Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 22:32, курс лекций
Консультирование по вопросам управления (управленческий консалтинг) является особой сферой услуг и составной частью инфраструктуры рыночной экономики. Зарождение управленческого консультирования в начале XX столетия было вызвано поиском новых средств повышения эффективности производства, логикой развития организационной науки и практики.
Процедура окончательного выбора обычно осуществляется в форме закрытого тендера, т.е. конкурса, при котором только консультантам, включенным в окончательный список, направляются запросы на подачу предложений по осуществлению соответствующего консультационного проекта. Содержание этих предложений и ход переговоров по ним позволяют клиенту окончательно определить, кто из консультантов в наибольшей степени подходит ему.
2. Предпроектная стадия
Предпроектная стадия (этап подготовки) характеризуется началом работы консультанта и клиента. Стороны проводят предварительные переговоры, происходит обсуждение проблемы и возможных путей ее разрешения.
Для проведения предпроектных переговоров особенно эффективны учебно-консультационные мероприятия - семинары, выставки, конференции - с участием консультантов и будущих клиентов.
Также на этой стадии назначается ответственный за дальнейшее взаимодействие рабочей группы и консультанта.
При составлении договора между консультантом и клиентом должны учитываться вопросы организации их взаимодействия и взаимные обязательства сторон.
Можно выделить семь групп договоров:
• Продолжающийся (абонементный) договор — договор, по которому клиент приглашает консультанта 1 —3 раза в месяц в свою организацию, где он принимает участие в совещаниях, дает индивидуальные консультации, проводит учебные занятия и т.п. При таком способе организации договорной работы консультант является постоянным членом группы руководителей высшего звена.
• Договор по диагностике заключается с группой консультантов из двух-трех человек. Диагностика может представлять собой разовый заказ или регулярное посещение организации консультантами с целью разъяснения проблем клиента, причин их появления и тенденций развития.
Договор по внедрению заключается в случаях, когда программа работ ясна еще до подписания договора и имеет целью обеспечить плавный процесс внедрения с учетом существующего положения.
• Договор по повышению квалификации руководителей — договор на обучение руководителей и специалистов предприятия.
Договор по составлению проекта — договор на разработку проектов по совершенствованию или созданию системы управления.
• Договор по развитию организации — заказ на комплексное консультирование: руководство предприятия, используя методы, предлагаемые консультантами, проводит диагностику и разрабатывает долгосрочную стратегию развития организации.
Договор на разовую консультацию — договор, при котором консультант отвечает на конкретный вопрос руководителя.
В любом контракте оговариваются следующие ключевые моменты:
5) цена.
После подписания контракта наступает так называемая проектная стадия консалтингового процесса. Проектная стадия осуществляется уже в рамках заключенного контракта.
3. Проектная стадия
На этой стадии консультанты начинают диагностику предприятия-клиента, сбор данных и в итоге формирование комплексной картины жизнедеятельности предприятия с целью анализа финансово-экономического, организационно-технического состояния предприятия и прогноза будущего.
Задачами диагностики являются сбор и анализ данных по:
Методами диагностики могут являться:
Результаты диагностики представляются в виде документов:
- Обзор организации управления предприятием;
- Обзор процессов организации производства;
- Отчет о результатах маркетингового исследования;
- Обзор финансовой деятельности предприятия;
- Обзор кадрового потенциала предприятия;
- Обзор процессов информационного обеспечения на предприятии;
- Обзор коммуникационных процессов;
После того как осуществлена диагностика, проект вступает в свою основную фазу, во время которой консультанты разрабатывают, оценивают и представляют клиенту возможные решения проблем.
4. Этап внедрения проекта
На этапе внедрения проекта можно сформировать команду из числа руководителей и специалистов компании-клиента и консультантов, которая, должна разработать оперативные мероприятия, процедуры для создания благоприятного климата (путем привлечения, обучения, мотивации персонала к осознанию, принятию и поддержке изменений) с целью проведения в последующем стратегических изменений (организационных, технологических, кадровых) и приступить к их реализации.
Консультант может принимать участие в реализации своих предложений следующим образом:
• обучать персонал клиента.
На этапе внедрения консультант должен быть готовым отвечать на любые вопросы и помогать персоналу клиента справиться с любой проблемой.
Постепенно ответственность консультанта в осуществлении проекта становится все меньше, а ответственность персонала клиента возрастает, цель этого — завершить пребывание консультанта в организации к тому моменту, когда ее персонал сможет работать самостоятельно в новой ситуации.
5. Послепроектная стадия
На этапе завершения проекта проводится оценка сделанного и сравнение фактически полученных результатов с планируемыми. На этой стадии осуществляется анализ масштабов отклонений и причин их возникновения; разрабатываются дополнительные корректировочные мероприятия; формируется отчет о проделанной работе, использовании ресурсов; обсуждается отчет о работе и подписывается акт приема-сдачи работ.
На послепроектной стадии происходит выход консультанта из проекта. Также возможно проведение переговоров руководства компании-клиента с консультантами относительно дальнейшего сотрудничества.
На каждом этапе консультационного проекта непрерывным и циклическим процессом сравнения клиентом и консультантом достигнутого результата с желаемым должен выступать контроль.
Таблица 1
Направления и цели контроля
Направления контроля |
Цели контроля |
Время |
Обеспечить завершение проекта и достижение результатов в установленные сроки |
Финансы |
Дать возможность клиенту и консультантам управлять своими расходами |
Информация проекта |
Зафиксировать результаты каждого этапа и проекта в целом, довести результаты до соответствующих отделов, служб, исполнителей |
Качество |
Сравнить промежуточный и окончательный результат проекта с запланированными |
Организация процесса консультирования |
Оценить правильность определения задач, консультирования ответственности, принципов совместной работы клиента и консультанта |
Инструментами контроля за ходом выполнения работ по контракту являются консультационные отчеты.
Таблица 2
Основные виды и содержание консультационных отчетов
Виды отчетов |
Содержание |
Промежуточные (обычно ежемесячно) |
Отчет по использованию средств Коррективы, вносимые в план работ Описание возникших проблем и предполагаемые пути их решения |
Заключительные |
Достигнутые результаты Нерешенные проблемы Планы на будущее |
Дополнительные материалы |
Бизнес-план Результаты исследований Программы, инструкции по процедурам и т.д. |
Результатами совместного сотрудничества могут быть не удовлетворенны как клиенты, так и консультанты.
Клиент может быть разочарован:
- плохими навыками
делового общения (
- низкой квалификацией
консультантов (неясный
- «закрытостью» действий консультантов (отсутствие регулярной информации о ходе работы, методах работы);
- отсутствием
творческого подхода в
- неумением передавать знания руководству и специалистам.
Консультанта не удовлетворяют:
- незаинтересованность руководства организации;
- несоответствие
уровня компетентности
- низкая активность занятого в проекте персонала;
- нежелание
и неспособность клиента
- отсутствие обратной связи;
- рост затрат времени и усилий консультантов;
- выполнение работы за клиента;
- финансовые затруднения клиента;
- несвоевременность и неполнота предоставляемой клиентом информации.
Таким
образом, качество
грамотным построением отношений клиента и консультантов на всех этапах работы.
Тема 6. Методы анализа и решения проблем.
При анализе различного рода проблем, с которыми сталкивается консультант, его эффективность проявляется в знаниях и опыте решения аналогичных проблем в различных клиентских организациях. Характерной особенностью решения клиентских проблем в настоящее время становится их комплексный характер, требующий адекватных методов решения.
Авторитет и наиболее широкое распространение в последнее время получили следующие методы.
Реинжиниринг - это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов компании для достижения резких скачкообразных изменений с целью улучшения наиболее существенных показателей функционирования компании. Из всех существующих на сегодняшний день методов в этой сфере наиболее прогрессивным, радикальным и универсальным является реинжиниринг бизнес-процессов (business process reengineering—ВРR). BPR является направлением, возникшим на стыке двух различных сфер деятельности — менеджмента и информатизации.
Как частные случаи BPR могут рассматриваться:
Принципы реинжиниринга:
• стоимость процесса перехода часто игнорируется или отвергается;
• имеется склонность к радикальным и драматическим изменениям;
• игнорирование всех существующих структур и процедур и
изобретение полностью новых способов выполнения работы;
Бенчмаркинг (от англ. benchmark — начало отсчета, зарубка) — это механизм сравнительного анализа эффективности работы одной компании с показателями других, более успешных, фирм. Бенчмаркинг можно применять во всех сферах деятельности предприятия. Бенчмаркинг помогает относительно быстро и с меньшими затратами совершенствовать бизнес-процессы.