Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 16:09, курсовая работа
Цель работы. Кадровая политика в условиях слияния и поглощения компаний.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования решались следующие задачи:
- дать сущность, понятие и особенности кадровой политики компании, этапы построения и условия разработки кадровой политики
- описать типы кадровой политики компании
- показать взаимосвязь процесса формирования кадровой политики и этапов реорганизации
- раскрыть теоретические основы слияния и поглощения компаний
- рассмотреть формирования кадровой политики в условиях реорганизации (слияния и поглощения) компании
- показать воздействие слияний и поглощений компаний на кадровую политику.
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика кадровой политики компании 5
1.1.Сущность, понятие и особенности кадровой политики компании 5
1.1.1. Этапы построения кадровой политики компании 5
1.2.Типы кадровой политики компании 10
1.3.Взаимосвязь процесса формирования кадровой политики и этапов реорганизации 11
Глава 2. Слияние и поглощение компаний как фактор воздействия на кадровую политику 14
2.1.Теоретические основы слияния и поглощения компаний 14
2.1.1.Классификация основных типов слияния и поглощения компаний 14
2.1.2.Основные мотивы слияния и поглощения компаний 17
2.1.3. Механизм слияния и поглощения компаний 20
2.1.4.Последствия слияния и поглощения компаний 24
2.2. Формирования кадровой политики в условиях реорганизации (слияния и поглощения) компании 26
2.3. Воздействие слияний и поглощений компаний на кадровую политику 32
Заключение 36
Список литературы 37
При покупке одной компании другой неминуемо встает вопрос о персонале. Естественно, процессы слияния компаний всегда сопровождаются ротацией, перестановками и увольнением части сотрудников. Уровень масштабности этих процессов определяется прежде всего причинами и целями слияния. Можно отметить три наиболее распространенных варианта слияния компаний: объединение, дружественное поглощение в результате добровольной продажи компании либо ее контрольного пакета акций, а также недружественное поглощение компании как результат целенаправленного захвата.
Понятно, что при каждом из этих видов слияния наблюдается своя кадровая политика. Так, если слияние произошло в результате объединения, то в этом случае кадровые изменения происходят в основном на уровне среднего и высшего звеньев управления. Следствием объединения являются оптимизация структуры управления, сокращение управленческого персонала высшего и среднего звеньев, сокращение издержек на управление, увеличение зарплаты оставшимся управленцам. На уровне низших звеньев, функциональных и производственных структур изменения, как правило, минимальны.[11]
Дружественное поглощение является обычно следствием приобретения сильной компанией слабой, обанкротившейся или близкой к банкротству. Результатом такого поглощения может быть частичная или полная ликвидация слабых производственных и управленческих структур поглощенной компании, реструктуризация и усиление оставшихся структур. Эти изменения сопровождаются увольнением большей части управленческого персонала, а также персонала ликвидированных структур. [15]
Недружественное поглощение в большинстве случаев является результатом поглощения одной компанией другой, вполне благополучной, но более слабой. Здесь, включая два предыдущих варианта, возможна ликвидация поглощенной компании конкурента с последующей распродажей ее наиболее ценных активов.
Кадровый вопрос обычно решается так же, как и при любых других процессах объединения бизнесов: ведущие специалисты ликвидированной компании переходят в штат новой, а остальные увольняются.
Однако все чаще персонал нового объединенного предприятия формируется не просто из числа сотрудников поглощающей компании, а из специалистов обеих организаций. И главным фактором отбора здесь становится уровень профессионализма кандидатов.
Прежде чем заниматься кадровой политикой, необходимо понять, какой будет стратегия изменившегося после слияния и поглощения бизнеса, какие перемены произойдут в бизнеспроцессах, чем будут заниматься люди: Поняв стратегию и определив место, а также функции сотрудников, необходимо определить наиболее ценных работников в обеих участвующих в сделке компаниях. Избежать «бегства» кадров помогут меры по разъяснению ситуации, донесению до сотрудников их новых перспектив и задач, удержанию ключевых людей. Кроме того, необходимо формировать и кадровый резерв, способный «подстраховать» компанию в случае ухода работников по всем ключевым направлениям.[13]
Естественно, персонал не всегда подвергается процедуре сокращения. Как правило, каждый сотрудник нового штата оценивается, и если он соответствует требованиям, переучивается специфике работы в новой организации.
Кадровая служба в данной ситуации играет большую роль. Переход компании в новый статус всегда сопровождается стрессом для персонала. Каждый работник заботится о своем уровне и стабильности своего положения. В этой ситуации отдел по работе с персоналом должен провести работу с сотрудниками компании. Персонал должен быть в курсе текущих событий и нововведений, замотивирован в изменениях и реструктуризации. Самое главное в данном процессе – сделать так, чтобы личное благополучие каждого сотрудника ни в коем случае не ухудшилось. Для этого каждого оставшегося в компании человека обучают работе по новым правилам, а для уволенных сотрудников иногда проводится процедура аутплейсмента, которая представляет собой содействие уволенным сотрудникам в поиске нового рабочего места, когда (в идеале) уволенный сотрудник устраивается на работу в новую компанию с помощью уволившей его компании. Не секрет, что основные проблемы, связанные с формированием эффективного коллектива при слиянии компаний, возникают из-за отсутствия у нового руководства четких, детальных планов предстоящих изменений. Планирование в этом случае занимает особое место в подготовительных процессах. С другой стороны, бывает, новый руководитель приходит с готовым пониманием того, как он хочет организовать работу, т.е. у него уже есть собственный взгляд на процесс объединения, как правило, принесенный с прежнего места работы. В этом случае проблемы могут появиться на этапе внедрения из-за возможной потери, ухода ведущих специалистов. Поэтому руководителю с самого начала стоит продумать новую стратегию выстраивания отношений в коллективе. В такой ситуации важную роль может играть грамотный «персональщик», способный адекватно соотнести цели и задачи сотрудников с планами руководства, управлять климатом отношений в коллективе. [12]
Дабы избежать всех этих трудностей, новому руководству компании, по мнению большинства специалистов, необходимо тщательно продумать кадровую политику, формировать персонал согласно профессиональным качествам специалистов, особое внимание уделить укреплению корпоративной культуры, задуматься о судьбе уволенных сотрудников. Ведь во времена перемен тяжело всем – и инициаторам, и исполнителям.
По результат сделаныследующие выводы.
Суть кадровой политики состоит в привлечении, закреплении и адекватном использовании высококвалифицированных специалистов, в создании условий для реализации ими своего профессионального потенциала для успешного исполнения должностных обязанностей и обеспечения на этой основе эффективного функционирования предприятия.
Теоретический фундамент кадровой политики включает огромный массив знаний, позволяющих планировать на основе изучения управленческого труда, к примеру, возникновение новых профессий и специальностей, определять тенденции развития систем профессионального образования, упреждающей переподготовки и повышения квалификации специалистов, структуру всего образовательного комплекса и различных форм профессионального развития человека. Важными базовыми элементами кадровой политики являются психология профессиональной деятельности, экономика труда, экономическая социология, теория управления, и т.д.
Во второй гаве выявлены особенности кадровой поитики в условиях слияния и поглащения.
Слияние
и поглощение – один из самых распространенных
приемов развития, к которому прибегают
в настоящее время даже очень успешные
компании. Этот процесс в рыночных условиях
становится явлением обычным, практически
повседневным. В этих условиях очень важно
уметь ориентироваться в типах слияний
компаний, выявлять основные цели, которые
преследуют стороны при заключении сделки
слияния или поглощения компаний, оценивать
эффективность такой сделки и ее возможные
последствия.
Информация о работе Кадровая политика в условиях слияния и поглощения компаний