Классификация предприятий общественного питания

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 18:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучить формы и классы обслуживания потребителей, а также классификацию предприятий общественного питания.
В процессе работы была изучена: классификация предприятий общественного питания, формы и классы обслуживания.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………………...4
1 Аналитический обзор………………………………………………………………...….5
1.1 Состояние и тенденции развития общественного питания…………………………5
1.2 Классификация предприятий общественного питания…..…………………...…….8
А. По характеру производства………………………………………………………........9
Б. По ассортименту выпускаемой продукции………………………………………….10
В. По уровню обслуживания и контингенту обслуживания…………………………..11
Г. По времени и места функционирования……………………………………………..13
1.3 Типы предприятий общественного питания и их характерные особенности……14
А. Ресторан………………………………………………………………………………..14
Б. Бар…………………………………………………………………………………..…..15
В. Столовая………………………………………………………………………………..17
Г. Кафе…………………………………………………………………………………….18
Д. Закусочная………………………………………………………………………….….20
Е. Другие предприятия общественного питания……………………………………….21
1.3 Формы и методы обслуживания на предприятиях общественного питания……..23
1.4 Специальные формы организации обслуживания…………………………….…...27
Заключение…………………………………………………………………..……………38
Выводы и рекомендации по совершенствованию системы обслуживания…………..38
Список использованных источников…………………………………………………....40

Файлы: 1 файл

иновация в социально куьтурном сервисе и турицме курсач Стас.docx

— 95.66 Кб (Скачать)

При входе в зал устанавливают  контрольно – кассовую машину и  вывешивают варианты меню. Стоимость  закусок фуршетного стола включается в стоимость каждого варианта меню завтрака, обеда или ужина. Посетители входят в зал, знакомятся с меню, пробивают чеки по одному из вариантов, садятся за столы и передают чеки обслуживающему их официанту. Официант направляется к раздаче, получает на производстве супы и вторые блюда. В это время гости подходят к фуршетному столу и выбирают холодные закуски, соки, прохладительные напитки.

Сервировка столов должна быть минимальной к завтраку, обеду  или ужину. Официанты доставляют в зал продукцию кухни в  посуде подачи гостям на двухъярусных тележках или подносах. На нижнем ярусе располагают использованную посуду и приборы, на верхнем – блюда. Если официанты приносят блюда в зал на подносах, то последние ставят на подсобный стол или сервант, убирают использованную посуду и приборы, а затем подают блюда европейским методом.

Экспресс – столы организуют в залах ресторанов при гостиницах, на железнодорожных станциях, в аэропортах. В период с 8 до 11 ч. пассажирам предлагают два вида европейских завтраков одинаковой стоимости, а с 11 до 15 ч. – экспресс – обеды также двух видов.

Русский стол организован  по принципу “репинского стола”. Конструктивно  он близок к разработанному художником Репиным обеденному столу, который  и сейчас находится в Пенатах. За круглым столом одновременно могут  разместиться 20 человек. Он состоит из двух поверхностей разного диаметра и вращается при помощи ручек. Нижняя поверхность неподвижная и находится на расстоянии 10 см от верхней; нижняя часть шире верхней на 35 – 40 см.

На вращающуюся часть  стола ставят холодные блюда и  закуски, сладкие блюда, мучные кондитерские изделия, прохладительные напитки, соки. Неподвижную часть стола  сервируют тарелками, приборами, фужерами. Потребители садятся за стол, поворачивают ручку вращающейся части стола и самостоятельно порционируют блюда. Подачу горячих блюд и напитков, а также расчет за питание осуществляют официанты.

Бизнес – ланч – деловой  обед в ресторане, который предусматривает  быстрое обслуживание потребителей в определенное время (с 12 до 16 ч) по более низким ценам по сравнению  с меню а ля карт. Бизнес – ланчи  проводятся ежедневно, кроме субботы  и воскресенья.

Выбор блюд в меню должен быть достаточным для удовлетворения потребностей гостей. В меню бизнес – ланча включаются блюда несложного приготовления.

Минимальный перечень блюд в меню: две холодные закуски, горячая  закуска и суп дня, три горячих  блюда из рыбы, мяса и домашней птицы, одно вегетарианское блюдо, одно –  два блюда дня (фирменные блюда  от шеф-повара), которые будут меняться каждый день, три десерта.

Гость выбирает из этого  перечня три блюда: холодную или  горячую закуску и суп дня, горячее блюдо, десерт. Стоимость  бизнес – ланча заранее определена, в нее входит также кофе или  чай.

Для ускорения обслуживания официанты подают блюда заранее  порционированными в индивидуальную посуду каждого гостя европейским методом. Карту вин предлагают гостям, если они будут дополнительно заказывать прохладительные и алкогольные напитки. В некоторых  ресторанах в состав бизнес – ланча включают безалкогольный напиток и бокал вина или пива (на выбор).

Воскресный бранч (brunch – поздний завтрак между 9.00 и 14.30, который обычно оплачивается перед входом в зал). Рестораны в субботние, воскресные и праздничные дни организуют обслуживание гостей обедами, на которые приходят семьями, с друзьями. Обслуживание осуществляется по типу шведского стола с широким ассортиментом холодных блюд и закусок, супов, вторых горячих блюд, приготовленных в горшочках, запеченных на сковороде, на решетке гриля, прохладительных напитков. Сладкие блюда, горячие напитки и мучные кондитерские изделия гостям предлагают отдельно на чайном и десертном шведских столах. Если в эти дни в ресторане проводится дегустация вин, то в стоимость бранча обязательно включается бокал вина или шампанского. Воскресные бранчи могут иметь различную тематическую направленность: морскую, охотничью, национальную (грузинская, украинская и другие кухни).

Сервировка столов к обеду  минимальна (пирожковая тарелка, столовый и закусочный приборы, фужер и полотняная салфетка). Количество подходов к шведскому столу не ограничено. Официанты производят досервировку стола приборами и стеклянной посудой. Гости обслуживают себя сами. Официанты помогают им в выборе и порционировании блюд, доставке их к столу, уборке посуды. Как правило, предусматриваются билеты для детей до 12 лет по более низкой цене.

Презентации устраиваются по самым разнообразным поводам: открытие выставки, университета, колледжа, основание фирмы или банка, дегустация вин.

Презентация – это повод  для приглашения спонсоров, предпринимателей, банкиров, представителей различных фирм для установления новых деловых контактов. Список лиц, приглашенных на презентацию, определяется заранее, им рассылают приглашения.

В программу презентации  может быть включена пресс-конференция, которая часто сопровождается концертными  и эстрадными номерами. Во второй половине презентации проходит прием коктейль или фуршет или обед со шведским столом (обед-буфет) или шведский стол с холодными блюдами и закусками (холодный буфет).

Гость подходит к столу, берет  тарелку из стопки, кладет на нее  различные закуски. На борту каждой закусочной тарелки закреплена пластмассовая клипса, в которую гость вставляет рюмку с налитым напитком, и отходит от стола. Иногда на стол ставят только закуски, а напитки разносят официанты. На презентациях гости чувствуют себя непринужденно, обмениваются визитными карточками, что способствует скорейшему установлению деловых контактов.

Кофе-брейк (или кофе-пауза) организуют в ресторанах для быстрого обслуживания участников совещаний, конференций, деловых переговоров. Прямоугольные или круглые столы накрывают цветными скатертями-юбками, как на фуршете. Гости едят и пьют стоя.

В меню кофе-брейка включают пирожные, пирожки, сладкие и соленые  печенья, сдобные булочки, канапе с сыром и со свежими фруктами, лимон, сливки, кофе. Из прохладительных напитков – минеральную воду, соки.

Стол сервируют следующим  образом. По периметру стола устанавливают  кофейные чашки с блюдцами и кладут кофейные ложки. Учитывая, что некоторые гости пьют чай, несколько кофейных чашек заменяют чайными. Рядом с ними располагают чайные ложки. По центру стола размещают вазу плато с пирожными и десертной лопаткой на пирожковой тарелке, низкие фарфоровые вазы с пирожками, блюда с канапе, вазы с ассорти из домашнего печенья. Ближе к чашкам ставят сахар в вазочке на пирожковой тарелке с резной бумажной салфеткой и щипцами, лоток с лимоном и двухрожковой вилкой для раскладки, стопки мелких десертных тарелок по 8 – 10 шт. Сливки в сливочнике, кофейник на закусочной тарелке с полотняной салфеткой, сожженной тюльпаном, ставят на стол за несколько минут до перерыва.

Гости подходят к столу, официанты  предлагают им кофе или чай и наливают горячие напитки, придерживая крышку кофейника или чайника ручником. Можно использовать чай или кофе в одноразовой упаковке, тогда  на подсобный стол ставят термос с  кипятком или самовар на хромированном  или расписном подносе.

Для организации чайного  стола в ресторане выделяют отдельный  зал, имеющий соответствующее оформление интерьера, а также набор мебели, сервировку столов, меню и рекламу.

На каждом столе, как правило, устанавливают электрический самовар  на подносе. Буфетная стойка-прилавок может быть красочно оформлена. Здесь официант получает заказанную посетителями буфетную продукцию.

Воротничок и манжеты  белой форменной рубашки официанта  могут быть украшены цветным орнаментом. Удачным дополнением к форменной одежде служит белый или цветной ручник с аналогичным рисунком.

Happy hour (счастливый час) – это вид обслуживания, организуемый в ресторане по пятницам с 17 до 19 ч по меню а ля карт со скидкой на напитки до 50%.

В некоторых барах с 17 до 19 ч для привлечения посетителей  возле барной стойки размещают скамью, имитирующую шведский стол, на которую  выставляют порционированные закуски  в широком ассортименте, придерживаясь  преимущественно блюд русской кухни; а с 15 до 17 ч, когда поток посетителей в рестораны уменьшается, гостям предлагают блюда Комплимент  от шеф-повара со скидкой 50% или заказавшему две кружки пива третью предлагают бесплатно.

Linner – это услуга, предоставляемая гостям, проживающим в гостинице, которые ввиду различных причин опоздали на бизнес – ланч, но еще могут воспользоваться ужином Dinner. Линер предусматривает наличие шведского стола.

Стоимость линера заранее  оговорена, в нее включают бокал  шампанского или бокал красного (белого) вина, прохладительные напитки, соки, минеральную и фруктовую  воду. Для дополнительного заказа напитков гостям предлагают карту вин  и карту коктейлей.

Такие формы обслуживания способствуют повышению культуры обслуживания, увеличению объема предоставляемых услуг, росту реализации продукции собственного производства.

Основными направлениями  развития современных технологий обслуживания в предприятиях общественного питания  являются:

- создание концептуальных  предприятий общественного питания;

- расширение сети виртуальных  ресторанов, обеспечивающих прием  заказа по сети Интернет и  доставку его потребителю;

- приготовление блюд в  присутствии посетителей;

- организация обслуживания  по системе кейтеринг.

Концептуальным называется предприятие общественного питания, в котором интерьер оформлен в  национальном или экзотическом стиле, а в меню возможно смешение кухонь и стилей. Идея концептуального предприятия  общественного питания включает выбор предпринимателем определенной темы, в соответствии с которой разрабатывается меню, оформляется интерьер, выбираются поставщики оборудования, посуды, приборов, продуктов, напитков. В качестве темы может быть использован кинематографический, исторический, литературный или другой сюжет.

Виртуальным называется ресторан, в котором осуществляется прием  заказа по сети Интернет и доставка его потребителю.

Во многих странах общение  посредством компьютера стало неотъемлемой частью жизни людей. Современные технологии обслуживания позволяют потенциальным потребителям через систему Интернет войти на страничку соответствующего ресторана, получить информацию о блюдах, ценах, увидеть зал и расположение столиков на экране компьютера. Основной потребитель страничек в Интернете – предполагаемый потребитель ресторана. Он может не только ознакомиться с информацией, отправить и получить сообщение, но и поговорить с менеджером ресторана. Потребитель может не только заказать столик в ресторане, но и оплатить его, вводя номер счета или кредитной карточки. Менеджер ресторана получит и подтвердит информацию о заказе, а бухгалтер – о платеже. Вся процедура займет считанные минуты. Через сеть Интернет можно предложить посетителям зарезервировать столик, продемонстрировать блюда меню визуально и т.д. технология панорамной съемки позволяет более детально ознакомиться с интерьерами залов и ингредиентами блюд.

К современным технологиям  обслуживания в общественном питании, способствующим привлечению потребителей и увеличению объемов продаж, относится приготовление блюд в присутствии посетителей. Для привлечения внимания гостей к этим блюдам необходимо дать правильное описание и фотографии их в меню, произвести обучение персонала. К приготовлению блюд на глазах потребителей привлекаются опытные повара.

В момент приготовления поваром  горячего блюда в зале официант следит за ходом трапезы, обносит гостей закусками, напитками. На этапе приготовления блюда гость наблюдает за работой повара. Жесты и движения персонала должны быть уверенными. Персональное внимание подчеркивает статус гостя и уважение к нему. На этапе завершения приготовления блюда и подачи его гостю происходит закрепление контакта гостя с обслуживающим персоналом. В будущем у посетителя возникает желание вновь прийти в ресторан.

К прогрессивным технологиям  обслуживания в общественном питании  относится организация выездного обслуживания по системе кейтеринг.

Термин “кейтеринг” (от англ. catering – общественное питание, ceter – поставлять продукцию, обслуживать потребителя) обозначает действия работника или предприятия, поставляющего продукты питания, напитки, посуду и все необходимое для организации приема, банкета вне ресторана или обслуживания спортивных игр и других крупных зрелищных мероприятий.

Существуют следующие  виды кейтеринга:

- в помещении;

- вне предприятия общественного  питания;

- социальный;

- разъездной (по контракту  на поставку продукции);

- розничная продажа;

- VIP – кейтеринг.

Развитие индустрии кейтеринга и увеличение запросов потребителей способствует тому, что один и тот же поставщик услуг может предлагать несколько вариантов обслуживания.

Кейтеринг в помещении  имеет много общего с ресторанным  обслуживанием. Заказчику сервисных  услуг (фирме) предлагают оборудованные  помещения для проведения различных мероприятий. Это могут быть аванзалы, банкетные залы для проведения комбинированных приемов, кухня для подготовки продуктов и приготовления блюд, помещение с холодильными шкафами для хранения продуктов; помещения для хранения напитков, столовой посуды и приборов, столового белья, аксессуаров, необходимых для оформления столов и залов.

Преимущество этого вида кейтеринга заключается в экономии времени для подготовки выездного мероприятия (доставка, установка необходимого оборудования, кухонной посуды, инвентаря).

Информация о работе Классификация предприятий общественного питания