Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 10:22, реферат
Коммуникация - это процесс обмена информацией, включающий субъекты коммуникации (отправителя и получателя), способ коммуникации и объект коммуникации (передаваемую информацию).
Эффективные коммуникации являются необходимым условием достижения цели организации, выполнения основных функций управления. Например, для разработки миссии организации необходима информация о потенциальных потребителях продукции и услуг, конкурентах, поставщиках. Для принятия решений о миссии, стратегии осуществляется обмен информацией с другими организациями - исследовательскими, консультационными, контролирующими и т.д. Не менее важным для осуществления функций управления является обмен информацией внутри организации. Поэтому руководители основную часть своего времени тратят на коммуникации.
Коммуникации и эффективность управления.
Коммуникационный процесс.
Межличностные коммуникации.
Организационные коммуникации.
Необходимо конструктивное отношение к конфликтам, которое предполагает не уклонение или подавление всех и всяческих конфликтов, а дифференцированный подход к ним.
Трудно представить себе производство, где бы не было конфликтов. Все конфликты можно подразделить на три вида:
-
производственно-
межличностные - из-за отсутствия взаимопонимания, несработанности или психологической несовместимости работников;
- личностные - из-за дурных привычек, личных притязаний или тяжелого характера отдельных людей, а также из-за неудовлетворенности или личной обиды.
От того, как взаимоотношения нарушаются или осложняются, различают два вида конфликтов: вертикальные - между менеджером-руководителем и подчиненными в конкретной трудовой группе; горизонтальные - между сотрудниками трудовой группы или коллегами менеджера по организации; внешние - между менеджерами и социальным окружением организации.
По
степени публичной
По
своим последствиям и влиянию
на морально-психологическую
Наиболее
опасным для трудовой группы являются
производственно-
При всей важности для менеджера знаний о конфликтах нет необходимости подробно вникать во все проблемы конфликтологии. Для более содержательного изучения этой проблемы предлагается обширный перечень научной литературы по теории конфликтов (см. работы в списке предлагаемой литературы).
В лекции о коммуникации менеджеров ограничимся рассмотрением источников напряженности и причин возникновения конфликтов. Их нельзя отождествлять. Далеко не всегда из источника вырастает причина. В этот процесс, как правило, вмешиваются другие социальные или психологические факторы, возбуждающие, актуализирующие или взрывающие источник. Рассмотрим некоторые наиболее характерные источники напряженности, выявленные социологическими исследованиями в разных регионах нашей страны и за рубежом:
- недостаточная согласованность и противоречивость целей отдельных групп или работников, большая взаимозависимость при совместном использовании ресурсов различными структурными подразделениями (так называемый источник конфликта ролей);
устарелость организационной структуры, нечеткое разграничение прав и обязанностей, вследствие чего допускается двойное и даже тройное подчинение исполнителей, задачи которых определяются требованиями двух или более инстанций, одновременно несколькими руководителями (несоразмерность прав и ответственности за результаты деятельности; подозрительность руководителя, боязнь что займут его место);
- чрезмерная загруженность работой и необходимость одновременного выполнения многих обязанностей, когда даже состояние удовлетворенности своим статусом в подразделении не исключает чувства подавленности из-за постоянной спешки и запаздывания с выполнением заданий;
- отсутствие достаточной детализации и конкретного описания задач, поставленных перед работником, что вызывает неясность функциональных обязанностей, затрудняет выбор средств их осуществления, порождает неуверенность в их правильности;
- противоречие между функциями, входящими в круг должностных обязанностей работника, и тем, что он вынужден делать по требованию руководителя, особенно когда последний склонен к бюрократическим процедурам и повседневному вмешательству в работу подчиненных;
-
ограниченность уровня
- неопределенность перспектив роста (служебной карьеры) и тем более сомнения в их существовании;
- неблагоприятные физические условия труда - шум, жара или холод, влажность, вибрация, неудачная планировка рабочего места и неудовлетворительная организация его обслуживания:
- недостаточность благожелательного внимания со стороны руководителя к достижениям подчиненных, которая может быть преодолена утверждением в группе атмосферы, позволяющей каждому свободно излагать свои взгляды, поощрением добросовестных работников за результаты труда. Но должностная зависимость подчиненных от руководителя не должна перерастать в личностную;
- неосновательные претензии отдельных работников (непомерно завышенная самооценка, порочные черты характера, плохое настроение, претензии на льготы и т.д.);
- психологический феномен - чувства обиды и зависти (быстрый рост одного из сотрудников; отношения старых кадров и новых «варягов», новаторов и консерваторов, высококвалифицированных и малоквалифицированных работников и т.д.).
Число источников можно продолжить. Также очень широк круг конкретных причин, вызывающих конфликты.
Из
многих исследований причин конфликтов
на предприятиях приведем пример, данные
в котором несущественно
1.
Неритмичная поставка
2.
Несправедливая оценка
3.Несправедливая
зарплата
4.Неправильное
отношение руководителя к
(высокомерие, заносчивость, недоступность и пр.) 8,5
5.Необоснованные
поощрения и наказания
6.Мало
заботы об улучшении условий
труда
7.Слишком
низкая зарплата
8.Отсутствие
четко определенного круга
9.Несправедливое
распределение льгот
10. Неполное, неверное, неадекватное информирование
о
делах предприятия
11.Неполное, неверное, неадекватное информирование
о результатах труда
12.Плохая организация рабочих мест (теснота, отсутствие
средств связи и прочее)
13.Отсутствие интереса руководителя к делам и
проблемам сотрудников
14.Отсутствие объективности в распределении работы 2,9
15.Перевод
с одного места на другое
16.Слишком
высокие нормы труда
17.Неудовлетворительное
обеспечение инструментом
Итого: 100%
Как
видно, здесь представлены причины
всех видов конфликтов. Производственно-
Конфликты межличностные и личностные более высокого порядка, они приносят трудовой группе и отдельным работникам больше вреда нежели пользы; часто носят затяжной характер и трудно разрешимы, т.к. это связано с перевоспитанием и изменением взглядов на людей и жизнь. Главная опасность таких конфликтов не во вреде отдельной личности, а в заражении психологическим напряжением .других сотрудников, распространении конфликта на сферу деловых и личностных отношений, нарушении сотрудничества и морально-психологического климата в группе и, как следствие, - сбои в производственном ритме.
Ведущие конфликтологи считают, что внутренние конфликты в организации могут быть преодолены двумя путями: структурными изменениями, повышающими степень организации, и согласованием личных интересов с интересами группы;
Второй путь - удаление элементов, которые перестали содействовать успеху целого.
Таким
образом, здесь определяются два
направления преодоления
Итак,
является ли конфликт дефектом коммуникации
менеджера? И да, и нет. Да, поскольку
менеджер не только должен наладить общение,
но и создать условия для успешной
коммуникации. Нет, если коммуникации
стали способом, средством «навязывания»
и успешного преодоления, разрешения
конфликта, полезного и организации
в целом и сотрудникам
Коммуникация
- это процесс обмена информацией,
опытом и сведениями. Коммуникация
является неотъемлемой частью функционирования
предприятия, и менеджер тратит на нее
от 50 до 90% своего рабочего времени. Коммуникации
позволяют координировать деятельность
как внутри предприятия, так и
налаживать внешние контакты. Коммуникации
на предприятии (внутренние) делятся
на два вида: вертикальные и горизонтальные,
вертикальные же делятся в свою очередь
на восходящие и нисходящие.
Восходящие коммуникации - это процесс
передачи информации от исполнителей
(подчиненных) к руководителю. Данный вид
передачи информации чаще всего реализуется
в виде отчетов о деятельности и рационализаторских
предложений.
О Нисходящие коммуникации - это процесс
передачи информации от руководителя
к подчиненным (передача сотрудникам указаний).
Горизонтальные коммуникации - это процесс
обмена информацией между сотрудниками
одного уровня (линейными руководителями,
которые не подчиняются друг другу). Горизонтальные
коммуникации происходят с целью обмена
результатами работ, опытом и личной информацией.
Внешние коммуникации - обмен информацией,
который происходит между предприятием
и внешней средой, позволяет ему быть в
курсе потребностей потенциальных покупателей,
работы поставщиков, посредников и конкурентов,
а также отслеживать новые тенденции в
науке (изобретения, технологии).
От эффективности организации данного
процесса зависит успех фирмы. Чем выше
скорость передачи информации на предприятии
и чем она достовернее, тем продуктивнее
оно работает. Примером последствий предоставления
недостаточно достоверной информации
является известное лекарство для беременных
женщин - теназадрин, которое использовалось
во всем мире и привело к рождению огромного
количества детей с неразвитыми конечностями.
Оно рекламировалось как универсальное
безопасное средство, тогда как испытания
не были окончательно завершены. В результате
фирма понесла огромные убытки и подорвала
свой имидж.
Помимо разделения на внутренние и внешние,
коммуникации подразделяются на вербальные
и невербальные. Вербальные коммуникации
- это процесс общения при помощи слов,
которые могут быть письменными и устными.
При работе предприятия особое значение
имеет письменная форма (документооборот)
, так как при судебных разбирательствах
во внимание берутся не устные договоренности,
а письменные доказательства. Невербальные
коммуникации - это общение с помощью мимики,
жестов, взглядов (недаром встречается
выражение "говорящий взгляд"). В
процессе общения вербальные и невербальные
символы могут дополнять друг друга, а
могут противоречить. Это связано с тем,
что невербальное общение идет на подсознательном
уровне и человек редко может контролировать
свои поступки. В настоящее время невербальному
общению уделяется особое внимание, так
как оно более достоверно характеризует
человека как личность и выявляет его
истинные намерения.