Этапы стратегического планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 19:24, контрольная работа

Краткое описание

Стратегическое планирование дает возможность акционерам и менеджменту компаний определиться с направлением и темпом развития бизнеса, очертить глобальные тенденции рынка, понять, какие организационные и структурные изменения должны произойти в компании, чтобы она стала конкурентоспособной, в чем ее преимущество, какие инструменты необходимы ей для успешного развития.

Оглавление

1. Понятие и этапы стратегического планирования………………………3
2. Анализ ОАО «Самарский хлебзавод№9»………………………………4
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Самарский хлебзавод№9»…………………………………………………………………..4
2.2 Анализ внешней среды ОАО «Самарский хлебзавод№9»…………...6
2.3 Анализ внутренней среды ОАО «Самарский хлебзавод№9»………..10
3. Разработка стратегических решений для ОАО «Самарский хлебзавод№9»………………………………………………………………….14
3.1 Определение миссии и целей предприятия…………………………..14
3.2 Оценка и контроль выполнения стратегических решений…………..19
Список литературы………………………………………………………27

Файлы: 1 файл

СТ План (2).doc

— 198.50 Кб (Скачать)

Проведенный анализ внешней  среды позволяет сделать выводы о том, что предприятие должно разработать и внедрить управленческие решения, направленные на стабилизацию его деятельности в условиях внешней среды.  

2.3 Анализ внутренней среды ОАО "Самарский хлебозавод №9"

Анализ внутренней среды предприятия начнем с изучения его производственной структуры, которая представляет совокупность производственных единиц предприятия (цехов, служб), входящих в его состав и формы связей между ними. Производственная структура - это, по существу, форма характеристики типов производств по организации производственного процесса. В ней различают подразделения основного, вспомогательного, обслуживающего производств:

На производственную структуру ОАО "Самарский хлебозавод №9" влияет ряд факторов:

-                   отраслевая принадлежность предприятия, номенклатура выпускаемой продукции, ее конструктивные особенности, используемые материалы, способы получения и обработки заготовок;

-                   простота конструкции и технологичность изделия;

-                   уровень требований, предъявляемых к качеству продукции;

-                   состав оборудования и технологической оснастки;

-                   централизованная или децентрализованная организация обслуживания оборудования, его текущего ремонта и технологической оснастки;

-                   способность производства оперативно и без больших потерь перестраиваться на выпуск новой продукции в измененной номенклатуре изделий.

ОАО "Самарский хлебозавод №9" обладает смешанным типом  производственной структуры. Данный тип  производственной структуры имеет  ряд преимуществ: обеспечивает уменьшение объемов внутрицеховых перевозок, сокращение длительности производственного цикла изготовления продукции, улучшение условий труда, высокий уровень загрузки оборудования, рост производительности труда, снижение себестоимости продукции.

Так как ОАО "Самарский  хлебозавод №9" является довольно старым предприятием, у него отсутствует  возможность экстенсивного развития, то есть расширения производственных площадей, перепланировки производства и других подобных мероприятий. Таким образом, основными путями совершенствования производственной структуры комбината является периодическое обновление основных средств.

Для достижения целей  ОАО "Самарский хлебозавод №9" важным является создание эффективного механизма управления организацией.

Под организационной  структурой управления понимается устойчивая упорядоченность формально обособленных управленческих звеньев (подразделений, отдельных работников) и уровней  управления, включая их состав, свойства, а также характер и порядок  отношений и связей между ними.

Тип организационной  структуры управления, существующей на ОАО "Самарский хлебозавод №9" - механистическая.

К механистическому типу относятся системы, основанные на глубокой регламентации должностных требований, прав, обязанностей по выполнению четко определенных частных задач, которые являются составляющими более общей задачи организации, определяемой ее официально установленными целями. Эффективно работающим считается такое подразделение, в котором точно исполняют должностные и иные предписания, широко применяют современную технику и методы научной организации труда, что позволяет в конечном итоге минимизировать численность персонала и затраты на управление. Данный тип объективно обусловлен условиями функционирования комбината; в частности, относительно стабильными и детерминированными условиями, характерными для крупных предприятий хлебопекарной промышленности.

Системы управления механистического типа ОАО "Самарский хлебозавод №9" имеет иерархическую структуру, которая построена по линейно-функциональному принципу. Данная структура имеет ряд преимуществ:

-                   обеспечивает высокую профессиональную специализацию сотрудников;

-                   позволяет точно определить места принятия решений и необходимые ресурсы;

-                   способствует стандартизации, формализации и программированию процессов управления.

Но также имеет и  недостатки:

-                   образование специфических для функциональных подразделений целей затрудняет горизонтальное согласование;

-                   структура жесткая и с трудом реагирует на изменения.

Общая стратегия ОАО "Самарский  хлебозавод №9" направлена на сохранение существующих позиций на рынке Самары и области; рост объемов производства и реализации продукции. Стратегией предприятия является стратегия усиления позиции на рынке, при которой предприятие делает все, чтобы с данным продуктом на данном рынке завоевать лучшие позиции, такой тип стратегии требует для реализации больших маркетинговых усилий.

По результатам проведенного анализа внешней среды можно сказать, что в целом факторы макросреды имеют достаточно негативное влияние на деятельность предприятия. Однако, если ОАО "Самарский хлебозавод №9" предпримет определенные меры, отрицательное влияние данных факторов можно будет нивелировать, либо превратить на положительное. SWOT-анализ, приведенный таблице 1.1, позволил выявить и структурировать сильные и слабые стороны компания, а также возможности и угрозы.

 

 

Таблица 1.1

SWOT-анализ ОАО "Самарский  хлебозавод №9"

Сильные стороны

1. Известность предприятия на рынке Самары, положительная репутация, многолетний опыт работы.

2. Квалифицированный  персонал

3. Широкий ассортимент  и высокое качество выпускаемой  продукции

4. Коммуникативный опыт, хорошие деловые связи с основными  поставщиками сырья и материалов.

Возможности

1. Изменение структуры  потребительского спроса на хлебобулочные  изделия.

2. Поддержка со стороны  муниципальных органов власти  при осуществлении значимых для  города и области бизнес-проектов

3. Высокие требования  стандартов качества продукции

4. Обновление оборудования, программного обеспечения.

Слабые стороны

1. Изношенность основных  производственных фондов

2. Низкий уровень мотивации  персонала

3. Недостаточная развитость  сбытовой сети.

Угрозы

1. Агрессивная политика  крупных конкурентов и усиление их позиций на рынке

3. Фиксирование цен  со стороны государства

2. Увеличение стоимости  сырья

4. Рост потребительских  доходов и покупательной способности  населения.


 

SWOT анализ - это метод проведения анализа при стратегическом, среднесрочном планировании, проектном анализе, а также при ситуационном анализе, который заключается в диагностике и классификации факторов, влияющих на состояние организации, проекта, рыночной позиции товара и т.д. на четыре группы: strengths (сильные стороны), weaknesses (слабые стороны), opportunities (возможности) и threats (угрозы).  
Таким образом, в результате анализа внешней и внутренней среды предприятия были определены основные проблемы ОАО "Самарский хлебозавод №9", требующие разработки и принятия стратегических решений.

3. Разработка  стратегических решений для ОАО  "Самарский хлебозавод №9"

 

 

3.1 Определение  миссии и целей предприятия

После проведенного анализа  внутренней и внешней среды функционирования предприятия ОАО "Самарский хлебозавод №9", необходимо определить миссию и цели данного предприятия. Данный этап анализа состоит из определения миссии фирмы, отражающей глобальную цель деятельности предприятия и определение на ее основе долгосрочных и краткосрочных целей.

Целевая функция начинается с установления миссии предприятия, выражающей философию и смысл  его существования.

Миссия – это концептуальное намерение двигаться в определенном направлении. Обычно в ней детализируется статус предприятия, описываются основные принципы его работы, действительные намерения руководства, а также дается определение самых важных хозяйственных характеристик предприятия. Миссия выражает устремленность в будущее, показывает то, на что будут направляться усилия организации, какие ценности будут при этом приоритетными.

Формирование миссии включает в себя: определение рабочих  принципов фирмы под давлением  внешней среды, а также выявление  культуры фирмы. Разработка миссии основана на изучения принципов деятельности предприятия.

Принципы деятельности ОАО "Самарский хлебозавод №9" следующие:

-                   обеспечение выпуска качественной продукции, пользующейся доверием у покупателей.

-                   обеспечение устойчивости и рентабельности деятельности предприятия;

-                   социальная защита работников предприятия;

-                   соблюдение законодательства Российской Федерации и города Самара;

-                   обеспечение экологически безопасного производства.

Исходя из выше приведенного анализа миссия предприятия представляется следующей: производство высококачественных хлебобулочных и кондитерских изделий с целью максимального удовлетворения потребностей покупателей и получения максимальной прибыли инвесторами и акционерами.

Цели – это конкретизация миссии в организации в форме, доступной для управления процессом их реализации.

На основе общей миссии организации и определенных ценностей  и целей, на которые ориентируется  высшее руководство, формируются и  устанавливаются долгосрочные и  краткосрочные цели предприятия. Чтобы внести реальный вклад в успех организации, цели должны обладать рядом характеристик.

Во-первых, цели должны быть конкретными и измеримыми. Выражая  свои цели в конкретных измеримых  формах, руководство создает четкую базу отсчета для последующих  решений и оценки хода работы.

Конкретный горизонт прогнозирования представляет собой  другую характеристику эффективных  целей. Цели обычно устанавливаются  на длительные или краткие временные  промежутки - долгосрочная цель имеет  горизонт планирования приблизительно равный от пяти до десяти и более лет. Краткосрочная цель в большинстве случаев представляет один из планов организации, который следует завершить в пределах года.

Цель должна быть достижимой, чтобы служить повышению эффективности  организации. Чтобы быть эффективными, множественные цели организации должны быть взаимно поддерживающими, то есть, действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других целей.

Можно сформулировать следующие  долгосрочные цели ОАО "Самарский хлебозавод №9".

-                   сохранить лидирующие позиции на рынке продуктов хлебопечения (около 30 процентов);

-                   ввести в организационную структуру управления предприятием отдел стратегического развития (аналитики по стратегическому управлению организацией);

-                   повысить уровень фондовооруженности труда (на 10%) и сократить прямые затраты рабочего времени (на 5%);

-                   создать маркетинговый отдел.

-                   укрепить позиции предприятия на рынке Самарской области.

На основе долгосрочных, определим краткосрочные цели ОАО "Самарский хлебозавод №9" по функциональным подразделениям.

Для планово-экономического отдела:

-                   разработать план производства и реализации на будущий год.

-                   составить бизнес-план по строительству торговых точек в Самарской области.

Для коммерческого отдела:

-                   подготовить информацию о структуре реализации по географическому принципу;

-                   сделать анализ населенных пунктов области и районов города, где в первую очередь необходимо строить точки сбыта, либо наладить сотрудничество с существующими ритейлерами;

-                   подготовить информацию для передачи образованному маркетинговому отделу по поставщикам, клиентуре, проводившимся исследованиям.

Для отдела труда и  заработной платы:

-                   провести мониторинг рабочей силы с точки зрения замещения вакантных должностей в образующихся отделах;

-                   составить положение об отделе стратегического развития;

-                   определить вопросы подчинения и сотрудничества в новой изменившейся организационной структуре;

-                   определить количество персонала и размер оплаты труда в открываемых точках сбыта.

Для производственного  отдела:

-                   составить программу развития предприятия на ближайшие 5 лет;

-                   составить программу модернизации оборудования.

Для бухгалтерии:

-                   рассмотреть поступившие из подразделений финансовые сметы расходов и доходов по предложенным мероприятиям и вынести решения о возможности или невозможности реализации мероприятий в заданном объеме и динамике; если нет, то указать на "белые пятна", доходы по которым несоизмеримы с расходами на их реализацию даже в долгосрочной перспективе;

-                   предоставить отчет о правовом положении и деятельности сбытовых точек в области, определить наиболее выгодные стороны данной деятельности с точки зрения снижения налоговых отчислений и приоритетности функционирования (с возможным привлечением сторонних экспертов).

Перечисленные цели должны быть доведены до руководителей соответствующих  подразделений как можно скорее (за месяц до конца отчетного периода). С каждым из руководителей проводится личное совещание директором ОАО "Самарский  хлебозавод №9" для утверждения всех основных положений и решения спорных вопросов. В течение месяца до наступления отчетного периода проводится общее совещание всего высшего менеджмента завода для окончательной оптимизации позиций и координирования собственных действий.

Вообще для любого предприятия разработка и реализации целей будут значимой частью процесса стратегического управления лишь в  том случае, 
если высшее руководство правильно их сформулирует, эффективно институционализирует, проинформирует о них и стимулирует их осуществление во всей организации с учетом возможных сопротивлений изменениям.

Дерево целей

 

 Рис 1.1 Дерево целей ОАО «Самарский хлебозавод №9»

3.2 Оценка и контроль выполнения стратегических решений

 

Разработка стратегических решений позволяет предприятию  определить направление и способ ее движения к целям, реализация стратегических решений создает условия для  того, чтобы предприятие могло  достичь своих целей. Может показаться, что если стратегическое решение было разработано правильно, и были созданы необходимые условия для его исполнения, то дальше на стадии его реализации не должно возникать серьезных трудностей и проблем. Однако, это было бы так, если бы внешняя и внутренняя среда организации были неизменны или полностью предсказуемы, но на самом деле бизнес протекает в очень изменчивой среде. Таким образом, перед управлением стоит весьма серьезная задача осуществления контроля за тем, насколько успешно движется предприятие к своим целям, а также определения того, сумеет ли она их достичь, и если нет, то что она должна изменить в своем поведении.

Информация о работе Этапы стратегического планирования