Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2011 в 08:02, реферат
Конфликты существуют ровно столько, сколько существует человек, так как возникают они только в процессе общения людей. Большую часть времени человек проводит на работе, общаясь с сослуживцами, строя совместную деятельность с партнерами компании. В общении возникает масса причин, по которым люди не совсем правильно понимают друг друга, что и приводит к спорам.
Введение 2
1. Понятие и сущность организационных конфликтов 3
1.1 Причины возникновения конфликтов в организации 3
1.2 Виды конфликтов в организациях 7
2. Технологии разрешения конфликтов в организации 10
2.1 Методы и способы регулирования конфликтов 10
2.2 Управление организационными конфликтами 17
2.3 Концептуальные теории конфликта (краткий обзор) 22
Заключение 24
Во-первых,
это взаимосвязи
Во-вторых, это взаимосвязи, вытекающие из принадлежности работников к одному производственному коллективу.
В-третьих,
это взаимосвязи
Схема. Взаимосвязь между причинами, характером конфликтов и сферой их разрешения.
Исходя из указанных взаимосвязей, которые в норме должны иметь согласованный характер, выделены следующие основные типы конфликтов, нарушающих успешное осуществление соответствующей связи.
1.
Конфликты, представляющие
2.
Конфликты, возникающие как
3.
Конфликты между работниками,
обусловленные
В реальной деятельности коллективов чаще встречаются конфликты, представляющие собой сочетания нескольких из указанных типов.
По направленности действия конфликты могут быть:
горизонтальные (не задействованы лица, находящиеся в подчинении друг друга);
вертикальные (участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого);
смешанные (представленные и «вертикальные», и «горизонтальные» составляющие).
Конфликты,
имеющие «вертикальный» характер, наиболее
нежелательны для руководителя, так
как его действия рассматриваются
всеми сотрудниками через призму
этого конфликта. И даже в случае
полной объективности руководителя
в любом его шаге будут видеть
происки по отношению к его
оппонентам. А поскольку подчиненным
часто недостает
По значению для организации конфликты могут быть конструктивные и деструктивные. Конструктивный конфликт возникает, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов. Причинами являются обычно недостатки в организации деятельности и управления. Разрешение такого конфликта приводит к развитию отношений между людьми и развитию группы. Последствия такого конфликта являются функциональными и ведут к повышению эффективности организации. Деструктивный конфликт возникает, когда одна из сторон жестко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны или всей организации в целом либо когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнера. Последствия такого конфликта являются дисфункциональными и приводят к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации.
По степени вовлеченности людей можно выделить следующие типы:
Внутриличностный конфликт выражается в форме борьбы мотивов внутри человека, сопровождаемой эмоциональной напряженностью. Одна из самых распространенных форм - ролевой конфликт: когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы. Внутриличностный конфликт возникает и в результате того, что требования не согласуются с личными ценностями, а также является ответом на рабочую нагрузку и связано с низкой степенью удовлетворенности работой.
Межличностный
конфликт, самый распространенный,
возникает там, где сталкиваются
разные школы, манеры поведения, их может
питать и желание получить что-то,
неподкрепленное
Конфликт
между личностью и группой
может возникнуть, если личность займет
позицию, отличающуюся от позиции группы.
В процессе функционирования группы
вырабатываются групповые нормы, стандартные
правила поведения, которых придерживаются
ее участники, но в организации люди
взаимодействуют
Итак,
основные понятия социологии конфликта
характеризуют процесс
Существует
несколько эффективных способов
управления конфликтной ситуацией.
Их можно разделить на две категории:
структурные и межличностные. Не
следует считать причиной конфликтов
простое различие характеров, хотя,
конечно, и оно может стать
причиной конфликтной ситуации, но
в общем случае это всего лишь
один из факторов. Нужно начать с
анализа фактических причин, а
затем применить
1-я категория: Структурные методы.
Разъяснение требований к работе. Один из лучших методов управления, предотвращающий дисфункциональный конфликт. Необходимо разъяснить, какие результаты ожидаются от каждого сотрудника и подразделения. Здесь должны быть упомянуты такие параметры, как уровень результатов, который должен быть достигнут, кто предоставляет и кто получает различную информацию, система полномочий и ответственности, а также чётко определена политика, процедуры и правила. Причем, руководитель уясняет эти вопросы не для себя, а доносит их до подчинённых с тем, чтобы они поняли, чего от них ожидают в той или иной ситуации.
Координационные и интеграционные механизмы. Ещё один метод управления конфликтной ситуацией. Один из самых распространённых механизмов - цепь команд. Расстановка приоритетов в полномочиях, упорядочивает взаимодействие людей, принятие решений и информационные потоки внутри организации. Если два или более подчинённых имеют разногласия по какому-либо вопросу, конфликта можно избежать, обратившись к общему начальнику, предлагая ему принять решение. В данном случае принцип единоначалия облегчает управление конфликтной ситуацией.
Не менее полезны средства интеграции, такие как межфункциональные группы, целевые группы совещания разных отделов. Например, если в компании назрел конфликт между взаимозависимыми подразделениями - отделом сбыта и производственным отделом, то можно организовать промежуточную службу координации объемов заказов и продаж.
Общеорганизационные комплексные цели. Эффективное осуществление этих целей требует совместных усилий двух или более сотрудников, отделов или групп. Идея, лежащая в основе этой методики - направить усилия всех участников на достижение общей цели.
Структура системы вознаграждений. Вознаграждения можно использовать как метод управления конфликтом, оказывая влияние на людей во избежание дисфункциональных последствий. Люди, вносящие свой вклад в достижение общеорганизационных комплексных целей, помогают другим группам организации и стараются подойти к решению проблемы комплексно, должны вознаграждаться благодарностью, премией, признанием или повышением по службе. Не менее важно, чтобы система вознаграждений не поощряла неконструктивное поведение отдельных лиц или групп. Систематическое скоординированное использование системы вознаграждений для поощрения тех, кто способствует осуществлению общеорганизационных целей, помогает людям понять, как им следует поступать в конфликтной ситуации, чтобы это соответствовало желаниям руководства.
2-я
категория: Межличностные
Применение
позитивных методов разрешения конфликта
воплощается достижением
Компромисс - означает соглашение на основе взаимных уступок. Различают компромиссы вынужденные и добровольные. Первые неизбежно навязываются сложившимися обстоятельствами или общей ситуацией, угрожающей существованию конфликтующих сторон. Вторые, заключаются на основе соглашения по определенным вопросам и соответствуют какой-то части интересов всех взаимодействующих сил.
Теоретико-
Технология
компромиссов достаточно сложна, во многом
уникальна, но все же в ее структуре
есть нечто повторяющееся. Таковы некоторые
способы согласования интересов
и позиций: консультация, диалог, дискуссия,
партнерство и сотрудничество. Использование
их позволяет выявить общие
Выбор
компромисса оправдан, когда: желание
разрешить его как можно
Консенсус - форма выражения согласия с аргументами противника в споре.11 Грызунова Т.В. Межличностный конфликт в сфере управленческой деятельности. - М.: Изд-во РАУ, 2000. - С.95. Технология достижения консенсуса сложнее технологии компромиссов. Существенными элементами этой технологии являются: анализ спектра социальных интересов и выражающих их организаций; выяснение полей тождества и различия, объективного совпадения и противоречия приоритетных ценностей и целей действующих сил; обоснование общих ценностей и приоритетных целей, на основе которых возможно согласие.
Положительные
результаты консенсуса: укрепляется
чувство равенства и
Информация о работе Концептуальные подходы к конфликтам в организации