Коммуникации в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 19:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - раскрытие понятий «коммуникации» и «коммуникативный процесс в организации», а также рассмотение проблемы возникновения коммуникативных барьеров и их решения. Это тоже немаловажные понятия, так как любой руководитель может столкнуться с коммуникативными барьерам.

Оглавление

Введение
Глава 1. Понятие и функции коммуникации в организации
1.1 Процесс коммуникации
1.1.1 Понятие и значение коммуникации
1.1.2 Этапы и элементы процесса коммуникации
1.2 Виды коммуникации
1.2.1 Коммуникация и внешняя среда
1.2.2 Коммуникация внутри организации
1.3 Невербальные коммуникации
Глава 2. Коммуникативная сторона общения
2.1 Межличностные коммуникации
2.2 Организационные коммуникации
Глава 3. Барьеры на пути эффективных коммуникаций
3.1 Коммуникационные барьеры, причины их возникновения и классификация
3.2 Виды коммуникационных барьеров
3.3 Коммуникации в ОАО "РОСТЕЛЕКОМ"
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

ростел.docx

— 79.06 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

1.2 Виды коммуникации

Коммуникация и внешняя  среда.

     Организация, являясь открытой системой, испытывает на себе влияние и сама влияет на внешнее окружение. Один из основных каналов, с помощью которого осуществляется влияние - это информационный канал, по которому происходит обмен между организацией и ее внешним окружением.

      Организация пользуется разнообразными средствами для коммуникации с составляющими своего внешнего окружения. Со своими потребителями они сообщаются с помощью рекламы и других программ продвижения товаров на рынок. При налаживании отношений с общественностью большое внимание в организациях уделяется созданию определенного образа, "имиджа" организации. Предприятия должны отчитываться перед многочисленными государственными организациями и в этой связи вынуждены предоставлять им многочисленную деловую информацию.

Коммуникация  внутри организации

      Информация внутри организации перемещается по вертикальным, горизонтальным и диагональным связям.

       Совокупность всех этих связей составляет коммуникационную сеть. Коммуникационная сеть  - это соединение определенным образом участвующих в коммуникационном процессе индивидов с помощью информационных потоков.

       По вертикальным связям информация перемещается с уровня на уровень. Она может передаваться по нисходящей, т.е. с высших уровней на низшие. Таким путем подчиненным уровням управления сообщается о текущих задачах, конкретных заданиях и т.п. Направленная вниз коммуникация используется руководителями группы в отношении своих подчиненных ради достижения целей группы, распространения рабочих распоряжений и инструкций, информирования подчиненных о стратегии и тактике выполнения задач, а также для установления обратной связи о сделанной работе.

       В организациях осуществляется коммуникация по восходящей, которая существенным образом может повлиять на производительность труда (например, когда рабочий или инженер предлагает модернизацию какой-либо операции или рабочего инструмента). Коммуникация направлена вверх, когда подчиненные информируют руководство о выполнении работы. Эта коммуникация дает руководству информацию о том, что работники думают о своей работе, коллегах, организации в целом. Примерами такой коммуникации являются производственные отчеты младших менеджеров старшим, ящики для вопросов и предложений, образы об отношении рабочих к своим обязанностям, собрания, на которых работники имеют возможность обсудить с руководством свои проблемы.

      Кроме коммуникации по восходящей и нисходящей существуют коммуникации между различными подразделениями организации - это горизонтальные коммуникации. Они необходимы организации для обмена информацией между подразделениями для координации задач и действий. Ведь организация - это система взаимосвязанных элементов, поэтому руководство добивается, чтобы эти элементы работали совместно, продвигая организацию в нужном направлении.

      В организации персонал различных отделений должен обмениваться информацией о распределении ресурсов, координации деятельности рабочих групп, контроле за издержками, новых методов работы, для обсуждения общих проблем и обмена информацией о продукции.

       Горизонтальная коммуникация осуществляется между членами группы, между членами разных групп одного уровня, между менеджерами одного уровня. Этот вид коммуникации оказывается полезным как средство экономии времени и улучшения координации. Однако она полезна, с точки зрения руководства, в тех случаях, когда хорошо работает вертикальная коммуникация. Если же она работает неэффективно, работники для решения задач начинают действовать в обход и без ведома своего прямого руководителя.

      Выгоды от коммуникации по горизонтали заключается в формировании равноправных отношений, которые являются важной составляющей удовлетворенности работников организации.

     Отдельно стоит рассмотреть такой компонент коммуникации, как руководитель-подчиненный. Хотя он является примером обмена информацией по вертикальной линии, его стоит рассмотреть отдельно, так как он составляет основную часть коммуникативной деятельности руководителя организации. Обмен информацией между руководителем и подчиненным связан со следующими аспектами взаимодействия руководителя и подчиненного:

- прояснением задач, приоритетов  и ожидаемых результатов;

- обеспечением вовлеченности  в решении задач отдела;

- обсуждение проблем эффективности  работы;

- достижением признания  и вознаграждения с целью мотивации;

- совершенствованием и  развитием способностей подчиненных;

- сбором информации о  назревающей или реально существующей  проблеме;

- оповещении подчиненного о грядущем изменении;

- получением сведений  об идеях, усовершенствованиях  и предложениях.

      Коммуникации между руководителем и рабочей группой в целом позволяют руководителю повысить эффективность действий группы. В обмене информацией участвуют все члены и каждый имеет возможность поразмышлять о новых задачах и приоритетах отдела, о том, как следовало бы работать вместе, о предстоящих изменениях и возможных последствиях, о недавних проблемах и достижениях, предложениях рационализаторского характера. Кроме этого, рабочая группа собирается без руководителей для обсуждения проблем, усовершенствований или перемен. Такие отношения могут способствовать повышению удовлетворенности сотрудников своей работой.

      В любой организации существует формальная и неформальная подструктуры, формальные неформальные сети. Коммуникационной сетью называют каналы, по которым проходит информация. Каналы могут быть формальными и неформальными. Формальная сеть обычно вертикальная, построена в соответствии со структурой управления и служит коммуникации, связанной с решением производственных задач. Неформальная сеть, чаще называемая "виноградной лозой", может идти в любом направлении, перескакивать через административные уровни. Они обычно удовлетворяет социальные потребности членов группы и помогает в решении производственных задач.

Формальная сеть может  иметь вид:

    • цепочки;
    • замкнутого круга;
    • разнонаправленных каналов.

      В первом случае она соответствует формальной структуре управления; во втором - руководитель находится в центре, к которому стекается информация от каждого из членов; разнонаправленная сеть позволяет всем членам группы активно взаимодействовать и контактировать друг с другом.

      Соответственно, в неформальной подструктуре возникают неформальные отношения и приводят к обмену информацией посредством неформальных каналов коммуникации. Канал распространения слухов является одним из примеров канала неформальных коммуникаций. Часто руководители пользуются каналами распространения слухов для запланированной утечки и распространения определенной информации или сведений типа «только между нами», потому что зачастую по неформальным каналам коммуникации информация передается быстрее, чем по каналам формальной коммуникации в организации. Неформальная сеть («виноградная лоза») имеет три основные характеристики:

- она не контролируется  руководителем;

- для большинства членов  группы она предпочтительнее, так  как более надежна и заслуживает  большего доверия;

- она шире используется  для решения личных проблем  членов группы.

      Разумеется, «виноградная лоза» является важной частью коммуникационной сети любой организации. Через нее менеджеры получают информацию о том, что считают важным рядовые работники и что их беспокоит. Исследования показали, что в неопределенных ситуациях, когда создавшееся положение отличается от обычного, когда оно волнует и беспокоит нас, могут возникать слухи как ответ на эти ситуации. Слухи имеют несколько целей: уменьшить беспокойство, осмыслить ограниченную и разрозненную информацию, организовать членов группы в коалиции, продемонстрировать статус или власть говорящего. Ликвидировать слухи сложно, но можно уменьшить их негативные действия. Этой цели служат объявления о принятых решениях, объяснение мотивов принятия этих решений, открытое обсуждение всех волнующих сотрудников вопросов, в первую очередь, кадровых перемещений в организации.

      Перечисленные виды коммуникаций содержат в себе два основных компонента: межличностный и организационный. Следует уточнить, что межличностный и организационный виды коммуникаций имеют более общий характер и включены во все остальные виды коммуникаций, присутствующих в организации.

Невербальные  коммуникации

     Невербальное поведение человека связано с его психологическим состоянием и служит средством его выражения. Как бы человек ни старался, он не может удержаться от невербального сообщения. Невербальное поведение помогает создать образ партнера по общению.

      В основе невербальной коммуникации лежит информация, посланная отправителем без использования слов. Основное назначение невербальных средств состоит в дополнении и замещении речи, отражении эмоциональных состояний участников коммуникационного процесса. Оно помогает отточить, скорректировать понимание вербального сообщения, усиливает эмоциональную насыщенность сказанного.

      Невербальное поведение поддерживает оптимальный уровень психологической близости между общающимися. Оно выступает в качестве показателя статусно-ролевых отношений.

Невербальные  средства общения

      Проксемические. Пространственная структура общения Ориентация и угол общения партнеров, дистанция

      Кинесические средства общения - зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. Кинесика - изучение собеседника по его жестам, мимике, позам, походке, взглядам.

      Жесты - разнообразные движения руками и головой, смысл которых понятен для общающихся сторон. Конкретный смысл отдельных жестов различен в разных культурах. Однако во всех культурах есть сходные жесты.

      Коммуникативные. С их помощью осуществляется общение. Жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запрета, утвердительные, отрицательные, вопросительные

      Модальные. Отражает оценку и отношение . Жесты одобрения, неудовлетворения, доверия и недоверия, растерянности

Информация о работе Коммуникации в организации