Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 22:32, курс лекций
Консультирование по вопросам управления (управленческий консалтинг) является особой сферой услуг и составной частью инфраструктуры рыночной экономики. Зарождение управленческого консультирования в начале XX столетия было вызвано поиском новых средств повышения эффективности производства, логикой развития организационной науки и практики.
Тема 1. Характеристика современного консалтинга.
Консультирование по вопросам управления (управленческий консалтинг) является особой сферой услуг и составной частью инфраструктуры рыночной экономики. Зарождение управленческого консультирования в начале XX столетия было вызвано поиском новых средств повышения эффективности производства, логикой развития организационной науки и практики.
Можно выделить два основных подхода к консультированию: функциональный и профессиональный.
Функциональный подход рассматривает управленческое консультирование как любую форму оказания помощи организации-клиенту, при которой консультант сам не отвечает за выполнение задачи, но помогает тем, кто ответственен за это. Это допускает, что такая помощь может оказываться лицами, выполняющими самую разнообразную работу.
Профессиональный подход рассматривает консультирование как особую профессиональную службу, которая работает по контракту и оказывает услуги с помощью специально обученных и квалифицированных лиц.
Цель консультирования: помочь другим людям решать проблемы и яснее видеть все возможности.
Можно дать следующее определение консалтинга. Консалтинг - это предпринимательская деятельность, выполняемая профессиональными консультантами и направленная на обслуживание потребностей экономики и управления в консультациях и других видах профессиональных услуг.
Задачей консалтинга является предоставление консультантом клиенту определенных инструментов, методик для диагностики состояния предприятия, решения выявленных проблем, выработки стратегического плана развития.
Предметом управленческого консультирования являются методы внедрения экономических и управленческих знаний в практическую деятельность хозяйствующих субъектов.
Группировка методов.
- Методы сбора информации (опросы, интервью, анкетирование, экспертные оценки, анализ документов)
- Методы обработки информации (классификация данных, анализ проблем, сравнение)
- Методы определения проблем (дерево целей с использованием экспертных оценок
- Методы разработки и оценки решений (деловые игры; методы групповой работы)
- Методы экспериментальной проверки (групповая работа, деловые игры).
- Методы переноса результата в реальные условия (проведение проблемных совещаний).
2. Методы работы с клиентом:
- методы совершенствования производственных процессов (технические)
- методы создания новых ролей, новых подразделений или новых отношений подчиненности (структурные);
- методы управления человеческими ресурсами (обучение, тренинг, системы вознаграждения)
3. По условиям применения:
- специализированные - применяются для особых условий, для определенного типа организаций, отраслей
- универсальные - применяются практически во всех типах организаций независимо от отраслевой принадлежности, масштабов деятельности, форм собственности.
4. По экономичности:
- беззатратные - мероприятия, которые не требуют капиталовложений и быстро показывают свои выгоды и преимущества.
- низкозатратные требуются небольшие затраты, которые будут возвращены в течение года.
- затратные методики связанны с крупными капиталовложениями.
Источниками данных для анализа являются:
1.Записи:
2.События и условия;
3. Информация, хранящаяся в памяти людей.
Пути получения фактических данных:
Выделяют пять основных функциональных потребностей организаций, к решению которых привлекаются консультанты:
• подбор кадров высшего управленческого звена (стратегический консалтинг).
Стратегический консалтинг помогает разрабатывать корпоративные стратегии, проводить стратегическое исследование рынка, обеспечивать устойчивые конкурентные преимущества и высокие темпы роста бизнеса в будущем.
Операционный консалтинг помогает оптимизировать бизнес-процессы, финансовые потоки, постановку и налаживание управленческого учета и т.д.
Организационный консалтинг предлагает услуги по разработке организационной структуры, повышению организационной эффективности, оформлению бизнес-процессов.
ИТ-консалтинг предлагает услуги по оптимизации управленческих задач, выбору, проектированию, созданию и внедрению информационных систем управления.
В последнее время многие консалтинговые фирмы начинают оказывать и неконсалтинговые профессиональные услуги:
1. Аудит — это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности клиента и экспертная оценка (заключение) с целью установления ее достоверности, правильности и соответствия финансово-хозяйственных операций общепринятым стандартам.
2. Бухгалтерское обслуживание.
7. Деловая информация предоставление экономической, технической, юридической и другой информации по заказу клиента.
9. Инвестиционные услуги (инвестиционное банкирование) – это деятельность кредитно-финансовых институтов по купле-продаже ценных бумаг.
Можно выделить следующие ситуации, когда возникает потребность в консалтинге:
1) Когда в организации обнаруживается проблема такого масштаба, что для ее решения необходимо осуществить радикальные комплексные преобразования в системе управления, принципах построения бизнеса.
2) В случае возникновения проблемы, которая требует оперативного решения;
Продуктом консультационной деятельности является услуга, оказываемая клиенту. Консультационная услуга представляет собой совет, рекомендацию, анализ, оценку, прогноз, справку и т.п. в предметной области интересов клиента. Консультационные услуги являются частью деловых услуг, а управленческое консультирование - одним из видов консультационных услуг.
Консультационные услуги чаще всего осуществляются в форме консультационных проектов, а не в форме разовых устных советов. Осуществление такого проекта может занимать от нескольких дней до нескольких месяцев. Иногда контакты с клиентами могут быть многолетними.
Тема 2. Специфика работы консультантов.
Процесс консультирования включает двух партнеров - консультанта и клиента.
Клиент (объект консультирования) – это любое физическое или юридическое лицо, которое обратилось за разрешением проблемы к консультанту, предоставило ему минимально необходимую информацию о сути проблемы и заключило договор на оказание консультационных услуг.
Консультант - это физическое или юридическое лицо, оказывающее консультационные услуги, как правило, на коммерческой основе.
Задача консультанта провести экспертную оценку в качестве специалиста, объяснить, убедить, а в ряде случаев помочь клиенту в реализации выработанных рекомендаций.
Принципы поведения консультанта в процессе взаимодействия с клиентом:
Консультант должен обладать следующими профессиональными чертами:
Консультанты должны удовлетворять ряду требований:
В соответствии со знаниями, умениями и опытом происходит определенная специализация консультантов. Принято выделять консультантов-универсалов (дженералисты) и консультантов-специалистов. Универсалы способны изучать глобальные проблемы, подходя с общих позиций. Специалисты осуществляют свою деятельность по решению проблем, исходя из стандартных процедур и методик, сложившихся в изучаемой области.
Различают внешних (внештатных) и внутренних (штатных) консультантов. Внешние — это независимые консультационные фирмы или индивидуальные консультанты, оказывающие услуги клиентам на основе соответствующих договоров. Внутренние — это специалисты по экономике и управлению, занятые в штате той или иной организации.
Тема 3. Классификация консалтинговых организаций и услуг.
Типы консультационных организаций:
1. Крупные многофункциональные консультационные фирмы, в штате которых числятся от 500 до 1000 консультантов. Большую часть таких фирм составляют многонациональные фирмы с филиалами в 20-ти или более странах. Их размеры позволяют иметь дело с самыми разными клиентами и сложными проблемами. Они стараются демонстрировать особое мнение, методики, которые отличают их от других фирм.