Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 19:05, курсовая работа
Цель работы - раскрытие понятий «коммуникации» и «коммуникативный процесс в организации», а также рассмотение проблемы возникновения коммуникативных барьеров и их решения. Это тоже немаловажные понятия, так как любой руководитель может столкнуться с коммуникативными барьерам.
Введение
Глава 1. Понятие и функции коммуникации в организации
1.1 Процесс коммуникации
1.1.1 Понятие и значение коммуникации
1.1.2 Этапы и элементы процесса коммуникации
1.2 Виды коммуникации
1.2.1 Коммуникация и внешняя среда
1.2.2 Коммуникация внутри организации
1.3 Невербальные коммуникации
Глава 2. Коммуникативная сторона общения
2.1 Межличностные коммуникации
2.2 Организационные коммуникации
Глава 3. Барьеры на пути эффективных коммуникаций
3.1 Коммуникационные барьеры, причины их возникновения и классификация
3.2 Виды коммуникационных барьеров
3.3 Коммуникации в ОАО "РОСТЕЛЕКОМ"
Заключение
Список литературы
Правило рамки основывается на действии психологического закона работы памяти, открытого немецким психологом Г. Эббингаузом (этот закон часто называют еще "фактором ряда"). Суть его в том, что начало и конец любого информационного ряда, из чего бы он ни состоял, сохраняется в памяти человека лучше, чем середина.
Рамку в общении создают начало и конец разговора. Для эффективности общения, предстоящего разговора, беседы целесообразно вначале указать цель, перспективы и предполагаемые результаты общения, а в конце разговора - подвести итоги, показать ретроспективу и отметить степень достижения целей. Причем в первичном общении наиболее важной частью является начало, а при неоднократном деловом общении - конец разговора. Во втором случае людей не так интересует, как проходили переговоры, беседа, как то, чем они закончились.
Правило цепи основано на том предположении, что содержание общения не может быть бесформенной грудой разнообразных сведений, оно должно быть каким-то образом выстроено, соединено в цепь, "перечислено". Любая цепь, упорядочивая, связывая, организуя содержание, как и рамка, выполняет сразу две задачи: во-первых, позволяет улучшить запоминание, во-вторых, помогает структурировать информацию в соответствии с ожиданиями собеседника.
Возможны следующие варианты перечисления:
" Простое перечисление - "во-первых, во-вторых, в-третьих...";
" Ранжирование - "сначала о главном, теперь о составных элементах, наконец, менее существенное...";
" Логическая цепь - "если это - то, тогда можно предположить, что..., а следовательно...". Логическое построение сообщения должно вести собеседника от привлечения внимания к интересу, от интереса к основным положениям, от основных положений к возражениям и вопросам, от возражений и вопросов к заключению, а от заключения к призыву действовать.
Логический барьер
Барьер логического
Однако ни для кого не секрет, что существуют разные логики: женская, детская, возрастная и т.д. Каждый человек думает, живет и действует по своей логике, но вот в общении, если только эти логики не соотнесены или если у человека нет ясного представления о логике партнера, возникает барьер логического непонимания.
Преодоление логического барьера возможно при соблюдении следующих условий:
Учет логики и жизненной позиции собеседника. Для этого необходимо примерно представлять себе позицию партнера, собеседника (кто он, на каких позициях стоит и др.), а также индивидуальные и социально-ролевые особенности, так как приемлемость или неприемлемость той или иной логики для партнера в основном зависит от его исходной направленности;
Правильная аргументация.
Существуют различные виды аргументации:
" Возрастающая (когда сила аргументов к концу общения возрастает). К ней целесообразно обращаться при высокой заинтересованности в разговоре собеседника и при его высоком образовательном уровне;
" Убывающая (когда сила аргументов к концу сообщения ослабевает). К ней целесообразно обращаться при необходимости пробудить внимание и интерес и при низком образовательном уровне;
" Односторонняя (когда следуют аргументы только положительные или только отрицательные). К ней целесообразно обращаться, когда надо укрепить уже имеющиеся у людей взгляды, представления, когда позиции сторон сходны, когда у объекта воздействия низкий образовательный уровень;
" Двусторонняя (когда используются различные - как положительные, так и отрицательные - аргументы). К ней целесообразно обращаться, когда слушатель, собеседник безразлично или негативно настроен на восприятие данной информации, т.е. когда аргументы противоречат его сложившимся представлениям, установкам, когда у собеседника высокий образовательный уровень.
Коммуникации в ОАО "РОСТЕЛЕКОМ"
Цель общения.
Контакты HR-специалиста с руководителями среднего звена могут выстраиваться по-разному, и это во многом зависит от роли службы персонала в организации: занимается ли она исключительно подбором и учетом кадров или же осуществляет функции управления сотрудниками.
В ОАО "РОСТЕЛЕКОМ" HR-подразделениям уделяется значительное внимание. Так, для повышения эффективности деятельности предприятия руководство ввело новую HR-систему: в территориальных управлениях созданы службы по работе с персоналом, в филиалах - соответствующие отделы, а в генеральной дирекции - департамент по организационному развитию и управлению персоналом.
Следует помнить, что взаимоотношения HR-службы и руководителей среднего звена также находятся в прямой зависимости от бизнес-целей, поставленных акционерами компании, ее корпоративной культуры ,степени развитости системы внутренних коммуникаций. В ОАО "РОСТЕЛЕКОМ" специалист по персоналу и линейный менеджер, помимо совместного решения практических вопросов управления сотрудниками, активно выстраивают бизнес-процессы. Именно от начальников отделов руководитель HR-службы зачастую получает синтетическую информацию о климате в коллективе, ожиданиях подчиненных, их реакции на тот или иной проект. Рядовые работники, в свою очередь, черпают от линейных руководителей сведения о стратегии организации, ее кадровой политике, планах развития. Быть связующим звеном не так уж просто, и HR-специалист должен помогать менеджеру в выполнении этой коммуникативной роли, советовать, как лучше представить информацию, чтобы она была воспринята, помогать в получении обратной связи.
На каждом из этапов развития у компании могут быть разные приоритеты, в список которых не всегда входит ориентированность на сотрудника. Однако следует помнить о том, что именно в вопросах управления персоналом в основном пересекаются интересы кадровика и линейного руководителя, а их взаимодействие должно быть направлено на совместное решение следующих задач:
Формы диалога.
Выбор способа взаимоотношений:
неформального или регламентированного - зависит от степени организованности внутренних процессов на предприятии. В технологичных компаниях, к каковым относится ОАО "РОСТЕЛЕКОМ", общение четко регламентировано - разработаны специальные положения документы и процедуры: "Политика в области обучения и развития персонала", "Методика определения потребности в обучении", "Проект единого годового плана обучения", "Инструкция оценки эффективности обучения сотрудников".
Так, специалист службы персонала,
планируя обучение на следующий год,
рассылает по электронной почте
во все заинтересованные подразделения
специальные формы с
Кроме того, в ОАО "РОСТЕЛЕКОМ" введен электронный документооборот на базе программного обеспечения IBM Lotus Notes. Отправив письмо, факс или служебную записку, подчиненный может свести к минимуму личное общение с руководителем.
В нетехнологичной компании HR-специалист вынужден решать все вопросы посредством личных бесед и интервью. Иными словами, руководитель службы персонала должен постоянно спрашивать, интересоваться, разговаривать с начальниками, получать обратную связь и т.д. Безусловно, и в первом случае нужно регулярно контактировать с сотрудниками, поскольку на бумаге или электронной форме сбора информации не всегда удается выяснить то, что расскажут при личной встрече, в беседе, однако в технологичной компании все формальные процедуры можно оптимизировать, тем самым упростив процесс сбора и обработки данных.
Необходимо помнить, что
даже в структуре, в которой все
участники четко соблюдают
Еще один важный момент - статус
на предприятии HR-специалиста и самой
службы. В ситуации, когда главы
подразделений воспринимают ее лишь
как отдел по набору кадров и не
более, директор по персоналу должен
стремиться выстроить отношения
так, чтобы обе стороны
Отмечу также, что взаимоотношения HR-специалиста с начальниками отделов зависят и от стиля управления в компании и могут выстраиваться следующим образом:
Управление с опорой на линейный менеджмент (проектное управление) - специалист по персоналу ориентируется именно на задачи начальников отделов.
Управление по целям - HR-менеджер представляет собой один из "инструментов"достижения бизнес-целей компании, и ориентируется на их достижение.
"Творческая анархия"
- работник службы персонала
Можно сказать, что специалист по персоналу и линейный менеджер исполняют роли в одном "спектакле", а формы их взаимодействия зависят от сюжета пьесы.
Неверно подобранная тактика коммуникаций и отсутствие взаимовыручки могут обернуться несогласованностью действий и неэффективной работой. Выбирать варианты общения нужно, исходя из конкретной ситуации. Для каждой системы взаимодействия характерны свои "ошибки" и "правильные ходы".
Многие линейные менеджеры до сих пор воспринимают службу персонала как отдел кадров, поэтому не в полной мере осознают, для чего организации нужны люди, которые не ограничиваются оформлением трудовых книжек и вторгаются в их дела.