Конфликты в организационных структурах

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 06:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить роль управления персоналом в конфликтных ситуациях, и методы по и профилактике.
Объект работы: изучить роль службы управления персоналом в решении конфликтных ситуаций в организации.
Предмет работы: служба управления персоналом в разрешении конфликтный ситуациях.
Чтобы достич поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить понятие, причины, и методы разрешения конфликтов в организации.
2. Опредилить причины возникновения конфликтных ситуаций на предприятии.

Оглавление

Введение ………………………………………………………….......…….............. 3

Глава 1. Конфликты в организационных структурах: сущность, типология, характерные черты

1.1 Понятие и структура конфликта……………………………………................5

1.2 Типы конфликтов и причины их возникновения в организации....................8

1.3 Методы разрешения конфликтов в организации............................................13
1.4 Факторы, порождающие конфликты в организации………………………..19



Глава 2.
2.1 Возникновение конфликтов на Уссурийском пивоваренном заводе………25
2.2 Служба управления персоналом, как посредник в разрешении конфликтов в
Организации…………………………………………………………………..30
Заключение......................................................................................................36

Список использованной литературы.........................................................38

Файлы: 1 файл

re.doc

— 261.50 Кб (Скачать)

Регулирование конфликта еще не есть его разрешение, поскольку сохраняются основные структурные компоненты конфликта. Однако все действия по регулированию составляют либо предпосылки разрешения, либо моменты этого процесса. Разрешение конфликта - заключительный его этап. Различаются полное и не полное разрешение конфликтов. Если имеет место преобразование или устранение основы конфликта (причин, предмета), то конфликт разрешается полностью. Не полное разрешение имеет место тогда, когда устраняются или преобразуются лишь некоторые структурные элементы конфликта, в частности, содержание противоборства, его поле, мотивационная база конфликтного поведения участников.

Ситуация не полного разрешения конфликта порождает его возобновление на той же или на новой основе. [15]

Конфликту присущи свои предпосылки, специфические этапы, стратегия и технология.

Процесс разрешения любого конфликта складывается из трех этапов

1.                        Подготовительный - диагностика конфликта

2.                        Разработка стратегии разрешения и технологии

3.                        Реализация комплекса методов и средств.

Диагностика конфликта включает: описание его видимых проявлений; определения уровня развития конфликта; выявление причин конфликта и его природы; измерение интенсивности; определение сферы распространенности.[8].

Все методы делятся на 2 группы:

Негативные - все виды борьбы, преследующие цель достижения победы одной стороны над другой.

Позитивные – сохранение основы взаимосвязи между субъектами конфликта. Это – разнообразные виды переговоров и конструктивного соперничества.

Различие негативных и позитивных методов условно. Эти методы не редко дополняют друг друга. Как ни разнообразны виды борьбы, им присущи некоторые общие признаки, ибо любая борьба – это действие с участием, по крайней мере, двух субъектов, где один из них препятствует другому.

К основным позитивным методам разрешения конфликтов являются переговоры. Теория переговоров разработана американскими конфликтологами Р.Фишером, У. Юрии и Д. Деном.[6]

Переговоры – это совместное обсуждение конфликтующими сторонами с возможным привлечением посредника спорных вопросов с целью достижения согласия. Они выступают некоторым продолжением конфликта и в то же время служат средством его преодоления. В том случае, когда делается акцент на переговоры как часть конфликта, их стремятся вести с позиции силы, с целью достигнуть односторонней победы. Такой характер переговоров, обычно, приводит к временному, частичному разрешению конфликта, и переговоры служат лишь дополнением к борьбе за победу над противником. Если же переговоры понимаются имущественно как метод урегулирования конфликта, то они приобретают форму честных, открытых дебатов, рассчитанных на взаимные уступки и взаимное удовлетворение определенной части интересов сторон.[3].

Метод переговоров, основанных на определенных принципах, характеризуется четырьмя основными правилами.

Разграничение между участниками переговоров и предметом переговоров. Переговоры ведут люди, обладающие определенными чертами характера. Критика личных качеств участников переговоров только обостряет конфликт.

Концентрация на интересах, а не на позициях. Позиции оппонентов могут скрывать их подлинные цели, а тем более интересы. Поэтому вместо того, чтобы спорить о позициях, нужно исследовать определяющие их интересы.

Разработка взаимовыгодных вариантов. Договоренность на основе интересов способствует поиску взаимовыгодного решения путем изучения вариантов, удовлетворяющих обе стороны.[14]

Поиск объективных критериев. Согласие как цель переговоров должно базироваться на таких критериях, которые были бы нейтральными по отношению к интересам конфликтующих сторон. Если же критерии не нейтральны, по отношению к какой либо стороне, то другая сторона будет чувствовать себя ущемленной, а стало, быть, соглашение будет восприниматься как не справедливое, и в конечном оно не будет выполняться. [14].

Применение позитивных методов разрешения конфликта воплощается достижением компромиссов или консенсусов между противоборствующими субъектами. Это формы завершения конфликта в основном по типу «выигрыш-выигрыш».

Компромисс – означает соглашение на основе взаимных уступок. Различают компромиссы вынужденные и добровольные. Первые неизбежно навязываются сложившимися обстоятельствами. Или же общей ситуацией, угрожающей существованию конфликтующих сторон. Вторые, заключаются на основе заключения по определенным вопросам и соответствующей какой то части интересов всех взаимодействующих сил [11].

Технология компромиссов достаточно сложна, во многом уникальна, но все же в ее структуре есть нечто повторяющееся. Таковы некоторые способы согласования интересов и позиций: консультация, диалог, дискуссия, партнерство и сотрудничество. Выбор компромисса  оправдан, когда: проблема относительно проста и ясна; для разрешения конфликта у вас не так много времени или вы хотите разрешить его как можно быстрее; лучше было бы достичь временного соглашения, а потом вернуться к этой проблеме и вновь проанализировать ее скрытые причины;  проблема и ее решение не очень важны для обеих сторон; не удалось добиться решения с использованием сотрудничества или не удалось добиться своего с использованием власти.[11]

Консенсус – форма выражения согласия с аргументами противника в споре. Технология достижения консенсуса сложнее технологии компромиссов. Существенными элементами этой технологии являются: анализ спектра социальных интересов  и выражающих их организаций; выяснение полей тождества и различия, объективного совпадения и противоречия приоритетных ценностей и целей действующих сил; обоснование общих ценностей и целей, на основе которых возможно согласие.[17]

Положительные результаты построения консенсуса: укрепляет чувство равенства и причастия к проблеме, процессу переговоров и конечному решению; способствует обмену мнениями, появлению точек соприкосновения у членов команды; использует коллективные знания; учитывает важность личного вклада и членства в группе; возрастает вероятность успешного осуществления принятого решения.[17]

Отрицательные результаты построение консенсуса; процесс может занять очень много времени и быть не законченным; процесс может быть не эффективным; в критической ситуации может быть очень сложно, привести все стороны к соглашению; процесс может угрожать авторитету, положению и статусу; может оказаться трудным в случае необходимости поддерживать в группе чувство уверенности.[17]

Выбор сотрудничества оправдан, когда: предмет спора очень сложен и требует детального обсуждения и выработки компромиссного решения;  обе стороны готовы потратить время на выбор скрытых нужд и интересов; для обеих сторон их интересы очень важны и компромисс для них не приемлем; стороны доброжелательно относятся друг к другу, готовы выслушать и с уважением отнестись к противоположной точке зрения; обе стороны хотят добиться долгосрочного соглашения, а не временного и не хотят откладывать его [6].

Так же существуют следующие основные стили: конфронтация; приспособление; избегание; компромисс и сотрудничество. Эти пять стилей поведения в конфликте получили широкое распространение благодаря методике,  разработанной Кеннетом У. Томасом и Ральфом Х. Килменном в 1972 г. Графический вариант изображения этих стилей получил название «сетка Томаса – Килменна». Характеристика каждого стиля связана с общим источником любого конфликта – противоположными интересами сторон. Параметрами описания стилей в соответствии с методикой Томаса – Килменна  являются степенью настойчивости сторон в удовлетворении собственных интересов и степень их готовности к удовлетворению интересов другой стороны.[2]

Основные формы проявления, преимущества и недостатки каждого стиля представлены в таблице №1 [2].

 

 

 

                                                                                                                                                                                                                                

                                                                                                                           

                                                                                                                              

                                                                                                                              

                                                                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

таблица №1              Стили поведения сторон в конфликте                 

 

Формы                    Преимущества                      Недостатки

           1              2              3

                         Конфронтация («выигрыш» - «проигрыш»)

настаивание на том, что пози -    обеспечение одностороннего

ция другой стороны ошибочна   контроля над ситуацией              возможность саботажа

              вашего решения

ультимативные требования;              победа в борьбе за власть

насилие              ненадежность результатов

 

использование посторонней               нестабильность; отказ от

помощи; интрига, хитрость              сотрудничества

                                                Приспособление («выигрыш» - «проигрыш»)

             

Примирение с происходящим;   стихийное саморазрешение               невозможность решения

Сдерживание эмоций              конфликта              главных спорных вопросов

 

              Невозможность обострения               отсутствие взаимной

              конфликта              информации о действии-

              тельном отношении

              сторон к конфликту

                                        Избегание, уход («выигрыш» - «проигрыш»)

             

молчание              привлечение внимания              невозможность управле -

              ние ситуацией

             

демонстративный уход              изменения отношения к конфликту         негативная ответственная

              со стороны окружающих              реакция

                           

игнорирование              осложнение проблем

переход на официальный

тон

 

разрыв отношений

              Компромисс («выигрыш» / «проигрыш» - «проигрыш» / «выигрыш»)

 

стремление идти на уступки              получение равной доли              нестабильность пост -

              конфликтной ситуации

 

отказ от конфронтации              возможность «симметричного»              надежность результатов

              результата

             

              удовлетворенность

                                                Сотрудничество («выигрыш» - «выигрыш»)

Отказ от конфронтации              макс. удовлетворение интересов               сложность процедуры

              сторон

             

Стремление к позитивному               улучшение взаимоотношений              риск не решения проблемы             

взаимодействию

 

                                          стремление к выполнению со

 

 

 

 

Как следует из таблицы, основное преимущество сотрудничества заключается в эффективном способе конструктивного воздействия на конфликт – принципиальное его разрешение, которое имеет в своей основе стратегию «выигрыш – выигрыш» и взаимное стремление сторон к позитивному взаимодействию. Главное преимущество этой стратегии заключается в том, что стороны находят наиболее приемлемое решение, которое способствует укреплению и улучшению взаимоотношений между ними. Когда стороны приходят к соглашению, которое максимально учитывает интересы каждой из них, можно обоснованно предполагать, что они будут стремиться к тому, чтобы принятое решение было выполнено [17].

Важно учесть, что не один стиль поведения не может быть эффективным во всех без исключения ситуациях, и не один из стилей разрешения конфликта не может быть выделен как самый лучший.

В применении стратегии «выигрыш – выигрыш» и достижении принципиального разрешения конфликта может помочь соблюдение следующих основных правил:[]

      Изучение ситуации и подбор вариантов возможного решения;

      Определение, как целей,  так и потребностей и интересов сторон;

      Выяснение, чем разногласия сторон могут компенсировать друг друга;

      Разработка новых вариантов решений, максимально удовлетворяющих потребностям и интересам сторон;

Информация о работе Конфликты в организационных структурах