Этапы развития и основные школы менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2014 в 09:56, доклад

Краткое описание

Основные этапы развития менеджмента зараждались ещё с древних времён. Даже в самих древних обществах требовались личности, которые бы координировали и направляли деятельность групп (сбор пищи, строительство жилья и т.п.). Возмём к примеру египетские пирамиды - это памятник управленческого искусства древнего мира, поскольку строительство таких уникальных сооружений требовало четкости в планировании, организации работы великого множества людей, контроля за их деятельностью.

Оглавление

1. Менеджмент - Основы менеджмента
Первый этап развития менеджмента
Второй этап развития менеджмента
Третий этап развития менеджмента
Четвертый этап развития менеджмента
2. Методы прогнозирования

Файлы: 1 файл

1.docx

— 47.68 Кб (Скачать)

1.Этапы развития  и основные школы менеджмента

Менеджмент - Основы менеджмента

Сегодня вряд ли кто скажет, как и когда зародилось искусство и наука управления. Менеджмент в той или иной форме существовал всегда там, где люди работали группами и, как правило, в трех сферах человеческого общества:

  • политической - необходимость установления и поддержания порядка в группах;
  • экономической - необходимость в изыскании, производстве и распределении ресурсов;
  • оборонительной - защита от врагов и диких зверей.

Основные этапы развития менеджмента зараждались ещё с древних времён. Даже в самих древних обществах требовались личности, которые бы координировали и направляли деятельность групп (сбор пищи, строительство жилья и т.п.). Возмём к примеру египетские пирамиды - это памятник управленческого искусства древнего мира, поскольку строительство таких уникальных сооружений требовало четкости в планировании, организации работы великого множества людей, контроля за их деятельностью.

Практика управления так же стара, как организации, а это означает, что она действительно очень древняя. На глиняных табличках датированных третьим тысячелетием до нашей эры записаны сведения о коммерческих сделках и законах древней Шумерии, являя собой четкое доказательство существования там практики управления По археологическим раскопкам можно проследить и более древние доказательства существования организаций даже до исторические люди часто жили организованными группами. Однако, как управление, так и организации древности сильно отличались от тех, что описаны в нашей школе. Хотя само управление старо как мир, идея управления как научной дисциплины, профессии области исследований - относительно нова.

Рассматривая основные этапы развития менеджмента как развитие теории и практики управления, выделяют несколько исторических периодов.

 

Первый этап развития менеджмента:

I период  развития менеджмента - древний период. Наиболее длительным был первый период развития управления - начиная с 9-7 тыс. лет до н.э. примерно до XVIII в. Прежде чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления.

Первые, самые простые, зачаточные формы упорядочения и организации совместного труда существовали на стадии первобытнообщинного строя. В это время управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени или общины. Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли собой руководящее начало всех видов деятельности того периода.

Примерно в 9-7 тысячелетии до н.э. в ряде мест Ближнего Востока произошел переход от присваивающего хозяйства (охоты, сбора плодов и т.п.) к принципиально новой форме получения продуктов - их производству (производящая экономика). Переход к производящей экономике и стал точкой отсчета в зарождении менеджмента, вехой в накоплении людьми определенных знаний в области управления.

В Древнем Египте был накоплен богатый опыт управления государственным хозяйством. В этот период (3000 - 2800 гг. до н.э.) сформировался достаточно развитый для того времени государственный управленческий аппарат и его обслуживающая прослойка (чиновники-писцы и пр.).

Одним из первых, кто дал характеристику управления как особой сферы деятельности, был Сократ (470-399 гг. до н.э.). Он проанализировал различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальности управления.

Платон (428-348 гг. до н.э.) дал классификацию форм государственного управления, сделал попытки разграничить функции органов управления.

Александр Македонский (356-323 гг. до н.э.) развил теорию и практику управления войсками.

Приведенные материалы не охватывают всех событий и дат, которые так или иначе характеризуют процесс накопления знаний в области управления, однако данный обзор позволяетв какой-то мере составить представление о том, на что обращалось внимание на самых ранних стадиях развития древнего искусства и новейшей науки - менеджмента. Таким образом, проанализируя события развивающиеся в древнем периоде можно охарактеризовать как зараждени менеджмета как науки. Мы рассмотрели начальный этап развития мененеджмента в период его зараждения. 

 

Второй этап развития менеджмента

II   период развития менеджмента - индустриальный период (1776-1890). Наибольшая заслуга в развитии представлений о государственном управлении в этот период принадлежит А Смиту. Он является не только представителем классической политической экономии, но и специалистом в области управления, так как сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства.

Большое влияние на формирование многих сформировавшихся к тому времени научных направлений и школ менеджмента оказало учение Р. Оуэна. Его идеи гуманизации управления производством, а также признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта рабочих актуальны и сегодня.

Первый переворот в теории и практике управления связан с созданием и использованием вычислительной техники. В 1833 г. английский математик Ч. Беббидж разработал проект "аналитической машины" - прообраз современной цифровой вычислительной техники, с помощью которой уже тогда управленческие решения принимались более оперативно. Это был второй этап развития менеджмента.

 

Третий этап развития менеджмента

III  период развития менеджмента - период систематизации (1856-1960). Наука менеджмент, как наука об управлении находится в постоянном движении. Формируются новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат, наконец, меняются сами исследователи и их взгляды. С течением времени менеджеры изменяли ориентиры от потребностей своей конкретной организации на изучение сил управления, действующих в их окружении. Некоторые из них решали свои управленческие проблемы теми способами, которые, казалось, срабатывали и в прошлые периоды. Другие исследователи искали более систематизированные подходы к управлению. Их индивидуальные успехи и провалы могут дать ценные уроки для сегодняшних менеджеров.

В сущности, то, что мы сегодня называем менеджментом, зародилось во времена промышленной революции в XIX в. Возникновение фабрики как первичного типа производства и необходимость обеспечения работой больших групп людей означали, что индивидуальные владельцы больше не могли наблюдать за деятельностью всех работников. Для этих целей обучали лучших работников - обучали для того, чтобы они могли представлять интересы владельца на рабочих местах. Это и были первые менеджеры. Управление было признано самостоятельной областью деятельности только в двадцатом веке. 

 

Четвертый этап развития менеджмента

IV период  школы управления — информационный  период (1960 г. по настоящее время).

Более поздние теории управления разработаны в основном представителями количественной школы, часто называемой управленческой школой. Появление управленческой школы управления - следствие применения математики и компьютеров в управлении. Ее представители рассматривают управление как логический процесс, который может быть выражен математически. В 60-е гг. начинается широкая разработка концепций управления, опирающихся на использование математического аппарата, с помощью которого достигается интеграция математического анализа и субъективных решений менеджеров.

Формализация ряда управленческих функций, сочетание труда, человека и ЭВМ потребовали пересмотра структурных элементов организации (служб учета, маркетинга и т.п.). Появились такие новые элементы внутрифирменного планирования, как имитационное моделирование решений, методы анализа в условиях неопределенности, математическое обеспечение оценки многоцелевых управленческих решений.

В современных условиях математические методы используются практически во всех направлениях управленческой науки.

Исследование управления как процесса привело к широкому распространению системных методов анализа. Так называемый системный подход в менеджменте был связан с применением общей теории систем для решения управленческих задач. Он предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи, технология, ресурсы.

Главная идея системной теории управления состоит в том, что ни одно действие не предпринимается в изоляции от других. Каждое решение имеет последствия для всей системы. Системный подход в управлении позволяет избежать ситуаций, когда решение в одной области превращается в проблему для другой.

На базе системного подхода разрабатывались задачи управления в нескольких направлениях. Так возникла теория непредвиденных ситуаций. Суть ее состоит в том, что каждая ситуация, в которой оказывается менеджер, может быть сходной с другими ситуациями. Однако ей будут присущи уникальные свойства. Задача менеджера в этой ситуации состоит в том, чтобы проанализировать все факторы в отдельности и выявить наиболее сильные зависимости (корреляции).

В 70-е гг. появилась идея открытой системы управления. Организация как открытая система имеет тенденцию приспосабливаться к весьма многообразной внутренней среде. Такая система не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Она имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде.

Таким образом, следуя теории систем, можно предположить, что любая формальная организация должна иметь систему функционализации (т.е. различные формы структурного деления):

  • систему результативных и эффективных стимулов, побуждающих людей вносить вклад в групповые действия;
  • систему власти;
  • систему логического принятия решений.

С точки зрения экономики организации наиболее существенные в научно-методическом плане результаты были получены в рамках ситуационного подхода. Суть ситуационного подхода состоит в том, что формы, методы, системы, стили управления должны существенно варьироваться в зависимости от сложившейся ситуации, т.е. центральное место должна занимать ситуация. Это конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Другими словами, суть рекомендаций по теории системного подхода состоит в требовании решать текущую, конкретную организационно-управленческую проблему в зависимости от целей организации и сложившихся конкретных условий, в которых эта цель должна быть достигнута. Т.е. пригодность различных методов управления определяется ситуацией.

Ситуационный подход внес большой вклад в развитие теории управления. Он содержит конкретные рекомендации, касающиеся применения научных положений к практике управления в зависимости от сложившейся ситуации и условий внешней и внутренней среды организации. Используя ситуационный подход, менеджеры могут понять, какие методы и средства будут наилучшим образом способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.

Таким образом мы охарактеризовали основные этапы развития менеджмента.


 

 

2. Методы прогнозирования

Цель прогнозирования состоит в создании научных предпосылок, включающих: · научный анализ тенденций развития экономики; · вариантное предвидение предстоящего развития общественного воспроизводства, учитывающее как сложившиеся тенденции, так и намеченные цели; · оценку возможных последствий принимаемых решений; · обоснование направлений (социально-экономического и научно-технического) развития для принятия управляющих решений.Прогноз — это комплекс аргументированных предположений, выраженных в качественной и количественной формах, относительно будущих параметров экономического объекта.Задача прогноза — дать объективное, достоверное представление о том, что будет при тех или иных условиях.Используются следующие два подхода к прогнозированию:· поисковое (генетическое) прогнозирование: определяются возможные состояния объекта прогнозирования в перспективе, с учетом сохранения существующих тенденций развития этого объекта. При этом не учитываются условия, которые могут изменить эти тенденции.· нормативно-целевое прогнозирование: определяются возможные состояния объекта исходя из выдвинутых рекомендаций желаемого поведения объекта. При этом опасно приземлять цели, ссылаясь на дефицит ресурсов, либо ставить нереальные цели. Также необходимо учитывать существование противоречий между долго- и краткосрочными целями. Погоня за сиюминутными выгодами, как правило, осложняет движение в стратегическом направлении. Поэтому необходимо наличие определенного баланса между ними.Оба подхода связаны между собой, взаимно дополняют друг друга и, как правило, используются в совокупности, обеспечивая комплексное изучение прогнозируемого явления или процесса. С удлинением периода прогнозирования, как правило, нормативный его характер усиливается, т.к. на развитии в отдаленные сроки меньше сказываются сложившиеся на сегодня условия.В зависимости от цели прогнозирования прогнозы делятся на:· познавательные – подразумевающие описание возможных или желательных перспектив, состояний, будущего;·управленческие – предполагающие использование информации о будущем при принятии решений.Прогнозирование позволяет предвидеть развитие социально-экономических процессов, поддающихся и не поддающихся планированию. К неподдающимся планированию относятся: демографические процессы, текущий спрос населения на предметы потребления, уровень развития личного подсобного хозяйства, состав семей и половозрастная структура населения и т.п. По масштабу выделяют прогнозы:·макроэкономические (народнохозяйственные);· межрегиональные и межотраслевые(топливно-энергетического, агропромышленного, инвестиционного, инфраструктурного, социального комплексов и др.);· отраслевые (промышленности, сельского хозяйства, строительства, непроизводственной сферы…)· региональные (национально-государственных и административно-территориальных образований в составе Российской Федерации);· предприятий и организаций;· отдельных производств и продуктов.По времени упреждения прогнозы подразделяются на:· дальнесрочные (период упреждения свыше 20 лет).· долгосрочные (период упреждения от 5 до 15, 20 лет)· среднесрочные (период упреждения от года до 5 лет);· краткосрочные (период упреждения от одного месяца до года);· оперативные (период упреждения до одного месяца);Под периодом упреждения понимается отрезок времени от момента, для которого имеются последние статистические данные об изучаемом объекте, до момента, к которому относится прогноз.В зависимости от характера исследуемых объектов выделяют прогнозы: · экономические: исследуют перспективы развития отдельных элементов производительных сил и производственных отношений:производительность труда; использование и воспроизводство трудовых ресурсов; объем и структуру основных фондов; объем и структуру инвестиций и их эффективность; темпы экономического роста; динамику, объем, состав и качество выпускаемой продукции и др.· природных ресурсов: исследуют перспективы вовлечения в хозяйственный оборот природных ресурсов: топливных и минеральных, ресурсов Мирового океана, всех видов энергий, растительный и животный мир, а также охрану окружающей среды и др.· научно-технические: исследуют перспективы достижений научно-технического прогресса, оказывающие существенное влияние на экономику.Выделяют: прогнозы развития науки как сферы деятельности, прогнозы фундаментальных и прикладных исследований; прогнозы развития и использования достижений научно-технического прогресса; оценка последствий научно-технического прогресса и др.· демографические: исследуют перспективы движения народонаселения и воспроизводство трудовых ресурсов. Численность и естественное движение населения (рождаемость, смертность), соотношения по половому и возрастному составу, уровень занятости трудоспособного населения, его квалификационный и профессиональный состав и др.· социального развития: исследуют перспективы развития социальной сферы.Потребления населением продуктов питания и непродовольственных товаров, розничный товарооборот, развитие отраслей непроизводственной сферы: общее и профессиональное образование, культуру и искусство, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения и др.Прогнозирование развития народного хозяйства охватывает все аспекты и уровни его функционирования, основывается на совокупности всех перечисленных выше прогнозов, т.е. носит комплексный характер. Многообразие используемых в практической деятельности прогнозов образует определенную систему. Под системой социально-экономического прогнозирования следует понимать определенное единство методологии, организации и разработки прогнозов, обеспечивающее их согласованность, преемственность и непрерывность.Прогнозирование базируется на следующих принципах: 1. Принцип системности - предполагает рассмотрение объекта в его связи и зависимости с другими процессами и явлениями, исследование количественных и качественных закономерностей, построение такой логической цепочки исследования, согласно которой процесс выработки и обоснования любого решения отталкивается от определения общей цели системы и подчинения достижению этой цели деятельности всех входящих в нее подсистем. При этом данная система рассматривается как часть более крупной системы, также состоящей из определенного количества подсистем.2. Принцип научной обоснованности – основывается на учете требований экономических законов, применении научного инструментария, изучении достижений мирового опыта формирования прогнозов, использовании научных методик и моделей, как условия научного формирования системы прогнозов и их обоснованности, действенности и своевременности.3. Принцип целенаправленности – предполагает целенаправленный характер прогнозирования, т.е. содержание прогноза не должно сводится только к предвидению, а включать и цели, которые желательно достигнуть.4. Принцип адекватности прогноза объективным закономерностям - характеризует не только процесс выявления тенденций развития, но и оценку устойчивости тенденций и взаимосвязей, а также, создание теоретического аналога реальных экономических процессов. Реализация принципа адекватности предполагает учет вероятностного характера экономических и социальных процессов. Это означает необходимость оценки как господствующих тенденций, так и сложившихся отклонений, определение возможной области их расхождения, а также оценку вероятности их реализации в будущем.5. Принцип альтернативности – предполагает выбор вариантов развития по разным траекториям, при разных взаимосвязях и структурных соотношениях. Переход от имитации сложившихся процессов и тенденций к предвидению их будущего развития основан на построении альтернатив, т.е. определения нескольких возможных, а зачастую и противоположных, взаимоисключающих путей развития.6. Принцип историчности – предполагает рассмотрение прогнозируемых явлений и процессов во взаимосвязи их исторических форм. В процессе прогнозирования необходимо исходить из того, что состояние исследуемого объекта есть закономерный результат его предшествующего развития, а будущее — закономерный результат его развития в прошлом и настоящем.Основными задачами прогнозирования являются:· накопление научного материала для обоснованного выбора прогнозных решений;· оценка состояния объекта прогнозирования;· научный анализ социально-экономических, научно-технических процессов, тенденций;· исследование объективных взаимосвязей социально-экономических явлений развития экономики в конкретных условиях места и времени;· выявление альтернатив экономического и социального развития;· выбор и обоснование варианта прогноза.Научный анализ прогнозов осуществляется в три стадии: 1.Ретроспекция – исследование истории развития объекта для получения его систематизированного описания. На этой стадии осуществляется сбор и обработка информации, оптимизация состава источников, уточнение и окончательное формирование структуры и состава характеристик объекта прогнозирования.2.Диагноз — систематизированное описание объекта прогнозирования с целью выявления тенденции его развития и выбора моделей, методов прогнозирования. На стадии диагноза производится анализ объекта прогнозирования. Анализ заканчивается выбором и обоснованием модели, а также метода прогнозирования.3. Проспекция — разработка прогнозов будущего развития объекта, и производится оценка достоверности, точности, обоснованности прогноза (верификация). На стадии проспекции выявляется недостающая информация об объекте прогнозирования, уточняется ранее полученная, вносятся коррективы в модель прогнозируемого объекта в соответствии с вновь поступившей информацией. При прогнозировании наряду с закономерностями, экономическими законами, отражающими существенные причинно-следственных связей явлений, выражающих их повторяемость в определенных условиях, необходимо учитывать неопределенность, обусловленную вероятностным действием экономических законов, неполнотой их знания, наличием субъективного фактора при принятии плановых решений, несовершенством и недостаточной надежностью информации. Оценка объекта прогнозирования базируется на сочетании вероятностного и детерминированного подходов.Вероятностный подход: признание невозможности в социально-экономических системах получить абсолютно точные сведения о всех процессах, которые в данный момент происходят, а тем более в деталях предвидеть будущее. При абсолютной неопределенности конкретное представление будущего невозможно, и в этих случаях прогнозирование теряет смысл.Детерминированный подход: признание социально-экономической системы детерминированной, когда каждое решение вызывает строго определенный результат. Случайными, не предвиденными заранее воздействиями при этом пренебрегают. Этот подход предполагает упрощение реальной действительности, носящей на самом деле вероятностный характер. При абсолютном детерминизме исчезает возможность альтернативного выбора решений.Под методами прогнозирования понимается совокупность приемов и способов мышления, позволяющих на основе анализа ретроспективных данных, внешних и внутренних связей объекта прогнозирования вывести суждения относительно будущего развития объекта (с определенной степенью достоверности).Вся совокупность методов прогнозирования группируется по следующим признакам:· по способу получения и обработки информации: статистические методы, методы аналогий, опережающие методы;· по степени формализации: формализованные и интуитивные;· по общему принципу действия;· по направлениям и назначению прогнозирования;· по процедуре получения параметров прогнозной модели и др.По способам получения и обработки информации.Статистические методы – система приемов, способов обработки информации, направленных на получение количественных закономерностей, проявляющихся в структуре, динамике и взаимосвязях прогнозируемых массовых социально-экономических явлений.Метод аналогий – построен на получении прогнозов построенных на логическом выводе, из которого знание о прогнозируемых процессах возникает на основе известного сходства закономерностей развития одних процессов с другими. Это свойство позволяет после исследования делать выводы, хотя и не окончательные, и не доказательные в полном смысле этого слова. Существуют следующиетри вида аналогий: аналогия свойств, аналогия отношений и изоморфизма. Принцип изоморфизма положен в основу разработки экономико-математических моделей прогнозирования социально-экономического развития.Опережающие методыпрогнозирования базируются на определенных принципах специальной обработки научно-технической информации, реализующих в прогнозе ее свойство отражать новые тенденции закономерностей развития объекта прогнозирования. В свою очередь их можно разделить на методы исследования динамики развития объекта и методы исследования и оценки уровня развития объекта.По степени формализации.Формализованные методы прогнозирования базируются на построении прогнозов формальными средствами математической теории, которые позволяют повысить достоверность и точность прогнозов, значительно сократить сроки их выполнения, облегчить обработку информации и оценки результатов.В состав формализованных методов прогнозирования входят: методы интерполяции и экстраполяции, метод математического моделирования, методы теории вероятностей и математической статистики.1. Методы интерполяции и экстраполяции.Интерполяция – нахождение прогнозных значений функций объекта в некоторых точках внутри отрезка по известным значениям параметров. Экстраполяция – распространение тенденций, установленных в прошлом, на будущий период. Различают перспективную и ретроспективную экстраполяцию.Перспективная экстраполяция предполагает продолжение уровней ряда динамики на будущее на основе выявленной закономерности изменения уровней в изучаемом отрезке времени. Ретроспективная экстраполяция характеризуется продолжением уровней ряда динамики в прошлое.Существует формальная и прогнозная экстраполяции. Формальная экстраполяция базируется на предположении сохранения в будущем прошлых и настоящих тенденций развития объекта. Прогнозная экстраполяция увязывает фактическое состояние исследуемого объекта с гипотезой о динамике его развития. Она предполагает необходимость учета в перспективе альтернативных изменений самого объекта, его сущности. При разработке прогнозов с помощью экстраполяции исходят из статистически складывающихся тенденций изменения тех или иных количественных характеристик объекта.

Методы экстраполяции, основанные на продлении тенденций прошлого и настоящего на будущий период, могут использоваться в прогнозировании лишь при периоде упреждения до 5-7 лет. Важнейшим условием применения является наличие устойчиво выраженных тенденций развития социально-экономического явления или процесса. При более длительных сроках прогноза эти методы не дают точных результатов.

2. Метод математического моделированияМетодом моделирования называется способ исследования, при котором изучаются не сами объекты, а их модели и результаты такого исследования переносятся с модели на объект.Применение математических методов обеспечивает высокую степень обоснованности, действенности и своевременности прогнозов. В прогностике используют различные виды моделей: оптимизационные, статические, динамические, факторные, структурные, комбинированные и др. В зависимости от уровня агрегирования один и тот же тип моделей может быть применен к различным экономическим объектам, т.е. макроэкономические, межотраслевые, межрегиональные, отраслевые, региональные и др. модели.Интуитивные методы прогнозирования – это методы решения сложных неформализуемых проблем посредством получения прогнозных оценок состояния развития объекта в будущем независимо от информационной обеспеченности путем экспертных оценок.Методы экспертных оценок: проведение экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов. Обобщенное мнение экспертов принимается как решение проблемы. Использование интуиции, логического мышления и количественных оценок с формальной обработкой позволяет получить эффективное решение проблемы.Особенностями метода экспертных оценок являются, во-первых, научно обоснованная организация проведения всех этапов экспертизы, обеспечивающая наибольшую эффективность работы на каждом из этапов; во-вторых, применение количественных методов как при организации экспертизы, так и при оценке суждений экспертов и формальной групповой обработке результатов. Наиболее часто эти методы используются при рассмотрении социально-экономических проблем, где невозможно выработать формализованную прогностическую модель.Посредством методов экспертных оценок решаются следующие задачи:· составляются перечни возможных событий за определенный промежуток времени по исследуемой проблеме;· определяются наиболее вероятные интервалы времени совершения совокупности событий;· определяются цели и задачи с упорядочением их по степени важности;· разрабатываются альтернативные варианты решения проблем с оценкой их предпочтения;· разрабатываются альтернативные варианты распределения ресурсов с ранжированием их очередности;· разрабатываются альтернативные варианты принятия решений в определенной ситуации с оценкой их предпочтительности; и др.Организация процедуры экспертной оценки включает несколько направлений: формирование экспертной группы; подготовку и проведение экспертизы; статистическую обработку полученных результатов опроса.В зависимости от организации экспертной оценки и формы опроса различают методы индивидуальных и коллективных экспертных оценок. Методы индивидуальных экспертных оценокМетод анкетирования заключается в предъявлении экспертам опросных листов- анкет, на которые они должны дать ответы в письменной форме. Интервьюированием является устный вопрос эксперта членом группы управления интервьюером.Все вопросы анкет можно классифицировать по содержанию и по форме. По содержанию вопросы делятся на три группы:объективные данные об эксперте;основные вопросы по сути анализируемой проблемы;дополнительные вопросы, позволяющие выявить источники информации и аргументации эксперта, самооценку компетентности эксперта.По форме основные вопросы делятся на открытые, или свободные, закрытые и с «веером» ответов, а также на прямые и косвенные. Закрытый вопрос задается в форме, предполагающей лишь три возможных ответа – «да», «нет», «не знаю». Вопрос с «веером» ответов предоставляет эксперту возможность выбора одного из предлагаемых ответов, например, срока реализации определенной научно-технической идеи из ряда перечисленных сроков. К этой же форме относятся вопросы-задания на ранжирование заданных объектов, на оценку их весов, значимости в баллах на оценку вероятности некоторого события.Эксперту может быть предоставлено право дать две или три оценки одного объекта – минимальную, среднюю, максимальную (или оптимистическую, среднюю, пессимистическую).При задании вопросов в любой форме эксперт должен быть поставлен в известность, что он вправе выдвинуть новые вопросы и дать на них ответы, а также назвать экспертов, не включенных в число опрашиваемых, которые способны дать ответы на вопросы анкеты или вопросы, выдвинутые им самим. Кроме того, эксперт должен изложить свои замечания и советы по форме и содержанию анкет.Метод интервью. Получение прогнозных оценок осуществляется посредством беседы, в ходе которой интервьюер ставит вопросы эксперту по заранее (в той или иной степени) разработанной программе. Одновременно может производиться опрос нескольких экспертов, однако в этом случае есть опасность потери самостоятельности экспертов.От очного анкетирования этот метод отличается тем, что при интервью эксперт дает ответы в устной форме на устные вопросы, точное содержание которых до опроса ему, как правило, не было известно, хотя тематика интервью могла быть сообщена ему заранее.Достоинством интервьюявляется непрерывный живой контакт интервьюера и опрашиваемого, что позволяет быстро получить большое количество информации и всесторонне, хотя и поверхностно, осветить объект экспертизы. Недостатками интервью являются возможность сильного влияния интервьюера на ответы эксперта, отсутствие времени для глубокого продумывания ответов, а также высокие требования к опрашивающему и большое время, расходуемое на опрос всего состава экспертов.Аналитический метод. Получение прогнозных оценок осуществляется посредством логического анализа какой-либо прогнозируемой ситуации. Предполагает самостоятельную работу эксперта над анализом тенденции, оценкой состояния и путей развития прогнозируемого объекта.Метод написания сценария основан на определении логики процесса или явления во времени при различных условиях. Основное назначение сценария — определение генеральной цели развития объекта прогнозирования, выявление основных факторов фона и формулирование критериев для оценки верхних уровней дерева целей. Ценность сценария тем выше, чем меньше степень неопределенности, т.е. чем больше степень согласованности мнений экспертов в осуществимости событий, в развитии процесса и т.д.Основным преимуществом рассмотренных выше методов являются возможность максимального использования индивидуальных способностей экспертов и незначительность психологического давления, оказываемого на отдельных работников.Методы коллективных экспертных оценок. Основаны на том, что при коллективном мышлении, во-первых, выше точность результата и, во-вторых, при обработке индивидуальных независимых оценок, выносимых экспертами, могут возникнуть продуктивные идеи. Существуют следующие разновидности методов коллективных экспертных оценок: метод «комиссий», «метод Дельфи», метод «коллективной генерации идей» («мозговая атака»), метод морфологического анализа и др.Метод комиссий предполагает создание рабочей группы, в функции которой входят: назначение экспертов, проведение опроса, обработка материалов, анализ результатов коллективной экспертной оценки. В ходе работы уточняются основные направления развития объекта, а также составляется матрица, отражающая генеральную цель, подцели и средства их достижения, т.е. направления научных исследований и разработок, результаты которых могут быть использованы для достижения цели.Затем разрабатываются вопросы для экспертов. Это может быть перечень или таблица, но содержание вопросов должно определяться спецификой прогнозируемого объекта. Далее следуют проведение опроса экспертов и статистическая обработка материалов, которые характеризуют обобщенное мнение и степень согласованности индивидуальных оценок экспертов. Они служат исходной базой для синтеза прогнозных гипотез и вариантов развития исследуемого явления или процесса. Методика представляет собой совокупность оценок относительной важности, назначенных экспертами каждого из оцениваемых направлений исследований и разработок, выражающихся в баллах и принимающих значения от 0 до 1, от 0 до 10, от 0 до 100 и т. д. Эти оценки по определенному вопросу сводятся в таблицу, строки которой соответствуют направлениям исследований, а столбцы — порядковым номерам экспертов. «Метод Дельфи» — один из наиболее распространенных методов экспертных оценок. Предполагает анонимность экспертов, полный отказ от личных контактов экспертов и коллективных обсуждений; многотуровую процедуру опроса экспертов посредством их анкетирования; обеспечение экспертов информацией, включая и обмен ею между экспертами, после каждого тура опроса при сохранении анонимности оценок, аргументации и критики; обоснование ответов экспертов по запросу организаторов.Метод коллективной генерации идей включает два элемента: выявление вероятностных вариантов развития объекта прогнозирования и их оценку. При «мозговой атаке» сначала активизируется творческий потенциал специалистов, что находит отражение в генерации определенной идеи. Затем следует процесс деструирования (разрушения, критики) этой идеи и формулируется контридея. Это позволяет за короткое время путем вовлечения всех экспертов в активный творческий процесс получить продуктивные результаты.Метод морфологического анализа применяется при прогнозировании сложных процессов; экспертный метод систематизированного обзора всех возможных комбинаций развития отдельных элементов исследуемой системы. Этот метод построен на полных и строгих классификациях объектов, явлений, свойств и параметров системы, позволяющих строить и оценивать возможные сценарии ее развития в целом.Этой цели служит прием систематизированного охвата информации с последующим исследованием ее по методу «морфологического ящика». Последний строится в виде дерева или матрицы, в клетках которых помещены соответствующие характеристики объекта. Последовательное соединение одного из параметров первого уровня с одним из параметров последующего уровня представляет собой одно из возможных состояний объекта или решений проблемы. В результате создается новая информация об изучаемом объекте и вырабатывается оценка всех возможных альтернатив его состояния.

 

3.


Информация о работе Этапы развития и основные школы менеджмента