Конкурентная стратегия широкой дифференциации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 22:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в разработке стратегии широкой дифференциации предприятия ООО «Нутриция». Для достижения этой цели был решён ряд задач: 1. Изучить теоретические аспекты разработки стратегии развития предприятия, которые включают в себя понятийный аппарат, классификацию стратегий и основные этапы разработки стратегии; 2. Провести анализ основных показателей деятельности предприятия и оценить эффективность действующей стратегии с применением современных методов; 3. Разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности ООО «Нутриция» на основе дифференциации.

Оглавление

Введение
Стратегия широкой дифференциации как одна из возможных конкурентных стратегий
1.1. Конкуренция и стратегия: основные концепции
1.2. Стратегия широкой дифференциации
1.3.Разработка стратегии дифференциации
1.4. Какой должна быть стратегия конкретной организации
2. Анализ опыта разработки и использования стратегии широкой дифференциации на ООО «Нутриция»
2.1 Общая характеристика предприятия и применяемых конкурентных стратегий
2.2. Анализ конкурентной ситуации
2.3. SWOT – анализ
3.Разработка проекта стратегии
3.1. Цель, задачи и концепция стратегии
3.2.Календарный и организационный план выполнения стратегических задач
3.3.Финансовый план и оценка эффективности
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

стратегический менеджмент.doc

— 481.50 Кб (Скачать)

     Патиенты (хитрые лисы) - узкоспециализированные фирмы, хорошо освоившие одну из ниш (областей особых потребностей) рынка. Как правило, это не очень крупные организации, в течение ряда лет выпускающие продукцию определенного профиля. Конкурентная стратегия - основанные на узкой специализации низкие издержки и высокое качество товара. Российский рынок обогащается патиентным типом за счет приватизированных предприятий.

     Виоленты (слоны, львы - в зависимости от мобильности) -гиганты, мощь которых позволяет им осуществлять контроль над рынком, вернее, над его значительной долей. Конкурентная стратегия - низкие издержки за счет экономии на масштабе и удовлетворение массового спроса покупателей. В российских условиях уязвимы от появления иностранных конкурентов. Протекционистская политика правительства, защищая отечественные фирмы, одновременно подавляет стимулы для повышения качества, снижения издержек российских товаропроизводителей.

     Эксплеренты (мотыльки - почти эфемерные создания) - фирмы, чьим конкурентным преимуществом являются инновации, новые технологии и товары. Часто слабо связаны с рынком, не имеют достаточных средств для его освоения, широкой маркетинговой деятельности. Более эффективно   действуют   как венчурные   (рисковые) подразделения крупных фирм или их дочерние организации.

     4. Сила воздействия продавцов. Фирма конкурирует, то есть ведет экономическую борьбу, не только с себе подобными производителями, но и со своими контрагентами-поставщиками, конкурентами.

Сильные продавцы могут:

        повышать цену на свои товары;

        снижать качество поставляемых продуктов и услуг.

Сила продавцов определяется:

        наличием крупных компаний-продавцов;

        отсутствием заменителей поставляемых товаров;

        ситуацией, когда отрасль, куда осуществляются поставки, - один из неглавных заказчиков;

        решающим значением поставляемых товаров в ряду необходимых экономических ресурсов;

        способностью присоединить фирму-покупателя путем вертикальной интеграции.

     5. Сила воздействия потребителя. Конкуренция со стороны потребителей выражается:

      в давлении на цены в целях их снижения;

      в требованиях более высокого качества;

      в требованиях лучшего обслуживания;

      в сталкивании внутриотраслевых конкурентов друг с другом.

Сила потребителей зависит от:

      сплоченности и концентрированности группы потребителей;

      степени важности продукции для потребителей;

      диапазона ее применения;

      степени однородности продукции;

      уровня информированности потребителей;

      других факторов.

Последователи Портера усовершенствовали анализ пяти сил и предложили еще и шестую – так называемые дополнительные схемы. Это то, как ваш бизнес зависит от компаний, которые производят продукты, так или иначе взаимодополняющие ваши. С этими компаниями вы можете работать по принципу синергии.                       

Достичь конкурентных преимуществ и укрепить свои позиции предприятие может за счет:

  1. Обеспечения более низких издержек на производство и сбыт товара.

Низкие издержки означают способность предприятия разрабатывать, производить и продавать товар со сравнимыми характеристиками, но с меньшими затратами, чем конкуренты. Продавая свой товар на рынке со сложившейся (или даже меньшей) цене, предприятие получает дополнительную прибыль;

  1. Обеспечения незаменимости продукта с помощью дифференциации.

Дифференциация означает способность предприятия обеспечить покупателя товаром, обладающим большей ценностью, т.е. большей потребительной стоимостью. Дифференциация позволяет устанавливать более высокие цены, что дает большую прибыль.

  1. Стратегия концентрации на сегменте. Предприятия, решившие использовать эту стратегию, все свои действия направляют на определенный сегмент рынка. При этом предприятие может стремиться к лидерству за счет экономии на издержках, либо к дифференцированию продукта, либо к совмещению того или иного.

 

 

1.2. Стратегия широкой дифференциации

 

Стратегия широкой дифференциации как основа конкурентного преимущества состоит в предложении потребителям товаров и услуг с потребительскими свойствами, которыми не обладают аналогичные товары или услуги конкурентов, либо в предоставлении более высокой потребительской ценности, которую не могут предоставить конкуренты.

Успешная дифференциация позволяет компании:

 назначить на свой товар или услугу более высокую цену и / или

 увеличить объем продаж (отличительные потребительские свойства товара привлекают дополнительных покупателей), и / или

 повысить уровень приверженности покупателей своей торговой марке (некоторые покупатели высоко ценят дополнительные потребительские свойства продукции).

Дифференциация успешна, если обеспечивает рост доходов от продаж, т.е. издержки на нее покрываются за счет повышения цены на обновленный и измененный товар. Дифференциация неудачна, если покупатели не считают дополнительные свойства товара достаточными, чтобы предпочесть его товарам конкурентов, а также, если методы дифференциации легко копируют конкуренты.

Существуют различные способы дифференциации. Вот примеры некоторых дифференцирующих свойств товаров и услуг: уникальные вкусовые качества (Dr. Pepper, Listerine), разнообразие потребительских свойств (Microsoft Windows, Microsoft Office), большой выбор и простая процедура покупки (Ноте Depot, Amazon.com), уникальный сервис (FedEx), срочная поставка запчастей (Caterpillar), доставка запасных частей в любую точку не более чем за 48 часов, в случае нарушения сроков - поставка бесплатно), повышенная потребительская ценность при прежней цене (McDonald's, Wal-Mart), уникальный дизайн и отделка (Mercedes. BMW), престиж и неповторимость (часы Rolex), надежность и безопасность (товары для детей Johnson & Johnson), качество исполнения (ковры Karastan, шины Michelin, автомобили Honda), сервис (брокерские услуги Charles Schwab), широкий ассортимент (супы Campbell), имидж и репутация (мужская одежда Ralph Lauren, товары для женщин Chanel, отели Ritz-Carlton).

Дифференциация товара, легко поддающаяся копированию, не обеспечивает устойчивого конкурентного преимущества. Самые многообещающие возможности дифференциации открываются там, где конкурентам трудно или слишком убыточно воспроизвести действия компании. Сильный конкурент сможет со временем воспроизвести почти любой товар или потребительское свойство. Если American Airlines предлагает специальную программу для постоянных пассажиров, то же самое может сделать и Delta; если Ford предлагает гарантию пробега на 50 тыс. миль для своих автомашин, то такие же шаги могут предпринять Volkswagen и Nissan. Поэтому устойчивая дифференциация продукта возможна только на основе ключевой компетенции, уникальных конкурентных возможностей и эффективного управления цепочкой ценности компании. Как правило, устойчивая и прибыльная стратегия дифференциации основана на инновационном товаре, техническом превосходстве, высокой надежности и качестве продукта, развитом сервисе и уникальных конкурентных возможностях.

Дифференциация не ограничивается лишь сферой качества и сервиса. Возможности дифференциации существуют во всех звеньях отраслевой цепочки ценности:

   закупки и материально-техническое снабжение;

   НИОКР для создания новых и улучшения существующих товаров;

   НИОКР для совершенствования производства и родственных технологий;

   производственный процесс;

   внешняя логистика и сбыт, маркетинг, продажи и обслуживание клиентов.

Рассмотрим основные способы дифференциации.

  1. Дифференциация по товару заключается в добавлении к товару ценных с точки зрения потребителей свойств, отсутствующих у товаров конкурентов, в том числе:

·                       сокращающих затраты потребителя на использование товара;

·                       обеспечивающих более полное соответствие запросам покупателей, экологическим и законодательным требованиям, предъявляемым к товару;

·                       обеспечивающих возможности для покупателей обновлять и модернизировать товар как при появлении на рынке более совершенных моделей, так и по своему усмотрению.

  1. Дифференциация по услугам заключается в оказании отсутствующих у конкурентов и ценных с точки зрения потребителей услуг, сопровождающих данный товар (осуществление более быстрой и надежной доставки, установки, наладки, сервисного обслуживания, обучение персонала, предоставление консультационных услуг и т.д.).
  2. Дифференциация по персоналу заключается в достижении конкурентного преимущества посредством приема на работу и подготовки более квалифицированных работников, чем у конкурентов. Дифференциация по персоналу требует от организации, чтобы персонал, которому приходится работать в контакте с клиентами, был тщательно отобран и хорошо подготовлен. Персонал должен быть компетентен, обладать необходимыми навыками и знаниями; проявлять любезность, дружелюбие и уважение по отношению к клиентам, обслуживать потребителей аккуратно, не отвлекаясь и т.д.
  3. Дифференциация по имиджу заключается в придании товару имиджа, обеспечивающего покупателям неэкономические и нематериальные преимущества. Успешная стратегия дифференциации на базе уникальных возможностей компании, не поддающихся воспроизведению конкурентами, начинается с изучения потребностей покупателей и заканчивается созданием организационной структуры, удовлетворяющей эти потребности лучше, чем конкуренты. Японские автостроители выводят на рынок новые модели машин быстрее, чем их европейские и американские конкуренты, что позволяет им быстрее реагировать на изменение потребительских предпочтений. CNN удовлетворяет потребность в оперативной информации быстрее и полнее, чем остальные телекомпании. Microsoft обладает уникальным опытом в объединении труда программистов с нетрадиционными маркетинговыми решениями, ноу-хау, дизайном, методами продвижения и рекламы.

При этом самые многообещающие возможности дифференциации открываются там, где конкурентам трудно или слишком убыточно воспроизвести действия компании. Покупатели не станут платить за дополнительные свойства товара, какими бы замечательными они ни были, если не осознают их. Таким образом, более высокая цена, назначаемая в результате дифференциации, отражает как действительно возросшую ценность товара, так и увеличение ценности в глазах потребителя.

Неполные знания о товаре часто бывают причиной того, что покупатель судит о ценности изделия по внешним признакам, например по цене (связывая ее с качеством), привлекательности упаковки, интенсивности рекламной компании, списке клиентов компании, опыта компании в этой сфере деятельности, привлекательности и личных качествах продавцов. Такие признаки ценности важны не меньше, чем реальная ценность.

Дифференциация товара обычно связана с ростом издержек. Поэтому лучшим вариантом является придание товару новых черт, не связанных с большими затратами, но при этом улучшающими удовлетворенность потребителей. Например, некоторые отели и мотели устанавливают в номерах кофеварки или предлагают бесплатный завтрак в холле; возле заведений McDonald’s строятся игровые площадки для детей. Дифференциация считается успешной, если обеспечивает рост доходов от продаж, т.е. издержки на нее покрываются за счет повышения цены на обновленный товар. Дифференциация считается неудачной, если покупатели не считают дополнительные свойства товара достаточными, чтобы предпочесть его товарам конкурентов, а так же если методы дифференциации легко могут быть скопированы конкурентами.

Использование стратегии широкой дифференциации целесообразно, если:

·             большинство покупателей считает дополнительные свойства действительно ценными;

·             потребности покупателей и способы использования товара разнообразны (если разные покупатели предпочитают товары с разными комбинациями потребительских свойств);

·             конкуренты используют разные направления дифференциации (снижается опасность ожесточенной конкуренции);

·             отрасль отличается стремительностью технологических и инновационных процессов, и конкуренция идет по быстро меняющимся свойствам товара (постоянное обновление товара и частое появление новых модификаций поддерживают интерес потребителей к товару, позволяют реализовать различные варианты дифференциации).

Стратегия дифференциации может оказаться неудачной в случае:

·        если конкуренты смогут легко воспроизвести отличительные свойства товара;

·        создания дифференцирующего свойства, которое с точки зрения покупателей не снизит их затрат или не даст им новых преимуществ;

·        чрезмерной дифференциации, когда цена намного превышает цену конкурентов, а свойства товара превосходят потребности покупателей;

·        слишком высокой цены за дополнительные потребительские свойства (чем выше цена, тем труднее удержать клиентов от перехода на товары конкурентов с более низкими ценами);

Информация о работе Конкурентная стратегия широкой дифференциации