряжения ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за подразделением функций.

Схема организационной структуры управления отражает статическое положение подразделений и должностей и характер связи между ними.

Различают связи:

- линейные (административное подчинение),

- функциональные (по сфере деятельности без прямого административного подчинения),

- межфункциональные, или кооперационные (между подразделениями одного и того же уровня).

 

 

 

 

Рис. 7. Пример организационной структуры предприятия






 

 





 

 
В зависимости от характера связей выделяются несколько основных типов организационных структур управления:

- линейная; 
- функциональная; 
- линейно-функциональная; 
- матричная; 
- дивизиональная; 
- множественная.

В линейной структуре управления каждый руководитель обеспечивает руководство нижестоящими подразделениями по всем видам деятельности. Достоинство - простота, экономичность, предельное единоначалие. Основной недостаток - высокие требования к квалификации руководителей. Сейчас практически не используется.

Функциональная организационная структура реализует тесную связь административного управления с осуществлением функционального управления (рис.8).

 

 

Д- директор; ФН - функциональные начальники; И - исполнители

Рис. 8. Функциональная структура управления

На рис. 8 административные связи функциональных начальников с исполнителями (И1 - И4) такие же, как и для исполнителя И5 (они не показаны в целях обеспечения ясности рисунка).

В этой структуре нарушен принцип единоначалия и затруднена кооперация. Практически она не используется.

Линейно-функциональная структура - ступенчатая иерархическая. При ней линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные органы. Линейные руководители низших ступеней административно не подчинены функциональным руководителям высших ступеней управления. Она применялась наиболее широко (рис. 9).

 

Д- директор; ФН - функциональный начальники; ФП - функциональные 
подразделения; ОП - подразделения основного производства.

Рис. 9. Линейно-функциональная структура управления

Иногда такую систему называют штабной, так как функциональные руководители соответствующего уровня составляют штаб линейного руководителя (на рис. 9 функциональные начальники составляют штаб директора).

Дивизиональная (филиальная структура) изображена на рис. 10. Дивизионы (филиалы) выделяются или по области деятельности или географически.

 

 

 

 

 

 

Рис. 10.  Дивизиональная структура управления

Матричная структура (рис. 11,12) характерна тем, что исполнитель может иметь двух и более руководителей (один - линейный, другой - руководитель программы или направления). Такая схема давно применялась в управлении НИОКР, а сейчас широко применяется в фирмах, ведущих работу по многим направлениям. Она все более вытесняет из применения линейно-функциональную.

 

Рис. 11. Матричная структура управления, ориентированная на продукт

Множественная структура объединяет различные структуры на разных ступенях управления. Например, филиальная структура управления может применяться для всей фирмы, а в филиалах - линейно-функциональная или матричная.

 

 

 

Рис. 12. Матричная структура управления по проектам

 

Таким образом, представленная организационная структура может быть отнесена к линейно-функциональной.

 

 

Задание 5. Раскройте содержание понятия «самоменеджмент». Составьте рациональный план рабочего дня менеджера, используя метод «АЛЬПЫ» исходный план представлен в таблице.

Информация о работе Контрольная работа по "Менеджменту"