Эмпирическая школа менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 23:49, реферат

Краткое описание

Эмпирическая школа в менеджменте стала новым этапом в развитии представлений об управлении. Наиболее заметными представителями этого направления были П. Дракер, Д. Миллер, Р. Дэвис. По мнению приверженцев этой школы, главная задача теоретиков в области менеджмента — получение, обработка и анализ практических данных и выдача на этой основе рекомендаций управляющим.

Файлы: 1 файл

Эмпирическая школа. семинар.docx

— 15.20 Кб (Скачать)

Эмпирическая  школа в менеджменте стала  новым этапом в развитии представлений  об управлении. Наиболее заметными  представителями этого направления были П. Дракер, Д. Миллер, Р. Дэвис. По мнению приверженцев этой школы, главная задача теоретиков в области менеджмента — получение, обработка и анализ практических данных и выдача на этой основе рекомендаций управляющим.

В основе взглядов сторонников этой школы  лежало представление о том, что  любые рекомендации по управлению нельзя дать, если не было собрано достаточное  количество конкретных данных, касающихся конкретной ситуации.

Именно  по этой причине данная школа была названа эмпирической. Эмпиризм —  это особый подход к знанию, который  предполагает уделение особого внимания опытным данным, которые затем  обобщаются и объясняются. Роль теорий и любых теоретических представлений, с позиции эмпиризма, не так велика, поскольку теории только объясняют эмпирические (полученные при помощи опыта) факты.

Следовательно, эмпирическая школа изначально противопоставила себя некоторым предшествующим направлениям менеджмента, в частности, поведенческой  школе и школе человеческих отношений. Последние подходили к объекту  исследования менеджмента «предвзято», то есть заранее зная, в чем заключается его сущность.

В рамках эмпирической школы решались два  основных вопроса. Во-первых, это практические исследования деятельности менеджеров. Благодаря им последние смогли сформулировать много достаточно ценных рекомендаций, вошедших в обиход современного менеджмента.

Во-вторых, эмпирическая школа предложила развернутую  концепцию современного капитализма. С позиции этой школы, современный  капитализм существенно отличается от капитализма в стадии его зарождения. Изначально капитализм действительно  был основан на эксплуатации человека человеком.

На современном  этапе, с точки зрения эмпирической школы, люди в капиталистическом  обществе равны и имеют равные возможности в том, что касается получения и распределения прибыли. При этом практические исследования, проведенные сторонниками эмпирической школы, стали важным моментом в обосновании: они смогли со ссылкой на результаты практических исследований показать, что в структуре производственных отношений капиталистического общества произошли изменения.

По мнению сторонников эмпирической школы, профессия  менеджера — это особая профессия, которая отличается от остальных  двумя признаками. Во-первых, основная задача менеджера заключается в  том, чтобы из разнородных ресурсов и способностей подчиненных сформировать единое, хорошо функционирующее целое. При этом в каждом конкретном случае ситуация уникальна, а потому и менеджеру  приходится исходить из того особого  сочетания исходных данных, которое  имеется у него в наличии.

Во-вторых, задача менеджера состоит в том, что в процессе формирования этого  единого целого он должен учитывать  долгосрочную перспективу. Ни одной  другой профессии такие задачи не присущи.

Эмпирическая  школа ориентировалась в основном на практические рекомендации руководителям. Характерным для нее утверждением является, например, следующее: «Убедитесь в том, что ваши сообщения не противоречат вашим действиям», или «Поддерживайте обратную связь в процессе общения». Подобные рекомендации носят исключительно  практический характер и нередко  не предполагают общей теории, которая  могла бы их объединить.

По этой причине разработки эмпирического  направления нередко обвинялись в ненаучности (что в целом было справедливым упреком). 

Теоретики эмпирической школы не обошли своим  вниманием и такие важные вопросы, как степень централизации и  децентрализации в управлении, а  также Делегирование полномочий. Широкое распространение получила одна из рекомендаций школы — целевое  управление, на необходимость внедрения  которого указывал П. Дракер.

Под целевым  управлением понимают постоянно  функционирующую систему разработки конкретных целей для каждого  сотрудника управляющей системы. Совместно  со своим руководителем каждый сотрудник  управляющей системы определяет цели своей деятельности на конкретный период, а также намечает методы достижения этих целей и отчета о  достигнутых результатах. При этом цели определяются в максимально  конкретной форме.

Ряд проблем  современного крупного машинного производства были решены благодаря теоретическим  посылкам эмпирической школы. Так, рекомендации школы способствовали классификации  и анализу функций управления, организации труда руководителя, подбору и оценке кадров, определению  структур управления и ряду других проблем.

В то же время следует отметить недостаточную  научность некоторых рекомендаций эмпирической школы.

         

В социологических  словарях пальма первенства в проведении исследований локальных

сообществ в современном обществе отдается социологам так называемой Чикагской  школы

[3]. Первая  волна чикагских исследований  пришлась на 1920-е гг. Город понимался  как

своего  рода "лаборатория" для социального  исследователя. "Заведовали лабораторией"

Р.Э. Парк, Э.В. Берджесс. Под их руководством были проведены исследования чикагской

прессы, средств массовой информации; преступности; бедности и др. [4, с. 109]. В результате

было  написано множество относительно самостоятельных  работ, имевших разные пред-

меты  исследования, но объединенных общим объектом: Чикаго. Этот город называли тогда

самым исследованным в социологическом  отношении городом.

Информация о работе Эмпирическая школа менеджмента