Консультирование в менеджменте

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 20:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы явилось желание познакомиться с консалтингом, расширить и углубить свои знания по этой теме, так как он решает вопросы управленческой, финансовой, инвестиционной деятельности организаций, стратегического планирования, оптимизации общего функционирования компании, ведение бизнеса, исследование и прогнозирование рынков сбыта, движение цен, что необходимо учитывать и в фармацевтической деятельности.
Актуальностью данной темы является то, что современный консалтинг — это огромная индустрия, которая может быть полезной для любого бизнеса.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...4
Глава 1.Теоретическая часть……………………………………………………..6
Глава 2.Практическая часть……………………………………………………..16
Глава 3.Авторская новизна. Предложения о путях решения вскрытых проблем…………………………………………………………………………...21
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературных источников……………………………………………...27

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 221.50 Кб (Скачать)


Введение

Консультирование в  менеджменте, являясь специальной  сферой приложения экономическо-управленческих знаний, представляет собой особую сферу услуг. Оно - составная часть инфраструктуры рыночной экономики.


Консалтинг  в Беларуси, как и на всём постсоветском пространстве, существовал ещё в условиях централизованно планируемой экономики, но не в том виде, какой принят в мировой практике. Консалтинг, как известно, представляет собой работу по представлению информации и рекомендаций независимыми экспертами на рыночных условиях.


Однако в  советский период не было рыночной экономики и, соответственно, не требовались независимые консультанты. Определённая степень независимости предоставления консалтинговых услуг обеспечивалась в рамках хоздоговорных работ, при которых консультант и клиент выступали в качестве равноправных и независимых от государства сторон.

К 1990-м годам  ситуация стала меняться. Заказчиками  всё в большей степени становились не только государственные, но и частные либо смешанные предприятия. Стали возникать независимые (частные) консалтинговые фирмы. Это принципиально важно, т. к. независимость консультантов - одно из необходимых условий востребованности их как специалистов.

Спрос на консалтинговые услуги увеличивается в силу радикальных изменений в экономике Беларуси. Потребности рынка влекут за собой усложнение экономических процессов, активизацию теоретико-практических исследований, увеличение рисков. Важнейшее условие развития этих консалтинговых услуг- объективная востребованность интеллектуального потенциала высококвалифицированных специалистов. Формирование сети фирм менеджмент-консалтинга способствует рационализации управления, совершенствованию организации производства, ускорению инновационных процессов.

В Беларуси происходит процесс перехода к рыночной экономике со всеми сопутствующими этому явлению кардинальными социально-экономическими изменениями, усложнениями обстановки на рынке, обострением конкуренции. В этих сложных условиях в любой области дея-тельности не представляется возможным выжить без поддержки специалистов-консультантов - для решения постоянно появляющихся проблем.

На самом  деле спектр современных консалтинговых услуг достаточно широк.

Со стороны  консультантов управленческое консультирование является профессиональной деятельностью по оказанию специализированных услуг и получению за них вознаграждения. Со стороны заказчиков управленческое консультирование является механизмом получения информации с целью повышения результатов своей деятельности, разработки инновационных проектов и их успешной реализации.

Целью написания курсовой работы явилось желание познакомиться  с консалтингом, расширить и углубить свои знания по этой теме, так как  он решает вопросы управленческой, финансовой, инвестиционной деятельности организаций, стратегического планирования, оптимизации общего функционирования компании, ведение бизнеса, исследование и  прогнозирование рынков сбыта, движение цен, что необходимо учитывать и в фармацевтической деятельности.

Актуальностью данной темы является то, что современный консалтинг — это огромная индустрия, которая может быть полезной для любого бизнеса. Но крупному бизнесу в нынешних условиях все более глобализируемого и усложняющегося рынка, обострения конкуренции и непредсказуемости макроэкономических факторов без индустрии консалтинга просто не обойтись.

Выделим основные задачи курсовой работы:

1) Изучить понятие консалтинга и  виды консалтинговых  услуг;

2) Рассмотреть виды консалтинговых услуг в Беларуси;

3) Проанализировать на примере, сделать соответствующие выводы.

 

Глава 1.Теоретическая  часть

Определение понятия  консалтинга

Определений консалтинга  существует множество как в отечественной, так и в зарубежной литературе, но общепринятое отсутствует. По мнению А.П. Посадского консалтинг – это «предпринимательская деятельность, осуществляемая профессиональными консультантами и направленная на обслуживание потребностей экономики и управления в консультациях и других видах профессиональных услуг».

Два аспекта консультирования выделяет М. Кубр:

- консультирование  - метод усовершенствования практики. Рассматривается автором с позиции практических действий, сформированных в виде метода и направленного на усовершенствование сложившейся практики ведения дел.

- профессиональное консультирование  как служба или как метод, обеспечивающий практические советы и помощь. Данный аспект характеризует консалтинг в виде самостоятельной сферы профессиональной деятельности, обеспечивающей практические советы и помощь клиенту.

Некоторые авторы считают, что «консалтинг» происходит от английского «consulting»; другие от латинского «consultatio» - советующий, совещаться, советоваться, заботиться.

Э. А. Уткин определяет консалтинг как « профессиональное содействие, оказываемое специалистами  по управлению руководителям управленческому персоналу различных предприятий в решении проблем их функционирования и развития, оказываемое в форме рекомендаций и совместно выработанных решений.

В современных условиях консалтинг представляет собой самостоятельный  вид предпринимательства на ряду с производственным, коммерческим, финансовым. Являясь элементом рыночной экономики, он направлен на удовлетворение ее потребностей и в управлении, и в других видах профессиональных услуг, а товарный характер рассматриваемых услуг определяет проблему ценообразования на данном рынке [2 , стр.8-9].

Традиционно считается, что консалтинг – это оказание помощи: личные отношения, установленные  между двумя или более людьми, пытающимися решить проблему или  разработать план (клиент), и одним  или большим количеством лиц ,старающихся помочь им в этом деле (консультант). Шейн рассматривает три модели предоставления организации консалтинговых услуг.

Модель «врач - пациент».

Консультанты, действующие  по модели «врач - пациент», - это эксперты по вопросам организаций, их структуры и действиям сотрудников. Этих экспертов приглашают с целью выявить проблемы и получить рекомендации по их устранению. Часто проблемы, из-за которых приглашают консультанта, всего лишь признаки более глубоких противоречий или более сложных ситуаций, в которых предстоит разобраться консультанту. В данном случае многое зависит от коммуникабельности самого консультанта – его умения завоевать доверие клиента, вести беседу; в ходе ее человек или группа лиц, с которыми связана возникшая проблема, предоставили бы информацию, необходимую для выявления сущности и причин затруднений; при этом немаловажную роль играет и способность консультанта правильно интерпретировать полученные сведения. Однако не меньшей степени этот метод зависит от желания способности клиента выполнять полученные рекомендации. Совершенно очевидно, что данная модель консалтинга подразумевает некую власть консультанта: сначала он берет  на себя обязательство выявить проблему и предложить способы ее устранения, а потом требует от клиента выполнения рекомендаций. Самое важное при этом – доверительное отношение между клиентом и консультантом.

Процессуальный консалтинг.

Процессуальная модель консалтинга основана на том, что  возникшая проблема – это дело клиента, таковой она остается в  течении всего периода оказания консалтинговых услуг. Процессуальный консультант устанавливает с клиентом отношения с единственной целью – расширить возможности последнего в сфере всестороннего анализа проблемы. Этот метод или тип консалтинга требует от консультанта тех же навыков, что и при использовании модели «врач – пациент», то есть умения завоевать доверие, вести беседу на трудные, а нередко и личные темы. Однако этот подход основан на совершенно ином отношении к поставленной задаче и клиенту. Процессуальный консалтинг предполагает, что за успех или неудачу предпринятых действий в полной мере отвечает клиент. Консультант лишь делит с клиентом полномочия и обязанности.

Экспертный консалтинг.

В случае экспертного  консалтинга клиент покупает необходимую  информацию или опыт. В этом случае, задача консультанта – предоставить клиенту знания, необходимые для решения возникшей у него проблемы, или соответствующие услуги. Успешное использование данной модели зависит от того, насколько правильно клиент выявил и разъяснил эксперту сущность проблемы, а также от того, насколько точно он оценил способность эксперта предоставить ему необходимые знания. В данном случае властью обладает клиент. В последнее время этот тип консалтинга стал означать предоставление организации некого «продукта», например продажу или установку какого-то либо конкретного программного обеспечения[1 , стр. 14- 15].

 

Виды консалтинга

На рисунке 1 представлен  спектр современных консалтинговых услуг.

                      Рис. 1. Современные виды консалтинговых услуг

Консалтинг  ИТ-бизнеса - вид управленческого консалтинга; разработка рекомендаций по внедрению автоматизированных систем управления, информационно-поисковых систем, применению компьютеров в бухгалтерском учете и других количественных методах оценки деятельности предприятия.

Проект-консалтинг (проект-менеджмент) - мероприятие, ограниченное во времени и ресурсах, направленное на создание уникального продукта или услуги.

Консалтинг  страхования - консультирование по видам страхования, формированию и использованию целевых фондов для возмещения убытков, возникших в результате страхового случая.

Франчайзинг-консалтинг (в стадии формирования) - консультирование по вопросам осуществления деятельности с использованием технологий, лицензий, ноу-хау, фирменной торговой марки, логотипа фирмы-партнера.

Консалтинг реструктуризации - консультирование по вопросам  пересмотра сроков кредитов, увеличения уставного фонда хозяйственного общества, а также организационной, управленческой, имущественной, финансовой и технической адаптации к условиям экономики и измене-    нию номенклатуры выпускаемой продукции в целях повышения эффективности производства.

Консалтинг  реинжиниринга - консультации по вопросам оздоровления предприятий, фирм, компаний и деятельность по модернизации ранее реализованных технических решений на действующем объекте.

Процесс-консалтинг (в стадии формирования) - последовательность спланированных процессов, посредством которых человеческие ресурсы организации идентифицируются, используются и развиваются таким образом, чтобы повысить эффективность организации в целом.

Инвест-консалтинг - подготовка инвестиционных меморандумов; разработка и комплексная экспертиза инвестиционных проектов; анализ, мониторинг и сопровождение инвестиционных проектов; управление финансовыми рисками.

Консалтинг  для государственной власти - сбор средств (для проведения избирательных компаний); прямая почтовая рассылка (корреспонденция); проведение исследований (по заказу партий или государственных учреждений); обеспечение связей с прессой; электоральный менеджмент; лоббирование; спичрайтинг (подготовка речей для политиков).

Консалтинг  стратегического управления - консультирование по прогнозам развития отрасли, динамики рынка, потенциальных перспектив развития конкретного предприятия, вариантов стратегического планирования.

Консалтинг  антикризисного управления - консультирование по вопросам недопущения возникновения кризисных ситуаций, предложение вариантов выхода, в случаях попадания в кризисные и проблемные

ситуации.

Хеджантинг - поиск и трудоустройство различных специалистов для различных сфер деятельности; оценка отдачи от инвестиций в человеческие ресурсы; подготовка кадрового резерва.

 Аутстаффинг - способ прямого поиска топ-менеджеров и редких специалистов путем их переманивания из других компаний.

Коучинг - технология, позволяющая снижать административные расходы и риски, связанные с персоналом компании, персональное консультирование руководителей.

Даунсайзинг - сокращение персонала; реформирование организации; изменение организационной структуры и производственного процесса.

Налицо многообразие, широта охвата и очевидная перспектива  развития отдельных видов консалтинговых услуг.

Результатом взаимодействия консультантов с  предприятием (организацией) является совершенствование практики управления, повышение её эффективности. Реализация консалтинга производится консультационной фирмой, специализированным подразделением, либо отдельным консультантом. На тех или иных условиях ими могут быть как специалисты предприятия-клиента, так и консультанты-субподрядчики [2, стр.22-24].

 

Консалтинг  в Беларуси

Белорусскому консалтингу  всего несколько лет. Поначалу зная не так уж много, консультант со временем обретает опыт, концентрирует его. Он хорошо знаком именно с промышленными кризисами, переходя с одного завода на другой. Его квалификацию можно сравнить с опытом, приобретаемым хирургом в палате скорой помощи. На Западе говорят, что пять лет работы консультантом - то же самое, что пятидесятилетний опыт работы обычного бизнесмена. Все эти пять лет, консультант занимался сложнейшими проблемами. Кроме того, со временем консультант учится чему-то у своих клиентов, и, прежде всего - на их ошибках. Профессионального консультанта еще можно сравнить с дорожным указателем, который всем помогает найти и обосновать правильный путь.

Информация о работе Консультирование в менеджменте