Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 10:22, реферат
Коммуникация - это процесс обмена информацией, включающий субъекты коммуникации (отправителя  и получателя), способ коммуникации и объект коммуникации (передаваемую информацию).
Эффективные коммуникации являются необходимым  условием достижения цели организации, выполнения основных функций управления. Например, для разработки миссии организации  необходима информация о потенциальных  потребителях продукции и услуг, конкурентах, поставщиках. Для принятия решений о миссии, стратегии осуществляется обмен информацией с другими  организациями - исследовательскими, консультационными, контролирующими и т.д. Не менее  важным для осуществления функций  управления является обмен информацией  внутри организации. Поэтому руководители основную часть своего времени тратят на коммуникации.
Коммуникации и эффективность управления.
Коммуникационный процесс.
Межличностные коммуникации.
Организационные коммуникации.
Необходимо конструктивное отношение к конфликтам, которое предполагает не уклонение или подавление всех и всяческих конфликтов, а дифференцированный подход к ним.
Трудно представить себе производство, где бы не было конфликтов. Все конфликты можно подразделить на три вида:
   - 
производственно-
межличностные - из-за отсутствия взаимопонимания, несработанности или психологической несовместимости работников;
- личностные - из-за дурных привычек, личных притязаний или тяжелого характера отдельных людей, а также из-за неудовлетворенности или личной обиды.
От того, как взаимоотношения нарушаются или осложняются, различают два вида конфликтов: вертикальные - между менеджером-руководителем и подчиненными в конкретной трудовой группе; горизонтальные - между сотрудниками трудовой группы или коллегами менеджера по организации; внешние - между менеджерами и социальным окружением организации.
   По 
степени публичной 
   По 
своим последствиям и влиянию 
на морально-психологическую 
   Наиболее 
опасным для трудовой группы являются 
производственно-
При всей важности для менеджера знаний о конфликтах нет необходимости подробно вникать во все проблемы конфликтологии. Для более содержательного изучения этой проблемы предлагается обширный перечень научной литературы по теории конфликтов (см. работы в списке предлагаемой литературы).
В лекции о коммуникации менеджеров ограничимся рассмотрением источников напряженности и причин возникновения конфликтов. Их нельзя отождествлять. Далеко не всегда из источника вырастает причина. В этот процесс, как правило, вмешиваются другие социальные или психологические факторы, возбуждающие, актуализирующие или взрывающие источник. Рассмотрим некоторые наиболее характерные источники напряженности, выявленные социологическими исследованиями в разных регионах нашей страны и за рубежом:
- недостаточная согласованность и противоречивость целей отдельных групп или работников, большая взаимозависимость при совместном использовании ресурсов различными структурными подразделениями (так называемый источник конфликта ролей);
устарелость организационной структуры, нечеткое разграничение прав и обязанностей, вследствие чего допускается двойное и даже тройное подчинение исполнителей, задачи которых определяются требованиями двух или более инстанций, одновременно несколькими руководителями (несоразмерность прав и ответственности за результаты деятельности; подозрительность руководителя, боязнь что займут его место);
- чрезмерная загруженность работой и необходимость одновременного выполнения многих обязанностей, когда даже состояние удовлетворенности своим статусом в подразделении не исключает чувства подавленности из-за постоянной спешки и запаздывания с выполнением заданий;
- отсутствие достаточной детализации и конкретного описания задач, поставленных перед работником, что вызывает неясность функциональных обязанностей, затрудняет выбор средств их осуществления, порождает неуверенность в их правильности;
- противоречие между функциями, входящими в круг должностных обязанностей работника, и тем, что он вынужден делать по требованию руководителя, особенно когда последний склонен к бюрократическим процедурам и повседневному вмешательству в работу подчиненных;
   - 
ограниченность уровня 
- неопределенность перспектив роста (служебной карьеры) и тем более сомнения в их существовании;
- неблагоприятные физические условия труда - шум, жара или холод, влажность, вибрация, неудачная планировка рабочего места и неудовлетворительная организация его обслуживания:
- недостаточность благожелательного внимания со стороны руководителя к достижениям подчиненных, которая может быть преодолена утверждением в группе атмосферы, позволяющей каждому свободно излагать свои взгляды, поощрением добросовестных работников за результаты труда. Но должностная зависимость подчиненных от руководителя не должна перерастать в личностную;
- неосновательные претензии отдельных работников (непомерно завышенная самооценка, порочные черты характера, плохое настроение, претензии на льготы и т.д.);
- психологический феномен - чувства обиды и зависти (быстрый рост одного из сотрудников; отношения старых кадров и новых «варягов», новаторов и консерваторов, высококвалифицированных и малоквалифицированных работников и т.д.).
Число источников можно продолжить. Также очень широк круг конкретных причин, вызывающих конфликты.
   Из 
многих исследований причин конфликтов 
на предприятиях приведем пример, данные 
в котором несущественно 
   1. 
Неритмичная поставка 
   2. 
Несправедливая оценка 
   3.Несправедливая 
зарплата                      
   4.Неправильное 
отношение руководителя к 
(высокомерие, заносчивость, недоступность и пр.) 8,5
   5.Необоснованные 
поощрения и наказания         
   6.Мало 
заботы об улучшении условий 
труда                         
   7.Слишком 
низкая зарплата               
   8.Отсутствие 
четко определенного круга 
   9.Несправедливое 
распределение льгот           
10. Неполное, неверное, неадекватное информирование
   о 
делах предприятия                   
11.Неполное, неверное, неадекватное информирование
    
о результатах труда           
12.Плохая организация рабочих мест (теснота, отсутствие
    
средств связи и прочее)                       
13.Отсутствие интереса руководителя к делам и
    
проблемам сотрудников         
14.Отсутствие объективности в распределении работы 2,9
   15.Перевод 
с одного места на другое      
   16.Слишком 
высокие нормы труда           
   17.Неудовлетворительное 
обеспечение инструментом      
Итого: 100%
   Как 
видно, здесь представлены причины 
всех видов конфликтов. Производственно-
Конфликты межличностные и личностные более высокого порядка, они приносят трудовой группе и отдельным работникам больше вреда нежели пользы; часто носят затяжной характер и трудно разрешимы, т.к. это связано с перевоспитанием и изменением взглядов на людей и жизнь. Главная опасность таких конфликтов не во вреде отдельной личности, а в заражении психологическим напряжением .других сотрудников, распространении конфликта на сферу деловых и личностных отношений, нарушении сотрудничества и морально-психологического климата в группе и, как следствие, - сбои в производственном ритме.
Ведущие конфликтологи считают, что внутренние конфликты в организации могут быть преодолены двумя путями: структурными изменениями, повышающими степень организации, и согласованием личных интересов с интересами группы;
Второй путь - удаление элементов, которые перестали содействовать успеху целого.
   Таким 
образом, здесь определяются два 
направления преодоления 
   Итак, 
является ли конфликт дефектом коммуникации 
менеджера? И да, и нет. Да, поскольку 
менеджер не только должен наладить общение, 
но и создать условия для успешной 
коммуникации. Нет, если коммуникации 
стали способом, средством «навязывания» 
и успешного преодоления, разрешения 
конфликта, полезного и организации 
в целом и сотрудникам 
 
 
 
   Коммуникация 
- это процесс обмена информацией, 
опытом и сведениями. Коммуникация 
является неотъемлемой частью функционирования 
предприятия, и менеджер тратит на нее 
от 50 до 90% своего рабочего времени. Коммуникации 
позволяют координировать деятельность 
как внутри предприятия, так и 
налаживать внешние контакты. Коммуникации 
на предприятии (внутренние) делятся 
на два вида: вертикальные и горизонтальные, 
вертикальные же делятся в свою очередь 
на восходящие и нисходящие. 
 
Восходящие коммуникации - это процесс 
передачи информации от исполнителей 
(подчиненных) к руководителю. Данный вид 
передачи информации чаще всего реализуется 
в виде отчетов о деятельности и рационализаторских 
предложений. 
 
О Нисходящие коммуникации - это процесс 
передачи информации от руководителя 
к подчиненным (передача сотрудникам указаний). 
 
Горизонтальные коммуникации - это процесс 
обмена информацией между сотрудниками 
одного уровня (линейными руководителями, 
которые не подчиняются друг другу). Горизонтальные 
коммуникации происходят с целью обмена 
результатами работ, опытом и личной информацией. 
 
Внешние коммуникации - обмен информацией, 
который происходит между предприятием 
и внешней средой, позволяет ему быть в 
курсе потребностей потенциальных покупателей, 
работы поставщиков, посредников и конкурентов, 
а также отслеживать новые тенденции в 
науке (изобретения, технологии). 
 
От эффективности организации данного 
процесса зависит успех фирмы. Чем выше 
скорость передачи информации на предприятии 
и чем она достовернее, тем продуктивнее 
оно работает. Примером последствий предоставления 
недостаточно достоверной информации 
является известное лекарство для беременных 
женщин - теназадрин, которое использовалось 
во всем мире и привело к рождению огромного 
количества детей с неразвитыми конечностями. 
 
Оно рекламировалось как универсальное 
безопасное средство, тогда как испытания 
не были окончательно завершены. В результате 
фирма понесла огромные убытки и подорвала 
свой имидж. 
 
Помимо разделения на внутренние и внешние, 
коммуникации подразделяются на вербальные 
и невербальные. Вербальные коммуникации 
- это процесс общения при помощи слов, 
которые могут быть письменными и устными. 
При работе предприятия особое значение 
имеет письменная форма (документооборот) 
, так как при судебных разбирательствах 
во внимание берутся не устные договоренности, 
а письменные доказательства. Невербальные 
коммуникации - это общение с помощью мимики, 
жестов, взглядов (недаром встречается 
выражение "говорящий взгляд"). В 
процессе общения вербальные и невербальные 
символы могут дополнять друг друга, а 
могут противоречить. Это связано с тем, 
что невербальное общение идет на подсознательном 
уровне и человек редко может контролировать 
свои поступки. В настоящее время невербальному 
общению уделяется особое внимание, так 
как оно более достоверно характеризует 
человека как личность и выявляет его 
истинные намерения.