Ключевые понятия, современные школы менеджмента и его перпективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 00:23, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время отсутствует общепринятая терминология в области инновационной деятельности. Ключевыми понятиями являются НТП, новшество, нововведение, инновация.
НТП – взаимосвязанное поступательное развитие науки и техники, проявляющееся, с одной стороны, в постоянном воздействие науки, открытий и изобретений на уровень техники и технологии, с другой – в применении новейших приборов и оборудования в научных исследованиях. На уровне организации НТП реализуется в виде инноваций.

Файлы: 1 файл

менеджмент лазаревич.docx

— 28.49 Кб (Скачать)

1. Ключевые понятия менеджмента

В настоящее  время отсутствует общепринятая терминология в области инновационной  деятельности. Ключевыми понятиями  являются НТП, новшество, нововведение, инновация.

НТП – взаимосвязанное  поступательное развитие науки и  техники, проявляющееся, с одной  стороны, в постоянном воздействие  науки, открытий и изобретений на уровень техники и технологии, с другой – в применении новейших приборов и оборудования в научных  исследованиях. На уровне организации НТП реализуется в виде инноваций.

Новшество –  это оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок и экспериментальных работ в  какой-либо сфере деятельности по повышению  ее эффективности. Новшества могут оформляться в виде: открытий, патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений, документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс, организационной, производственной или другой структуры, ноу-хау, понятий, научных подходов или принципов, документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и т.п.), результатов маркетинговых исследований и т.д.

Инновация –  это конечный результат внедрения  новшества с целью изменения  объекта управления и получения  экономического, социального, экологического, научно-технического или другого  вида эффекта. Неправомерно в понятие  «инновация» включать разработку инновации, ее создание, внедрение и диффузию. Эти этапы относятся к инновационной  деятельности как процессу, результатом  которого могут быть новшества или  инновации (либо к процессу создания нововведения).

Новшество, задействованное в динамике, и до определенной степени развившееся, становится нововведением. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией.

Новшество определенная новизна, близко к понятию “изобретение”; конкретный результат разработки новой научной идеи, имеющий форму образца новой техники, конструкционного материала для производства какой-либо продукции, отличающийся от применявшихся ранее качественными характеристиками, позволяющими повысить эффективность производства (может быть представлено в виде научной, технической или иной документации, т.е. в виде информации, описывающей технологические, организационные, управленческие и другие процессы и явления нематериального характера, если она способна эффективно повлиять на результаты материального производства).

Нововведение процесс внедрения, распространения и использования новшеств с целью непосредственного удовлетворения общественных потребностей в продуктах, услугах, процессах более высокого качественного уровня;

это такое целенаправленное изменение, которое вносит в среду внедрения (организацию, население, общество и  т.д.) новые относительно стабильные элементы (нововведения выступают как  форма управляемого развития);

это процесс доведения изобретения  или открытия до стадии практического  использования, когда оно начинает давать экономический эффект;

это процесс, характеризующий переход  системы из одного состояния в  другое за счет введения отдельных  новшеств.

Инновация это такой общественно-технико-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если инновация ориентирована на экономическую выгоду, прибыль, ее появление на рынке может принести добавочный доход;

это коммерческое использование результатов творческой деятельности, нацеленной на разработку, создание и распространение новых  конкурентоспособных видов продукции, технологий, форм и методов управления, основу которых составляют объекты  интеллектуальной собственности;

это конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или  усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе  к социальным услугам;

это превращение  потенциального НТП в реальный, воплощающийся  в новых продуктах и технологиях;

это прибыльное использование новшеств в виде новых  технологий, видов продукции и  услуг, организационно-технических  и социально-экономических решений  производственного, финансового, коммерческого, административного и иного характера.

 

2. Современные школы менеджмента  и его перспективы.

Современный бизнес развивается с каждым днем, задавая предпринимателям все больше и больше сложных вопросов, на которые  им предстоит найти оптимальные  ответы. Мировой финансовый кризис заставил предпринимателей пересмотреть свои взгляды на организацию эффективного бизнеса. Глобальное снижение прибыли ставит владельцев компаний на единственно верный путь сохранить свои предприятия от банкротства – оптимизировать затраты на производство!

Казалось  бы, что в этом нет ничего сложного, но практика показала, что стратегический менеджмент многих компаний просто не может реально ориентироваться  в сегодняшних (равно, как и вчерашних) событиях и прогнозировать их в будущем. Из-за этого эффективность затрат оставляет желать лучшего, а поэтому  многих управленцев ждет увольнение. Увольнение, после которого успешное трудоустройство будет крайне сложным. Сегодня возникает ситуация, когда  с одной стороны мы видим надвигающуюся  эпоху сокращений непродуктивных сотрудников  и постоянный поиск сильных управленцев. Бизнес менеджмент представляется как  фактор преодоления кризисов!

 

 Так какую  же роль играет современный  менеджмент в экономике разных  стран мира? Рассматривая основы  менеджмента, стоит отметить три  важных функции менеджмента –  планирование, организация и контроль.

Каким бы не было удобным расположение производственных ресурсов, насколько бы технически подкованными не были Ваши сотрудники, как бы Вы лично не старались достичь  успеха, без грамотного планирования не обойтись! Анализ непосредственно  рынка товара, который желаем производить, анализ конкурентных позиций и исследования непосредственных конкурентов —  необходимые меры, которые предопределяют будущее создаваемого предприятия.

 

Стратегический  менеджмент, занимающийся разработкой  долгосрочных проектов, даст Вам максимум информации о будущих затратах и  прибыли, о том, какими методами можно  обеспечить более выгодное представление  продукции и компании на рынке, какие  существуют риски и как можно  их преодолеть. Стратегический менеджмент многих компаний – основа, ведь затраты  на планирование всегда меньше, чем  убытки от неудачного проекта.

 В условиях  глобализации, когда иностранные  компании все чаще не создают,  а покупают активы для расширения, стратегический менеджмент становится  международным. Международный менеджмент  – это ассы инвестиционного вложения. Стратегический менеджмент (как внутренний стратегический менеджмент, так и международных стратегический менеджмент) составляют аналитики, экономисты высшего класса, специалисты в области инвестиций, логистики и торговли на фондовых рынках. Стратегический менеджмент компании весьма затратный, но сокращение его ведет к еще большим затратам и рискам, поэтому трудоустройство профессионалам данной сферы обеспечено.

 Организация  и менеджмент компании

 

 Естественно,  иметь  долгосрочные планы  – похвально, но их нужно  грамотно реализовывать. Налаживание  всех производственных процессов  – задача, которую обязан выполнять  тактический или оперативный  менеджмент компании.  Сотрудники  данной категории – это специалисты  в области управления персоналом, сбыта продукции, а так же  сотрудники, обеспечивающие стабильность  производственных связей. Это управленческий  менеджмент, таможенный менеджмент, менеджмент по продажам. В частности  таможенный менеджмент востребован  в городах, тесно связанных  с импортно-экспортными операциями, поэтому, например,  трудоустройство в городе Санкт-Петербург видится более реальным, чем в более отдаленном от границы регионе.

 

 Контроль. Будь то оперативный или стратегический  менеджмент, внутренний или международный  менеджмент компании, контроль над  его деятельностью — не менее  важен, чем сами другие задачи, которые выполняет институт менеджмента  вообще. Контроль над деятельностью  менеджмента выполняет в краткосрочном  периоде оперативный менеджмент (или специально созданные независимые  комиссии), а  результат работы  в долгосрочном периоде можно  составить по результатам краткосрочных  отчетов. Стоит отметить, что именно  оперативный менеджмент ждут  сокращения по всей должностной  лестнице. Владелец предприятия  для оптимизации затрат обязывает  менеджмент выполнять свои функции  более мобильно. Ведь не редки  ситуации, когда менеджмент производственной  компании составляет 40% от всего  ее персонала.

Какова тенденция  развития современного менеджмента? Однозначно, развитие идет в сторону универсальности. Менеджмент должен быть универсальным.  Предприятиям нужны универсальные  солдаты бизнеса, которые могут  решать комплексно вопросы планирования, организации и контроля. И чем  меньше сотрудников в отделе менеджмента, тем выше их заработная плата и  социальные гарантии. Мировой финансовый кризис уже показал, что бизнес менеджмент далеко не во всех сферах эффективен. Компании, представляющие сферу услуг, первыми  ощутили, что такое неэффективный  и много затратный менеджмент.

Еще одной  особенностью современного менеджмента  можно назвать высокую степень  саморазвития персонала, необходимую  для успешной работы в компании. Постоянное развитие экономики мира толкает владельцев компаний на выделение средств на повышение квалификации персонала. Грамотный менеджмент – это всегда плюс и дополнительная прибыль в будущем.

 

 Напоследок можно сказать  одно. Какой бы кризис мир или  отдельная страна не переживали, стратегический и оперативный  менеджмент не исчезнет, как вид  деятельности. Экономика развивается  циклически, и если сегодня мы  наблюдаем спад экономической  активности, завтра обязательно  будет повышение, поэтому менеджмент  актуален всегда. Единственное, что  отличает его во времена кризиса  – на рынке труда остаются  сильнейшие специалисты, от которых  зависит будущее практически  всех отраслей мирового хозяйства.  Вывод один: сильный менеджмент  – стабильность и надежность  экономики. Насколько он силен сегодня покажет время и успешное преодоление финансовых проблем, возникших сегодня во всем мире.

 

3. Концепция харизматического лидерства.

Лидерство –  это управленческие взаимоотношения между руководителем и последователями, основанные на эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленные на побуждение людей к достижению общих целей. Обязательное условие лидерства - обладание властью в конкретных формальных или неформальных организациях самых разных уровней и масштаба от государства и даже группы государств до правительственных учреждений, местного самоуправления или народных и общественных групп и движений. Формализованная власть лидера закрепляется законом. Но во всех случаях лидер имеет социальную и психологическую, эмоциональную опору в обществе или в коллективах людей, которые за ним следуют. Выделяют формальное и неформальное лидерство. В первом случае влияние на подчиненных оказывается с позиций занимаемой должности. Процесс влияния на людей через личные способности, умения и другие ресурсы получил название неформального лидерства. Считается, что идеальным для лидерства является сочетание двух основ власти: личностной и организационной. Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воздействует на других, с другой, лидерство - это процесс преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей. Лидерство представляет собой специфический тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Лидерство как тип отношений управления отлично от собственно управления и строится больше на отношении типа «лидер - последователь», чем «начальник - подчиненный». Не любой менеджер использует лидерство в своем поведении. Продуктивный менеджер не обязательно является эффективным лидером, и наоборот. Успех в управлении не компенсирует плохого лидерства. Подходы к изучению лидерства различаются комбинацией трех основных переменных, привлекающих внимание исследователей по сей день: лидерские качества, лидерское поведение и ситуация, в которой действует лидер. Важную роль при этом играют характеристики и поведение последователей. Каждый из подходов предлагает свое решение проблемы эффективного лидерства. Ранние традиционные концепции предлагали определять эффективное лидерство на основе либо качеств лидера, либо образцов его поведения. Ситуационность в этих случаях во внимание не принималась. Эти концепций в конечном счете утонули в бесконечном множестве выявленных качеств и образцов поведения, так и не создав завершенной теории. Подходы, основанные на ситуационности лидерства, предлагали объяснять эффективность лидерства через различные ситуационные переменные, т.е. через влияние внешних факторов, не принимая при этом во внимание лидера как личность. Новые концепции попытались объединить преимущества и достижения как традиционного, так и ситуационных подходов. В своих выводах эти концепции основываются на анализе лидерского характера и его взаимосвязи с имеющейся ситуации.

 Имеются две противоположные позиции формирования имиджа лидера. Одна отрицает вообще какое-либо влияние лидера на организационную эффективность, а другая - ведет к лидерской харизме и попытке последователей приписать лидеру почти магические, а в отдельных случаях божественные качества.

Харизма является формой влияния на других посредством личностной привлекательности, вызывающей поддержку и признание лидерства, что обеспечивает обладателю харизмы власть над последователями. Как источник лидерской власти харизма относится к власти примера, связанной со способностью руководителя влиять на подчиненных в силу своих личных качеств и стиля руководства. Харизма дает руководителю преимущества эффективнее оказывать свое влияние на подчиненных. Многие считают, что получение харизмы связано со способностью лидера находить своих обожателей и почитателей и даже менять их состав в зависимости от ситуации. Другие определяют харизму как набор специфических лидерских качеств. Последнее легло в основу рассматриваемой ниже концепции харизматического лидерства,  являющейся, по сути , продолжением концепции атрибутивного лидерства и строящейся на комбинации качеств и поведения лидера. Харизматическим  считается тот лидер, который в силу своих личностных качеств способен оказывать глубокое воздействие на последователей. Лидеры этого типа испытывают высокую потребность во власти, имеют сильную потребность в деятельности и убеждены в моральной правоте того, во что они верят. Потребность во власти мотивирует их в стремлении стать лидерами. Их вера в свою правоту деятельным передает людям чувство того, что он способен быть лидером. Эти качества развивают такие черты харизматического поведения, как моделирование роли, создание образа, упрощение целей «фокуса простые и драматического характера цели», упор на большие ожидания, проявление доверительности у последователей импульса к действиям. Исследования свидетельствуют, что у харизмы есть негативная сторона, связанная с узурпацией личной власти или полным фокусом лидера на самого себя, и позитивная - связанная с упором на разделяемую власть и тенденцией к делегированию части ее последователям. Это помогает объяснить разницу между такими лидерами, как Гитлер, Ленин, Сталин и такими, как Сахаров, Мартин Лютер Кинг и им подобные. В целом харизматическому лидеру приписывают наличие

уверенности в себе, высокой чувствительности к внешнему окружению, видения решения проблемы за пределами статус-кво, умения свести это видение до уровня, понятного последователям и побуждающего их к действиям; неординарного поведения в реализации своего видения.

Модели харизматического лидерства различаются количеством стадий развития самой харизмы и отношений с последователями. Считается, что вначале необходимо развить чувствительность к обнаружению проблемы, на которую можно было бы обрушиться с критикой. Затем необходимо развить в себе видение идеализированных путей решения этой проблемы. В видение должно быть включено что-то новое, ранее ни кем не предлагавшееся и относительно которого кажется, что оно может немедленно продвинуть решение проблемы. Следующий шаг связан со способностью лидера передать значение своего видения посредством межличностной коммуникации «публикации, речь, жесты, позы и т.п.» последователям таким образом, чтобы это произвело на них сильное впечатление и стимулировало к действиям. Далее лидеру для сплочения последователей вокруг себя важно развить отношения доверия с ними, проявляя такие качества, как знание дела, умение добиваться успеха, принятия на себя риска и совершение неординарных действий или поступков. На заключительном этапе лидер обязан продемонстрировать способность к реализации своего видения через делегирование полномочий последователям. Это возможно сделать, ставя последователям напряженные и значимые задачи, привлекая их к участию в управлении, ослабляя бюрократические путы, вознаграждая их за результаты соответствующим образом. Исследование практики деловых организаций показало, что в обычной ситуации харизматическое лидерство не всегда требуется для достижения в бизнесе высоких результатов. Чаще оно подходит к тем случаям, когда последователи сильно идеологизируют свои желания и пути их выполнения. Это во многом объясняет более частое наличие харизмы у лидеров, проявляющих себя в политике,  религии, военных действиях. Для бизнеса важность харизматического лидерства возрастает по мере необходимости проведения в организации радикальных изменений в связи с критичностью ситуации. Однако в этих обстоятельствах возникает другая концепция лидерства: концепция лидера - преобразователя или лидера реформатора

Информация о работе Ключевые понятия, современные школы менеджмента и его перпективы