Конфликты в коллективе: необходимость и пути их разрешения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 21:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в изучении конфликтов, их видов, причин возникновения и в определении основных методов их разрешения.
Также в работе выдвигаются следующие задачи:
1. Ознакомиться с понятием конфликт;
2. Рассмотреть основные виды конфликтов и их особенности;
3. Изучить причины возникновения конфликтов;
4. Проанализировать основные методы разрешения конфликтов;
5. Изучить последствия конфликтов.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Природа возникновения конфликта
1.1. Понятие конфликта, его сущность……………………………………….. 7
1.2. Основные типы конфликтов…………………………………………….. 11
1.3. Причины конфликта……………………………………………………... 16
1.4. Основные стадии протекания и структура конфликта………………… 20
1.5. Последствия конфликтов………………………………………………… 21
Глава 2. Управление конфликтом
2.1. Структурные методы разрешения конфликта…………………………... 24
2.2. Межличностные стили разрешения конфликтов……………………….. 26
Глава 3. Практическая часть
3.1. Основные типы конфликтных ситуаций, имеющих место в ЗАО «КТПК» и действующая система их профилактики и разрешения…………………….30
3.2. Сильные и слабые стороны действующей системы профилактики и разрешения конфликтных ситуаций……………………………………………34
3.3. Алгоритм способов профилактики и устранения конфликтных ситуаций в ЗАО «Камская торгово-промышленная компания»……………………….37
Заключение……………………………………………………………………...41
Список литературы .…………………………………………………….. . .44
Приложение………………………………………………………………………45

Файлы: 1 файл

курсовая по менеджменту.doc

— 195.50 Кб (Скачать)

                                  Негосударственное образовательное учреждение

                     Казанский институт предпринимательства и права

                                    Экономический факультет 
 
 
 
 
 
 
 

                                    Курсовая

                  работа

                                   

                                      По предмету:

                             « Основы менеджмента »

                                               На тему:

     «Конфликты в коллективе: необходимость и пути их

                                         разрешения »                                                                                                                            
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                               Выполнила:  
 

     Проверил:

     Шпанер  И.Я. 
 
 
 

                                                 Содержание

     Введение………………………………………………………………………….3

          Глава 1. Природа возникновения конфликта

     1.1. Понятие конфликта, его сущность……………………………………….. 7

     1.2. Основные типы конфликтов……………………………………………..  11

     1.3. Причины конфликта……………………………………………………...  16

     1.4. Основные стадии протекания и  структура конфликта…………………  20

     1.5. Последствия конфликтов…………………………………………………  21

          Глава 2. Управление конфликтом

     2.1. Структурные методы разрешения конфликта…………………………... 24

     2.2. Межличностные стили разрешения  конфликтов……………………….. 26

          Глава 3. Практическая часть

     3.1. Основные типы конфликтных ситуаций, имеющих место в ЗАО «КТПК»  и действующая система их профилактики  и разрешения…………………….30

     3.2. Сильные и слабые стороны действующей системы профилактики и разрешения конфликтных ситуаций……………………………………………34

     3.3. Алгоритм способов профилактики  и устранения конфликтных ситуаций  в ЗАО «Камская торгово-промышленная компания»……………………….37

     Заключение……………………………………………………………………...41

     Список  литературы  .…………………………………………………….. . .44

     Приложение………………………………………………………………………45 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

           Очевидно, каждому человеку приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями.   Конфликты    проявляются   в   деятельности всех социальных институтов, социальных групп, во взаимоотношениях между людьми. Ничего странного в этом нет. Как образно заметил американский психолог Б. Вуп: «Жизнь - процесс решения бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать их. Он может решить участвовать в выработке решений или оставить это другим». Поэтому руководителю, да и каждому культурному человеку   необходимо   иметь  хотя   бы    элементарные   представления о конфликтах,  способах поведения при их возникновении, к сожалению, для большинства людей характерно неумение находить достойный выход из них. Кроме того, как только возникает конфликт, а он всегда связан с эмоциями, мы начинаем испытывать дискомфорт, напряжение, которые могут привести даже   к    стрессовым   ситуациям,    нанося   тем самым ущерб здоровью участников конфликта.

           Воспоминания   о    конфликтах,     как    правило,  вызывают неприятные ассоциации:    угрозы,     враждебность      непонимание,     попытки,     порой безнадежные,   доказать    свою     правоту,   обиды. В   результате сложилось мнение, что  конфликт  -   всегда явление  негативное, нежелательное для каждого из нас, а в особенности для руководителей, менеджеров, так как им приходится сталкиваться   с   конфликтами   чаще   других.    Конфликты рассматриваются  как  нечто  такое, чего по возможности следует избегать.           Как    показывают     данные    со      всего   мира,   конфликт является весьма существенной  составной    частью    деятельности  руководителей    разных уровней.  Реальность   такова,  что   управляющие   предприятий   тратят  до четверти  и  более  своего рабочего времени на урегулирование различного рода конфликтов и их последствий. Эта цифра увеличивается до 30% для руководителей низшего звена. Управляющие проводят от 25 до 60% своего рабочего дня занимаясь конфликтами или ссорами, исходящими из проблем взаимоотношений людей. Можно сказать, что "работать, управлять и жить в организации - это значит быть   в  конфликте".   Эксперты подсчитали, что конфликты и стрессы от неразрешенных конфликтов обходятся США в 100 млрд. долларов в год. Более  65%    проблем   на   производстве связаны с нарушениями  отношений   между сотрудниками не с недостатком навыков или мотивами поведения отдельных работников.

           Поэтому актуальность данной курсовой работы состоит в формирование благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива.        Что     является     одним       из     важнейших   условий   борьбы  за    рост производительности труда и качество выпускаемой продукции.

           В   настоящее    время     руководителям   многих   уровней     не   хватает элементарной  конфликтологической    культуры,    не   хватает     знаний  о конфликтах,  о  путях   их     мирного     решения.  Многие      руководители предпочитают   решать    возникающие   конфликтные  ситуации   силовыми методами,   даже  не догадываясь, что есть мирные и конструктивные методы выхода их конфликта, приводящие к ситуации «выигрыш - выигрыш».

           Цель  данной работы состоит  в изучении конфликтов, их видов, причин возникновения и в определении основных методов их разрешения.

     Также в работе выдвигаются следующие задачи:

     1. Ознакомиться с понятием конфликт;

     2. Рассмотреть основные виды конфликтов  и их особенности;

     3. Изучить причины возникновения  конфликтов;

     4. Проанализировать основные методы  разрешения конфликтов;

     5. Изучить последствия конфликтов. 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Природа возникновения  конфликта

     1.1. Понятие конфликта,  его сущность

           Конфликты  являются   вечным спутником нашей жизни. И потому даже самая  последовательная   политика  гуманизации    на    предприятиях   и  в учреждениях  и   лучшие методы   управления не защитят от необходимости жить в условиях конфликтов.

           Слово   "конфликт"   –   (от лат.)   означает  "столкновение".   Существует достаточное количество определений понятия «конфликт».

           Конфликт - борьба  за  ценности  и  претензии на определенный статус, власть,   ресурсы,   в   которой   целями   являются, нейтрализация, нанесения ущерба  или  уничтожение  соперника. В данном определении четко и ясно указанны цели конфликтного взаимодействия, возможные действия в случае сопротивления  оппонента,  причем   действия  перечисляются  в  порядке нарастания силы.  

           Конфликт -    столкновение    противоположно    направленных    целей, интересов,   позиций,   мнений или взглядов двух или более людей. В основе любого  конфликта   лежит   противоречие,   которое   ведет обычно либо к конструктивным  (например,  к   усилению   групповой динамики, развитию коллектива),   либо   к    деструктивным    (например, к развалу коллектива) последствиям. Таким   образом,   конфликты    в   самом   общем виде могут квалифицироваться     как    конструктивные   -   с    позитивным    знаком и деструктивные - с негативным знаком.

           Конфликтная  ситуация  -   то накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.

           Инцидент - это  стечение   обстоятельств,    являющихся    поводом   для конфликта.

           Конфликт   -  это       открытое          противостояние       как     следствие взаимоисключающих интересов и позиций.

           Разрешить    конфликт   –   значит:    устранить   конфликтную ситуацию; исчерпать инцидент. Ключевую роль в разрешении конфликта играет умение правильно определить и   сформулировать   конфликтную ситуацию. Важно помнить,   что    конфликтная  ситуация  -  это диагноз болезни, имя которой "конфликт".   Только   правильный   диагноз дает надежду на исцеление. Для того   чтобы сделать эту процедуру наиболее эффективной, нужно запомнить следующие несложные правила:

        · Помните, что конфликтная ситуация - это то, что необходимо устранить.

        · Конфликтная ситуация всегда возникает раньше конфликта.

        · Формулировка должна подсказывать, что делать.

        · Задавайте   себе   вопросы   "почему?" до тех пор, пока не докопаетесь до первопричины, из которой проистекают другие.

        · Сформулируйте конфликтную ситуацию своими словами, по возможности не  повторяя  слов   из    описания  конфликта. В формулировке обойдитесь минимумом слов.

           Таким  образом, можно выделить   три основных компонента конфликта:

         1. В конфликте всегда присутствует противоречие, столкновение позиций, за     которым    стоит    различие    интересов,  ценностей  или нормативных представлений сторон. Участники конфликта ощущают, что выигрыш первой стороны - это проигрыш для другой.

        2. В конфликте всегда затрагиваются значимые для человека интересы или представления (независимо от того, о чем идет речь), что   является причиной выраженных   отрицательных    эмоций   у   участников  и   становится часто основным   препятствием  в   поиске  разумного    выхода  из   создавшегося положения.

        3. Конфликт   также  обязательно    предполагает   элемент   конфликтного поведения  -   противодействия,     возникающего     при    попытке      решить противоречие.

           Главную   роль   в     возникновении  конфликтов играют так называемые конфликтогены -  слова,   действиия    (или бездействия),   способствующие возникновению и развитию  конфликта, то есть - приводящие к конфликту непосредственно.

           Коварную  суть   конфликтогенов можно объяснить тем, что мы гораздо более  чувствительны   к    словам других, нежели к тому, что говорим сами.

     Какова   же  общая   схема   этого  процесса  "обмена   любезностями"? Все происходит   до   невозможного просто. Получив в свой адрес конфликтоген, "пострадавший"   хочет   компенсировать   свой психологический проигрыш, поэтому  испытывает   желание    избавиться   от   возникшего раздражения, ответив   "обидой на   обиду".   При этом ответ должен быть не слабее, и для уверенности он делается  с "запасом". Ведь трудно удержаться от соблазна проучить обидчика, чтоб впредь не позволял себе подобного. В результате сила конфликтогенов стремительно нарастает.

           Выделяют три основных типа конфликтогенов:

        · стремление к превосходству;

        · проявления агрессивности;

        · проявления эгоизма.

           Но    как   же     избежать    конфликтогенов      в  процессе   общения   и взаимодействия   с    другими    людьми?    Необходимо твердо помнить, что всякое  наше неосторожное высказывание в силу эскалации конфликтогенов может привести к конфликту.

           Отсутствие     согласия     обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов,    идей,    интересов,   точек    зрения    и т. д.    Однако оно, как уже отмечалось, не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это     происходит    только    тогда,   когда     существующие противоречия, разногласия   нарушают   нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению    поставленных    целей.   В   этом случае люди просто бывают вынуждены    каким-либо     образом   преодолеть   разногласия и вступают в    открытое    конфликтное    взаимодействие.   В   процессе   конфликтного взаимодействия       его   участники   получают    возможность        выражать различные  мнения,   выявлять больше альтернатив при принятии решения, и     именно в этом заключается важный позитивный смысл конфликта.    Сказанное, конечно, не означает, что конфликт всегда носит положительный характер.

Информация о работе Конфликты в коллективе: необходимость и пути их разрешения