Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 19:24, контрольная работа
Стратегическое планирование дает возможность акционерам и менеджменту компаний определиться с направлением и темпом развития бизнеса, очертить глобальные тенденции рынка, понять, какие организационные и структурные изменения должны произойти в компании, чтобы она стала конкурентоспособной, в чем ее преимущество, какие инструменты необходимы ей для успешного развития.
1. Понятие и этапы стратегического планирования………………………3
2. Анализ ОАО «Самарский хлебзавод№9»………………………………4
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Самарский хлебзавод№9»…………………………………………………………………..4
2.2 Анализ внешней среды ОАО «Самарский хлебзавод№9»…………...6
2.3 Анализ внутренней среды ОАО «Самарский хлебзавод№9»………..10
3. Разработка стратегических решений для ОАО «Самарский хлебзавод№9»………………………………………………………………….14
3.1 Определение миссии и целей предприятия…………………………..14
3.2 Оценка и контроль выполнения стратегических решений…………..19
Список литературы………………………………………………………27
Проведенный анализ внешней среды позволяет сделать выводы о том, что предприятие должно разработать и внедрить управленческие решения, направленные на стабилизацию его деятельности в условиях внешней среды.
Анализ внутренней среды предприятия начнем с изучения его производственной структуры, которая представляет совокупность производственных единиц предприятия (цехов, служб), входящих в его состав и формы связей между ними. Производственная структура - это, по существу, форма характеристики типов производств по организации производственного процесса. В ней различают подразделения основного, вспомогательного, обслуживающего производств:
На производственную структуру ОАО "Самарский хлебозавод №9" влияет ряд факторов:
- отраслевая принадлежность предприятия, номенклатура выпускаемой продукции, ее конструктивные особенности, используемые материалы, способы получения и обработки заготовок;
- простота конструкции и технологичность изделия;
- уровень требований, предъявляемых к качеству продукции;
- состав оборудования и технологической оснастки;
- централизованная или децентрализованная организация обслуживания оборудования, его текущего ремонта и технологической оснастки;
- способность производства оперативно и без больших потерь перестраиваться на выпуск новой продукции в измененной номенклатуре изделий.
ОАО "Самарский хлебозавод №9" обладает смешанным типом производственной структуры. Данный тип производственной структуры имеет ряд преимуществ: обеспечивает уменьшение объемов внутрицеховых перевозок, сокращение длительности производственного цикла изготовления продукции, улучшение условий труда, высокий уровень загрузки оборудования, рост производительности труда, снижение себестоимости продукции.
Так как ОАО "Самарский
хлебозавод №9" является довольно старым
предприятием, у него отсутствует
возможность экстенсивного
Для достижения целей ОАО "Самарский хлебозавод №9" важным является создание эффективного механизма управления организацией.
Под организационной
структурой управления понимается устойчивая
упорядоченность формально
Тип организационной структуры управления, существующей на ОАО "Самарский хлебозавод №9" - механистическая.
К механистическому типу
относятся системы, основанные на глубокой
регламентации должностных
Системы управления механистического типа ОАО "Самарский хлебозавод №9" имеет иерархическую структуру, которая построена по линейно-функциональному принципу. Данная структура имеет ряд преимуществ:
- обеспечивает высокую профессиональную специализацию сотрудников;
- позволяет точно определить места принятия решений и необходимые ресурсы;
- способствует стандартизации, формализации и программированию процессов управления.
Но также имеет и недостатки:
- образование специфических для функциональных подразделений целей затрудняет горизонтальное согласование;
- структура жесткая и с трудом реагирует на изменения.
Общая стратегия ОАО "Самарский хлебозавод №9" направлена на сохранение существующих позиций на рынке Самары и области; рост объемов производства и реализации продукции. Стратегией предприятия является стратегия усиления позиции на рынке, при которой предприятие делает все, чтобы с данным продуктом на данном рынке завоевать лучшие позиции, такой тип стратегии требует для реализации больших маркетинговых усилий.
По результатам проведенного анализа внешней среды можно сказать, что в целом факторы макросреды имеют достаточно негативное влияние на деятельность предприятия. Однако, если ОАО "Самарский хлебозавод №9" предпримет определенные меры, отрицательное влияние данных факторов можно будет нивелировать, либо превратить на положительное. SWOT-анализ, приведенный таблице 1.1, позволил выявить и структурировать сильные и слабые стороны компания, а также возможности и угрозы.
Таблица 1.1
SWOT-анализ ОАО "Самарский хлебозавод №9"
Сильные стороны 1. Известность предприятия на рынке Самары, положительная репутация, многолетний опыт работы. 2. Квалифицированный персонал 3. Широкий ассортимент
и высокое качество 4. Коммуникативный опыт,
хорошие деловые связи с |
Возможности 1. Изменение структуры
потребительского спроса на 2. Поддержка со стороны
муниципальных органов власти
при осуществлении значимых 3. Высокие требования стандартов качества продукции 4. Обновление оборудования, программного обеспечения. |
Слабые стороны 1. Изношенность основных производственных фондов 2. Низкий уровень мотивации персонала 3. Недостаточная развитость сбытовой сети. |
Угрозы 1. Агрессивная политика крупных конкурентов и усиление их позиций на рынке 3. Фиксирование цен со стороны государства 2. Увеличение стоимости сырья 4. Рост потребительских
доходов и покупательной |
SWOT анализ - это метод проведения анализа при стратегическом,
среднесрочном планировании, проектном
анализе, а также при ситуационном анализе,
который заключается в диагностике и классификации
факторов, влияющих на состояние организации,
проекта, рыночной позиции товара и т.д.
на четыре группы: strengths (сильные стороны),
weaknesses (слабые стороны), opportunities (возможности)
и threats (угрозы).
Таким образом, в результате анализа внешней
и внутренней среды предприятия были определены
основные проблемы ОАО "Самарский хлебозавод
№9", требующие разработки и принятия
стратегических решений.
После проведенного анализа
внутренней и внешней среды
Целевая функция начинается с установления миссии предприятия, выражающей философию и смысл его существования.
Миссия – это концептуальное намерение двигаться в определенном направлении. Обычно в ней детализируется статус предприятия, описываются основные принципы его работы, действительные намерения руководства, а также дается определение самых важных хозяйственных характеристик предприятия. Миссия выражает устремленность в будущее, показывает то, на что будут направляться усилия организации, какие ценности будут при этом приоритетными.
Формирование миссии включает в себя: определение рабочих принципов фирмы под давлением внешней среды, а также выявление культуры фирмы. Разработка миссии основана на изучения принципов деятельности предприятия.
Принципы деятельности ОАО "Самарский хлебозавод №9" следующие:
- обеспечение выпуска качественной продукции, пользующейся доверием у покупателей.
- обеспечение устойчивости и рентабельности деятельности предприятия;
- социальная защита работников предприятия;
- соблюдение законодательства Российской Федерации и города Самара;
- обеспечение экологически безопасного производства.
Исходя из выше приведенного анализа миссия предприятия представляется следующей: производство высококачественных хлебобулочных и кондитерских изделий с целью максимального удовлетворения потребностей покупателей и получения максимальной прибыли инвесторами и акционерами.
Цели – это конкретизация миссии в организации в форме, доступной для управления процессом их реализации.
На основе общей миссии организации и определенных ценностей и целей, на которые ориентируется высшее руководство, формируются и устанавливаются долгосрочные и краткосрочные цели предприятия. Чтобы внести реальный вклад в успех организации, цели должны обладать рядом характеристик.
Во-первых, цели должны быть конкретными и измеримыми. Выражая свои цели в конкретных измеримых формах, руководство создает четкую базу отсчета для последующих решений и оценки хода работы.
Конкретный горизонт прогнозирования представляет собой другую характеристику эффективных целей. Цели обычно устанавливаются на длительные или краткие временные промежутки - долгосрочная цель имеет горизонт планирования приблизительно равный от пяти до десяти и более лет. Краткосрочная цель в большинстве случаев представляет один из планов организации, который следует завершить в пределах года.
Цель должна быть достижимой,
чтобы служить повышению
Можно сформулировать следующие долгосрочные цели ОАО "Самарский хлебозавод №9".
- сохранить лидирующие позиции на рынке продуктов хлебопечения (около 30 процентов);
- ввести в организационную структуру управления предприятием отдел стратегического развития (аналитики по стратегическому управлению организацией);
- повысить уровень фондовооруженности труда (на 10%) и сократить прямые затраты рабочего времени (на 5%);
- создать маркетинговый отдел.
- укрепить позиции предприятия на рынке Самарской области.
На основе долгосрочных, определим краткосрочные цели ОАО "Самарский хлебозавод №9" по функциональным подразделениям.
Для планово-экономического отдела:
- разработать план производства и реализации на будущий год.
- составить бизнес-план по строительству торговых точек в Самарской области.
Для коммерческого отдела:
- подготовить информацию о структуре реализации по географическому принципу;
- сделать анализ населенных пунктов области и районов города, где в первую очередь необходимо строить точки сбыта, либо наладить сотрудничество с существующими ритейлерами;
- подготовить информацию для передачи образованному маркетинговому отделу по поставщикам, клиентуре, проводившимся исследованиям.
Для отдела труда и заработной платы:
- провести мониторинг рабочей силы с точки зрения замещения вакантных должностей в образующихся отделах;
- составить положение об отделе стратегического развития;
- определить вопросы подчинения и сотрудничества в новой изменившейся организационной структуре;
- определить количество персонала и размер оплаты труда в открываемых точках сбыта.
Для производственного отдела:
- составить программу развития предприятия на ближайшие 5 лет;
- составить программу модернизации оборудования.
Для бухгалтерии:
- рассмотреть поступившие из подразделений финансовые сметы расходов и доходов по предложенным мероприятиям и вынести решения о возможности или невозможности реализации мероприятий в заданном объеме и динамике; если нет, то указать на "белые пятна", доходы по которым несоизмеримы с расходами на их реализацию даже в долгосрочной перспективе;
- предоставить отчет о правовом положении и деятельности сбытовых точек в области, определить наиболее выгодные стороны данной деятельности с точки зрения снижения налоговых отчислений и приоритетности функционирования (с возможным привлечением сторонних экспертов).
Перечисленные цели должны быть доведены до руководителей соответствующих подразделений как можно скорее (за месяц до конца отчетного периода). С каждым из руководителей проводится личное совещание директором ОАО "Самарский хлебозавод №9" для утверждения всех основных положений и решения спорных вопросов. В течение месяца до наступления отчетного периода проводится общее совещание всего высшего менеджмента завода для окончательной оптимизации позиций и координирования собственных действий.
Вообще для любого
предприятия разработка и реализации
целей будут значимой частью процесса
стратегического управления лишь в
том случае,
если высшее руководство правильно их
сформулирует, эффективно институционализирует,
проинформирует о них и стимулирует их
осуществление во всей организации с учетом
возможных сопротивлений изменениям.
Рис 1.1 Дерево целей ОАО «Самарский хлебозавод №9»
Разработка стратегических решений позволяет предприятию определить направление и способ ее движения к целям, реализация стратегических решений создает условия для того, чтобы предприятие могло достичь своих целей. Может показаться, что если стратегическое решение было разработано правильно, и были созданы необходимые условия для его исполнения, то дальше на стадии его реализации не должно возникать серьезных трудностей и проблем. Однако, это было бы так, если бы внешняя и внутренняя среда организации были неизменны или полностью предсказуемы, но на самом деле бизнес протекает в очень изменчивой среде. Таким образом, перед управлением стоит весьма серьезная задача осуществления контроля за тем, насколько успешно движется предприятие к своим целям, а также определения того, сумеет ли она их достичь, и если нет, то что она должна изменить в своем поведении.