Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 20:32, курсовая работа
Цель работы – определить, что собой представляет конфликтность в менеджменте. Рассмотреть понятие, типы и уровни конфликтов. Представить методы управления. Раскрыть виды конфликтов их разрешение в конкретной ситуации.
Задачи работы:
Дать понятие конфликту в менеджменте.
Перечислить и раскрыть основные типы конфликтов в менеджменте.
Выявить причины конфликтов в организации
Перечислить и раскрыть основные уровни конфликтов в менеджменте.
Представить основные методы управления конфликтом в менеджменте
Перечислить и раскрыть основные виды конфликтов и их решение в конкретной организации.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….....……4
ГЛАВА I. Теоретическая часть…………………………………………..………5
1.Понятие конфликта в менеджменте…………………………………………5
1.1Типы конфликта. ………………………………………………………….7
1.2 Причины конфликтов в организации……………………………………8
1.3 Уровни конфликтов……………………………………………...………10
2. Методы управления конфликтами…………………………………………14
3.Виды конфликтов в организации…………………………………...………30
3.1Стили разрешения конфликтов………………………………….………31
ГЛАВА II. Аналитическая часть…..…...………………………...………….…33
ГЛАВА III. Практическая часть……….……………………………..…………35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ………………………………………………...………………44
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………….…….………………45
Подготовка к началу переговоров.
Перед началом любых
Кроме сбора информации, на этой стадии необходимо четко сформулировать свою цель и возможные результаты участия в переговорах:
* в чем состоит основная цель проведения переговоров
* какие есть в распоряжении
варианты. Реально переговоры проводятся
для достижения результатов
* если соглашение не будет достигнуто, как это отразится на интересах обеих сторон;
* в чем состоит
Также прорабатываются процедурные вопросы: где лучше проводить переговоры; какая атмосфера ожидается; важны ли в будущем хорошие отношения с оппонентом.
Опытные переговорщики считают: от правильно организованной данной стадии на 50% зависит успех всей деятельности.
Вторая стадия переговоров – первоначальный выбор позиции (официальные заявления участников переговоров). Эта стадия позволяет реализовать две цели участников переговорного процесса: показать оппонентам, что их интересы вам известны и вы их учитываете, определить поле для маневра и попытаться оставить в нем как можно больше для себя места.
Обычно переговоры начинаются с заявления обеих сторон об их желаниях и интересах. При помощи фактов и принципиальной: аргументации (например, «задачи компании», «общий интерес») стороны пытаются укрепить свои позиции.
Если переговоры проходят с участием посредника, то он должен каждой стороне дать возможность высказаться и сделать все возможное, чтобы оппоненты не перебивали друг друга.
Кроме того, ведущий определяет факторы сдерживания и управляет ими: допустимое время на обсуждаемые вопросы, последствия от невозможности прийти к компромиссу. Предлагает способы принятия решений: простое большинство, консенсус. Определяет процедурные вопросы.
Здесь возможны различные тактики начала переговоров:
- проявление агрессивности для
оказания давления на
- для достижения
- для достижения небольшого
доминирования возможно
- установление позитивных
- для достижения процедурной
легкости: поиск новой информации;
совместный поиск
Третий этап переговоров состоит в поиске взаимоприемлемого решения, психологической борьбе. На этом этапе стороны проверяют возможности друг друга, насколько реальны требования каждой из сторон и как их выполнение отразится на интересах другого участника. Оппоненты представляют факты, выгодные только им, заявляют о наличии у них всевозможных вариантов. Здесь же возможны различные манипуляции и психологическое давление на противоположную сторону, попытка оказать давление на посредника, захват инициативы всеми возможными способами. Цель каждого из участников – соблюдение равновесия или небольшое доминирование.
Задача посредника на данном этапе – увидеть и привести в действие возможные комбинации из интересов участников, способствовать внесению большого количества вариантов решений, направить переговоры в русло поиска конкретных предложений. В случае ли переговоры начинают носить резкий характер, задевающий одну из сторон, посредник должен найти выход из создавшегося положения.
Четвертый этап – завершение переговоров или из тупика.
К этому этапу уже существует значительное количество различных предложений и вариантов, но соглашение по ним еще не достигнуто. Время начинает поджимать, увеличивается напряженность, требуется принятие какого-то решения. Несколько последних уступок, сделанных обеими сторонами, могут спасти все дело. Но здесь важно для конфликтующих сторон четко помнить, какие уступки не влияют на достижение их основной цели, а какие сводят на нет всю предыдущую работу.
Посредник, используя данную ему
власть, урегулирует последние
Пример. Две фирмы «Грань» и «Три толстяка» осуществляют совместную деятельность, которая основана на дружеских отношениях руководителей, существуют только устные договоренности о взаимных обязательствах.
Три месяца назад фирма «Грань» предоставила фирме «Три толстяка» свой товар на реализацию с отсрочкой платежа, по договоренности между руководителями оплата предполагалась, хотя и с отсрочкой платежа, но всей суммы одновременно.
Фирма «Три толстяка» сама не стала заниматься реализацией товара, а уступила его фирме «Альтернатива» и тоже с отсрочкой платежа.
Через некоторое время выяснилось,
что у фирмы «Альтернатива» появились
финансовые трудности. Фирма «Грань»,
узнав об этом, проявила беспокойство
и потребовала у фирмы «Три
толстяка» возврата своего товара либо
денег, тем более что уже подошел
срок платежа. Одновременно с этим и
у фирмы «Грань» также
Фирма «Три толстяка» проявила настойчивость
и заставила фирму «
На требования руководителя фирмы «Грань» пepeвecти на ее счет причитающиеся ей средства руководитель фирмы «Три толстяка» стал дружески успокаивать руководителя этой фирмы, что все будет нормально, пусть тот не беспокоится, но у фирмы «Грань» есть свои обязательства перед другими организациями, срок оплаты которых уже наступал.
Данная конфликтная ситуация взята из практики функционирования организаций малого бизнеса. Однозначного решения этой ситуации в современных условиях не существует. Однако решение возможно при грамотно построенных переговорах и выполнении следующих условий: рассматриваемые фирмы собираются и в дальнейшем сотрудничать и вести совместные дела; руководители фирм хотят сохранить дружеские отношения между собой; возможно применение таких методов оказания давления на соперника как: настаивание на составлении письменных документов в дальнейшей деятельности; угроза распространения информации о невыполнении фирмой взятых на себя обязательств, что может отрицательно повлиять на деловую репутацию фирмы и привести к сокращению ее доходов.
.
3.Виды конфликтов в организации
Выделяют четыре основные вида конфликтов в организации:
Внутриличностный конфликт может также возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями.
Внутриличностный конфликт может также являться ответом на рабочую перегрузку или недогрузку. Исследования показывают, что такой внутриличностный конфликт связан с низкой степенью удовлетворенности работой, малой уверенности в себе и организации, а также со стрессом.
2. Межличностный конфликт. Этот тип конфликта, возможно, самый распространенный. Чаще всего это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта. Межличностный конфликт может также проявляться и как столкновение личностей. Как правило, взгляды и цели таких людей различаются в корне.
3. Конфликт между человеком и группой. Производственные группы устанавливают нормы поведения и выработки. Каждый должен их соблюдать, чтобы быть принятым неформальной группой и, тем самым, удовлетворить свои социальные потребности. Однако если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности, может возникнуть конфликт.
Аналогичный
конфликт может возникнуть на почве
должностных обязанностей руководителя:
между необходимостью обеспечивать
соответствующую
4. Межгрупповой конфликт. Организации состоят из множества групп, как формальных, так и неформальных. Даже в самых лучших организациях между такими группами могут возникать конфликты.
Частым
примером межгруппового конфликта
служат разногласия между линейным
и штабным персоналом. Линейные руководители
могут отвергать рекомендации штабных
специалистов и выражать недовольство
по поводу своей зависимости от них
во всем, что связано с информацией.
В экстремальных ситуациях
3.1Стили разрешения конфликтов
Выделяют пять основных межличностных стилей разрешения конфликтов:
1 – уклонение,
2 – сглаживание,
3 – принуждение,
4 – компромисс и
5 – решение проблемы.
1. Первый
стиль — уклонение от
2. Второй вариант исхода — сглаживание, когда одна из сторон либо оправдывает себя, либо соглашается с претензией, но только на данный момент. Оправдание себя полностью не решает конфликта и даже может усугублять его, так как внутреннее, мысленное противоречие усиливается.
3. Третий
тип — компромисс. Под ним понимается
открытое обсуждение мнений, направленных
на поиск наиболее удобного
для обеих сторон решения. В
этом случае партнеры
4. Четвертый
вариант – принуждение
5. Пятый
вариант — решение проблемы. Для
того чтобы определить
Разрешение
конфликта невозможно без адекватности
восприятия людьми происходящего, открытости
их отношений и наличия атмосферы
взаимного доверия и
ГЛАВА II. Аналитическая часть
Как в России, так и за рубежом конфликтные ситуации были, есть и будут.
Возможность конфликтов заложена в существе самой человеческой жизни. Причины конфликтов коренятся в аномалиях общественной жизни и несовершенстве самого человека. Среди причин, порождающих конфликты, следует назвать прежде всего социально-экономические, политические и нравственные. Они являются питательной средой для возникновения различного рода конфликтов. На возникновение конфликтов оказывают влияние психофизические и биологические особенности людей.
Во всех сферах человеческой деятельности
при решении самых
Часть конфликтов являются надуманными, искусственно раздутыми, созданными для прикрытия профессиональной некомпетентности некоторыми лицами и вредны в коммерческой деятельности.
Другие же конфликты, являясь неизбежным спутником жизни любого коллектива, могут быть весьма полезны и служат импульсом для развития коммерческой деятельности в лучшую сторону.