Этапы формирования и развития менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 16:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы рассмотреть и проанализировать этапы развития и становления теории и практики менеджмента.
В соответствии с данной целью мной ставятся следующие задачи:
1. Выявить основные стадии развития науки управления и проследить попытки классификации подходов и школ менеджмента.
2. Рассмотреть возникновение, формирование и содержание различных школ управления.
3. Изучить разнообразие моделей менеджмента.

Оглавление

Введение 4
Глава1. Становление и развитие менеджмента 6
1.1 Исторический подход к изучению менеджмента 6
1.2.Эволюция управленческой мысли 6
1.3 Возникновение и эволюция менеджмента 10
1.4.Этапы развития менеджмента в мире 14
Глава2. Идеи, теории и практические подходы в менеджменте 20
2.1 Промышленный переворот и новые подходы к управлению 20
2.2. Возникновение, формирование и содержание различных 24
школ управления
2.3.Современные проблемы управления 31
Глава 3. Разнообразие моделей менеджмента 34
3.1. Особенности американской модели 34
3.2. Характеристика японской модели 36
3.3 Западноевропейская модель менеджмента 37
Заключение 40
Список литературы

Файлы: 1 файл

менеджмент.docx

— 79.28 Кб (Скачать)

Важнейшей  составной  частью   плановой   работы   корпорации   является стратегическое  планирование,  возникшее  в  условиях  насыщения   рынка   и замедления роста ряда корпораций. Стратегическое планирование  создает  базу для принятия эффективных управленческих решений.

Для   снижения   сопротивления   рабочих   организационным   изменениям, происходящим в корпорациях, разрабатываются  программы  повышения  «качества трудовой жизни», с  помощью  которых  работники  корпорации  привлекаются  к разработке  стратегии  ее  развития,  обсуждению   вопросов   рационализации производства, решению разнообразных внешних и внутренних проблем.

Американские ученые продолжают ставить и разрабатывать реальные проблемы менеджмента. Американская практика  подбора  руководящих  работников  делает главный акцент на  хорошие  организаторские  способности,  а  не  на  знания специалиста.

3.2. Характеристика  японской модели

За последние два  десятилетия  Япония  заняла  лидирующее  положение  на мировом рынке. На ее долю приходится 44,5% общей стоимости акций всех  стран мира. И это притом, что население Японии составляет всего  2%  от  населения земного шара.    Одной  из  главных  причин   стремительного   успеха   Японии   является применяемая ею модель менеджмента, ориентированная на  человеческий  фактор. При  этом  японцы  рассматривают  не   одного   человека   (личность),   как американцы, а группу людей.

Японцы выше  других  ставят  социальные  потребности  (принадлежность  к социальной  группе,  место  работника  в   группе,   внимание   и   уважение окружающих). Поэтому и вознаграждение за  труд  (стимулы)  они  воспринимают через призму социальных потребностей.

В отличие от работников других стран, японцы не стремятся к безусловному выполнению правил, инструкций и  обещаний.  С  их  точки  зрения,  поведение менеджера и принятие им решений  всецело  зависит  от  ситуации.  Главное  в управленческом  процессе  –  это  изучение   нюансов   обстановки,   которые позволяют менеджеру принять правильное решение.

До развития в Японии капиталистического  способа  производства  ей  было присуще  уравнительное  вознаграждение  за   труд.   Становление   машинного производства  потребовало  разработки  системы  мотивации  труда  с   учетом сложившегося стремления работников к уравниловке и  личного  вклада  каждого из них. Выход был найден в разработке системы  оплаты  труда  работников  по выслуге лет.

Сильнейшим средством мотивации в  Японии  является  «корпоративный  дух» фирмы. В основе его лежит психология группы, ставящей интересы  группы  выше личных интересов отдельных работников.

Центральное  место  в  оперативном  управлении   японского   менеджмента занимает  управление  качеством.  Во  всех  сферах  японской   экономики   в настоящее  время  действуют  группы  (кружки)  качества,  в  которые  помимо рабочих  включаются  мастера  и  инженеры.   Японская   система   управления качеством не  дает  сбоев.  Это  является  результатом  ее  продуманности  и простоты.

В начале 70-х гг. вице-президент автомобильной компании «Тоёта»  Т.  Оно предложил систему организации труда «Канбан». Суть  ее  заключается  в  том, что на всех фазах  производственного  процесса  отказались  от  производства продукции крупными партиями и создали непрерывно-поточное производство.

В  последнее  время  американские  корпорации  начали  внедрять  у  себя нововведения, приведшие японские фирмы к значительному успеху.     Однако не все методы управления, используемые в Японии,  приживаются  на американской земле. Нельзя переносить одну модель  менеджмента  в  экономику другой  страны  без  учета  ее  специфических  условий  и,   прежде   всего, психологических и социально-культурных факторов.

3.3 Западноевропейская  модель менеджмента

Заметное  влияние  на  формирование   менеджмента   оказали   английские исследователи. Так, англичане Р. Фэлк  и  Л.  Урвик  занимались  разработкой принципов управления.

Английские  ученые  внесли  существенный  вклад  в   разработку   метода «исследования операций», который впервые зародился в Англии в  40-х  гг.,  в связи  с  необходимостью  решения   некоторых   военных   стратегических   и тактических задач. В дальнейшем центр работ переместился в Америку.

Во Франции вопросами научного управления занимались Анри Луи Ле  Шателье Шарль  Фремен-виль  братья  Андре  и  Эдуард  Мишлен.  Неоценимый  вклад   в понимание менеджмента как науки внес Анри Файоль.

Проблемами  научного  управления  производством  в  Германии   занимался Вальтер Ратенау. Огромный вклад в исследование  принципов  организации  внес известный  немецкий  социолог  Макс  Вебер,  разработавший  «идеальный  тип» административной организации, названный им  термином  «бюрократия».  Особого внимания заслуживают работы по организации  производства,  которые  выполнил Кароль   Адамецкцй.   Западногерманские   теоретики   школы    «человеческих отношений» выступали за более жесткий подход к  управлению  персоналом,  чем их коллеги в США и Японии.

В Англии, Голландии, Норвегии, Швеции и  других  странах  Запада  широко прорабатывались  также  вопросы  привлечения   работников   к   «участию   в управлении». Западноевропейские  ученые  оказали  заметное  влияние  на  формирование подхода к управлению с позиции «социального человека». Этот подход  позволял изучать поведение  людей  с  точки  зрения  воздействия  на  них  группового поведения.

В 1929–1933  гг.  передовые  капиталистические  страны  охватил  мировой кризис. В этот же период времени  английским  ученым  Дж.  М.  Кейнсом  была сформулирована концепция  государственного  регулирования  экономики.  Кейнс обосновал необходимость государственного вмешательства в экономику.     Большое влияние на развитие  всей  Европы  в  послевоенные  годы  оказал немецкий ученый, политик, министр экономики и  канцлер  Людвиг  Эрхард.  Под руководством  Эрхарда  Западная  Германия  добилась   экономического   чуда. Концепция «социального рыночного хозяйства» (по  Эрхарду)  включает  в  себя два основных положения:

Усиление государственного регулирования во всех сферах хозяйствования. Введение индикативного планирования, пришедшего  на  смену  директивного планирования. Индикативное планирование предполагает установление  планов  и показателей, достижение которых является наиболее желательным.    

Политика Эрхарда получила поддержку всех слоев общества, а также  ученых и практиков, занимающихся вопросами управления.

Определенный интерес представляет  шведская  модель  социализма.  Успехи Швеции в 50–60-е гг. XX в., как и ФРГ, объясняются прежде  всего  правильным выбором  модели  общественного  развития.  Этот  выбор  был  сделан  ученым, лауреатом Нобелевской премии Гуннаром Мюрдалем. Шведская  модель  социализма Мюрдаля учитывает специфические  особенности  Швеции,  которая  представляет собой страну с  высоким  уровнем  материального  и  социального  обеспечения населения.

Большинство исследователей считают, что теория и практика  управления  в США достигли значительно  более  высокого  уровня  развития,  чем  в  других странах  мира.  По  их  мнению,  высокая  производительность  труда  в   США обеспечивается  за  счет  лучшей  организации   производства.   Работая   на европейском рынке, американские бизнесмены получают высокие  прибыли,  умело приспосабливаясь  к  разным  условиям  на  рынках.  Именно   отставанием   в организации  производства  и  подбора   кадров   западноевропейские   ученые объясняют так называемый технологический разрыв между США и  Европой.  Одной из  причин  создавшегося  положения  следует  считать  то,  что   американцы проводят в Западной  Европе  политику  подчинения  европейских  стран  своим стратегическим планам.

 

Заключение

В соответствии с целью и задачами курсовой работы можно сделать следующие выводы:

1.Подготовка  современных менеджеров-профессионалов  невозможна без знания истории  развития менеджмента. Менеджмент  развивался на протяжении веков, прежде чем превратился в самостоятельную  отрасль знания, науку. Значительное влияние на формирование менеджмента оказали: школа научного управления, классическая (административная) школа, школа человеческих отношений, школа науки о поведении , а также выдающиеся представители этих школ, такие как Ф. Тейлор, А. Файоль,Э. Мэйо и др.[10,c.112]

2.Рыночная  экономика требует адекватной  ей системы управления, которая должна претерпеть радикальные преобразования вместе со всем обществом. В условиях перехода к рыночным отношениям важнейшим фактором успеха становится непрерывное совершенствование теории и практики управления.

3.Большое  значение приобретает изучение  передового и прогрессивного опыта управления зарубежных стран и использование его при анализе собственных управленческих проблем.

Поэтому изучение истории развития теории и практики зарубежного менеджмента крайне актуально. В современных условиях перестройки экономики на основе рыночных отношений одним из приоритетных ее направлений является выработка основных теоретических и методологических позиций по использованию менеджмента в практической деятельности организаций. Основной особенностью управленческой мысли становится поиск новых конкретных и реальных путей совершенствования системы управления, выработка позиции по различным проблемам управления применительно к рыночным условиям и на основе творческого осмысления передового зарубежного опыта.

Специфической чертой российского менеджмента должна стать опора на трудолюбие работника, ориентация на старательность и пунктуальность. Эти заложенные в народе качества необходимо всячески поощрять. При воспитании данных качеств, в процессе становления национальной системы управления, мы можем осуществить постепенный переход от жестких управленческих решений к гибким. Сегодня жесткость является необходимой, но вынужденной мерой. Стратегическая перспектива русского менеджмента – движение к более мягкому по форме, но и более эффективному по содержанию управлению. Осторожный, длительный подход к формированию российского менеджмента, учитывающего особенности русского менталитета, разнообразие и широту российских условий, – важнейшая стратегическая задача общества. От нее во многом зависит не только переход к рыночной экономике, но и место России в мировом сообществе. Это движение к современным формам и методам управления, которые будут формироваться не слепо, а на основе научно обоснованных мер.

 

 

 

 

Список литературы

1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2010.

2. Лекции по «Истории менеджмента».

3. Менеджмент в России и за  рубежом: журнал №5 (сентябрь-октябрь)/главный  редактор А.Е. Хачатурова – 2012.

4. Менеджмент: учебник для вузов /Под ред. проф. М.М. Максимцова, проф. М.А. Комарова. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2011.

5. Основы менеджмента: Учебник для  вузов/ Д.Д. Вачугов, Т.Е. Березкина, Н.А. Кисляков и др.; Под руководством Д.Д.Вачугова – М.: Высшая школа, 2010.

6. Капиталистическое управление: уроки 80-х / Под. ред. Грачева М.В. -М.: Экономика, 2013. 

7.  Курицин А.Н. Управление в Японии: Организация и методы. - М.: Наука, 2011.

8. Менеджмент организации / Под редакцией З.П. Румянцевой, Н.А.  Саломатина. М.: ИНФРА - М., 2013

9. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с     англ. – М.: Дело, 2011.

10. Попов А.В. Теория и организация американского менеджмента. - М.:Изд-во МГУ, 2012.

 


Информация о работе Этапы формирования и развития менеджмента